Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ



2015-12-15 312 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Жесткая централизация государственного механизма, системы органов власти и управления, правоохранительных органов закономерно привела к централизации законотворчества. Законодательство УССР развивалось под прямым влиянием общесоюзных нормативных актов. Основанная Законом от 11 февраля 1957 кодификация права четко определила рамки законотворческой самостоятельности советских республик. Результатом кодификации стало принятие на союзном уровне - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, на республиканском - кодексов почти по всем отраслям права. Венцом кодификационной работы стало издание Свода законов СССР и Свода законов Украинской ССР.

Ряд совместных постановлений ЦК КПУ, Президиума Верховного Совета УССР и Совета Министров УССР, принятых в 1976 году, определили задачи по кодификации законодательства, созданию систематизированных актов, которые охватили всю действующую систему законодательства. Свод законов УССР формировался как собрание актов и был официальным изданием, что давало возможность ссылаться на него при решении дел в правоприменительных органах.

Конституционное законодательство СССР и союзных республик развивалось в двух направлениях: принятие нормативных актов по совершенствованию организации и порядка деятельности органов законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, а с другой - создание проекта нового Основного закона для общества "развитого социализма".

Среди законов, которые были направлены на совершенствование советской представительной системы, следует назвать Закон о выборах в Верховный Совет СССР (июль 1978 года), Закон "О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР" (апрель 1979), Закон "О статусе народных депутатов СССР "(апрель 1979) и др.

В ноябре 1978 года принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях районных Советов народных депутатов", а также аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах), поселковых и сельских Советах. В июне 1980 года - Закон о полномочиях краевых, областных, окружных и областных (автономных) Советов. Все эти общесоюзные акты отражались в деятельности республиканских органов власти и управления.

Конституционная реформа. Решение о конституционной реформе был принято еще в 1962 году. Но идея быстрого вступления в коммунистическое общество в конце 60-х годов постепенно растворяется в новых формулировках. Все настойчивее стали подчеркиваться такие моменты, как активное привлечение граждан в управление обществом, повышение роли общественных организаций, укрепление общественного самоуправления. Проект новой Конституции был подготовлен только в мае 1977 года. Тогда же проект был одобрен Пленумом ЦК КПСС. 7 октября 1977 Верховный Совет СССР принял Декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР. 20 апреля 1978 Верховный Совет УССР принял Конституцию УССР.

Она состояла из преамбулы и десяти разделов: основы общественного строя и политики; государство и личность; национально-государственное и административно- -территориальное устройство УССР; Совет народных депутатов УССР; местные органы государственной власти и управления УССР; государственный план экономического и социального развития УССР; государственный бюджет УССР; правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; герб, флаг, гимн и столица УССР; действие Конституции УССР и порядок ее изменения.

Текст Конституции УССР 1978 года почти полностью отвечал Конституции СССР 1977 года. По Конституции, УССР признавалась суверенным советским социалистическим государством. Важным признаком суверенитета республики было то, что она имела правоотношения с иностранными государствами. Главной гарантией суверенитета было закрепление за союзной республикой права выхода из состава СССР, но механизма осуществления этого права предусмотрено не было, что свидетельствовало о декларативном характере данной конституционной нормы. Новая Конституция была пронизана идеями, которые были нацелены на укрепление командно-административной системы. Ст. 6 Конституции провозглашала коммунистическую партию "руководящей и направляющей силой общества, ядром его политической системы".

Декларативные лозунги Конституции в значительной степени расходились с реальной жизнью. Так, ст. 48 гарантировала гражданам Украины свободу слова, печати, собраний, митингов и демонстраций. Ст. 49 давало право объединяться в общественные организации, способствующие развитию политической активности и самосознания, удовлетворению их многообразных интересов. Ст. 52 гарантировала гражданам неприкосновенность личности, никто не мог быть арестован иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора. Но фактически эти статьи не совпадали с реальной жизнью.

Административное законодательство. Как и раньше, нормы административного права были составной частью гражданского, трудового, финансового и других отраслей права. 13 октября 1980 впервые в истории общесоюзного законодательства были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административном правонарушении, которые стали базой для кодификации законодательства об административной ответственности. 7 декабря 1984 был принят Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях. Он был первой попыткой кодификации административного законодательства после Административного кодекса УССР 1927 года.

Кодекс имел задание охрану общественного порядка УССР, социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного порядка управления, государственного и общественного порядка, укрепления законности, предотвращения правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции УССР и законов, уважения к правам, чести и достоинству других граждан.

Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях состоял из пяти разделов: общие положения; административное правонарушение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; производства по делам об административных правонарушениях; исполнения постановлений о наложении административных взысканий. В Кодексе были сформулированы положения об административной ответственности, определен круг органов и лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, порядок производства по делам об административных правонарушениях. Впервые в советском праве давалось определение административного правонарушения (проступка). Приводился исчерпывающий перечень административных взысканий. Устанавливался возраст административной ответственности - 16 лет.

Принятие Кодекса Украинской ССР об административных правонарушениях значительно улучшил регулирование общественных отношений в области государственного управления.

