Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 25. Разрешительная система



2015-12-15 727 Обсуждений (0)
Тема 25. Разрешительная система 0.00 из 5.00 0 оценок




Разрешительная система — это урегулированная правом совокупность общественных отношений между субъектами административной власти и гражданами (организациями), возникающих в связи с выдачей разрешения на занятие определен ной деятельностью и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности.

Цель разрешительной системы — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Некоторые виды общественно полезной деятельности (управление автомобилями, производство оружия и т. д.), если они осуществляются непрофессионально, без соблюдения необходимых правил, могут причинить (большой вред обществу. Поэтому на данные виды деятельности объявляется относительный запрет: ею могут заниматься только к-, кто получил на это разрешение компетентного органа. Эта система призвана защитить граждан, общество, государство от вреда, который может быть причинен неправильным осуществлением деятельности, в отношении которой установлен относительный запрет.

Сейчас разрешения чаще всего называют лицензиями, но достаточно широко используются и другие названия: право на управление (автомобилем, катером и т. д.), допуск (к государственной тайне, к определенной работе), разрешение (на оборот оружия и т. д.), отвод (природных ресурсов), квота и т. д. Разрешение, как правило, дается уполномоченным государственным органом исполнительной власти в порядке, установленном правовыми актами. Выдача разрешения — центральный элемент системы, поэтому она и называется разрешительной;

Понятие «лицензирование» является распространенным и часто употребляемым в российском законодательстве и юридической науке. Однако что такое лицензирование – вопрос далеко не очевидный. Не вызывает сомнений только то обстоятельство, что лицензирование – это разрешение на то или иное действие.

Продолжительное время и в законодательстве не было четкого определения понятия «лицензирование». В некоторых нормативных актах лицензирование отнесено к функции государственной власти, в других лицензирование включают в перечень обязанностей государственных органов. Часто термин «лицензирование» подменяют выражением «выдача государственного документа на право заниматься определенными видами деятельности (лицензии)». В настоящий момент Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет лицензирование как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Надо отметить, что представление о лицензировании как о мероприятиях не устраивает многих правоведов . Причиной тому является то обстоятельство, что под мероприятиями в русском языке понимают скорее разовые действия, нежели непрерывную целенаправленную деятельность, в то время как лицензирование – это, бесспорно, обусловленная определенной управленческой целью деятельность лицензирующих органов. В связи с существующей неопределенностью трактовки понятия лицензирования в действующем законодательстве для определения понятия необходимо разобраться в правовой природе лицензирования.

В правовой доктрине существуют различные представления о сущности лицензирования. Большинство ученых соглашаются с тем, что в основе правовой природы лицензирования лежит мера, способ, метод, форма государственного управления. Так, А.П. Алехин и Ю.М. Козлов рассматривают лицензирование как один из видов правовых форм управления, поскольку лицензирование оформляется и осуществляется на основе правового акта (лицензии), в связи с принятием которого возникают административно-правовые отношения между лицензиатом и органом исполнительной власти.

Авторы учебника «Предпринимательское право» под редакцией Н.И. Клейн понимают под лицензированием «вид государственного контроля за предпринимательской деятельностью».

Следует отметить, что до недавнего времени многие ученые отождествляли лицензирование с разрешительной системой и называли ее лицензионно-разрешительной. В советском административном праве под разрешительной системой понималась совокупность правил, регламентирующих порядок производства, приобретения, пользования, сбыта, перевозки некоторых предметов и веществ, а также открытия и функционирования некоторых предприятий.

В юридической литературе лицензионно-разрешительная система рассматривается в двух аспектах: широком и узком. В широком смысле лицензионно-разрешительная система определялась как объект управляющего воздействия уполномоченных государственных органов, определенная совокупность общественных отношений, складывающихся вследствие реализации господствующих в обществе правовых норм. В пределах такого понимания в юридической литературе выделялись и специфические категории: лицензия, разрешения и т.п. Так, Н.И. Буденко под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимает закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений (лицензий) на совершение определенных действий или получения определенных правомочий предприятиями, учреждениями, организациями либо отдельными гражданами .

