Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие закономерности роста и развития. Тема 2: Общие закономерности роста и развития (6ч.)



2015-12-15 611 Обсуждений (0)
Общие закономерности роста и развития. Тема 2: Общие закономерности роста и развития (6ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция 2, 3, 4

 

Тема 2: Общие закономерности роста и развития (6ч.)

 

План:

1. Организм человека: уровни организации, принципы строения тела, регуляция функций в организме.

2. Основная функция организма.

3. Онтогенез: этапы, периоды. Современная схема возрастной периодизации.

4. Критические периоды в онтогенезе.

5. Возрастные нормативы психомоторного развития детей от рождения до 7 лет.

6. Анатомо-физиологические особенности детей от 7 до 12 лет.

7. Анатомо-физиологические особенности подростков.

 

Общие закономерности роста и развития.

4.1. Организм человека - единое целое: уровни организации, регуляция функций в организме. Основные принципы строения тела.

4.2. Основная функция организма.

4.3. Онтогенез: его этапы и периоды. Современная схема возрастной периодизации. Критические периоды: в пренатальном и постнатальном развитии.

4.4. Оценка физического развития детей, методы оценки, их характеристика. Группы здоровья.

4.5. Понятие об адаптации, её типы у детей 6-летнего возраста.

4.6. Реактивность и резистентность организма детей.

4.7. Понятие об акселерации и ретардации, их связь со здоровьем детей.

 

1) Организм - сложноорганизованная система тесно взаимосвязанных

элементов, объединённых в несколько структурных уровней: клеточный, тканевой, уровень органов и систем органов.

Уровни организации человека, клетки, и их производные

I

ткани

(эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные)

I

органы

I

системы органов

Организменный уровень

I

Человек

I

голова шея туловище конечности

I I

верхние нижние

 

Организм - единое целое, в котором строение, функции клеток, органов, систем органов взаимосвязаны и могут функционировать лишь при их тесном взаимодействии.

Существует единая нервно-гуморальная регуляция функций в организме, которая обеспечивает саморегуляцию жизнедеятельности, благодаря которой у нас постоянные АД, t и биохимический состав крови.

Данный тип саморегуляции обеспечивает гомеостаз: постоянный химический состав и постоянные физико-химические свойства внутренней среды (кровь, тканевая жидкость, лимфа).

В организме человека выделяют следующие системы органов: пищеварительная, мочевыделительная, половая, нервная, кровеносная, лимфатическая иммунная и органы чувств (сенсорные системы). Некоторые органы объединяют по функциональному признаку в аппараты: опорно-двигательный, эндокринный и мочеполовой аппарат.

В организме человека выделяют сому, которая включает кожу, кости, соединения костей, мышцы, образующие вместилища: полости и внутренности, расположенные внутри полостей. К ним подходят и разветвляются в них кровеносные сосуды и нервы.

Основные принципы строения тела человека - это полярность (различное строение и функции полюсов), сегментарность (более чётко сохранилась у человека в области туловища), двусторонняя симметрия (сходство сторон, но не абсолютное), и корреляция (соотношение между отдельными частями тела). Все люди принадлежат к одному виду Ноmо sapiens Samoans, обладают одинаковым планом строения.

2) Основная функция организма - это обмен веществ и энергии с окружающей средой. Обмен веществ состоит из 2-х противоположных и взаимосвязанных процессов: синтеза веществ — ассимиляции; и диссимиляции - процесса их распада.

Обмен веществ позволяет организму сохраняться, расти, адаптироваться к окружающей среде, самопроизводиться.

Обменные процессы протекают в виде последовательных фаз:

1) извлечение энергии из органических веществ, попавших в организм с пищей;

2) превращение продуктов расщепления пищевых веществ в строительные блоки для синтеза веществ, специфичных организму;

3) синтез белка, НК, жиров, углеводов;

4) синтез и разрушение биологически активных молекул, которые обеспечивают функции организма.

