Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурно-логическая схема содержания темы



2015-12-15 1276 Обсуждений (0)
Структурно-логическая схема содержания темы 0.00 из 5.00 0 оценок





архитектурная композиция.

композиции внутренних пространств и внешних объемов

4.2.2. Тематическое содержание

 

Построение всех художественных произведений осуществляется на основе так называемой композиции.

Композиция (лат. сompositio- сочинение, составление) – строение, соотношение и взаимное расположение частей. Структура художественного произведения, предполагающая гармоничное сочетание его элементов между собой и с целым в соответствии с идейно-художественным замыслом.

Художественная выразительность здания достигается при помощи архитектурной композиции (4.1), которая предполагает определенное закономерное расположение или сочетание внешних и внутренних видимых элементов здания, согласованных между собой и образующих единое целое.

 

4.1.Архитектурная композиция (адрес файла Блок 4)

Архитектурная композиция – определенное закономерное расположение или сочетание внешних и внутренних видимых элементов здания, согласованных между собой и образующих единое целое.

Вернитесь к тексту

 

Архитектурная композиция здания включает в себя композицию всех его слагающих элементов: внешних объемов и внутренних пространств, фасадов и интерьеров, отдельных частей здания, деталей и т.п.

Архитектурная композиция может считаться удачной, когда видимые части здания, его детали, отдельные объемы гармонически, т.е. соразмерно, согласовано сочетаются между собой, образуя в художественном отношении неразрывное целое.

Основными компонентами архитектурной композиции здания являются его внутреннее пространство и внешний объем. Их сочетание образует объемно-пространственную структуру здания.

Объемно-пространственной структурой здания (4.2) называется такое сочетание внутреннего пространства и внешнего объема здания, при котором образуется единое композиционное целое.

 

Внутреннее пространство и внешний объем тесно связаны между собой, т.к. последний зависит от размеров и формы внутреннего пространства. Эти взаимосвязи очень многообразны. Они для каждого конкретного случая устанавливаются при проектировании в соответствии с функциональным назначением здания, возможными техническими решениями и художественными задачами. При этом обязательным условием должно быть композиционное единство между внутренним пространством и его внешним объемом. Единство обычно не достигается тогда, когда размеры и форма внешнего объема не отвечают размерам и форме внутреннего пространства и наоборот.

Примером такого несоответствия является типовое здание Донецкого цирка, в котором по функциональному назначению предполагается купол. И он действительно есть внутри здания. А вот снаружи его нет. Наоборот, форма покрытия вогнутая. Следующий пример нарушения единства – здание ГУМа (Государственный универмаг) в Москве. В этом здании внутреннее пространство состоит из нескольких огромных объемов, а фасады здания раздроблены мелкими деталями и членениями на небольшие элементы. В результате снаружи мы видим одно, а внутри – другое.

Яркими примерами удачного композиционного единства между внутренним пространством и внешним объемом могут служить Мариинский дворец и здание верховного Совета Украины.

У некоторых объектов вообще может отсутствовать один из элементов. Так, например, памятники или пирамиды не имеют внутреннего пространства, а подземные станции метро или пещерные храмы не имеют внешнего облика.

 

Композиция внутренних пространств (4.3) здания представляет собой построение помещений, основанное на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их функциональной связи между собой, конструктивной структуры и художественного выражения.

4.3. Композиция внутренних пространств (адрес файла Блок 4…)

Композиция внутренних

пространств здания представляет собой построение помещений, основанное на единстве функциональной целесообразности каждого помещения и их функциональной связи между собой, конструктивной структуры и художественного выражения.

Вернитесь к тексту

 

Размеры и форму каждого помещения, их взаимосвязь обуславливают, прежде всего, те процессы, для которых предназначено здание (учебный, зрительный, спортивный и т.д.). Практика архитектурного проектирования разработала ряд рациональных и удобных планировочных схем, в которых эффективно могут осуществляться те или иные функциональные или технологические (в промышленных зданиях) процессы (коридорная, зальная, анфиладная и др.).

Если под объемом в архитектуре подразумевают сооружение в его внешних границах, воспринимаемое извне, то воспринятое изнутри, оно является собственно пространством в архитектурном значении. Его называют также внутренним пространством в отличие от внешнего пространства.

Создание искусственной материальной среды путем организации соответствующих внутренних пространств, изолированных от общего внешнего пространства, и является практической целью архитектуры.

 

Объемно-пространственная структура здания определяет и композицию внутреннего пространства (интерьера). Если помещение ограничено со всех сторон плоскими или криволинейными поверхностями стен и перекрытий, то композиция внутреннего пространства оказывается замкнутой. Увеличение проемов в стенах способствует взаимосвязи внутренних пространств. При замене стен отдельно стоящими опорами (колоннами) пространства объединяются или плавно переходят друг в друга. Применение сплошного остекления беспредельно развивает глубину внутреннего пространства, как бы сливает его с внешним окружением.

Свободная композиция внутренних пространств может создаваться за счет применения передвижных или трансформируемых перегородок, встроенной мебелью и т.п., а «пространственность» интерьера достигается также подчеркиванием глубины помещений по основным направлениям зрительного восприятия.

Глубина интерьера, прежде всего, зависит от характера расположения помещений. Например, если расположить помещения друг за другом и дверные проемы поместить по одной оси (анфиладная система планировки), то при этом через перспективно сокращающиеся открытые проемы видны элементы нескольких помещений, что подчеркивает глубину пространства, и его торжественность. Глубина пространства выявляется также наличием плоскостей, уходящих от наблюдателя, или формами переднего плана, частично заслоняющими формы второго плана по направлению зрительной оси.

