Организационные принципы
1. Отраслевой принцип выступает в качестве основного в организации аппаратов и служб, осуществляющих исполнительную деятельность. Здесь каждый из объектов отрасли, независимо от того, на чьей территории он расположен, управляется из центра через соответствующие министерства и ведомства и подчиненные им органы на местах. 2. Территориальный принцип. Суть этого принципа состоит в формировании аппарата исполнительной власти на территориальной основе. Территориальный принцип позволяет обеспечивать комплексное развитие сфер и отраслей управления на конкретной территории (в республике, крае, области, округе, городе и т. д.). 3. Линейный принцип. Здесь каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении своих подчиненных всеми правами и функциями управления. Линейный принцип обычно применяется при организации небольших по численности групп и коллективов работников и где работа относительно не сложна и не требует узкой специализации. Наиболее часто на этом принципе строятся низовые аппараты при управлении непосредственно исполнителями, которые не имеют подчиненных. 4. Функциональный принцип. На основе этого принципа формируются специальные органы и аппараты исполнительной власти, которые осуществляют общие надведомственные функции управления (статистика, стандартизация, метрология и др.). Функциональный принцип применяется также при сложных структурах аппаратов исполнительной власти, поскольку единоличный руководитель не в состоянии лично реализовать все функции органа. В этих случаях образуются и действуют подразделения, реализующие координационные и обеспечивающие функции (кадровую, финансовую, функцию планирования работы органа, и др.). 5. Принцип двойного подчинения. Этот принцип обеспечивает сочетание необходимых начал централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей субъектов федерации, региональных органов исполнительной власти. 6. Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом и работником: урегулирование их взаимоотношений в исполнительной деятельности. 7. Ответственность субъектов исполнительной деятельностиза результаты работы предполагает, что за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной или иной ответственности. 8.Сочетание единоначалия и коллегиальности. Коллегиальность и единоначалие — это две формы устройства органов и организации их деятельности. Коллегиальное устройство органа государственного управления выражается в том, что он сам есть коллегия. Управленческие решения таким органом принимаются коллегиально. Единоначалие выражается в том, что во главе органа стоит единоличный руководитель. Однако необходимо знать, что коллегиальность существует и в ряде единоначальных органов управления — там, где есть коллегиальные структурные подразделения. Тогда решения таких коллегий приобретают юридическую силу лишь в случае согласия с ними единоличного руководителя и оформляются путем издания им соответствующего акта управления. Функции государственного управления: 1) разработка и реализация политики, которая выражается в государственных программах общефедерального и регионального масштабов. 2) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни. 3) управление учреждениями государственного сектора. 4) это регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора. 5) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления. 6) функция государственного контроля и надзора за процессами, которые происходят в управляемой и регулируемой сферах. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Государственная исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Согласно ст. 110 КонституцииРФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство России. Законодательная власть готовит и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполнительной власти (в пределах, установленных Конституцией РФ, ст. 101, 103,114). Наисполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих законов (ст. 114 Конституции РФ). Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти возложены на аппарат государственного управления во главе с Правительством. Аппарат, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Именно это является основанием именовать исполнительную власть исполнительно-распорядительной. Органы судебной власти, согласно ст. 118 Конституции Российской Федерации, призваны осуществлять правосудие.Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция — это контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Из всего ранее указанного следует, чтоисполнительная власть — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями. Она выражается в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. У исполнительной власти есть определенная сфера отношений, где она действует, которая включает в себя: — отношения власти с гражданином; — хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов; — отношения с предприятиями, учреждениями и иными организациями, отношения с трудовыми коллективами этих образований. Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки: 1)исполнительная власть носит универсальный характер,она существует непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы; 2)исполнительная власть обладает принудительным характером, она делает упор на силу — возможность самостоятельно осуществлять меры воздействия; 3)предметность — наличие правовых, информационных, технических и организационных ресурсов; 4) исполнительная власть носит организующий характер. Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства; создание условий, которые способствовали бы благополучию граждан, общества и государства; а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и свобод, для свободной политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. Контрольные вопросы и задания 1. Как соотносятся понятия «государственное управление» и «социальное управление»? 2. Что такое внутреннее управление? Как вы это понимаете? 3. Назовите последовательность стадий управленческого процесса. 4. Перечислите социально-правовые принципы государственного управления. 5. Что такое принцип двойного подчинения? Как вы его понимаете? 6. Может ли коллегиальность принятия решений существовать в органе, где во главе стоит единоначальный руководитель?
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (596)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |