Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕОТОТОЛИТАРНОГО РЕЖИМА



2015-12-15 326 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕОТОТОЛИТАРНОГО РЕЖИМА 0.00 из 5.00 0 оценок




(середина 1960-х - середина 1980-х гг..

18.1. Общий исторический обзор.
18.2. Государственный строй.
18.3. Судебная система и другие правоохранительные органы.
18.4. Основные черты правовой системы.
Общие выводы.


18.1. Общий исторический обзор

В октябре 1961 года состоялся XXII съезд КПСС, который принял новую Про-грамму партии - программу перехода общества к коммунизму. Первые десять лет (1961 - 1971 ГГ.) отводились на создание "материально-технической базы коммунизма", следующие (1971 - 1981 гг.) - на вступление в коммунизм. Предусматривалось формирование бесклассового общества и передача функций государства органам самоуправления трудящихся.

Но уже через три года после начала реформ, в октябре 1964 года, Хрущев был отстранен от высших государственных и партийных постов. Неопределённость ситуации, к которой привели начатые Н. Хрущевым реформы, настроили против него различные слои общества: бюрократию, технократов, номенклатуру, военных. Партийная группа, пришедшая к власти в результате этого бескровного кремлевского переворота, пыталась создать новый тип тоталитарного режима, где идеологический консерватизм был бы соединен с экономическими реформами.

В 1965 году началась новая экономическая реформа по программе группы технократов во главе с А. Косыгиным. С одной стороны, эта реформа имела целью расширение автономии предприятий, а с другой - значительно усиливала позиции общесоюзных органов. Были ликвидированы совнархозы и восстановлены общесоюзные промышленные министерства. Создается ряд центральных ведомств, таких как Государственный комитет по ценам, Государственный комитет снабжения, Государственный комитет по науке и технике.

Однако и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий было достаточно существенным. К минимуму сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства. Однако положительные элементы реформы перечёркивал ведомственный принцип управления и планирования, когда вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, которые заключали предприятия, подлежали обязательному утверждению вышестоящими органами.

Но начиная с 1972 года, экономическая реформа прекращается. В Москве победили консервативные силы, центр тяжести реформ переносят на оборонную промышленность, освоение Сибири и на сельское хозяйство. В интересах союзных республик было только последнее - сдвиг в аграрном секторе

Казалось, что именно в 70-е годы было больше сделано для изменений в сельском хозяйстве Украины. Вводились программы механизации, химизации, мелиорации. По плановым подсчетам, капиталовложения в сельскохозяйственное производство составили 27 процентов от всех капиталовложений в украинскую экономику. Но эффект от этих программ был более негативным, чем позитивным. Механизация превратилась в поставку колхозам и совхозам низкокачественной техники. Химизация привела к массовому загрязнению окружающей природной среды. Мелиорация уничтожила плодородные почвы и нарушила экологический баланс. Только за 1971 - 1985 годы капиталовложения на проведение мелиорации в Украине составили около 12 млрд. руб., А среднегодовая отдача не превышала 3-4 млн. руб.

Из года в год увеличивался разрыв между ростом финансирования сельского хозяйства и объемом производимой продукции. Так, с 1966 по 1985 годы среднегодовые капиталовложения в сельскохозяйственное производство увеличились в 2,5 раза, а валовой сбор зерна - на 18 процентов, мяса - на 38 процентов.

Несмотря на все это, в сельском хозяйстве Украины были и определенные положительные изменения. В 70-е годы усилилась межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция, которая привела к созданию аграрно-промышленных предприятий и объединений. Все это требовало неотложных изменений форм руководства селом, на что командно-административная система была неспособна. Игнорирование интересов крестьянина, экстенсивный подход к земледелию в середине 80-х годов привели к изменению положения в сельском хозяйстве республики, хотя даже и при таких условиях она производила четверть всей сельскохозяйственной продукции СССР.

В конце 70-х - начале 80-х годов экономика Украины вошла в полосу тотального кризиса. Первой ласточкой экономического кризиса стала инфляция. Одной из причин инфляционных процессов был дисбаланс между доходами населения и возможностью их реализации. Сбережения граждан постоянно росли. К концу 70-х годов они составляли 32 млрд. руб. только на счетах в сберегательных кассах. Но рост денежной массы на руках у населения не подкреплялся увеличением объема предлагаемых товаров и услуг. Если номинальная заработная плата увеличивалась, то реальные доходы уменьшались. Соответствующие процессы происходили во всех других сферах, касающихся благосостояния людей: в жилищном строительстве, здравоохранении, народном образовании и т.д.

Общественный строй. Во второй половине 60-х годов произошли существенные изменения в социальной структуре населения.

На 1985 год численность рабочих составляла 60 процентов от общего количества занятых в народном хозяйстве. Значительно сократилась численность украинских колхозников: с 6,4млн. в 1960 году до 3,9млн. в 1985 году. Количество городских жителей выросла с 19,9млн. в 1960 году до 33,2 млн. в 1985 году, соответственно за этот же период сельское население уменьшилось с 22.6 млн. до 17,6 млн. человек.