Д.В. Осинцев, рассматривая лицензионно-разрешительную систему в широком смысле, считает, что это «особый вид административной деятельности, направленной на государственное подтверждение квалификации и профессиональных качеств отдельных субъектов, предоставления им специальных правовых статусов (специальной правоспособности или отдельных прав), позволяющих заниматься деятельностью (совершать действия), которая требует высокого профессионализма и квалификации субъекта-исполнителя или является исключительной в сравнении с общими требованиями административно-правовых режимов» .

По мнению А.Б. Гормаха, лицензионно-разрешительная система в узкой трактовке включает в себя лишь определенную совокупность общественных отношений, осуществляемых органами государственной власти и складывающихся в порядке приобретения, транспортировки, использования и сбыта определенных предметов и веществ, а также в открытии и функционировании определенных предприятий, организаций в целях обеспечения личной безопасности граждан, общественной безопасности и охраны общественного порядка .

Следует отметить, что в современных условиях, когда лицензированию подлежит достаточно большое число видов предпринимательской деятельности и многие виды деятельности, которые могут быть и не связаны с извлечением прибыли (например, приобретение оружия или отстрел животных), нельзя смешивать лицензирование с разрешительной системой, так как это приведет к правовой неразберихе и противоречивости законодательства. В частности, Д.Н. Бахрах справедливо определяет разрешительную систему как урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов административной власти с гражданами и организациями, возникающих в связи с выдачей разрешений на занятие определенными видами деятельности и последующим надзором за соблюдением правил и условий осуществления разрешенной деятельности, и выделяет в разрешительной системе наряду с лицензированием также аттестацию, аккредитацию, систему выдачи прав на управление транспортными средствами, организации допуска к государственной тайне и т.д.

Рассматривая лицензирование как специфическое явление правовой системы, опосредующее косвенное государственное воздействие на процессы жизнедеятельности общества в рамках разрешительной системы, мы должны прежде всего остановиться на объектах лицензирования, т.е. на тех объектах, которые подвержены воздействию лицензионного механизма.

В юридической литературе под объектами правоотношений понимаются материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан и организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения и осуществляют свои субъективные права. В системе лицензирования условно выделяются два вида лицензионных объектов:

- собственно хозяйственная (финансовая, иная экономическая) деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (в качестве примера приводятся строительство, перевозки, страхование и т.п.);

- отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки (например, перевод капитала из Российской Федерации, экспорт и импорт сырья, технологии, научно-технической информации, добыча животных и пр.).

Вторая разновидность объектов является скорее исключением из правила и сосредоточена за рамками действия общего законодательства о лицензировании, основанного на применении Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Существование такого вида объектов в системе лицензирования обусловлено необходимостью при воздействии на определенные сферы жизнедеятельности общества осуществлять частный подход к каждой операции ввиду того, что в определенный момент времени, а также в отношении конкретного субъекта может изменяться обстановка (экологическая, внешнеполитическая и т.д.), в зависимости от которой и принимается решение о выдаче разрешения. Кроме того, в таких случаях имеет публичное значение не только систематическое осуществление каких-либо действий в качестве хозяйствующего субъекта, но и разовое мероприятие, возможно не имеющее цели извлечения прибыли (например, в случае лицензирования приобретения оружия).

В то же время говорить о том, что разновидности объектов лицензирования различаются по цели воздействия лицензионного механизма смысла не имеет, поскольку цели очевидно едины и сформулированы в общем виде в ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Упомянутые в данной статье объекты регулирования в основном соответствуют целям правового воздействия, указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

В качестве критериев определения лицензируемых видов деятельности в Законе рассматривается возможность нанесения в результате осуществления определенной деятельности ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также культурному наследию народов Российской Федерации. При этом обязательным условием отнесения видов деятельности к лицензируемым является невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.

Таким образом, в Законе установлены два критерия:

- опасность нанесения ущерба частным и публичным интересам;

- несостоятельность других методов воздействия.

Следует согласиться со специалистами, высказывающими мнение о неудовлетворительном характере последнего из приведенных критериев. Применение тех или иных методов воздействия нельзя признать абсолютно объективно обусловленным, а эффективность воздействия того или иного метода зависит не столько от его сущности, сколько от организационно-методических, финансовых предпосылок, а также (в немалой степени) от человеческого фактора.

