Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общий исторический обзор



2015-12-15 289 Обсуждений (0)
Общий исторический обзор 0.00 из 5.00 0 оценок




ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ ПЕРИОДА

ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг)

..
19.1. Общий исторический обзор.
19.2. Государственный строй.
19.3. Судебная система и другие правоохранительные органы.
19.4. Правовая система.
Общие выводы.

Общий исторический обзор

Прежде всего определим, какой смысл вкладывался в термин "перестройка" в годы ее проведения, с какой целью она вводилась.

В первой половине 80-х годов правящая в СССР партийно-номенклатурная бюрократия оказалась перед выбором: немедленно начать реформы с целью модернизации системы или продолжать курс на укрепление неототалитарного режима. В результате борьбы этих тенденций, олицетворением которых были генеральные секретари ЦК КПСС Ю. Андропов и К. Черненко, к власти пришел представитель младшего поколения партийной элиты - М.Горбачев.

Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку. С позиций партийной верхушки перестройка означала преобразования в экономике, коренную реорганизацию государственного механизма, изменение форм и методов деятельности органов управления. Все эти мероприятия должны были реанимировать коммунистическую идею и в конце концов были направлены на спасение социалистической государственности. Официальная концепция перестройки предусматривала осуществление двух взаимосвязанных задач: 1) радикальной экономической реформы; 2) демократизации общественной жизни, распространение гласности. Конечной целью провозглашалось построение гуманного, демократического социализма, который объединял бы политический плюрализм с руководящей ролью КПСС, рыночные отношения с централизованным планированием, расширение суверенитета республик и сохранение единого союзного государства.

Перестройка начала осуществляться обычными командными методами. Главным направлением реформирования была экономика. Попытка ускорить развитие экономики за счет опережающего развития машиностроения не дала желаемых результатов. В июне 1987 года пленум ЦК КПСС провозгласил программу радикальной реформы управления экономикой, которая предусматривала расширение прав предприятий, внедрение арендных форм хозяйствования, широкую кооперацию в торговле и промышленности, создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

Долгое время Украину считали "заповедником застоя", экономические реформы здесь проводились очень вяло. Дело в том, что экономику Украины было очень трудно реформировать из- за того, что более 60 процентов ее составляла тяжёлая промышленность, 95 процентов продукции производилось на предприятиях союзного подчинения. Фактически, перестройка в Украине началась только в конце 1987 года. В апреле 1988 года Верховный Совет УССР утвердил основные положения перехода от командно-административной системы к экономическим методам управления. Было ликвидировано 103 республиканских органа управления, 14 министерств и ведомств, укрупнено 1500 предприятий, цехов, участков и тому подобное. Но несмотря на перестройку, ожидаемой самостоятельности предприятия не получили. Сохранились государственные заказы, контроль министерств и ведомств, разного рода нормативы.

Не лучшим было положение и в сельском хозяйстве. Истощена и загрязнена земля, устаревшая техника, низкий уровень заработной платы делали сельскохозяйственное производство нерентабельным и убыточным. Колхозно-совхозная система оказалась полностью бесперспективна.

Обострилась экологическая ситуация в Украине. Трагедия Чернобыля заставила задуматься над последствиями централизованного хозяйствования в Украине. Авария 26 апреля 1986года на Чернобыльской АЭС тяжелым дополнительным бременем легла на экономику Украины.

В целом следует определить, что экономическая реформа первых лет перестройки провалилась. Прекратился рост национального дохода, разбалансировались экономические отношения, бесконтрольно выросли цены, обострилась продовольственная проблема. Рос "черный рынок", значительная часть продукции вывозилась за пределы республики. С 1 ноября 1990 была введена карточная система и купоны. В апреле 1991 года в два раза были повышены розничные цены, что привело к резкому ухудшению жизненного уровня населения. Это повышение цен фактически обесценило все сбережения населения. Резко усилилась социальная дифференциация, повысился уровень преступности.

