Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Периоды развития организма



2015-12-15 1566 Обсуждений (0)
Периоды развития организма 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА: «ПРЕДМЕТ «ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ», ОНТОГЕНЕЗ, ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА»

План

1. Предмет, задачи возрастной физиологии

2. Понятие об онтогенезе. Биогенетический закон

3.Рост и развитие организма детей и подростков

3.Наследственность и развитие организма

4.Акселерация и ретардация развития

5.Сенситивные периоды развития детей и подростков

Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками

Возрастная физиология– это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

- изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в

целом;

- выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности

функционирования организма в различные возрастные периоды;

- определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

- установление закономерностей индивидуального развития.

Понятие об онтогенезе

Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований,

претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким

биологом Э. Геккелем (1866).

В онтогенезе выделяют два относительно самостоятельных этапа развития:

пренатальный и постнатальный. Первый начинается с момента зачатия и продолжается

до рождения ребенка, второй – от момента рождения до смерти человека. Первый этап в

среднем длится 280 дней. Продолжительность второго для всех людей различна и в нем

выделяют следующие периоды развития: ранний, зрелый и заключительный (период

старения).

Рост и развитие организма детей и подростков

Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков.

Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток.

В процессе роста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрические показатели.
Процессы гиперплазии наиболее интенсивно протекают в период внутриутробного

развития и менее интенсивно после рождения. В постнатальный период некоторые

клетки теряют способность к делению. Так, образование новых нервных клеток

возможно только первые 4 месяца после рождения. Дальнейшее увеличение массы и

объема нервной ткани происходит в основном за счет образования огромного

количества нервных отростков и синаптических контактов.

Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и

функций всех тканей и органов и процессов их регуляции.

 

Закономерности роста и развития:

1. Необратимость. Человек не может прийти обратно к тем особенностям строения, которые появились у него на предыдущих стадиях онтогенеза.

2. Постепенность. Человек проходит в процессе онтогенеза ряд этапов, последовательность которых строго определена. При нормальном развитии пропуск этапов невозможен. Например, прежде чем сформируются постоянные зубы, должны появиться и выпасть молочные; половое созревание всегда предшествует репродуктивной стадии (возрасту половой жизни).

3. Цикличность. У человека существуют периоды активизации и торможения роста. Рост интенсивен до рождения, в первые месяцы после него, в 6-7 лет и в 11-14 лет. Увеличение длины тела происходит в летние месяцы, а веса - осенью.

4. Разновременность (гетерохрония). Разные системы организма созревают в разные периоды. В начале онтогенеза созревают наиболее важные и необходимые системы. Так, мозг уже к 7-8 годам достигает "взрослых" параметров.

5. Наследственность. В организме человека существуют генетические регуляторные механизмы, которые удерживают процессы роста, развития и старения в определенных рамках, нейтрализуя в достаточной степени воздействие среды.

6. Индивидуальность. Каждый человек уникален по особенностям анатомического строения и по параметрам онтогенеза. Это объясняется взаи­модействием уникальной генетической программы и специфической средой развития.

Периоды развития организма

№ п/п Возрастные периоды Продолжительность периодов
Новорожденность 1-10дней
Грудной возраст 10 дней – 1 год
Раннее детство 1-3 года
Первое детство 4-7 лет
Второе детство 8-12 лет (мальчики)
8-11 лет (девочки)
Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики)
12-15 лет (девочки)
Юношеский возраст 17-21 год (юноши)
16-20 лет (девушки)
Зрелый возраст І период 22-35 лет (мужчины)
21-35 лет (женщины)
ІІ период 36-60 лет (мужчины)
36-55 лет (женщины)
Пожилой возраст 61-74 года (мужчины)
56-74 года (женщины)
Старость 75-90 лет (мужчины и женщины)
Долгожительство 90 лет и выше

 

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности

(1-10 дней). Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет

место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней.

Груднойпериод продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к

питанию «зрелым» молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая

интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Длина тела

увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела – в 3 раза. С 6 мес. начинают

прорезываться молочные зубы. В 1-й мес. ребенок начинает улыбаться в ответ на

обращение к нему взрослых, в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает

попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детствадлится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни

заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины

годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

С 4 лет начинается период первого детства,который заканчивается в 7 лет.

Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр и медиальный резец

на нижней челюсти. Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального

детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и

формой тела.

Период второго детствадлится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет.

В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также

начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков,

так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление

секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных

половых признаков.

Следующий период – подростковый– называется также периодом полового

созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у

девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей

роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки

в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13

годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в

массе тела – между 14 и 15 годами. В подростковый период происходит интенсивное

половое созревание мальчиков. У мальчиков, по сравнению с девочками, более

продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возрастпродолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17

до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование

организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной

(окончательной) величины.

В зрелом возрасте, который продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от

21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела

остается постоянной, а потом начинает уменьшаться.

В пожилом(мужчины – 61-74 года, женщины – 56-74 года) и старческом(75-90

лет) возрастепроисходят постепенные инволютивные изменения организма. Выделяют

еще один возрастной период – долгожительство (свыше 90 лет).



2015-12-15 1566 Обсуждений (0)
Периоды развития организма 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Периоды развития организма

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)