Таким образом, в качестве объективного критерия отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемым может выступать только присутствие публичного интереса, связанного с повышенной общественной, экономической, политической, экологической и т.п. опасностью. При этом публичный интерес обусловлен, как правило, вовлечением в круг воздействия опасных факторов неограниченного (или весьма обширного) круга лиц, не участвующих в осуществлении конкретного вида деятельности. Еще одним фактором опасности для общественных интересов является повышенная доходность вида деятельности, приводящая к злоупотреблениям со стороны хозяйствующих субъектов. Выбор же в качестве меры воздействия на конкретный вид деятельности именно лицензирования является не объективным критерием, а субъективным фактором, определяемым волевым решением субъектов управленческой деятельности.

Действительно, применение режима лицензирования предоставляет определенные преимущества управляющим субъектам. В его рамках усиленный государственный контроль над деятельностью, представляющей публичный интерес, может быть реализован как путем предварительного (на стадии выдачи лицензий), так и последующего контроля соблюдения владельцами лицензии тех условий, на которых они были выданы. Именно институт лицензирования позволяет государству обеспечивать безопасность потенциально опасной деятельности, не вводя государственную монополию на ее осуществление и не ограничивая тем самым свободу предпринимательства.

Любой хозяйствующий субъект может заниматься любыми лицензируемыми видами деятельности, если у него имеется на то лицензия, что является подтверждением его соответствия установленным государством условиям и требованиям применительно к соответствующей деятельности. Отсутствие запрета на занятие определенной деятельностью соответствует принципам рыночной экономики, в то же время необходимость получения разрешения (лицензии) на осуществление такого рода деятельности обеспечивает безопасность государства и общества. Государство, выдавая лицензию юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, берет на себя ответственность за соответствие осуществляемой деятельности интересам безопасности государства и его граждан.

В свою очередь, любой гражданин или коллективный субъект права должен быть абсолютно уверен, что наличие государственной лицензии у его контрагента (партнера) означает, что деятельность последнего находится под постоянным контролем государства и соответствует условиям и требованиям, установленным в лицензии. Таким образом, лицензирование – это своего рода компромисс, позволяющий гарантировать права и законные интересы граждан государства и общества в целом в условиях рыночной экономики.

Итак, остановимся вкратце на критериях определения лицензируемых видов деятельности, закрепленных в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Ущерб правам и законным интересам граждан может быть нанесен самыми разнообразными способами, в разных ситуациях и масштабах и, к большому сожалению, не подлежит полному искоренению в силу существования встречных интересов разных людей, зачастую противоречащих друг другу. Однако существуют сферы и категории граждан, подверженные наиболее частым, болезненным и масштабным проявлениям финансово-хозяйственной нечистоплотности отдельных субъектов. В отношении некоторых из них государство вводит лицензионный механизм, устанавливая определенные лицензионные требования и условия, обеспечивающие соответствие осуществляемой деятельности интересам общества и государства. Сюда можно отнести страховую, биржевую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, организацию тотализаторов и игорных заведений, турагентскую и туроператорскую деятельность, деятельность инвестиционных фондов, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, аудиторскую и нотариальную деятельность и т.д.

Все указанные, а также некоторые другие виды деятельности являются высокодоходными и связаны с реализацией экономических, социальных и других прав и интересов граждан. Осуществление таких видов деятельности нуждается в государственном воздействии с целью обеспечения добросовестности хозяйствующих субъектов, их осуществляющих. Помимо этого, реализация обязательств предпринимателей, занимающихся такими видами деятельности, связана с необходимостью привлечения специалистов в соответствующих областях, обладающих определенными навыками. Это также требует контроля со стороны государства.

Право на охрану здоровья представляет собой одно из конституционных прав граждан (ч. 1 ст. 41 Конституции России). Оно обеспечивается в том числе лицензированием многих видов деятельности, как-то: культивирование определенных растений, производство и реализация наркотических и психотропных веществ, медицинская или фармацевтическая деятельность и т.п. Получение лицензии и соблюдение ее требований в указанных случаях представляет собой одну из гарантий защиты здоровья граждан, а несоблюдение этих условий квалифицируется в зависимости от общественно опасных последствий как административный проступок или преступление.

Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительная система распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, в области оборота специальных технических средств регулируется деятельность физических и юридических лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для негласного получения информации.

Цель функционирования лицензионно-разрешительной системы заключается в регулировании государством (в лице соответствующих органов исполнительной власти) условий и порядка возникновения определенных административных правоотношений, а также в предоставлении возможности контроля за ходом этих отношений и их принудительном прекращении в случае возникновения угрозы нарушения общественной или государственной безопасности.

Лицензионно-разрешительная система обладает всеми характерными чертами административно-правовых режимов, устанавливаемых в интересах безопасности личности, общества и государства. Так же как и любой административно-правовой режим, она устанавливается федеральными законами, предусматривает регламентацию деятельности органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций, а также поведения граждан в определенной области общественной жизни; регистрацию, учет и контроль определенных действий, приемов и средств; систему разрешений (лицензий) на осуществление определенных действий (или видов деятельности); запрещение или ограничение отдельных действий и т.п. Кроме того, за нарушение установленных правил лицензионно-разрешительной системы законодательством РФ предусматривается административная и уголовная ответственность. Вместе с тем наиболее существенным (определяющим) признаком лицензионно-разрешительной системы является лежащий в ее основе порядок получения лицензий или разрешений на осуществление определенных действий (или отдельных видов деятельности).

Чрезвычайно важное значение имеет вопрос о круге объектов лицензионно-разрешительной системы. Обычно авторы предлагают рассматривать лицензионно-разрешительную систему в широком и узком смысле. При этом в узком смысле подразумевается Понятие лицензионно-разрешительной системы применительно к отдельной отрасли или сфере управления. Именно рамками сферы или отрасли государственно-управленческой деятельности либо профессиональными интересами авторов обычно ограничивается круг объектов лицензионно-разрешительной системы. Если обратиться к нормативным актам, предусматривающим необходимость получения различных разрешительных документов, то можно выделить следующие группы объектов лицензионно-разрешительной системы:

 

предметы и технические средства;

вещества;

информация;

предприятия и организации.

К предметам и техническим средствам можно отнести оружие ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996. №-150ФЗ, боеприпасы Об оружии Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1996. -- № 51. -- Ст. 5681., средства цветного копирования Правила учета, хранения и использования в Российской Федерации средств цветного копирования (оперативной полиграфии, копировально-множительной техники, капельно-струйных принтеров), утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 октября 1994 г. № 1158 // Собрание законодательства РФ. -- 1994. -- № 25. -- Ст. 2716., технические средства негласного получения информации Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1995. -- № 33 - Ст. 3349., радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства (кроме средств, предназначенных для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, изделий бытовой электроники) О связи: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1995. -- № 8. -- Ст. 600. Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 января 1993 г. // Собрание законодательства РФ. -- 1993. - № 3. - Ст. 179., технические средства защиты информации.

В группу веществ включаются взрывчатые материалы (вещества), охотничий порох О порядке ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации и транзита по территории Российской Федерации взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий: Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 512 // Собрание законодательства РФ. -- 2000. -- № 29. -- Ст. 3098., сильнодействующие ядовитые О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 июля 2000 г. № 513 // Собрание законодательства РФ. -- 2000. -- № 29. -- Ст. 3099. и радиоактивные вещества Об использовании атомной энергии: Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1995. -- № 48. -- Ст. 4552., наркотические средства и психотропные вещества О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1998. -- № 2. -- Ст. 219..

К информации, в отношении которой установлена разрешительная система, относятся сведения, доступ к которым в соответствии с действующим законодательством ограничен Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1995. -- № 8. -- Ст. 609.. Можно выделить две категории информации ограниченного доступа: сведения, составляющие государственную тайну и конфиденциальную информацию См.: Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 февраля 1999 г. № 212 // Собрание законодательства РФ. -- 1999. - № 8. -- Ст. 1010..

В следующую группу входят предприятия и организации (хранилища, склады, полигоны, магазины, тиры), осуществляющие хранение, продажу или использование вышеуказанных объектов лицензионно-разрешительной системы. Кроме того, в данную группу входят организации, деятельность которых нуждается в государственном контроле для предупреждения злоупотреблений с их стороны и причинения ущерба охраняемым законом интересам. Например, таковыми являются банки, страховые фонды О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»: Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -- 1999. -- № 47. - Ст. 5622., негосударственные охранные и детективные предприятия О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от И марта 1992 г. № 2487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -- 1992. -- № 17. -- Ст. 888..