Функциональной системой называют временное объединение различных органов организма, направленное на достижение полезного для существования организма результата. Например, рефлекс сосания у новорождённого осуществляется различными группами мышц и нервных клеток. Процесс обучения письму, чтению, навыкам личной гигиены также требует задействования множества функциональных систем.

Особенностью в развитии детей является то, что формирование систем происходит намного раньше, чем это им требуется, то есть имеется принцип опережающего развития органов и функциональных систем у детей; это «страховка», которую природа даёт человеку на случай непредвиденных обстоятельств.

3) Термин онтогенез (греч. «ontos» - сущее, «genesis» - происхождение) был введён в биологию немецким учёным 19 века Э. Геккелем. Это процесс индивидуального развития от зачатия и образования зиготы до смерти.

Программа индивидуального развития закодирована в генотипе, и её декодирование зависит от состояния внешней и внутренней среды.

В онтогенезе выделяют 2 этапа развития:

1) пренатальный - длится 280 дней с момента зачатия и до рождения ребёнка. Т.о. истинное рождение в момент зачатия (вред абортов);

2) постнатальный: с момента рождения и до смерти. Т.е. смерть - это момент жизни, длительный процесс отрицания жизни (связать с охраной здоровья).

Постнатальный этап включает в себя 3 периода:

1) прогрессивный: рост, развитие, достижение половой зрелости и трудоспособности;

2) зрелый, зрелость: реализация детородной функции, трудовая деятельность;

3) регресс или старость - изучается наукой геронтологией («geronte» -старик).

Старение - наследственно запрограммированный физиологический процесс, вызывающий снижение уровня одних жизненно важных функций, изменение других, мобилизацию некоторых приспособленных механизмов, нарастание патологических признаков: рост холестерина в крови, увеличение синтеза регрессоров - стероидных гормонов, угнетающих функцию ДНК, уменьшению скорости синтеза РНК.

Старение организма может быть замедлено активным творческим трудом, здоровым образом жизни (питание, двигательная активность, положительные эмоции, труд и отдых). Кроме этого существуют т.н. геропротекторы, биологически активные вещества, которые предупреждают развитие преждевременной старости. К геропротекторам относятся адаптогены (элеутерококк, женьшень, лимонник, лук, чеснок, шиповник, малина, земляника, смородина, лист брусники, черники, мелисса, крапива, шпинат), а также биогенные стимуляторы - сложные комплексы веществ, изменяющих активность ферментов, усиливающих функции эндокринных желез (экстракт алоэ; янтарная, винная, яблочная кислоты - применяют по назначению врача).

Справка: запас жизненных возможностей указывает на возможность прожить в среднем 120 лет каждому здоровому человеку. Факторы, ускоряющие старение - гиподинамия, курение, неадекватное питание, избыточная масса, не умение бороться со стрессами, отрицательные эмоции, отсутствие любви в семье, сексуальная дисгармония.

Современная схема возрастной периодизации.

Пренатальный период имеет следующие возрастные периоды:

 

Эмбриональный 0-8 недель
Переходный 8-16 недель.
Плодный от 4 до 10 мес.

 

Постнатальный период включает:

1. Новорождённый 1-10 дней
2. Грудной 10 дн. - 1 год
3. Раннее детство 1-3 года  
4. Первое детство 4-7 лет  
5. Второе детство м. 8- 12 лет д. 8 - 1 1 лет  
6. Подростковый м. 13-16 лет д. 12-15 лет  
7. Юношеский ю. 17-21 год д. 16-20 лет  
8. Зрелый возраст I пер. м, 22-35 лет ж. 21-35 лет II пер.м. 36-60 лет ж. 36-55 лет  
9. Пожилой м. 61-74 года ж. 56-74 года  
Старческий м/ж75-90 лет  

 

Для педагогов более удобна периодизация, построенная на основе педагогических и социологических критериев:

младенческий до 1 года
преддошкольный с 1 года до 3 лет
дошкольный с 3 лет до 6 лет
мл. школьный с 6 лет до 11-12 лет
ср. школьный с 11-12лет до 15лет
старш. школьный с 15лет до 17-18 лет

 

Границы между возрастными периодами условны, т.к. развитие -процесс непрерывный, хотя и неравномерный, скачкообразный.

