Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)



2015-12-15 991 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок




СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Специальная психология - раздел психологи­ческой науки о закономерностях развития, воспита­ния, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с откло­нениями в развитии. Это отклонение, как правило, свя­зано с врожденным или приобретенным нарушением формирования нервной системы. В системе психо­логических наук специальной психологии отводится особое место. У понятия «специальная психология» множество синонимов: коррекционная психология, психология аномального развития, психология детей с отклонениями в развитии и др.

На основе данных специальной психологии строится система обучения, воспитания и социальной адаптации лиц, имеющих различные отклонения в развитии. Кроме того, посредством специальной психологии опреде­ляются наиболее эффективные методы обучения этой категории лиц, строится последующая система про­фессиональной консультации и профессиональной ориентации.

В ходе длительной практики изучения категории лиц с отклонениями в развитии накапливалась со­вокупность определенных психологических знаний. Специальная психология на раннем этапе своего развития не располагала собственной терминоло­гией, и большинство терминов было заимствовано , из медицины. В основном это были термины, обозначающие различные анатомо-физиологические отклонения у этой категории. Так, из медицины были заимствованы термины «дефект», «аномалия», «диаг­ностика», «слепой», «глухонемой», «коррекция» и др. Установление этиологии и симптоматики отклонений в психическом и физическом развитии стало нача­лом построения понятийно-категориального аппара­та специальной психологии. Одним из основных по­нятий специальной психологии является понятие «психическое развитие». Под психическим развити­ем понимают закономерное изменение во времени психических процессов человека, которое выража­ется в качественных, количественных и структурных преобразованиях. Известным отечественным психо­логом Л. С. Выготским было установлено, что пси­хическое развитие аномальных детей подчиняется тем же законам, что и психическое развитие нормаль­ного ребенка. Аномальное развитие - нарушение общего хода развития ребенка в результате физи­ческих или психических отклонений.

Центральным вопросом как специальной психо­логии, так и смежных наук является проблема ком­пенсации функций. Под компенсацией какого-либо дефекта понимают возмещение нарушенных или недо­развитых функций за счет использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных фун­кций, т. е. в процессе компенсации утраченных или поврежденных функций вполне возможно вовлече­ние в работу новых структур, которые раньше выпол­няли другую функцию или участвовали в осуществ­лении других функций.

Объектом современной специальной психологии является изучение лиц с отклонениями в развитии. Изучение лиц с отклонением в развитии проводится с учетом це­лого ряда принципов: принципа комплексного под­хода к изучению ребенка, принципа целостного его изучения, принципа динамического изучения ребен­ка, принципа единства качественного и количест­венного подходов при оценке психического разви­тия и др.

Предметом исследований специальной психоло­гии как отрасли научного познания являются дети с проблемами в развитии. Выделяют основные категории детей с нарушением развития: дети с нарушением слуха, с нарушением зре­ния, с тяжелыми нарушениями речевого развития; с нарушением интеллектуального развития, с комп­лексными нарушениями психофизиологического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1) раскрытие общих закономерностей психического развития нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями в развитии;

2) раскрытие общих закономерностей, присущих всем группам детей с нарушениями в развитии;

3) изучение специфических закономерностей разви­тия психики у разных групп детей с нарушениями в развитии;

4) установление зависимости развития психики от характера, механизмов и степени выраженности того или иного нарушения.

5) Выявление путей компенсации нарушений раз­вития личности в целом и разных видов психических процессов.

6) Разработка основных видов обучения и воспита­ния разных групп детей с нарушениями в развитии.

7) Разработка способов психологической коррекции и диагностических методик для различных типов нару­шений психического развития.

8) Изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения.

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Под спе­циальной педагогикой как наукой понимается обуче­ние и воспитание лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых получение обра­зования в обычных педагогических условиях невоз­можно.

Под объектом специальной педагогики понимают специальное образование лиц с особыми образова­тельными потребностями.

Предметом специальной педагогики является тео­рия и практика специального образования.



2015-12-15 991 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА (ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (991)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)