Если в отношении предметов, веществ и информации в рамках разрешительной системы устанавливается особый режим обращения, то в отношении организаций и предприятий вводятся особые условия их открытия и функционирования или осуществления на них отдельных видов деятельности.

Проанализировав перечень объектов разрешительной системы, можно установить следующее: назначение лицензионноразрешительной системы состоит в том, чтобы предотвратить утрату и хищение предметов, веществ и информации, на которые распространяется особый режим обращения, не допустить их использования определенных предприятий и организаций (или осуществления ими отдельных видов деятельности). Кроме того, лицензионно-разрешительная система имеет своей целью обеспечение своевременного выявления нарушений, установленных правил, а также создание благоприятных условий для деятельности правоохранительных органов.

2. Организация работы органов внутренних дел по осуществлению лицензионно-разрешительной системы

Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельности в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданы подразделения, выполняющие лицензионно-разрешительные и контрольные функции в сфере лицензирования и контроля за частной детективной и охранной деятельностью.

Кроме указанных подразделений вопросами лицензионно-разрешительной деятельности (в части контроля за оборотом оружия, за частной детективной и охранной деятельностью) занимаются другие подразделения органов внутренних дел. В частности, в этой деятельности принимают участие сотрудники уголовного розыска, участковые инспекторы милиции, подразделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики и др.

Организация деятельности всех подразделений по осуществлению лицензионно-разрешительной работы возложена на органы внутренних дел, в структуру которых входят эти подразделения. В масштабе Российской Федерации организация этой работы возложена на МВД Российской Федерации. В соответствии с Положением «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению выполнения требований разрешительной системы. Законами «О милиции», «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оружии» на органы внутренних дел также возложена обязанность осуществления лицензионно-разрешительной деятельности. С этой целью в органах внутренних дел созданы подразделения по лицензионно-разрешительной работе и контролю за частной детективной и охранной деятельностью. Правовое положение этих подразделений детально определено большей частью в ведомственных нормативно-правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с ними органы внутренних дел: оформляют, выдают лицензии на приобретение, хранение, торговлю, коллекционирование, экспонирование гражданского И служебного оружия, основных частей оружия и патронов к нему, выдают разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, разрешения на вывоз их из Российской Федерации, а также разрешений на перевозку, транспортирование, функционирование стрелковых объектов, выдают лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности и гражданам, аннулируют выданные лицензии и разрешения, осуществляют контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью.

Оформление материалов о выдаче лицензий и разрешений. Прием заявлений от граждан Российской Федерации о выдаче лицензий и разрешений, переоформлении или продлении срока их действия принимается органами внутренних дел по месту их регистрации. Граждане наряду с заявлением, предъявляют в органы внутренних дел медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, документ подтверждающий гражданство Российской Федерации и др. Руководителями юридических лиц, претендующих на получение лицензии предъявляется необходимый перечень документов, предусмотренных нормативными актами. Представленные документы регистрируются в журнале регистрации заявлений, обращений, выдачи лицензий и разрешений. В нем же производится отметка о результатах рассмотрения заявления, о выдаче заявителю лицензии или разрешения, либо письменного уведомления об отказе в их выдаче. Заявление и поступающие материалы, не имеющие полного перечня необходимых документов, не подлежат регистрации сотрудниками органов внутренних дел и служат одним из оснований отказа в выдаче лицензии или разрешения. Материалы о выдаче лицензии рассматриваются органами внутренних дел в течение одного месяца, о выдаче разрешений -- в течение двух недель со дня подачи заявления.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены основания, исключающие выдачу гражданам лицензий на приобретение оружия. Так, лицензии не выдаются гражданам: не достигшим возраста, установленного законом; не предоставившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не предоставившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасности обращения с оружием и другие документы, указанные в законе «Об оружии» и законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Выдача лицензий (разрешений). Компетенция органов внутренних дел в выдаче лицензий и разрешений неодинакова. Так, городские, районные, районные в городах, отделы (управления) внутренних дел, подразделения, подчиненные Главному Управлению внутренних дел на режимных объектах МВД России имеют право выдавать лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия; лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия; лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на их торговлю; разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного оружия; разрешения на транспортирование оружия и патронов гражданам и юридическим лицам; разрешение на хранение и ношение оружия Правоохранительные органы РФ. Учебник./ Под ред. В.П. Божьева.- М.: Издат. «Спарк», 2002..