В валеологии периоды используются в связи с тем, что каждый скачок в развитии сопровождается снижением адаптивных возможностей и может быть одним из факторов риска здоровья.

 

I – V периоды постнатального развития очень отзывчивы на педагогическое воздействие, это связано с бурным физическим и психическим развитием. Рамки периодов зависят также от социальных условий жизни.

Следует также помнить, что календарный (паспортный) возраст детей и

подростков не всегда соответствует их биологической зрелости: возможны

ее ускорение или задержка. Определяется биологический возраст по степени

окостенения скелета.

По критериям структуры здоровья явно видно снижение адаптационных возможностей, связанных с возрастом: 10% людей в возрасте до 30 лет имеют удовлетворительную адаптацию; 55,5% людей от 30 до 40 лет имеют функциональные напряжения; 60,8% людей в возрасте 50-и лет имеют неудовлетворительную адаптацию.

 

Критические периоды в развитии детей:

а) пренатальное развитие.

Периоды наибольшего риска для жизни и здоровья эмбриона (плода). Это период имплантации (7-й - 12-й день), период образования зачатков органов (3-я - 6-я неделя), 3-й месяц беременности, когда заканчивается формирование плаценты. Факторы, которые вызывают нарушения развития плода в ранние сроки беременности (6-я - 12-я неделя): алкоголизм, венерические болезни (сифилис), вирусные заболевания (корь, краснуха, грипп, гепатит), плохое питание, курение, сахарный диабет, приём лекарств. В результате появляются пороки одиночные и множественные. Одиночные: отсутствие органа, сращение органов, врождённые вывихи, косолапость, сращение пальцев, дефекты лица (расщелина губы, твердого неба), пороки сердца, органов дыхания.

б) постнатальное развитие включает 3 критических периода или возрастных криза.

I критический период - возраст от 2 до 3 лет. Это период высокой двигательной активности ребёнка, когда сфера общения его с внешним миром резко возрастает, интенсивно формируется речь и сознание, т.е. усиливаются физическое и психическое развитие. Следовательно, и возрастают воспитательные требования к ребёнку со стороны родителей и педагогов. Это приводит к напряжению физиологических систем, а в случае чрезмерно высоких требований наблюдается интенсивное напряжение деятельности физиологических систем, что в конечном итоге может привести к «поломке». Особа ранима НС, что вызывает нарушение психического развития и появление различных психических заболеваний. Медицинская статистика утверждает, что корни будущих психических заболеваний формируются в этом возрасте, о чём должны помнить родители и воспитатели. В этот период 40% смертных случаев происходит при детских бытовых и транспортных травмах.

II критический период (предпубертатный) совпадает с началом школьного обучения. Это 6-8 лет. Меняется образ жизни, резко повышается двигательная активность. Изменяется весь предыдущий образ жизни ребёнка. В сферу его общения входят новые люди - это школьные учителя, одноклассники. Все эти факторы приводят к напряжённой работе физиологических систем, как результат адаптации к новым условиям жизни. Учителям, родителям, воспитателям надо помнить, что максимальное количество дорожно-транспортных происшествий приходится именно на этот возраст (незнание правил дорожного движения).

III критический период (пубертатный) связан с изменением в организме гормонального баланса, с перестройкой работы желез внутренней секреции. Это происходит в 11-15 лет. В этом возрасте наблюдается особая ранимость нервной системы. Дети неадекватно воспринимают замечания, нравоучения со стороны взрослых. Это приводит к множественным психоэмоциональным срывам, результатом которых могут стать случаи суицида.