В рассматриваемый период полностью сформировался новый слой населения-номенклатурно-бюрократический аппарат, который былнастоящим хозяином Украины.

Борьба с проявлениями национального самосознания. Формирование культа Брежнева говорило о создании неототалитарного режима, отличавшегося от сталинского более смягченным видом. В Украине расхваливать Брежнева особенно уродливые формы приобрело во времена В. Щербицкого, который в 1972 году сменил на посту первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста.

Начало свои карьеры В. Щербицкий отметил массовыми арестами украинской интеллигенции - носителя национального самосознания. Репрессии были начаты статьёй в № 4 журнала "Коммунист Украины" за 1973 год под названием "О серьезных недостатках и ошибках одной книги», в которой разгромной, но слабо аргументированной критике подверглись произведение П. Шелеста "Украина наша Советская", изданный в 1 970 году. Автора обвинили в том, что он "идеализирует украинское казачество и Запорожскую Сечь", игнорирует роль России в истории Украины, не дает должной оценки воссоединению Украины с Россией - "этого выдающегося исторического события" и другие. После этого начались аресты. Безосновательно были арестованы братья М. Горынь и Б. Горынь, А. Заливаха, С. Караванской и другие правозащитники, которые пытались бороться с нарушениями прав человека

Усиливалось идеологическое давление на весь народ. В национальных отношениях пропагандировалось слияние наций. Активно проводилась русификация. Один из главных компонентов национального сознания - язык – постепенно устраняется из сферы социально-культурных отношений. В 1979 году 10,9 процентов украинцев по национальности назвали родным языком русский. В Украине сложилась ситуация, при которой русское национальное меньшинство фактически ассимилировало украинское большинство.

На производстве, в управленческих структурах господствовал русский язык. Почти все предметы в вузах и техникумах республики преподавались на русском языке. С 1972 по 1980 год количество названий украинских изданий учебной литературы для вузов сократилось в 5,7 раза.

Развитие государственных идей в программах оппозиционных организаций. Главным в украинском национально-освободительном движении данного периода оставалась идея государственной независимости Украины.

Традиции интегрального национализма отошли в прошлое и главным способом борьбы большинства организаций считалась агитация за выход Украины из состава СССР. Среди таких организаций были Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС) во главе с Левко Лукьяненко (1959 - 1961) и Украинский национальный фронт (УНФ) (1964-1967).

Некоторые из организаций, такие как Объединенная партия освобождения Украины (1953- 1958) и Украинский национальный комитет (1957- 1961), не исключали возможности использования оружия. Среди основных течений оппозиционного движения в Украине следует выделить:’’ самостійницьку”, национально-культурную, правозащитную, религиозную.

“Самостійники” (УРКС, УНФ) своей целью ставили отделение Украины от СССР мирными, конституционными мерами, путем проведения народного референдума.

Представители национально-культурного течения главной целью считали духовное и культурное возрождение украинского народа, традиции, языка. Они выступали против насильственной русификации, догматов социалистического реализма, преследование за убеждения. Правозащитники отстаивали идеи личной и национальной свободы, прав человека, демократии, требовали соблюдения Конституции.

Религиозное течение свою главную задачу видело в борьбе за легализацию Украинской греко-католической церкви, других религиозных конфессий, за свободу совести, за свободное осуществление религиозных обрядов.

Все без исключения представители национально-освободительного движения выступали за расширение прав профсоюзов, возрождение частной собственности, рыночных отношений, введение свободного предпринимательства. Предлагалось ликвидировать господствующее положение КПСС, критиковались бюрократические методы руководства экономикой и т.д.

Острой критике была подвергнута советская государственность. В документах Украинско - Хельсинской группы органы власти советской Украины названы оккупационной администрацией, которая воплощает колонизаторскую политику Москвы. Существующая система выборов называлась "комедийным спектаклем". По мнению оппозиции, объективный мировой процесс деколонизации поможет Украине стать независимым государством.

Проекты будущего общественно-политического устройства Украины можно разделить на федералистские (УРКС) и “самостійницькі” (УНФ). Федералисты выступали за равноправный статус Украины в новой, свободной федерации советских республик (не напоминает ли это первые универсалы Центрального совета? - П.М.). “Самостійники” добивались полной государственной независимости Украины. Федералисты отстаивали концепцию демократического социализма, который смог бы ограничить самодержавие КПСС, превратить Советы в реальные органы народной власти и народного самоуправления, ввести рыночные отношения. “Самостійники” идеалом политической структуры Украины видели демократию западного типа.