 

Линейные управления (отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов, разрешение на их хранение, перевозку юридическим лицам с Особыми уставными задачами Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиационной службы Российской Федерации, служб речного и морского флота Министерства транспорта Российской Федерации, а также разрешения на хранение и ношение оружия их работниками при исполнении служебных обязанностей.

МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации имеют право выдавать лицензии и разрешения на торговлю, коллекционирование, экспонирование оружия, на приобретение оружия с нарезным стволом, разрешения на ввоз и вывоз оружия гражданам России и иностранным гражданам.

Главное управление охраны общественного порядка МВД России выдает лицензии и разрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганов внутренних дел. Кроме того, ГУООП согласовывает выдачу, продление срока действия и переоформления Министерством экономики России лицензий на производство гражданского и служебного оружия юридическим лицам.

В соответствии с приказом МВД РФ № 292, утвердившим Инструкцию о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью МВД России, МВД республик, ГУВД (УВД) краев, областей, городов, автономных образований, горрайорганы внутренних дел выдают, продлевают срок действия лицензий на занятия частной детективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности и гражданам. Вышеуказанным органам внутренних дел предоставлено также право аннулировать выданные ими лицензии.

Выдаваемые органами внутренних дел лицензии и разрешения являются документами подтверждающими права гражданина, юридического лица на осуществление указанного в разрешении вида деятельности, а также права приобретения, хранения, ношения оружия. Сроки действия выдаваемых лицензий и разрешений различны. Так, разрешение на хранение и ношение гражданского оружия выдается сроком на пять лет. Лицензия, подтверждающая право занятия частной детективной деятельностью выдается сроком на три года. По истечении указанного в лицензии срока действия, он продляется теми органами внутренних дел, где выдавалась лицензия.

3. Организация контроля за объектами лицензионно-разрешительной системы

Контроль органами внутренних дел за объектами лицензионно-разрешительной системы в основном осуществляется в двух направлениях: за оборотом оружия и за частной детективной и охранной деятельностью. Организация контроля возложена на руководителей МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей, УВД на транспорте, горрайорганы внутренних дел.

Осуществление контроля позволяет органам внутренних дел выявлять нарушения правил оборота оружия, нарушений, связанных с деятельностью частных детективных и охранных предприятий, граждан, незамедлительно реагировать на выявленные нарушения и применять предусмотренные законом меры административного и уголовного воздействия.

Ведомственными нормативными актами МВД России детализирована деятельность органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью. Инструкцией о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия предусмотрены следующие направления контроля: за деятельностью юридических лиц, осуществляющих торговлю оружием и патронами; за передачей оружия; за приобретением оружия; за коллекционированием и экспонированием оружия; за обеспечением сохранности и безопасности хранения оружия; контроль за перевозкой оружия Административная деятельность ОВД. Общая часть. Учебник. М., 1997..

Сотрудники органов внутренних дел при осуществлении контроля за оборотом оружия имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли, экспонирования, хранения и уничтожения. Изымать и уничтожать оружие и патроны, запрещенные к обороту на территории Российской Федерации. Требовать от юридических лиц и граждан предоставления устной или письменной информации для выполнения контрольных функций. При выявлении нарушений имеют право давать обязательные для исполнения гражданами, должностными лицами письменные предписания об устранении нарушений с указанием конкретного срока. В случае выявления грубых нарушений, которые могут повлечь ущерб, хищение либо неправомерное использование оружия, производить опечатывание помещений мест торговли оружием, их экспонирования, временно ограничивать доступ работников к ним либо запрещать ведение торговой деятельности до устранения выявленных нарушений. В случае возникновения обстоятельств, при которых



2015-12-15 727 Обсуждений (0)
Тема 25. Разрешительная система 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 25. Разрешительная система

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (727)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)