Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Лидерство в управлении. Стили управления




Лидерство – это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), наделенным определенной властью.

 

Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

 

Типы лидерства:

I) Масштабность решаемых задач. Выделяют: Бытовое лидерство (семья, школа и т.д.), социальное лидерство (на производстве, профсоюзы и т.д.), политическое лидерство (государственные и общественные деятели).

II) Официальность занимаемой должности. По этому критерию выделяют формальных лидеров и неформальных.

 

Основные функции лидера:

1) Конструктивная (заключается в выражении интересов группы, коллектива, общества в конкретной программе). Лидер, как правило, выражает определенную программу.

2) Организационная. Заключается в реализации практических аспектов управленческой деятельности, осуществляемой лидером. Включает создание кадров и системы управления, сплочения сторонников, планирование процессов и действий.

3) координационная. Заключается в согласовании действия лидеров и всех сотрудников.

4) Интегративная. Сплочение единомышленников, всего коллектива и организации вокруг лидера и его программы.

 

Слабые стороны лидерства:

1) Проведение организационных изменений зависит от мнения только одного человека.

2) Достигнув цели, лидер стремится сохранить свою власть, что не всегда соответствует интересам остальных членов организации.

3) Уход лидера резко снижает качество управления на определенное время.

 

Лидерство – это одно из проявлений власти.

 

Характерные черты эффективного лидера:

1) Доверие сотрудников.

2) Способность к эффективным коммуникациям.

3) Гибкость при принятии решений.

4) Умение видеть ситуацию в целом.

 

Суть различий лидера и руководителя:

1) Характер назначения руководителя является спланированным, в то время как, выдвижение лидера всегда происходят стихийно.

2) Руководитель назначается сверху, то есть его навязывают, а лидер всегда выдвигается снизу.

 

Основные типы лидеров:

1) Патриарх. Это лидер, которого выдвигают на основе любви и почитания.

2) Вожак. Его выдвигают и стремятся подражать.

3) Тиран. Его выдвигают, потому что его боятся и подчиняются.

4) Организатор. Его выдвигают, потому что он умеет объединять людей и его за это уважают.

5) Соблазнители. Его выдвигают, так как умеет играть на слабостях людей.

6) Герой. Его выдвигают за то, что может пожертвовать собой ради других.

7) Козел отпущения. Его выдвигают за то, что на него можно свалить все шишки.

 

Основные концепции лидерства:

I) Личностные теории лидерства. Суть этих теорий – лучшие из руководителей обладают набором общих для всех личных качеств, при этом, эффективный руководитель не становится таковым только благодаря набору личных вещей и качеств, а вырабатывает их себя в процессе своей деятельности.

II) Поведенческие теории. Эффективность деятельности лидера определяется не его личными качествами, а манерой его поведения по отношении к подчиненным, то есть стилем руководства, при этом признается, что не существует оптимального стиля руководства, так как на его эффективность будет оказывать влияние характер конкретных ситуаций.

III) Ситуационные. Суть: На стиль поведения и личные качества лидеров наибольшее воздействие оказывают внешние факторы.

IV) Современные теории лидерства. 1) Теория атрибутивного лидерства. Действия лидера, а также поведение его последователей обусловлено реакцией лидера на поведение его окружения. 2) Теория харизматического лидерства. Харизматичным считается тот лидер, который в силу своих личных качеств способен оказывать глубокое воздействие на своих последователей. Он испытывает высокую потребность во власти, и имеет сильную потребность в деятельности, убежден в моральной правоте того, во что он верит. Потребность во власти мотивирует его в стремлении стать лидером. Классический пример – это Гитлер. 3) Концепция преобразующего лидерства. Предполагается наличие у лидера и его последователей определенного поведения, пригодного для решения проблемы в кризисные ситуации. 4) Концепция основ эффективного лидерства. Каждый лидер должен быть ориентирован на определенный уровень управления и должен соответствовать этому уровню.

