Доходы и расходы бюджетов
По экономическому содержанию доходы бюджета— это денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете в результате изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения, а также посредством взимания установленных платежей и сборов. В процессе мобилизации бюджетных ресурсов реализуются фискальная, регулирующая и контрольная функции. Фискальная функция заключается в обязательном аккумулировании денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных потребностей. Регулирующая функция проявляется в воздействии государства на общественные процессы в ходе изъятия платежей в бюджет посредством регулирования рентабельности отдельных субъектов, а также стимулирования развития приоритетных отраслей хозяйства. Эти и другие задачи реализуются при определении объема и структуры доходов и методов их изъятия и предоставления льгот. Поскольку изъятие и перечисление установленных законом платежей носят обязательный характер, то данному процессу сопутствует постоянный контроль за правильностью исчисления и своевременностью погашения финансовых обязательств перед государством. Источники доходов бюджетаотличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев. По методу аккумуляции доходов: • обязательные платежи (налоги, сборы); • необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.). По типу плательщика: • юридические лица; • физические лица. • прибыль, доход хозяйствующих субъектов; • имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства; • личные доходы граждан; штрафы, удержания. По характеру поступления платежей: • текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности); • капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.). По территориальной принадлежности: • доходы республиканского значения; • доходы местных бюджетов. Классификация доходов представляет собой систематизированную группировку доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, основанную на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь. Основным назначением государственного бюджета является финансирование социально-экономического развития республики. С этой целью аккумулируемые в бюджете доходы направляются на обслуживание общегосударственных потребностей, к которым можно отнести мероприятия, связанные с подъемом экономики, развитием социально-культурной сферы, обеспечением безопасности государства, содержанием административного аппарата управления и т.д. По экономическому содержанию расходы бюджетапредставляют собой денежные средства, которые используются на цели, предусмотренные в Законе о государственном бюджете. Расходы бюджета осуществляются в форме бюджетного финансирования отдельных предприятий, учреждений и организаций. На объем и структуру расходов бюджета в каждом текущем периоде оказывает влияние множество факторов, в частности: • ситуация в стране и мире, обусловливающая необходимость решения конкретных задач; • особенности общественного и экономического развития страны и отдельных регионов; • финансовая политика государства. Все расходы государственного бюджета на любом этапе хозяйствования характеризуются следующими признаками: • безвозмездностью и безвозвратностью финансирования: бюджетные ресурсы предоставляются в постоянное пользование без соответствующей оплаты; • целевой направленностью на конкретные мероприятия или виды затрат. Кроме того, они подвергаются постоянному мониторингу со стороны государства, соответствующих ведомств и других контролирующих органов, которые наблюдают за эффективностью расходования бюджетных средств. Классифицировать расходы бюджета любого государства можно по многим критериям, важнейшие из них представлены в табл. 1.1. Таблица 1.1– Классификация расходов бюджета
По направлениям различают внешние расходы (бюджетные средства, которые идут на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, финансирование международного сотрудничества в различных сферах деятельности, отчисления в бюджет Союзного государства России и Беларуси и др.) и внутренние (все остальные виды расходов). Классификация расходов по функциональному назначению позволяет четко определить целевые направления бюджетных средств, связанные с выполнением основных функций государства. Группировка расходов по экономическому содержанию отражает разграничение бюджетных средств на текущие и капитальные нужды. К группе текущих расходов относятся текущее финансирование органов государственной власти, текущие расходы на социально-культурные мероприятия, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капитальным расходам относятся бюджетные средства, которые используются на расширение воспроизводства, совершенствование инфраструктуры отдельных административно-территориальных единиц, модернизацию производства, финансирование инновационных и инвестиционных проектов. Ведомственное распределение отражает разделение средств по уровням управления (министерства, ведомства, конкретные предприятия, учреждения и другие организационные структуры). Бюджетная классификация расходов в Республике Беларусь основывается на принципах функциональности и ведомственности. В бюджетной классификации все расходы распределяются по разделам, подразделам, видам и параграфам.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |