Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация методов обучения. 1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия)



2015-12-15 712 Обсуждений (0)
Классификация методов обучения. 1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия) 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия).

2.Наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия – иллюстрации, репродукции, методические схемы и таблицы, методические пособия, педагогический рисунок).

3.Практические (конкретные практические действия).

Методы и приёмы приобщения детей к изобразительному искусству и художественной деятельности

В своей книге Б. Неменский пишет, как однажды в школе был поставлен эксперимент о трёх путях художественного образования. Класс начальной школы был разделён на три части – и дети, и помещение. Учительница разделила между группами одинаковые материалы (пластилин), но поставила совершенно разные задачи и применила разные методы работы. Первой группе было дано задание вылепить предметы по данному образцу. Второй группе детей разрешено лепить всё, что они хотят. Третьей группе была рассказана сказка о зайце, белочке и ёжике и предложено вылепить её персонажей и предметный мир.

Вначале во всех трёх группах атмосфера была одинаковой (разделяли ведь детей без отбора), но постепенно она начала меняться. В первой становилось всё напряжённее и тише. Во второй всё шумнее и безалабернее – кто-то начал что-то делать, кто-то ничего не придумал и швырнул в соседа пластилин. В третьей стоял рабочий шумок – ребята тихо разговаривали, советовались, сравнивали, старались.

К концу работы в первой группе на столах были одинаковые предметы. Дети стояли сзади них неулыбчивые, каждый сам по себе.

Во второй группе – ни одной работы, но стены, пол, столы и сами дети были в разводах слёз и пластилина.

В третьей группе была выполнена коллективная работа – целый рассказ в пластилине, и ребята весело говорили с учительницей.

Вот вам воспитание через обучение искусству, какое разное. Всего один урок, а если их много? Учителя более чем кто-либо созидают будущее человеческой культуры.

Уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, который подчиняется законам особой формы социальной деятельности – законам искусства. Современный урок искусства – это урок – образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.

Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально – уникальный характер, то есть можно говорить об авторском характере урока искусства. Все уроки – это звенья одной целостной системы, определённой в программе.

Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы. Ученик должен научиться выражать мысль и в практической работе (рисунок, живопись, конструкция), и в слове. Понимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, проверки её словами. Учитель и ученик – собеседники. В обсуждении всех тем должен постепенно возникать вопрос зачем? Это корневой вопрос программы. Не только что? или как? изображено, построено, декорировано – но зачем это делалось. Что этим выражалось? Какая цель была у автора?

Театр начинается с вешалки… Урок искусства – тоже театральное действие и должен быть так и обставлен. На каждом уроке эту ситуацию «введения» вискусство педагогу необходимо создавать. Но для этого именно и нужна особая атмосфера кабинета искусства, для этого нужны игровые, сказочныемоменты урока, последовательность показа произведений и речь учителя. Каждый педагог – режиссёр. Для введения в состояние сопереживания («уподобления») учащиеся должны «войти в роль». А учитель – режиссёр – незаметно ввести их в неё, тактично вовлечь в сопереживание. Каждый учитель может придумывать множество дидактических игр. Можно создать с детьми свои сказки в начальной школе и свои «диспуты», «суды» с защитой и обвинением в старших классах.

1.Например, игра «Художник и зритель» начинается с первого класса. Дети постоянно меняют роли, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. «Диспуты» и «суды» тоже могут становиться ролевыми играми этой темы. Можно ведь представить себя в качестве и Рембрандта, передвижников, импрессионистов и их критиков.

2. «Три брата – мастера». Мастер украшения, изображения и постройки. Они сопутствуют детям до конца начальной школы, в форме игры способствуя осознанию трёх форм художественной деятельности.

3.Метод коллективных и групповых работ

Коллективной работе надо учить. Двум ребятам, сидящих за одним столом, дали один лист. «Работайте вместе», - сказал учитель. «Эта половинка твоя, а эта моя». И на бумаге возникла вертикальная разделительная черта, потом – два рисунка. Так произошло на большинстве столов в этом первом классе. На нескольких столах вертикальная линия не появилась. Ребята вдвоём сделали один рисунок, и он был более завершённым. Но постепенно дети привыкают, им становится интересно. Можно работу делать вдвоём. Можно объединить два соседних стола. Может одну работу делать целый ряд или даже весь класс. Здесь всегда работает весь класс, и работает увлечённо.

Коллективные работы становятся радостью и гордостью ребят. Старшеклассники могут делать специальные работы для оформления школы. Дети свой труд берегут. И школа станет более «своим» местом, и учитель изо будет освобождён от ненормальной для него оформительской, а не воспитательной работы. Все коллективные работы уже своими размерами удобны для оформления школы.

С первого класса закладывается способность видеть жизнь, с интересом в неё всматриваться. Далее к открытию через искусство красоты, разнообразия, богатства художественной жизни разных народов и эстетических представлений о красоте и безобразии человеческого поступка, то есть духовного мира человека.