Таким образом, в 60-х - первой половине 80-х годов общественно-политическая жизнь Украины развивалась чрезвычайно противоречиво. С одной стороны наступление неототалитарного режима, его идеологии, с другой, рост национального самосознания. Все это происходило на фоне нарастания кризисных явлений в народном хозяйстве, дальнейшего расслоения общества, что не могло не отразиться на развитии государственного строя и правовой системы.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Формирование неототалитарного режима потребовало установления более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 года и соответствующих конституций союзных республик. Фактически же, сама структура органов власти и управления осталась неизменной.
Высшие органы власти и управления. Высшим конституционным органом республики считалась Верховная Рада УССР. Основной организационной формой ее деятельности были сессии. Очередные сессии созывались дважды в год. Для решения неотложных проблем созывались внеочередные сессии. Верховная Рада УССР была высшим законодательным органом республики и только ей принадлежало право принятия законов. Важную роль в структуре Верховной Рады играли постоянные комиссии, количество которых законодательством не ограничивалась. Их деятельность регулировалась Положением о постоянных комиссиях Верховной Рады Украинской ССР, утвержденным 29 июня 1966. Правовой статус постоянных комиссий подтвердила Конституция УССР 1978 года, где отмечалось, что постоянные комиссии создаются для "ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета УССР, и других вопросов, принятых Верховной Радой УССР, контроля за деятельностью государственных органов и организаций "(ст. 109).

Впоследствии, 25 марта 1980, было утверждено новое Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета УССР.

Важным органом власти республики был Президиум Верховного Совета УССР. Об этом свидетельствовал тот факт, что он издавал указы, нормативные акты, которые по значению шли вслед за законами. По Конституции УССР 1978 года Президиум Верховного Совета УССР "является подотчетным Верховному Совету Украинской ССР органом", который обеспечивал организацию работы высшего органа власти республики (ст. 105).

Порядок заседаний высшего органа государственной власти определялся регламентом Верховного Совета УССР, который был принят 25 марта 1980.

Высшим органом государственного управления оставался Совет Министров УССР. В ст. 115 Конституции УССР 1978 года Совет Министров определялся как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики. В своей деятельности правительство страны был подотчетно Верховному Совету УССР. Его правовое положение подробно регламентировало закон "О Совете Министров Украинской ССР" от 19 декабря 1978 года. По закону Совет Министров УССР формировался Верховным советом УССР. Постоянно действующим органом правительства был Президиум Совета Министров. Свои нормативные полномочия Совет Министров осуществлял путем издания постановлений и распоряжений, которые были обязательными на всей территории Украины.

Центральными органами государственного управления были союзно-республиканские и республиканские министерства и государственные комитеты УССР и некоторые другие органы, подведомственные правительству. Союзно-республиканские министерства и ведомства подчинялись как Совету Министров СССР, так и соответствующим общесоюзным структурам, а республиканские - подлежали только Совету Министров УССР. Количество министерств и ведомств не было постоянным. Если в 1967 году было 27 союзно-республиканских министерств, то в 1978 году их насчитывалось 29. Перечень центральных органов государственного управления находился в Законе "О Совете Министров Украинской ССР".

Местные органы власти и управления. До принятия Конституции УССР 1978 года местными органами власти в Украине были областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские Советы народных депутатов. В 1960-1970 годах деятельность местных Советов депутатов трудящихся регулировалась республиканскими законами "О сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся" от 2 июля 1968 года и "О районных, городских, районных в городах Советах депутатов трудящихся" от 15 июля 1971 . На территории УССР действовал также общесоюзный Закон "О статусе депутатов Советов трудящихся в СССР" от 20 сентября 1972 года.

Исходя из концепции "общенародного государства" Конституция УССР 1978 года изменила название "Совет депутатов трудящихся" на "Совет народных депутатов". По Конституции Советы избирались сроком на 5 лет. Выборы депутатов местных Советов проводились па основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Местные Советы руководили на своей территории хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан; способствовали укреплению обороноспособности страны.

Важную роль в местном управлении выполняли исполнительные комитеты, которые были исполнительными и распорядительными органами Советов народных депутатов. В их компетенцию входили созыв сессий Советов, организация подготовки и проведение выборов в Советы, координация деятельности постоянных комиссий и тому подобное.

Исполкомы имели право решать все вопросы, относящиеся к полномочиям Советов, за исключением тех, которые решались только сессией Совета.

В структуре исполкомов существовали отделы и управления, которые создавались при всех местных советах, за исключением сельских, поселковых и районных в городах. В своей деятельности отделы и управления подчинялись соответствующему Совету, его исполкому и соответствующему отраслевому высшему органу государственного управления.

После принятия Конституции СССР и Конституции УССР принимается ряд нормативных актов, которые направлялись на повышение эффективности деятельности местных Советов народных депутатов. Так, в 1979-1980 годах в УССР были приняты законы: "О городском, районном в городе Совете народных депутатов УССР", "О районном Совете народных депутатов УССР", "О сельском Совете народных депутатов УССР", "О поселковом Совете народных депутатов УССР " ," Об областном Совете народных депутатов УССР ".

 

 



2015-12-15 326 Обсуждений (0)
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕОТОТОЛИТАРНОГО РЕЖИМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ПЕРИОД НЕОТОТОЛИТАРНОГО РЕЖИМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)