Гражданское право. В рассматриваемый период действовал Гражданский кодекс УССР 1963 года. Принятие Конституции СССР и УССР расширило сферу гражданско-правового регулирования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 были внесены изменения и дополнения как в общесоюзное, так и в гражданское законодательство Украины.

Они были направлены на укрепление государственной и общественной собственности, расширение гражданско-правовых гарантий, охраны личных неимущественных прав граждан, совершенствования обязательственных отношений, плановой и договорной дисциплины, повышения роли прямых договоров.

Семейное право. Семейные отношения в Украине регулировались принятыми 27 июня 1968 Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и Кодексом о браке и семье УССР, утверждённым 20 июня 1969. Кодекс состоял из шести разделов: общие положения; брак; семья; опека и попечительство; акты гражданского состояния; применение законодательства Украины о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства. Применение законов о браке и семье иностранных государств, международных договоров.

Кодекс устанавливал порядок и условия вступления в брак, регулировал личные и имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и заботой, принятием детей на воспитание, порядок и условия расторжения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.
Настоящим признавался только брак, заключенный в органах ЗАГС. Религиозный обряд бракосочетания не имел юридической силы. Кодекс допускал расторжение брака как в судебном порядке, так и в органах ЗАГС. Подтверждалась общность имущества, приобретенного супругами во время брака. Были определены обязанности родителей по воспитанию детей.

В целом семейное законодательство развивалось в направлении укрепления семьи, охраны интересов матери и ребенка, сохранение здоровья молодого поколения.

Жилищное законодательство. В рассматриваемый период, впервые в истории советского права была проведена кодификация жилищного законодательства. В 1981 году были приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 30 июня 1983 года - Жилищный кодекс УССР. Он имел семь разделов: общие положения; управление жилищным фондом; обеспечение граждан жилыми помещениями, использование жилых помещений; обеспечение сохранности жилищного фонда, его эксплуатация и ремонт; ответственность за нарушение жилищного законодательства; разрешение жилищных споров; заключительные положения.

Жилищный кодекс закреплял право граждан на жилье, декларируемое Конституцией УССР 1978 года. Были конкретизированы жилищные права и обязанности граждан. Жилищные права охранялись законом. Определялись порядок предоставления гражданам жилой площади, основания для улучшения жилищных условий. Жилищный кодекс регулировал также вопросы управления жилым фондом центральными и местными органами власти. Нормы кодекса предусматривали ответственность должностных лиц и граждан за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.

Трудовое право. Общие принципы советского трудового права и нормы, регулирующие трудовые отношения, содержали принятые 15 июля 1970 года Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. 10 декабря 1971 году был принят Кодекс законов о труде УССР.

Он состоял из восемнадцати разделов: общие положения; коллективный договор; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормирование труда; заработная плата; гарантии и компенсации; гарантии о возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; индивидуальные трудовые споры; профессиональные союзы, участие работников в управлении предприятиями, организациями; государственное социальное страхование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

12 августа 1983 Президиум Верховного Совета СССР принял указ о внесении изменений в трудовое законодательство. Изменения были направлены прежде всего на укрепление трудовой дисциплины, что было характерным для командно-административной системы.

Природоресурсное законодательство. В рассматриваемый период усиливается негативное давление на окружающую среду, вызванное научно-техническим прогрессом. Значительно ухудшается окружающая среда, исчерпывается ряд природных ресурсов. Все это требовало правовой охраны окружающей природной среды. В СССР эта проблема начала решаться с принятием нормативных актов, регулирующих, прежде всего, рациональное природопользование.
Особое внимание уделялось охране земли. 13 декабря 1969 года были приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 8 июля 1970 года - Земельный кодекс УССР. Он состоял из одиннадцати разделов: общие положения; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса; государственный земельный кадастр; государственное землепользование; разрешение земельных споров; ответственность за нарушение земельного законодательства.

По-прежнему, основой земельного права было исключительное право собственности государства на землю.

10 декабря 1970 были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 9 июня 1972года утверждается Водный кодекс УССР. Основу водных отношений составляла, как и в случае с землей, государственная собственность на воду.

9 июля 1975года были утверждены Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. На той же основе были построены и приняты в 1977 году Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик.

25 июня 1980года Верховный Совет СССР принял Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира.

На начало 80-х годов в СССР складываются все условия, необходимые для выделения природоохранной деятельности в отдельную функцию государства, что в свою очередь привело к формированию отрасли экологического права.

Уголовное право.Значительные изменения в советское уголовного права внес Закон СССР "О внесении дополнений и изменений в Основы криминального законодательства Союза ССР и союзных республик" от 11 июля 1969 года. В Основы , а впоследствии и в Уголовный кодекс УССР, были внесены положения об особо опасном рецидивисте, об условно-досрочном освобождении от наказания, о погашении судимости и т.д.

В 1970 году в советское уголовное право вводится новый институт - условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осуждённого к труду.
В 1972 году вводится понятие тяжкого преступления и исчерпывающий перечень его видов.