 

Композиция интерьеров зависит также от вида и формы выбранных конструкций, от цвета поверхностей, ограничивающих помещения, от оборудования, мебели и т.п. Так, например, современные пространственные конструкции позволяют без промежуточных опор перекрывать огромные площади, глубина пространства которых выявляется за счет перспективных сокращений и воздушной перспективы.

Поиск композиции внутренних пространств обычно ведется одновременно с поиском композиции внешних объемов здания.

Изучите и проанализируйте вышеизложенный материал и ответьте на предложенные вопросы.

 

Вопрос 4.1. Может ли являться элементом композиции фундамент здания?

 

4.1.Ответ: да

4.1. Ответ: НЕТ

Вопрос 4.2. Может ли объемно-пространственная структура здания быть без внутреннего пространства?

 

4.2.Ответ: да

 

4.2. Ответ: НЕТ

Вопрос 4.3. Может ли композиция внутреннего пространства определять объемно-пространственную структуру здания?

 

4.3. Ответ: да

4.3. Ответ: НЕТ

Композиция внешних объемов здания 4.4 представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности.

4.4. Композиция внешних объемов здания (адрес файла Блок 4)

Композиция внешних объемов здания - представляет собой объемное построение, основанное на единстве функционального назначения, конструктивного решения и художественной выразительности.

Вернитесь к тексту

 

Особенностью внешней объемной композиции, в отличие от композиции внутренних пространств, являются другие условия ее зрительного восприятия человеком. Композиция внешних объемов может быть воспринята человеком снаружи целиком и мгновенно, в отличие от восприятия композиции внутреннего пространства, которая раскрывается перед наблюдателем отдельными частями постепенно.

 

Другая важная особенность - влияние на формирование объемной внешней композиции природных или градостроительных условий.

Композиции внешних объемов зданий можно подразделить на три основные группы:

- простые, состоящие из одного объема;

- сложные, состоящие из двух и более объемов, связанных или примыкающих друг к другу;

- комплексные, представляющие собой ансамбль из нескольких зданий.

Одним из основных принципов, позволяющих достигнуть единства объемной композиции, является принцип соподчиненности.

Принцип соподчиненности заключается в следующем. Главный для здания функциональный процесс организуется в помещениях, объединенных в основном объеме; подсобные функциональные процессы - в других объемах, имеющих по отношению к главному соподчиненное значение.

 

Существуют следующие приемы построения композиций внешних объемов (рис. 1).

Рис.1. Виды композиций внешних объемов зданий:

а) – фронтальная; б) – глубинная; в) – центрическая.

 

Центрическая композиция (рис. 1, в) предполагает наличие центрального объема, около которого группируются одинаковые по размеру соподчиненные объемы. Этот вид композиции не имеет главного фасада и может восприниматься со всех сторон одинаково(цирки, крытые рынки).

Фронтальные композиции (рис. 1, а) – это композиции, объемы которых развиты в направлении, параллельном плоскости главного фасада здания. Разновидностью этого вида композиции является фронтально-осевая композиция, которая имеет явно выраженную композиционную ось (жилые здания).

Глубинные композиции (рис. 1, б) – это композиции, объемы которых развиты в направлении, перпендикулярном плоскости главного фасада здания. Такие композиции характерны для зданий с продольно-осевым построением внутренних пространств (театры, выставочные павильоны).

Высотные композиции – это композиции, в которых вертикальный размер преобладает над горизонтальным.

Свободные композиции - не подчинены строгим геометрическим закономерностям. Различные по своим размерам и форме объемы сочетаются между собой, следуя наиболее удобной функциональной связи между помещениями.

Композиции комплексов зданий – это ансамбли зданий и сооружений, выражающие общую идею на основе согласованности и стройности частей единого целого.

Изучите и проанализируйте материал по композициям внешних объемов здания (4.4) и ответьте на предложенные вопросы.

 

Вопрос 4.4. Можно ли сделать утверждение, что внешняя объемная композиция отличается от композиции внутренних пространств?

4.4. Ответ: нет

4.4. Ответ: да

 

Вопрос 4.5. Может ли считаться фронтальной композиция здания, объемы которой развиты в направлении, перпендикуляром плоскости главного фасада здания?

4.5. Ответ: да

4.5. Ответ: НЕТ

 

 

Критерии усвоения

 

После изучения и анализа содержания темы Вы должны понимать следующее:

- базисом методологии научного познания раздела «Архитектурная композиция» являются основные понятия о зданиях и их элементах, размеры которых и расположение должно образовывать единое целое и подчеркивать сущность здания, т.е. его образ;

- основные элементы композиции - внутреннее пространство и внешний объем - и чем теснее они взаимосвязаны, тем более гармонична объемно-пространственная структура здания. Это положение позволяет создавать представления об архитектурно-художественных качествах зданий и их комплексов;

 

В результате изучения данной темы Вы должны знать:

- содержание и смысл всех определений, связанных с архитектурной композицией, и способов достижения ее гармоничности;

- методы создания композиций внутренних пространств здания, которые зависят от назначения здания и связаны с использованием композиционно-планировочных схем: коридорной, анфиладной, центрической, зальной и смешанной;

- основные виды композиций внешних объемов здания: простые, сложные и комплексные и принцип соподчиненности;

- приемы построения композиций внешних объемов: центрический, фронтальный, глубинный, высотный и свободный.

 

Полученные Вами знания должны обеспечивать следующие умения:

- ориентироваться в вопросах архитектурной композиции зданий;

- отличать композицию внутренних пространств от композиции внешних объемов здания;

- использовать приемы построения композиций внешних объемов при анализе архитектурно-художественных качеств зданий.

 

 



2015-12-15 1276 Обсуждений (0)
Структурно-логическая схема содержания темы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурно-логическая схема содержания темы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1276)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)