Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 3. Оценка конкурентоспособности региона



2015-12-15 464 Обсуждений (0)
Лекция 3. Оценка конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок




Факторы, влияющие на конкурентоспособность регионов:

Инфраструктура и доступность Человеческие ресурсы Условия для конкуренции и развития
Базовая инфраструктура - Автодороги - Железные дороги - Авиатранспорт - Права собственности Технологическая инфраструктура - Информационно –коммуникационные технологии - Телекоммуникации - Интернет Инфраструктура обмена знаниями - Образовательные возможности Условия для жизни - Жилищные условия - Природная среда - Безопасность   Доступность рабочей силы - Демографические тренды - Миграция квалифицированных трудовых ресурсов - Безработица Квалификация рабочей силы     Предпринимательская культура - Низкие барьеры на вход - Готовность рисковать Сосредоточение секторов - Специализация (фокус) региона - Концентрация занятости - Деятельность с высокой добавленной стоимостью Интернационализация - Экспорт/мировой объем продаж - Инвестиции - Культура ведения бизнеса Инновации - Патенты - Уровень R&D - НИИ и университеты Административная поддержка (снижение барьеров) и институциональные возможности Доступность капитала Специализация (фокус) региона

 

Конкурентоспособность региона по каждой группе факторов определяется набором показателей.

Ключевые показатели, используемые для оценки факторов конкурентоспособности

Группа факторов конкурентоспособности Показатели
Базовая инфраструктура ● Коэффициент плотности автомобильных дорог ● Экономико-географические преимущества
Технологическая инфраструктура ● Уровень проникновения Интернета ● Уровень проникновения сотовой связи ● Количество личных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1000 семей
Инфраструктура обмена знаниями (образовательные возможности) ● Численность преподавателей высших учебных заведений на 10 тыс. жителей ● Численность студентов высших и средних специальных учебных заведений
Условия для жизни ● Климатические (Среднемесячная температура января, 0С) ● Жилищные (Размер жилищного фонда в расчете на душу населения; Отношение размера жилой площади, оборудованной горячим водоснабжением, к общей площади жилых помещений ) ● Безопасность (количество преступлений на 1000 чел. населения) ● Экологические (Отношение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух к площади территории региона)
Демографические тренды ● Ожидаемая продолжительность жизни населения ● Естественный прирост населения (на 1000 человек) ● Миграционный прирост населения тыс. чел.
Высококвалифицированная рабочая сила ● Доля работников с высшим и средним образованием в общей численности занятых ● Индекс развития человеческого потенциала
Предпринимательская культура ● Вклад малого бизнеса в ВРП ● Отношение численности работников, занятых в малых предприятиях к численности занятых ● Производительность труда малого бизнеса
Интернационализация ● Доля иностранных инвестиций в ВРП ● Удельный вес регионов в экспорте России ● Темпы прироста внешней торговли по регионам
Инновации ● Затраты НИОКР на один патент ● Количество выданных патентов на изобретения
Доступность финансирования ● Объем активов кредитных организаций ● Объем предоставленных кредитов ● Рейтинг инвестиционного потенциала региона и средневзвешенный индекс риска

 

Наиболее важные для инвестора факторы определяются существующими мотивами инвестирования:

· поиск естественных ресурсов (ресурсоориентированные инвесторы);

- наличие сырьевых ресурсов – полезных ископаемых, агропромышленного сырья;

- наличие топлива и энергии для энергоемких производств;

Ресурсоориентированные инвесторы заняты преимущественно в энергетике, добыче и переработке полезных ископаемых, металлургии, металлообработке, в большей степени, производстве продуктов питания. С ростом объемов продаж перерабатывающие компании, превращающие сырье и полуфабрикаты в готовую продукцию, заинтересованы в размещении своих производственных мощностей в непосредственной близости от сырьевой базы. Это снижает риск сокращения поставок и зависимости от сырьевых колебаний, особенно в случае, если транспортные расходы являются определяющим фактором.

· снижение производственных издержек (затратоориентированные инвесторы);

Ключевым фактором здесь выступает стоимость рабочей силы в регионе. Однако в процессе принятия решения затроориентированный инвестор будет ориентироваться не только на уровень оплаты труда, хотя при трудоемких операциях это представляется наиболее значимым фактором (текстильная отрасль, отдельные потребительские товары и пищевая промышленность). Кроме данного фактора компании анализируют состояние большого числа других стоимостных факторов и рентабельности:

- Средний уровень оплаты труда

- Социальные отчисления

- Аренда, цены на недвижимость

- Налоги

- Цены на ресурсы и услуги (энергия, вода, газ, канализация и т.д.)

- Природоохранное законодательство

- Наличие образовательных учреждений,

- Стоимость и качество жизни экпатриантов, культура и отдых.

· доступ к рынкам сбыта (рыночноориентированные инвесторы);

- емкость потребительского рынка;

- промышленная база области и соседних регионов.

С усилением тенденций глобализации и экономической интеграции крупные транснациональные компании ориентируются на обеспечение высокого уровня продаж и роста путем увеличения доли на рынках растущих экономик. Данные компании преследуют цель вытеснения конкурентов с существующих или новых рынков и тем самым ориентированы на стратегические инвестиции. Средние компании преследуют здесь исключительно рыночные цели, крупные транснациональные компании с целью упредить конкурентов также готовы инвестировать и в высокорискованные рынки.

Инвесторы используют для сравнения и ранжирования территорий такие факторы, как рост рынка, параметры рабочей силы и имеющаяся инфраструктура и т.д. Аналитики присваивают определенный вес каждому параметру и создают матрицу по выбору страны/региона. При выборе территорий с наивысшим числом баллов, длинный список потенциально интересных территорий сокращается до небольшого числа мест, пригодных для инвестирования с помощью метода матричного анализа:

 



2015-12-15 464 Обсуждений (0)
Лекция 3. Оценка конкурентоспособности региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 3. Оценка конкурентоспособности региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)