В 1980 году в состав изнасилования как особо отягчающее обстоятельство вводилось изнасилование малолетних. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1981 года "Об усилении ответственности за хулиганство" была повышена уголовная ответственность за это деяние, установлены сжатые сроки расследования и судебного рассмотрения дел о хулиганстве. Устанавливалась более строгая ответственность за хулиганство, особенно связанная с применением или попыткой применения оружия. В 1982- 1985 годах в уголовное законодательство были внесены изменения, направленные на борьбу с рецидивной преступностью, с хищением государственного и общественного имущества, со спекуляцией.

Следует определить, что главной тенденцией в развитии уголовного права было усиление репрессивных мер уголовно-правового принуждения.

Процессуальное право. Законодательство об уголовном судопроизводстве получило свое развитие в ряде нормативных актов. 11 июля 1969 было утверждено общесоюзное Положение о предварительном заключении под стражу. Предварительное заключение под стражу допускалось им как исключительная мера: только в случаях, когда существовали основания предполагать, что обвиняемый спрячется от следствия или будет препятствовать установлению истины при расследовании преступления, продолжать преступную деятельность или может уклониться от выполнения приговора.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 11 июля 1969 года и 3 февраля 1970 года было расширено участие защитника в уголовном процессе.

Защитник допускался к участию в деле с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления всех материалов дела, но по постановлению прокурора защитник мог быть допущен к участию в деле и с момента предъявления обвинения .

Свое дальнейшее развитие основные принципы процессуального права получили в Конституции УССР 1978 года. В ней было сказано: осуществление правосудия только судом на началах равенства всех граждан перед законом; участие в суде первой инстанции народных заседателей; коллегиальность рассмотрения гражданских и уголовных дел во всех судах; независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону; гласность судебного разбирательства; право лиц, участвующих в деле, выступать в суде на родном языке, а также знакомиться с делом через переводчика; право обвиняемого на защиту.

Следует подчеркнуть, что большинство демократических принципов процессуального права не находило воплощение в практической деятельности правоохранительных органов.

Исправительно-трудовое право. 11 июля 1969 были приняты Основы исправительно - трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, а 23 декабря 1970 года - Исправительно-трудовой кодекс УССР. Этот Кодекс состоял из следующих разделов: исправительно-трудовое законодательство Союза ССР и УССР; общие положения; исполнения наказания в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительные работы без лишения свободы; порядок и условия выполнения наказания в виде лишения свободы; ссылки; высылки; исправительные работы без лишения свободы; основания освобождения от наказания, помощь лицам, освобожденным из мест заключения, наблюдение и надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания; участие общественности в перевоспитании осужденных.

8 февраля 1977 в Основы исправительно-трудового законодательства был включен новый раздел - порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 марта 1983 было утверждено Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных.

Общие выводы

Для второй половины 60-х - первой половины 80-х годов характерна абсолютная монополия коммунистической партии на власть. Неототалитарный режим прикрывался доктриной "общенародного государства", которая формировалась в контексте идеологии перехода к коммунистическому обществу. Она предусматривала существенную трансформацию социальной базы советского общества, размытие граней между различными классами и слоями, между городом и деревней. Предполагалось расширение коллегиальных и демократических принципов в государственном управлении с последующим превращением его в "Народное общественное самоуправление". Технократическая тенденция ,которая просматривалась в руководстве экономикой и государством, пришла в столкновение с идеологической доктриной партийности. В конце 60-х годов победу одержал жесткий неототалитарный режим. С 1972 года консервативные тенденции, которые ориентировались на такие приоритеты как тяжелая и оборонная промышленность, сельское хозяйство и энергетика, берут превосходство над реформаторским либерализмом и технократизмом. Одновременно происходила персонализация власти и укрепление позиций партийно-государственной бюрократии.

Главной тенденцией развития государства и права была жесткая централизация государственного механизма, правоохранительных органов, правовой системы.

Бюрократическая партийно-государственная номенклатура пыталась сохранить ко-командного-административный стиль управления. Господство бюрократической номенклатуры приводило к нарушениям властью законности, прав и свобод граждан Украины в составе Союза ССР, несмотря на провозглашенную и закрепленную Конституцией суверенность, политически и идеологически зависела от властного диктата Москвы.

Таким образом, общественно-политическая и правовая жизнь Украины развивалась в условиях нарастания острого кризиса неототалитарного режима. Встал вопрос о самой возможности его существования.

 

 

Рекомендуемая литература

1. История государства и права Украинской ССР / Отв. ред. Б. Бабий.-К., 1976.
2. История государства и права Украины: В 2 ч. / Под ред. А.И. Рогожина.- К.,

1996.-Ч. 2.
3. История Украины / Руководитель авт. кол. Ю. Зайцев. - Л., 1996..
4. История Украины. Новое видение: В 2 т. / Под общ. ред. В.А. Смолия.-К.,

1996. - Т. 2.
5. Турченко Ф., Панченко П., Тимченко С. Новейшая история Украины: В 2 ч.- К., 1995.- Ч.2.
6. Хрестоматия по истории государства и права Украины: В 2 т. - М., 1996. - Т. 2.
7. Дорогами веков: справочник по истории Украины.- К., 1993.



2015-12-15 312 Обсуждений (0)
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)