 

Основные подходы к управлению персоналом:

1) Технократический (3 основных периода этого подхода: 1) Раннетехнократический. Человек есть придаток машины, поэтому надо совершенствовать технику и не обращать внимания на персонал – жестокая эксплуатация физических и духовных способностей человека. Жесткое управление. 2) Классический. Человек равен по своему значению машине, поэтому нужно принимать меры для поддержания его в рабочем состоянии – стиль управления игнорирует личность, особое внимание уделяется рационализации трудовых операций, выполняемых человеком, с учетом его способностей и особенностей организма. 3) Человек имеет большее значение, чем машина, но его индивидуальные особенности и интересы не учитываются – стиль обращен на человека, но не на конкретные личности.

2) Гуманистический (ориентирован на уникальность, неповторимость каждой личности). Стиль управления ориентирован на создание возможностей для сотрудников. Трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от работы, от отношений в коллективе, а главное, развивать и совершенствовать самого себя.

 

Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителем в свое практической деятельности.

 

Основные компоненты стилей управления:

1) Закономерность управления.

2) Специфика сферы конкретной деятельности руководителя и единые требования, предъявляемые ему.

3) Социально-психологические черты исполнителей (возраст пол, квалификация, потребности и т.д.

4) Уровни иерархии управления.

5) Способы и приемы управления, используемые вышестоящим руководителем.

 

Основные факторы, характеризующие стили управления:

1) Требования, предъявляемые к руководителю (компетентность, деловитость, ответственность, личные качества).

2) Специфика системы управления (цели, задачи, технологии управления и т.д.).

3) Окружающая производственная среда, то есть технологический уровень производства, форма обеспечения труда.

4) Особенности руководимого коллектива (уровень подготовленности, характер сложившихся отношений и т.д.).

 

Стиль подчинения (способ обращения руководителя с вышестоящим руководителем или стиль работы руководителя) – это совокупность применяемых руководителем приемов и методов личной работы:

Классификация стилей управления:

I) Традиционный подход. Включает в себя все одномерные стили управления. Это теория X и теория Y Магредера, модель стилей управления Левина, модель стилей управления Лайкерта.

Теория Х: Описывает тип руководителя, который удовлетворяет элементарным потребностям подчиненных и использует авторитарный стиль управления, так как относятся к своим подчиненным недоверчиво.

Теория У: Описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются как партнерские и для которой приемлем демократический стиль управления.

Модель стилей управления Левина: В основе лежит положение о том, что главную роль, при классификации стилей управления, играет свойство личности и особенности характера управления. Левин описал 3 основные стили управления: 1) Авторитарный. Такой стиль деятельности, в основе которого лежит абсолютизация принципов единоначалия и отрицания коллективных методов принятия решений. 2) Демократический стиль управления. То есть такой стиль деятельности руководителя, который основан на доверии подчиненным, привлечении их к участию в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений, создании и поддержании здорового, морально-психологического климата организации. Предоставление подчиненным возможность максимально использовать свой потенциал. 3) Либеральный стиль. Стиль деятельности руководителя, который основан на невмешательстве в работу подчиненных и сводится только к выдаче советов по их просьбе. Для такого стиля характерен максимум внимания к человеку и минимум внимания к работе.

Модель Лайкерта: В основе лежит ориентация руководителя либо на работу, либо на человека. Исходя из этого, Лейкарт выделил 2 основных типа руководителя: 1) Руководитель, сосредоточенный на работе. 2) Руководитель сосредоточен на человеке. Исходя из этого, он выделил 4 базовых стиля управления: 1) Эксплуататорско-авторитарный. Руководитель жесткий единоначальник. Все решения принимаются и единолично. 2) Благосклонно-авторитарный. Руководитель разрешает подчиненным ограничено участвовать в принятии решений. При этом его отношения с подчиненными носят авторитарный характер. 3) Консультативно-демократический. Важные решения руководитель принимает сам, но некоторые решения принимают и подчиненные. 4)

II) Современный подход.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)