Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ДРУГИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ



2015-12-15 303 Обсуждений (0)
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ДРУГИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Реформирование судебной системы началось, как всегда, на союзном уровне. 20 июня 1989года Верховный Совет СССР принял Закон "О статусе судей в СССР". 13 ноября 1989года были приняты новые Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве. В декабре 1989 года Верховный Совет СССР принял целый ряд нормативных актов, направленных на повышение роли суда, в частности Закон СССР "Об ответственности за неуважение к суду", постановления "Об утверждении Положения о квалификационных коллегиях судей судов Союза ССР", " Об утверждении Положения о квалификационной аттестации судей "," Об утверждении Положения о дисциплинарной ответственность судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР ".

Закон от 27 октября 1989года внес существенные изменения в раздел 18 Конституции УССР "Суд и арбитраж". Судебная система УССР состояла из Верховного суда УССР, Верховного суда Автономной РК, областных судов, Киевского городского суда, районных (городских) народных судов. Судьи районных народных судов избирались областными Советами народных депутатов. Срок полномочий судей всех уровней составил 10 лет, народных заседателей - 5 лет.

Закон от 24 октября 1990 года вывел судебную и прокурорскую систему Украины из подчинения союзным органам. Конституция УССР определяла, что высший судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов республики осуществляется только Верховным Судом Украинской ССР (ст. 199). Генеральный прокурор Украинской ССР назначался Верховным Советом УССР, был ответственен перед ней и только ей подотчетен (ст. 163). Срок полномочий Генерального Прокурора УССР и других прокуроров - 5 лет. Устанавливалось, что организация и порядок деятельности судебных и прокурорских органов определяются исключительно законами УССР. Закон предусматривал создание в Украине Конституционного Суда. 20 декабря 1990года был принят закон УССР "О милиции". В нём отмечалось, что деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, гласности, уважения к личности, социальной справедливости, взаимодействия с трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами.

Основными задачами милиции объявлялись: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предотвращение правонарушений и их пресечение; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей.

Закон регламентировал права и обязанности работников милиции. Было подчеркнуто, что работник милиции при исполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и действует в его рамках.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Право, как известно, в той или иной степени реагирует на соответствующие процессы, происходящие в экономической, политической и общественной сферах. В годы "перестройки" практически не остается ни одной отрасли права, где бы ни происходили существенные изменения.

Конституционное право. Наиболее радикальные изменения произошли в конституционном праве. Изменения и дополнения, которые вносились в Конституции СССР и УССР, существенно реформировали существующие государственно-правовые институты, всю политическую систему.

27 октября 1989года был принят Закон УССР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР". В преамбуле этого Закона отмечалось, что изменения в Конституцию УССР вносятся с целью развития демократии, совершенствования избирательной системы, деятельности Советов народных депутатов и тому подобное. Демократизация избирательной системы предусматривала переход к действительно представительской демократии. На развитие этого положения были направлены законы "О выборах народных депутатов Украинской ССР" и "О выборах депутатов местных Советов народных депутатов Украинской ССР" от 27 октября 1989 года. Закон предусматривал создание Комитета Конституционного надзора УССР.

Следующий Закон "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" было принято 24 октября 1990 года. Изменения касались ст. 3 Конституции, в которой уже не говорилось о принципе демократического централизма. В новой редакции отмечалось, что организация и деятельность государства основываются на принципах выборности всех органов государственной власти, подотчетности их народу, ответственности каждого государственного и должностного лица за порученное дело, обязательности решений вышестоящих органов для нижестоящих.

Отмена ст. 6 Конституции подорвало монопольное господство коммунистической партии и нанесло удар по командно-административной системе управления.

Вносятся изменения в раздел "Основные права, свободы и обязанности граждан УССР". Согласно ст. 49 Конституции граждане УССР получили право объединяться в политические партии, другие общественные организации, участвовать в движениях, которые способствовали удовлетворению их законных интересов.

Комитет Конституционного надзора был переименован в Конституционной суд УССР, который избирался Верховным Советом УССР на 10 лет в количестве 23 членов суда.

Ряд законов, принятых в 1991 году, вносили изменения в название, структуру и компетенцию органов исполнительной власти.

28 июня 1991года была опубликована Концепция новой Конституции Украины, одобренная Верховной Радой УССР 19 июня 1991года. Через всю Конституцию были проведены идеалы правового государства. В центре внимания стоял человек, как высшая социальная ценность, его права и свободы и их гарантии.

Гражданское право. В марте 1990 года был принят Закон "О собственности в СССР ", в котором перечислялись три ее основные формы: собственность граждан, коллективная и государственная. Кроме этого, допускалось существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность могла быть долевой или общей и смешанной. Формами собственности граждан были собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности - собственность арендного предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества, акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации / Государственная собственность делилась на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов, государственных учреждений.

Существенные изменения в гражданское право вносили также законы СССР "О предприятиях в СССР" от 26мая 1988 года, "О кооперации в СССР" от 6 марта 1990 года, Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989года и др .

Согласно союзным актам в УССР были приняты законы "О собственности" от 17 февраля 1991 года и "О предприятиях в РСфСР" от 27 марта 1991 года.

В мае 1991 года были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

К законодательству в области гражданского права примыкали законы УССР "О предпринимательстве" от 7 февраля 1991 года и "Об инвестиционной деятельности" от 18 сентября 1991 года.

Трудовое право. Изменения, которые происходили в сфере "переходной" экономики, требовали реформирования трудового законодательства. Был установлен новый порядок разработки заключения коллективных договоров. Институт трудового договора дополнился контрактной формой принятия на работу. Продолжительность испытательного срока при приеме на работу стала определяться по согласованию сторон трудового договора.