 

Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения форм и функций организма вследствие естественного развития. Оценка физического развития проводится методом антропометрического, соматоскопического и физиометрического исследования. Обязательный минимум это:

1) соматоскопия: осмотр строения, конституции тела (обусловлена генотипом и влиянием окружающей среды), осанки, строение ног и стопы, жироотложение, степень полового развития;

2) соматометрия: определение длины тела, массы тела, окружности грудной клетки, состояние стопы, толщина подкожно-жировой клетчатки;

3) физиометрия: частота пульса, АД, мышечной силы кисти,

ЖЕЛ, определение относительных величин физического развития (индексов).

На основании обследования детей и взрослых разработаны усреднённые таблицы, которые содержат антропометрические показатели общего развития детей. Отклонение от средних данных говорит о нарушении физического развития, а, следовательно, о заболеваниях детей и подростков. Это важно для организации учебно-воспитательного процесса, т.к. дети с худшими показателями развития требуют особого подхода.

Зависимость между уровнем физического развития и успеваемостью:

 

 

Возраст, годы Физическое развитие Успеваемость в баллах
3,4,5 1,2
7-15 1 . Высокое 2. Среднее 3. Низкое 103 641 99 4 60 65

О физическом развитии ребёнка можно судить только по длине и массе тела ребёнка, а именно: по норме в течение 1-го года рост ребёнка должен увеличиться в среднем на 25 см, а масса - утроиться - это так называемый период 1 вытягивания. Затем темпы развития снижаются, наступает период округления (от 1 года до 3 лет). В 5-7 лет происходит период 2-го вытягивания, годовой прирост тела -7-10 см. С 7 до 10-11 лет наступает период 2-го округления и в период полового созревания наблюдается резкое возрастание физического развития, наступает 3-й период вытягивания (11-12 - 15-16 лет). Затем темпы физического развития снижаются, рост у женщин останавливается к 18-22 г., у мужчин - к 20-25 г.

Изменение пропорций тела также является показателем физического развития: с возрастом уменьшаются относительные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног (отношение головы к телу новорождённого - 1 к 4, у взрослого - 1 к 8). Изменение пропорций тела служит косвенным признаком биологической зрелости детей и готовности их к обучению.

Начиная с 10 лет, процессы роста и развития имеют половые отличия. С 10-11 лет физическое развитие девочек идёт быстрее, что характеризуется более высоким ростом. К 14-15 г. мальчики догоняют и перегоняют в росте девочек, но отстают в физическом развитии в целом, т.о. к функциональному уровню взрослого организма девочки приходят на 1 -3 г. раньше мальчиков.

Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией. Рост тела в длину связан с увеличением массы тела, замедление роста (1-3 г), (7-11-12 л) связано с дифференциацией клеток, тканей, органов.

Справка: длина тела от периода новорождённого до зрелого возраста возрастает больше чем в 3,5 раза; длина туловища - в 3 раза, верхних конечностей - в 4 раза; нижних конечностей - в 5 раз.

Мужской и женский тип телосложения формируется по окончанию полового созревания.

 

С целью определения индивидуального здоровья детей принято выделять 5 групп здоровья:

1-я группа - дети здоровые, с нормальным уровнем физического и психического развития и нормальным формированием основных функций организма.

2-я группа - также здоровые дети, но имеющие функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1 и 2 степени, нарушение сна, осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям. Эти дети составляют группу «риска» и имеют потребность в эффективном оздоровлении, которое позволяет перейти в 1-ю группу здоровья. Если своевременно оздоровительные мероприятия не проводятся, то эти дети пополняют 3-ю группу здоровья,

3-я группа - дети, которые страдают хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.) в стадии компенсации, однако функциональные возможности организма сохранены.

4-я группа - дети, которые имеют хронические заболевания в стадии субкомпенсации с выраженным понижением функциональных возможностей организма.

5-я группа - дети, которые имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации (инвалиды 1-й и 2-й групп).

В учреждениях образования на основании групп здоровья формируются следующие группы в зависимости от уровня оптимальной физической нагрузки на организм:

1-я - основная группа -- дети, не имеющие никаких медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий (1-я группа здоровья).