Нужно учить не искусству, а искусством.

В заданиях нужно давать контрастные чувства (доброе – злое, тихое – бурное). Давать подобные задания не вообще классу, а чётко разделяя группы с ясным заданием – или только доброе, или только злое. Иначе дети будут делать «что получится», и трудно определить удачные решения.

В начальных классах работу нельзя продолжать через неделю – прошла радость, всё нужно заново.

Дети должны понять, что в искусстве ничего и никогда не изображается просто так, ради изображения (иначе это не искусство). Художник всегда выражает своё отношение, свои чувства и мысли. Также и через украшение и постройку художник выражает своё отношение к тем или иным явлениям жизни. Нельзя одинаково одеть пожилую женщину и юную девушку, воина и старца. Даже для Бабы Яги и Снегурочки придётся построить разные дома.

Пробудить в ребёнке способность сопереживать чужому горю, пробудить отзывчивость души – в возможностях искусства. Для возникновения атмосферы, способствующей сопереживанию, учителю необходимо создавать специально игровые ситуации «уподобления», то есть атмосферу эмоциональной напряжённости и увлечённости всего класса. На уроках должна звучать музыка, стихи, помогающие учителю создать нужное настроение.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА В ДХШ И ИЗОСТУДИИ

Изостудия

На примере изостудии «Солнечный зайчик». За основу взята программа Б. Неменского для начальной школы. Требование времени – техническая оснащённость: телевизор, экран, компьютер и компьютерные программы.

Занятия 2 раза в неделю по 2 часа, всего 90 минут, из них 10 минут перерыв.

Программа рассчитана на 3 – 4 года (до 5 лет), принимаются дети с 4 – 5 лет до 10 – 12 лет. Формируются группы 5 – 6, 7 – 8, 9 – 10 лет.

Работы выполняются на мольбертах на половине листа ватмана, для графических работ или для работ, подготовленных к участию в выставках на формате А3. Младшие дети выполняют работу за одно занятие, старшие – за 2 – 3 занятия. Материал – гуашь, акварель, тушь, маркер, фломастеры, масло (с 8 лет), соус, сангина, уголь, масляная пастель, глина (натуральная и искусственная), пластилин, бумага, картон.

Виды работ: живопись, графика, смешанная техника (тушь, акварель, фломастеры, восковые мелки); аппликации из бумаги, картона, ткани; флористика; пластилин – работа на плоскости. Используется деревянная модель человека и геометрические гипсовые фигуры. Старшим детям проводятся беседы по искусству, о художниках.

Пленэр проходит в июне за 5 дней по три часа каждый день, получается 10 занятий за неделю (месячная программа 8 занятий).

1 занятие – рисуем цветы, травинки с близкого расстояния. Карандаш, акварель с масляными мелками, гуашь или тонированная бумага с сухой пастелью.

2 занятие – горы, воды – уголок парка.

3, 4, 5 занятия – море на Корабельной набережной. При плохой погоде в Союзе художников копирование работ.

ДХШ, ДШИ

На примере ДШИ №7

Эстетическое отделение. Возраст 5 – 7 лет. Эстетические группы занимаются несколько раз в неделю: хор, хореография, декоративно-прикладное искусство, лепка, живопись. Занятия по живописи 1 раз в неделю по 30 минут. Работа на листах формата А3, материал гуашь.

Подготовительное отделение с 5 лет, в основном 1 – 4 классы. Работа на листах формата А3, материал гуашь, уголь, цветная бумага, картон. Кроме живописи есть декоративно-прикладное искусство, лепка, история искусств. По декоративно-прикладному искусству изучаются орнаменты, вышивка, предметы быта на Руси, народный костюм, лоскутная мозаика, русская набойка, аппликация, бумагопластика, оригами. Народное зодчество.

ДХШ

Развивать в учениках образное мышление – одна из главных задач начальных классов. У ребят вырабатывают умение составлять натюрморт. Ученики используют предметы из методического фонда и вырабатывают навыки компоновки предметов. Это творческий процесс, воспитывающий вкус учеников, развивающий их находчивость, инициативу. Споры, которые возникают между детьми при отборе предметов для натюрморта, только им на пользу. Поставить натюрморт – творческая задача, не менее важная, чем написать его красками. В процессе компоновки у ребят рождается идея натюрморта, появляется творческий стимул для работы над ним. Ребятам даже оценки ставят за постановку натюрморта. Оценки такие: «За радостный цвет натюрморта», «За оригинальность выбора предметов», «За красоту фактуры отобранных вещей», «За декоративность натюрморта».

Выходы, выезды на пленэрные зарисовки. Обратить внимание на красивое в жизни, научить замечать красоту природы. Рисование с натуры: наброски, зарисовки. Пленэр даёт возможность наблюдать явления, которые не могут быть показаны на занятиях.



2015-12-15 712 Обсуждений (0)
Классификация методов обучения. 1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация методов обучения. 1.Словесные (объяснение, рассказ, беседа, лекция или дискуссия)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)