Следует подчеркнуть, что вопросы трудовых отношений нашли место почти во всех законах, регулирующих переход к многоукладной экономике. Это прежде всего законы СССР "О собственности в СССР", "О предприятиях в СССР", "О кооперации в СССР" и др. В УССР это, опять же, законы "О собственности", "О предприятиях в УССР", "О занятости населения", "Об основах социальной защищенности инвалидов в УССР" и др.

Среди изменений в трудовом законодательстве следует назвать также отмена ряда ограничений работы по совместительству, расширение льгот для женщин и тому подобное.

Закон Верховного Совета УССР "Об экономической самостоятельности Украинской ССР" от 3 августа 1990года предусматривал реформирование трудового законодательства республики и приведение его в соответствие с новыми формами хозяйствования.

Однако половинчатость экономических реформ, ориентация на производство, а не на работника, низкий уровень условий труда, слабость института коллективного договора тормозили развитие трудового права.
Земельное право. 28 февраля 1990года Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле. Определялось, что "земля является достоянием народов, проживающих на данной территории" Граждане получили право на приобретение земли в пожизненное владение или в аренду. Подробно регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием полагался на местные Советы.

Основы создавали условия для рационального использования и охраны земель, воспроизводство плодородия грунтов, сохранения и улучшения природы окружающей среды.

Уголовное законодательство в рассматриваемый период, почти не меняется. Изменения отражали или очередное направление политики партии, или присоединение СССР к соответствующим международным конвенциям. Так, в 1985- 1986 годах были приняты нормативные акты, направленные на борьбу с пьянством и получением нетрудовых доходов. В 1987 году СССР присоединился к международным конвенциям, которые предусматривали борьбу с наркотиками и заложниками.

Из конкретных нормативных актов, которые предусматривали уголовную ответственность, следует назвать Законы СССР "О защите чести и достоинства Президента СССР" от 2 апреля 1990 года, "Об уголовной ответственности за блокирование транспортных коммуникаций и другие незаконные действия, которые посягают на нормальную и безопасную работу транспорта "от 23 октября 1990 года.

Внимание законодателя снова привлекла спекуляция. В октябре 1990 года принимается закон, согласно которому спекуляцией охватывалась скупка товаров, на которые установлены государственные цены в заведениях торговли, продажа товаров со складских помещений, баз и т. д. с нарушением установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представление о спекуляции и ее отношения с легальной торговой деятельностью.

В связи с принятием этих нормативных актов соответствующие изменения были внесены в УК УССР. 2 июля 1991года Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

Важное значение для возрождения духовности украинского народа имел закон "О языках в Украинской ССР" от 28 октября 1989 года.

В целом законодательство периода "перестройки" начало правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

Общие выводы

С середины 80-х годов в СССР начался необратимый процесс реформирования всех сторон жизни общества. Первые попытки реформ показали, что они невозможны без демократизации, без перестройки политической системы.

Перед Украиной возникла реальная возможность национального и государственного возрождения. Общественно-политическая жизнь в республике активизируется после ужасной катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выросло общественное сознание людей, которые выразили открытое недоверие руководству страны.

Утверждение гласности и политического плюрализма привели к ликвидации идеологического и политического господства коммунистической партии. Начала терять свои позиции командно-административная система управления. Одним из важнейших направлений демократизации стало реформирование деятельности Советов народных депутатов. Впервые в истории их существования были проведены действительно демократические выборы.

Перестроечные процессы вызвали к жизни многочисленные общественные организации, большинство из которых впоследствии реформируются в политические партии. Важную роль среди них играл Народный Рух Украины за перестройку, который выступал за развитие независимой Украины.

Росту национального самосознания способствовало принятие Верховной Радой УССР 16июля 1990года Декларации о государственном суверенитете, которая провозгласила верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в границах ее территории, независимость и равноправие во внешних сношениях.

Кардинальных изменений претерпела правовая система. Уроки перестройки в Конституцию УССР и в действующее законодательство вносят многочисленные изменения и дополнения. На первое место в правовом регулировании вышел институт прав и свобод личности. Но непоследовательность политических и экономических реформ, нежелание центра предоставить республикам полную законотворческую самостоятельность привели к "войне" союзных и республиканских законов. Изменения в государственно-правовой жизни страны были вызваны процессами обновления, которые происходили в обществе, и которые упорно вели к формированию независимого Украинского государства.

Период перестройки для республики закончился принятием 24 августа 1991года Верховной Радой УССР "Акта о государственной независимости Украины", который ликвидировал историческую несправедливость и начал новый этап в истории Украины и ее народа.

Рекомендуемая литература

1. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. В.М. Бабин.- К., 1976.
2. История государства и права Украины: В 2 ч. / Под ред. А.И. Рогожина.- К., 1996.- 4.2.
3. История Украины / Руководитель авт. кол. Ю. Зайцев. - Л., 1996..
4. История Украины. Новое видение: В 2 т. / Под общ. ред. В.А. Смолия. - К 1996.-Т. 2.
5. Калмакан И., Бриндак А. Возникновение и эволюция национальной партийной системы в Украине в XX веке: исследования.- А., 1997..
6. Турченко Ф., Панченко П., Тимченко С. Новейшая история Украины: В 2 ч. - М, 1995.-Ч.2.
7. Дорогами веков: справочник по истории Украины.- К., 1993.



2015-12-15 303 Обсуждений (0)
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ДРУГИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И ДРУГИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)