Перестройка, которая была направлена на спасение социалистической системы , не изменила сути власти, политической системы. Коммунистическая партия так-же оставалась важнейшей государственной структурой. С целью выхода из кризиса Верховная Рада УССР 3 августа 1990 года приняла Закон "Об экономической самостоятельности Украинской ССР". Но все больше становилось очевидным, что успех экономических преобразований невозможно без реформирования политической системы.

Еще в январе 1987 года пленум ЦК КПСС провозгласил гласность основой новой политики. Впоследствии, 1 августа 1990 года, был принят Закон "О печати и других средствах массовой информации", который ввел свободу печати и отменил цензуру.

Публикации по политическим, историческим, экономическим проблемам начали заполнять множество белых пятен украинской истории. Стала общедоступной правда о таких страницах истории ХХ в., как деятельность Центрального совета, голодомор 1933 года, сталинские репрессии, борьба ОУН-УПА и тому подобное.

Религиозные отношения. Демократизация общества положительно повлияла на отношения государства и церкви. Понятие свободы совести постепенно приобретало полноценное содержание. 23 апреля 1991года был принят Закон УССР "О свободе совести и религиозные организации", который гарантировал гражданам Украины право на свободу совести. Это право включало в себя свободу иметь, принимать и менять религию или убеждения своим выбором и свободу единолично или вместе с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, совершать религиозные культы, открыто выражать и свободно распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

Закон состоял из шести разделов: общие положения; религиозные организации в Украине; имущественное положение религиозных организаций; права религиозных организаций и граждан, связанные со свободой вероисповедания; трудовая деятельность в религиозных организациях и на их предприятиях; государственные органы и религиозные организации.

Закон впервые за всю историю советской власти действительно гарантировал свободу совести

Еще до принятия Закона официальный статус получили Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ) и Украинская автокефальная церковь (УАПЦ). Однако достаточно крепкими в Украине были позиции Русской православной церкви (РПЦ) и ее отдела в Украине - Украинской православной церкви (УПЦ). В то время как УАПЦ и УГКЦ стояли на позициях возрождения независимого Украинского государства, РПЦ и УПЦ оставались на позициях сохранения единого государственного образования в рамках СССР.

Итак, религиозная ситуация в Украине в начале 90-х годов оставалась достаточно сложной.

Одним из последствий реформ стало изменение политической структуры государства. Перестроечные процессы вызвали к жизни многочисленные общественные организации и объединения. В сентябре 1989 года была создана общественно-политическая организация- Народный рух Украины за перестройку (НРУ) во главе с поэтом Иваном Драчом. Параллельно возникли десятки других общественных объединений: "Зеленый мир", "Мемориал", "Союз независимой украинской молодежи" и др.

В 1990 году появляются первые политические партии: Украинская республиканская партия, Партия демократического возрождения Украины, конституционно-демократическая партия, Демократическая партия Украины, Украинская селянская демократическая партия, Социал-демократическая партия, Социалистическая партия.

Впоследствии заявили о себе Украинская христианская партия женщин, Украинская национал-либеральная партия, Партия славянского возрождения и др.

Большинство созданных партий были немногочисленные, не имели четкой программы, идеологии. Неопределенность цели деятельности, борьба за лидерство внутри партий, невысокий уровень политической культуры вели их к расколам, а то и к исчезновению.

И хотя реформами был нанесен ощутимый удар по КПСС, она единственная имела реальную власть в стране. Формой протеста против политики КПСС становится массовый выход рядовых коммунистов из ее рядов. В 1990 году КПУ оставили более 220 тыс. человек, а вступило только 38 тыс. Большая часть членов партии выражала протест иным образом - не платила членские взносы. Руководство КПУ, пытаясь вернуть утраченный авторитет, дает согласие на принятие важных для дальнейшей судьбы Украины документов.

16 июля 1990года Верховная Рада Украинской ССР приняла Декларацию о государственном суверенитете Украины. Из 385 депутатов, присутствующих в этот день на заседании, "за" проголосовали 355, "против" - четыре, не приняли участие в голосовании - 26.

