Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Причины и факторы возникновения конфликтов




Существуют четыре основные группы причин и факторов воз­никновения и развития конфликтов: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические и личност­ные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными.

Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя раз­делять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большин­ство объективных причин имеют определенную степень субъектив­ности, а многие субъективные причины — объективную основу.

Объективные факторы возникновения конфликтов.К ним относятся:

1) естественное столкновение значимых материальных и ду­ховных интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

2)слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей;

3)недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ;

4)образ жизни многих россиян (оче­видно, что бедный, неустроенный человек, которому не удалось реализовать себя и свой потенциал, более конфликтен по срав­нению с человеком, который более-менее успешно решил эти проблемы);

5)достаточно устойчивые стереотипы межличностных и меж­групповых отношений граждан России, СССР, Российской Фе­дерации, способствующие возникновению конфликтов. Эти сте­реотипы формировались достаточно долго и являются частью национального мышления и менталитета. Так, человек, родив­шийся и выросший в советское время, с детства впитывал в себя определенные стереотипы разрешения конфликтов — ведение непримиримой классовой борьбы, беспощадное уничтожение врага, нетерпимость к классовым противникам. Постоянная борьба с внешними врагами и внутренними «вредными элемен­тами» оказала определенное влияние на характер и особенности межличностного взаимодействия людей в целом;

6)серьезные нарушения экологии, что осо­бенно касается городов, где сильное влияние могут оказать такие факторы экологической нестабильности, как химически загряз­ненная вода, воздух, пища и т. п.;

7)отклонения от нормы в харак­теристиках электронных полей, которые могут быть вызваны по­вышенной солнечной активностью или применением техничес­ких устройств;

8)техногенные катастрофы;

9)стрессовые ситуации, в которых находится человек, что также особенно явно прослежи­вается в городах и мегаполисах, где ритм жизни сам по себе фор­мирует постоянное стрессовое состояние организма и психики.

Организационно-управленческие причины конфликтов.Эти причины имеют тесную связь с созданием и функциониро­ванием разного рода организаций, коллективов, групп и т. п. и по­тому имеют больший по сравнению с группой собственно объек­тивных факторов субъективный элемент.

Организационно-управленческие факторы конфликта можно разделить на четыре подгруппы:

1. Структурно-организационные причины.Основанием для возникновения этих причин является несоответствие структуры организации и требований и деятельности, которой данная орга­низация занимается. Негибкость руководства, которое не может приспособить созданную структуру к изменившимся тре­бованиям и обстоятельствам, и ведет к конфликтам.

2. Функционально-организационные причины.Эти причины ос­нованы на неоптимальных внешних и внутренних организаци­онных связях: связи организации и среды, между структурными элементами организации, а также между отдельными ее работ­никами. Так как любая организация — это часть более обширной системы, важно, чтобы внешние связи со средой имели макси­мально полное соответствие с теми задачами, которые она решает. Конфликт возникает тогда, когда эти связи нарушаются.

3. Личностно-функциональные причины.Эти причины основа­ны на неполном профессиональном, нравственном и ином соот­ветствии работника занимаемой должности и тем задачам, которые она предполагает. Конфликт может возникнуть как на вертикаль­ном уровне (с начальством, с собственными подчиненными), так и на горизонтальном (с коллегами).

4. Ситуативно-управленческие причины.Данная группа при­чин основана на ошибках, которые допускают в процессе реше­ния различных профессиональных и управленческих задач как подчиненные, так и руководители. Когда управленское решение неправильно, ошибочно, оно становится источником конфликта между тем, кто его принял, и теми, кто его должен исполнять. При этом невыполнение решения также выступает источником кон­фликта.

Социально-психологические причины конфликтов.К подобным причинам относятся:

1)возможные существенные искажения и потери информации в процессе взаимодействия;

2)несбалансированное ролевое взаимодействие людей;

3)непонимание партнерами по общению того факта, что несовпадение позиций и проблема могли возникнуть не из-за принципиальных разногласий между ними, а из-за подхода к данной проблеме с различных сторон;

4)различные способы оценки оппонентами результатов деятельности и личности друг друга;

5)психологическая несовместимость.

6)напряженные межличностные отношения партнеров по общению. Такие неблагоприятные отношения могут сложиться на основе предыдущего взаимодействия и спровоцировать конфликт, в то же время возникший конфликт еще больше ухудшает существующие взаимоотношения.

Личностные причины конфликтов.Являются психоло­гическими причинами. К ним относятся:

1) низкий уровень социально-психологической компетентности одного или обоих партнеров по общению. Под социально-пси­хологической некомпетентностью понимаются неподготовлен­ность человека к определенному поведению, неумение прочув­ствовать напряженные моменты, неумение выразить правильную реакцию на действия другого;

2)недостаточная психологическая устойчивость (толерант­ность) к отрицательному воздействию на психику стрессовых фак­торов социального взаимодействия;

3)плохо развитая способность к эмпатии, которая означает уме­ние понять эмоциональное состояние другого человека, сопережи­вать и сочувствовать ему;

4)неадекватный уровень притязаний и самооценки, большие расхождения между ними.

5)тип темперамента. Относительно часто основой конфлик­тного взаимодействия является холерический темперамент, ко­торый отличается неустойчивой и подвижной нервной системой. Но также этот тип темперамента быстрее переходит на неконф­ликтный тип взаимодействия после соответствующей эмоцио­нальной разрядки;

6)акцентуации характера. Под акцентуацией характера по­нимается наличие нескольких ярко, чрезмерно выраженных черт характера, которые, являясь крайним вариантом нормы, грани­чат с психопатией.

 




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7013)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)