Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 8. Производственная программа предприятия



2015-12-15 843 Обсуждений (0)
Тема 8. Производственная программа предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Производственная программа предприятия: понятие, структура.

2.Этапы разработки производственной программы.

3. Производственная мощность предприятия.

4.Конкурентоспособность продукции предприятия: понятие, значение, показатели, факторы повышения.

 

1. Производственная программа предприятия:
понятие, структура

Производственная программа(план производства продукции) – это план производственных подразделений предприятия по объему, номенклатуре, ассортименту, качеству и срокам производства продукции [13, с. 127]:

Номенклатура (лат. nomenklatura – роспись имен) – систематизированный перечень названий материалов, производимых и продаваемых товаров и услуг [26, с. 440].

Ассортимент – перечень видов и разновидностей продукции и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам) [26, с. 37].

Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований продукции, а ассортимент – детализированный перечень позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Основные разделы производственной программы – план производства в натуральном выражении и план производства в стоимостном выражении.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяют натуральные измерители физического объема выпускаемой продукции (штуки, тонны, метры и т.п.). Все расчеты плана производства ведут по номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции [11,
с. 226].

Второй раздел производственной программы – это план производства в стоимостном выражении.Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию [11, с. 227].

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства.

Планирование производства и продаж в стоимостном выражении позволяет рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции.

 

Стоимостными показателями выпуска продукции выступает валовая, товарная, реализованная и чистая продукция:

 

 

Рис. 21. Состав стоимостных показателей продукции

ВП-( Пс+НП)=ТП

ТП+(ОПн-ОПк)+(Зн-Зк)=РП

РП-МЗ-АО=ЧП

Валовая продукция – это стоимость всей выпущенной предприятием продукции и оказанных услуг за определенный период времени.

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле

 

 

где Апi, — план выпуска i-го вида продукции в натуральном выражении; Цi, — действующая оптовая цена i-го вида продукции; п — количество видов товарной продукции (i = 1,2,3,..., n); Уj — объем услуг и работ 1-го вида промышленного характера; т —количество видов работ промышленного характера (j = 1,2,3,..., m).

Товарная продукция –стоимость всей продукции, произведенной организацией (предприятием) за определенный период времени (например, за год), за вычетом продукции, произведенной для собственных нужд и не законченной производством продукции.

Плановый объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле

ТП= ВП-( Пс+НП)

 

 

 

Реализованная продукцияэто денежное выражение объема продукции, поступившей на рынок, проданной организацией (предприятием) за определенный период и оплаченной покупателем [26, с. 598]. Это вся проданная товарная продукция, произведенная организацией за определенный период, или ее часть, а также реализованные остатки продукции, имевшиеся на начало периода.

Плановый объем реализованной продукции (Пр) в стоимост­ном выражении рассчитывается по формуле.

 

РП=ТП+(ОПн-ОПк)+(Зн-Зк)

 

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе объема плана продаж (плана реализации продукции).

План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок планируется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При неравномерном или нестабильном производстве план продаж составляется обычно на каждый месяц.

План продаж формируется на основе разных источников. Такими источниками являются:

- государственный заказ;

- заказы потребителей (по договорам и контрактам);

- потребительский спрос, выявленный при изучении рынка [7, с. 175].

Планирование производства и продаж продукции в натуральном выражении позволяет согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для производства.

Планирование производства и продаж в стоимостном выражении позволяет рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную на пред­приятии стоимость. В нее не входят издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость про­дукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предпри­ятия.

Плановый объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам:

Пч = Пр – МЗ – Оа, (9.6)

Пч = ЗП + Пб, (9.7)

 

где МЗ— материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции; Оа амортизационные отчисления на полное восста­новление основных фондов; ЗП —заработная плата с начисления­ми на нее; Пб — прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукцияу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам:

Пу = Пр + МЗ, (9.8)

Пу = ЗП + Пб + Оа. (9.9)

Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда.

 

 

2. Этапы разработки производственной программы

Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе объема плана продаж (плана реализации продукции).

План продаж содержит показатели объема и сроков поставок продукции конкретным потребителям в развернутом ассортименте. Объем поставок планируется как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

При неравномерном или нестабильном производстве план продаж составляется обычно на каждый месяц.

План продаж формируется на основе разных источников. Такими источниками являются:

- государственный заказ;

- заказы потребителей (по договорам и контрактам);

- потребительский спрос, выявленный при изучении рынка [7, с. 175].

Типовой алго­ритм формирования программы представлен на рисунке 9.1.

Номенклатура, ассортимент, ритмичность, качество
Резервы
Анализ выполнения плана производства
1

 

                   
     
 
     
 

 


 
 

 

 


Трудоемкость, фонд времени, состав оборудования, режим работы, производительность
3

 
 

 

 


Планирование выпуска продукции в натуральном выражении
Производственная мощность, портфель заказов, остатки продукции
4

               
   
 
 
 
     
 

 


План производства и реализации продукции
Планирование выпуска в стоимостном выражении
Цены, производственная программа
5

 

                   
     
 
     
 

 

 


Эффективность производственной программы
Норма рентабельности
6

 
 

 


 
 

 

 


Рис. 8.1. Схема планирования производственной программы

 

 

3. Производственная мощность предприятия

Производственная мощность предприятия (цеха, участка) – это способность закрепленных средств труда (технологической совокупности машин, оборудования и производственных площадей) к максимальному выпуску продукции за год (месяц, сутки, смену) в соответствии с установленной специализацией, кооперированием производства и режимом работы [18, с. 124].

Производственная мощность – максимально возможный объем выпуска продукции за определенный период (обычно за год, месяц) при полном использовании оборудования и производственных площадей на данном предприятии [26, с. 567].

Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственные мощности.

Входная мощность – производственная мощность предприятия или цеха, участка на 1 января текущего года или на иную конкретную дату.

Выходная мощность – мощность предприятия (цеха, участка) на конец планового периода.

 

Рис. 22. Показатели для расчета производственной мощности предприятия

 

Проектная мощность – производственная мощность предприятия (цеха, участка), введенная в действие, но не освоенная. Оборудование еще не эксплуатируется.

Среднегодовая мощность – это производственная мощность, которой будет располагать предприятие (цех, участок) в среднем за год или за расчетный период. Среднегодовая мощность (ПМсг)определяется балансовым методом: прибавлением к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитанием среднегодового ее выбытия по следующей формуле:

 

 

где ПМН – мощность на начало года (входная);

ПМвв – мощность, введенная в течение года;

ПМвыб – мощность, выбывшая в течение года;

n1, n2 – количество полных месяцев до конца года с момента соответственно ввода и выбытия мощностей.

Нормы производительности оборудования для вновь создающихся предприятий принимаются паспортные, а для действующих предприятий – технически обоснованные, но не ниже паспортной нормы.

При расчете производственной мощности принимается максимально возможный плановый (эффективный) годовой фонд времени работы оборудования. Для расчета трудоемкости используются плановая номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.

 

Рис. 23. Состав оборудования по его эксплуатационному состоянию

 

 

Рис. 24. Нормы производительности оборудования

 

Рис. 25. Структура годового фонда времени работы оборудования

 

Коэффициент использования производственной мощности определяется как отношение объема продукции, произведенной за определенный период, к среднегодовой мощности за тот же период.

 

 



2015-12-15 843 Обсуждений (0)
Тема 8. Производственная программа предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 8. Производственная программа предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (843)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)