2-я - подготовительная группа (дети с ослабленным здоровьем) -имеют ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объёме закаливающих мероприятий (2-я. 3-я, 4-я, 5-я группы здоровья).

Адаптация (лат. -приноравливание). Впервые понятие сформулировал американский физиолог У. Кеннон. Адаптация – совокупность функциональных реакций на неблагоприятные) воздействия внешней среды.

Адаптация идёт как под действием обычных, так и стрессовых факторов. Биологические механизмы адаптации изучены недостаточно. Известно, что она идёт под контролем ЦНС при участии корковых и подкорковых отделов головного мозга и эндокринных желез (гипофиз и надпочечники), которые синтезируют адаптивные гормоны. Адаптация -общебиологическое свойство всего живого и носит ярко выраженный социальный характер.

Адаптация детей и подростков ниже, чем у взрослых. Поэтому детей следует оберегать от резких изменений условий жизни. Например, при поступлении детей в детский сад, школу происходит напряжение деятельности всех физиологических систем. Это иногда приводит к задержке физического развития, снижается резистентность, появляются различные заболевания. Здоровые дети ( дети с сильной НС, уравновешенными нервными процессами, эмоционально менее возбудимы) обладают большими адаптационными возможностями. На ход адаптации влияют патологическая беременность, тяжёлые роды, частые инфекции, черепно-мозговые травмы. Очень тяжело идёт адаптация в возрасте от 10 месяцев до 1-го года. Легко идёт адаптация у детей до 6 месяцев и старше 18 месяцев. Резко снижается адаптация в критические периоды развития 2-3,5 года, 6-8 лет. 11-12-16 лет.

Физическое развитие детей связано с совершенствованием их психики, а нарушения физического здоровья влияют на способность ребёнка к обучению.

 

 

Зависимость успеваемости детей от их состояния здоровья: младший школьный возраст.

Успеваемость Временная задержка психического развития психический инфантилизм Астеническое состояние Повышенная возбудимость
хорошая - - -
средняя
слабая
неуспеваемость

Указан % детей от количества обследованных.

 

Астения - физическая и психическая слабость; быстрое истощение нервных процессов, утомляемость, утрата способности к мышечной и умственной работе. Причина - нарушение функции нервных центров.

Определить заболевание ребёнка можно как по показаниям физического развития, так и по изменению реактивности и резистентности.

6) Реактивность - способность отвечать на воздействие адекватными реакциями. Ответ организма определяется особенностями его функциональных процессов, поэтому на одно и более воздействие организм может отвечать противоположными реакциями.

В педагогической практике часто встречаются ситуации, когда одни и те же педагогические воздействия, применяемые в разное время, у одного и того же ученика вызывают различный эффект, т.е. реактивность организма ребёнка меняется. Поэтому каждое явление неуспеваемости и недисциплинированности должно анализироваться, т.к. в их основе могут лежать биологические причины, и необходима помощь врача, чтобы избавиться от этих явлений.

Резистентность (от лат. - сопротивляемость) - устойчивость организма к действию вредных факторов внешней среды. Резистентность обеспечена защитными биологическими механизмами, выработанными эволюцией. Это устойчивость ребёнка:

1) к инфекционным факторам;

2) к переохлаждению;

3) к факторам, травмирующим психику.

Реактивность и резистентность наследственны, но среда оказывает на них большое влияние.

Возрастная периодизация онтогенеза человека осуществляется на основании типичных для каждого возраста морфофункциональных особенностей. Наряду с типичным развитием встречаются отклонения., которые сводятся к 2-м типам: акселерации и ретардации.

 

7) Акселерация (лат, «ускорение») - ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Термин предложен в 1935 г. немецким учёным Е. Кохом в конце 19 века. В настоящее время термин употребляется в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая.