Декларация состояла из вступления (преамбулы) и десяти разделов: самоопределение украинской нации, народовластие; государственная власть; гражданство Украинской ССР; территориальное верховенство; экономическая самостоятельность; экологическая безопасность; культурное развитие; внешняя и внутренняя безопасность; международные отношения.

Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины, как "верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях".

В Декларации определялось, что Украина как суверенное государство будет развиваться в существующих границах на основе осуществления украинской нацией неотъемлемого права на самоопределение. Любые насильственные действия против национальной государственности Украины со стороны политических партий, общественных организаций или отдельных лиц преследуются законом. "Граждане республики всех национальностей составляют народ Украины". Народ Украины является единственным источником государственной власти.

Украинское государство "обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств". Украина является самостоятельной в решении любых вопросов своей государственной жизни, а государственная власть осуществляется принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную; высокий надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве осуществляет Генеральный прокурор.

Территория Украины в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена или использована без её согласия.

Национальным богатством страны владеет, пользуется и распоряжается только народ Украины. Она самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы и порядок использования природных ресурсов, может запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности.

Украина "самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим на территории Республики, право их свободного национально - культурного развития. Украинская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение украинского народа, его исторического сознания и традиций, национально-этнографических особенностей, функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни ".

Немаловажным и новым в конституционном законодательстве Украины есть такой пункт: государство проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных потребностей украинцев, проживающих за ее пределами. И очень интересным является то, что Украина имеет право на возврат в собственность народа национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за пределами Украины.

Украина также имеет право на собственные Вооруженные силы, внутренние войска и органы государственной безопасности; она "торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не участвует в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерного оружия".

В последнем разделе подчеркивалось, что Украина является субъектом международного права, осуществляет непосредственные отношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, участвует в деятельности международных организаций и т.д. Она выступает равноправным участником международного общения, активно укрепляет общий мир и международную безопасность, непосредственно участвует в общеевропейском процессе и европейских структурах.

Украинское государство признает превосходство общечеловеческих ценностей над классовыми, приоритет общепризнанных норм международного права перед нормами внутреннего - государственного права.

Отношения Украины с другими советскими республиками "строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимопомощи и невмешательства во внутренние дела. Декларация является основой для новой Конституции, законов Украины и определяет позиции Республики при заключении международных соглашений".

Итак, Декларация послужила правовой основой процесса независимого государственного устройства Украины, всего дальнейшего законодательства. Она вдохновила демократические силы Украины на дальнейшую борьбу с коммунистическим режимом. Своеобразным пиком противостояния коммунистической власти и демократии стала голодовка студентов в октябре 1990 года в Киеве. Под давлением студентов и других оппозиционных сил Верховная Рада приняла ряд важных решений: провести в начале 1991 года референдум о доверии Верховной Раде Украины и в случае недоверия - организовать до конца года выборы на многопартийной основе; обеспечить прохождение срочной военной службы граждан Украины за пределами республики только с их согласия; создать комиссию Верховной Рады для рассмотрения вопроса о национализации имущества КПСС и ВЛКСМ; до принятия новой Конституции Украины заключение союзного договора считать преждевременным; отставка правительства; до 30 ноября 1990 года привести действующую Конституцию УССР в соответствие с положениями Декларации о государственном суверенитете.

Уже через неделю после принятия этих решений Верховная Рада отменила шестую статью Конституции УССР о руководящей роли коммунистической партии. Но это не означало конец господству коммунистической номенклатуры. Сохраняя контроль над средствами массовой информации, партийные структуры начали яростное наступление на демократические силы. Работа по созданию нового союзного договора не могла остановить суверенизацию союзных республик. Активизировались сепаратистские силы в Украине. В южных областях действовал комитет "Демократического союза Новороссии и Бессарабии”, целью деятельности которого было создание независимой Республики Новороссии . В Донбассе звучали требования по восстановлению Донецко-Криворожской республики. В Закарпатье Общество карпатских русинов требовало автономии для Закарпатья.