Эпохальная акселерация: ускорение физического развития современных детей в сравнении с предшествующими поколениями. Например, длина тела у новорождённого за последние 30-50 лет больше на 2-2,5 см, масса на 0,5 кг. Длина тела у 15-летних больше на 6-10 см, а масса на 3-10 кг в сравнении с подростками начала 20 века. Быстрее происходит развитие некоторых отделов скелета, эндокринной системы, как следствие быстрее происходит половое созревание. Сократилась продолжительность роста: на данный момент рост заканчивается в 16-19 лет, а 70 лет назад максимальный рост наблюдался в 25-26 лет. «Омоложение» спортивных рекордов тоже говорит в пользу этого явления. Т.к. физическое развитие связано с психическим, то можно говорить о двух типах психической акселерации: один обусловлен ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой - техническим прогрессом. Существует понятие «эпохальные изменения». Под этим термином понимают изменения биологии современного человека: увеличение репродуктивных периодов у женщин, удлинение продолжительности жизни, изменения в характере и распространении заболеваний.

Внутригрупповая акселерация - ускорение физического развития отдельных детей в определённой возрастной группе. Таких детей от 13 до 20%. Они имеют более высокий рост, большую мышечную силу, большие возможности функциональной системы. Рост заканчивается к 15-17-и годам. Несколько быстрее идёт и психическое развитие.

В явлении акселерации есть отрицательные элементы: рост и развитие сердца отстаёт от роста тела, создаются предпосылки для развития сердечно­сосудистых заболеваний.

Какова роль акселерации в эволюции человека? Очевидно, что это явление временное, о чём говорит снижение темпов физического развития детей развитых стран.

Причины акселерации:

1) урбанизация населения;

2) увеличение уровня радиации;

3) улучшение социальных и социально-бытовых условий жизни в развитых странах.

На фоне ускорения развития детей и подростков (внутри возрастных групп) наблюдается явление ретардации (от. лат. «замедление») В среднем количество детей с замедленным развитием составляет 13 - 20%.

Причина отставания индивидуального развития может быть заложена еще в дородовом периоде (интоксикации, родовые травмы и недоношенность ребенка, пьянство родителей). После рождения замедление развития зависит от многих факторов (заболевания, влияние неблагоприятных условий окружающей и социальной среды, безнадзорность детей и т.д). Особое значение ретардация приобретает при поступлении детей в школу, так как недостаточная функциональная зрелость впоследствии неблагоприятно сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья ребенка. Готовность к обучению в школе - «школьная зрелость» - включает несколько элементов.

Готовность к обучению в школе:

- Функциональная

- Социально-психологическая

- Интеллектуальная

 

Составляющие готовности к обучению в школе:

Функциональная готовность — это широкий спектр показателей морфофункционального развития ребенка: физическое развитие, степень работоспособности, уровень развития речи, нейродинамики, нервно-психических функций и т. д.

Социально-психологическая готовность - это умение ребенка успешно контактировать со сверстниками и педагогами - качество, необходимое для учебной деятельности.

Интеллектуальная готовность - уровень интеллекта: степень развития речи, осведомленность и ориентированность ребенка, наличие наглядно-образного мышления и т. п.

Дети с замедленным развитием требуют дополнительной подготовки или отсрочки поступления в школу. Готовность ребенка к школьным занятиям является важной проблемой возрастной физиологии, психологии, педагогики и гигиены, поскольку дети, не достигшие требуемого уровня, увеличивают число учащихся, занимающихся с напряжением, неуспевающих. А в результате, данные явления ухудшают здоровье таких школьников.

Биологический механизм задержки развития детей малоизучен. Несомненно, что важное значение имеют эндогенные (наследственные, врожденные и приобретенные в постнатальный период органические нарушения) и экзогенные факторы влияния окружающей среды.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМАТИВЫ



2015-12-15 611 Обсуждений (0)
Общие закономерности роста и развития. Тема 2: Общие закономерности роста и развития (6ч.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие закономерности роста и развития. Тема 2: Общие закономерности роста и развития (6ч.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (611)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)