Повторялись уроки 1918 года: экономический и политический кризисы - основные предпосылки сепаратизма. Подтверждением этому стали события в Крыму. Партийные органы Крыма провели референдум о восстановлении автономии. На его основе Верховная Рада УССР 12 февраля 1991года приняла закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики".

Стремясь сохранить "единый Советский Союз" Верховный Совет СССР принимает решение о проведении 17 марта 1991 референдума о сохранении СССР. В Украине за обновленную федерацию проголосовало 70,5 процента из 83,5 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.

В мае 1991 года Верховная Рада обсуждала концепцию новой Конституции Украины. Проект, подготовленный конституционной комиссией во главе с Л. Кравчуком, по многим пунктам совпадал с позицией Народного совета: предполагалось, что Украина станет президентской республикой с двухпалатным парламентом, президента должен избирать весь народ, предлагалась название государства - Республика Украина, не упоминалось об обязательном вхождении в состав Союза ССР. Парламентское большинство выступило с критикой проекта конституционной комиссии и предложило свой проект. Коммунисты настаивали на сохранении названия Украинская Советская Социалистическая Республика, советской системы государственного управления, на ограничении прав президента, на записи в Конституции о вхождении УССР в состав СССР.

В начале июня 1991 парламент сделал очередной шаг к независимости, приняв постановление "О переходе в юрисдикцию Украинской ССР государственных предприятий и организаций союзного подчинения, расположенных на территории республики".

Однако экономика республики, как и в СССР в целом, оставалась переформированной. Между тем продолжались поиски оптимального содержания нового союзного договора. Переговоры вели руководители девяти союзных республик, включая Украину. В мае лидеры "девятки" в основном согласовали текст союзного договора и назначили дату его подписания 20 августа 1991 года. Но 19 августа 1991 партийная номенклатура осуществила государственный мятеж. Действия мятежников привели к окончательной дискредитации компартии. 24 августа 1991года Верховный Совет принял Акт независимости Украины. В этом историческом документе подчеркивалось:

"Исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991,
- Продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства в Украине,
- Исходя из права на самоопределение, предусмотренного Уставом ООН и другими международно-правовыми документами,
- Осуществляя Декларацию о государственном суверенитете Украины, Верховный Совет Украинской Советской Социалистической Республики торжественно провозглашает независимость Украины и создание самостоятельного Украинского государства – Украины.

Территория Украины является неделимой и неприкосновенной. Отныне на территории Украины имеют силу исключительно Конституция и законы Украины.
Этот Акт вступает в силу с момента его одобрения ".

Акт провозглашения независимости Украины, день принятия которого был впоследствии провозглашен национальным праздником, не был случайным явлением. Акт провозглашения независимости Украины украинский народ принял, продолжая тысячелетнюю традицию государственного строительства.

На Всеукраинском референдуме, который состоялся 1 декабря 1991 года, 90,35 процента избирателей подтвердили Акт провозглашения независимости Украины.

5 декабря 1991 Верховная Рада Украины приняла обращение "К парламентариям и народам мира", в котором отмечалось, что договор 1922года о создании СССР Украина считает относительно себя недействительным и не действующим. Заявлялось, что Украина строит демократическое, правовое государство, первоочередной целью которого является обеспечение прав и свобод человека. Подтверждались положения Декларации прав национальностей Украины от 1 ноября 1991года по обеспечению всем народам и гражданам республики равных политических, общественных, экономических, социальных и культурных прав. Провозглашался переход к рыночной экономике, признавалось равноправие всех форм собственности. Выражалась готовность к активизации международного сотрудничества на основе равноправия, суверенности, невмешательства во внутренние дела друг друга, признание территориальной целостности и нерушимости существующих границ. Неделимой и неприкосновенной Украина объявила и собственную территорию, при этом не имея территориальных претензий к любому государству. Задекларирован был также безъядерный статус республики, оборонительный характер ее военной доктрины, формирование Вооруженных сил на основе минимальной достаточности.

7-8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще у Минска лидеры Украины (Л. Кравчук), России (Б. Ельцин), Беларуси (С. Шушкевич) констатировали распад СССР и подписали соглашение о создании Содружества независимых держав (СНГ)).

21 декабря 1991года в Алма-Ате к этим соглашениям присоединились еще 8 независимых государств бывшего СССР. В принятой Декларации зафиксировано, что с образованием Содружества СССР прекращает свое существование. Причем СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Для координации деятельности в сферах общих интересов был образован Совет глав государств и Совет глав правительств. Учредители СНГ определили, что каждая из республик является независимой в своей внутренней и внешней политике государством. Украина вступила в новый этап своей истории.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.

В марте 1990 года в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерения Горбачева воплотить в практику государственного строительства теорию разделения власти. В декабре 1990 года Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, четко определялся как исполнительно-распорядительный орган, который подчинялся Президенту СССР.

Реформирование союзных органов власти и управления привело к соответствующим изменениям в союзных республиках.

Высшие органы власти и управления УССР. Высшим представительским органом республики оставалась Верховная Рада УССР. Именно ей было отведено видное место в проведении демократизации государственной жизни Украины.

В 1989-1991 годах Верховная Рада приняла ряд законов, меняли и дополняли Конституцию УССР.

Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 27 октября 1989года определял компетенцию Верховной Рады. Значительно расширялись полномочия Председателя Верховного Совета УССР, который приобретал ранга высшего должностного лица республики. Состав Верховной Рады должен состоять из 450 депутатов (ранее - 650). Срок полномочий народных депутатов - 5 лет. Впервые за много лет своего существования Верховная Рада начала работать в парламентском режиме. Порядок ее работы определялся Временным регламентом, утвержденным 22 мая 1990 года. В парламенте впервые появилась оппозиция в лице Народного Совета, в состав которой вошли 125 депутатов.

Значительным событием стало введение в Украине поста Президента УССР. По этому поводу Верховный Совет УССР принял 5 июля 1991года такие законы: "Об учреждении поста Президента Украинской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украинской ССР", "О Президенте Украинской ССР", "О выборах Президента Украинской ССР

".Выборы Президента Украины назначались на 1 декабря 1991 года. Таким образом, введение поста Президента УССР было новым шагом по созданию в республике государственного аппарата, построенного на принципах распределения власти. Законом от 21 мая 1991 года в Конституцию УССР были внесены изменения и дополнения по структуре органов высшей исполнительной власти республики.

Совет Министров был переименован в Кабинет Министров УССР. Должность председателя Совета Министров заменялась должностью премьер-министра.

13 мая 1991 был принят закон "О перечне министерств и других центральных органов государственного управления Украинской ССР". Кабинет Министров объединяет и направляет работу министерств и других подчинённых ему органов. Министерства и другие центральные органы государственного управления осуществляют руководство отдельными сферами управления, несут ответственность за их развитие. В пределах своей компетенции правительство должно издавать постановления и распоряжения, а также организовать проверку их выполнения.

Местные органы власти и управления. 9 апреля 1990года был принят Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", основной идеей которого был перевод местных Советов из режима единого государственного руководства в режим местного самоуправления. По Закону местные Советы становились полноправными хозяевами на своей территории. 7 декабря 1990 года был принят Закон УССР "О местных Советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении». В нем определялись основы местного самоуправления, правовой статус местных Советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления.

В систему местного самоуправления входили сельские, поселковые, городские Советы народных депутатов и их органы, другие формы территориальной самоорганизации граждан. Территориальную основу местного самоуправления составляли сельсовет, поселок, город; а органами местного самоуправления были соответствующие Советы народных депутатов. С целью более эффективного осуществления своих прав и обязанностей органы местного самоуправления могли объединяться в ассоциации, другие формы добровольных объединений.

Наряду с местным самоуправлением Закон выделял региональное самоуправление, основу которого составляли район и область.

Новое законодательство об органах местного самоуправления значительно расширили их права, как в сфере экономической, так и в сфере социально-культурной жизни общества, утвердило полноту народовластия на соответствующих административных территориях.



2015-12-15 289 Обсуждений (0)
Общий исторический обзор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общий исторический обзор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)