Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа конфликтологического исследования



2015-12-15 3403 Обсуждений (0)
Программа конфликтологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа конфликтологического исследования — это доку­мент, в котором излагаются основные задачи, методологические предпосылки, гипотезы исследования, а также проводится ана­лиз конкретных изучаемых явлений и процессов конфликтного взаимодействия и указываются правила, процедуры и логиче­ская последовательность операций, направленных на проверку выдвинутых гипотез.

Программа конфликтологического исследования имеет две части — методологическую и процедурную. Методологическая часть должна включать в себя следующие пункты: обоснование и формулирование проблемы анализа, определение объекта и пред­мета исследования, определение цели изучения, логический ана­лиз основных понятий, выдвижение рабочих гипотез, определение задач исследования. Процедурная часть состоит из составления стратегического плана исследования и формулирования основ­ных процедур сбора и обработки первичных данных.

 

 

Методы оценки внутриличностной
конфликтности человека

Для оценки внутриличностной конфликтности используется множество методов. Наиболее распространенным является индивидуальная беседа, в процессе которой исследователь может применять различные психологические техники и приемы. При проведении комплексных исследований обычно используется блок психологических методик, целью которых является выявле­ние наличия внутриличностных конфликтов у обследуемого..

Адаптированная Е. Ивановой и А. Светличным методика оп­ределения типа поведения в конфликтной ситуации К. Томасавы­деляет пять типов реагирования человека (соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) и дает объяснения. Оп­ределение стилей реагирования и их толкование осуществляются следующим образом.

Так как методика основана на принципе выбора, через ми­нимальное количество баллов определяется отвергаемый спо­соб реагирования. По мнению авторов, отвергаемый тип пове­дения тесно связан с отвергаемой на бессознательном уровне потребностью. Внутриличностный конфликт выявляется че­рез сравнение предпочитаемого и отвергаемого стилей пове­дения.

Для анализа поведения применяется схема трансактного ана­лиза Э.Берна. На ее основе позиция Родителя проявляется через сопротивление, позиция Взрослого — через сотрудничество, а по­зиция Ребенка — через избегание и приспособление. Через ком­промисс реализуется позиция Ребенка и Родителя, т. е. в данном случае разнонаправленные позиции соединяются, и такой стиль реагирования в конфликте имеет большую эмоциональную на­грузку, что, в свою очередь, провоцирует и усиливает существую­щий внутриличностный конфликт.

Предпочитаемые и отвергаемые стили реагирования анализи­руются также через соотношение своих интересов и интересов противника. Это помогает выявить конфликт внутриличностных интересов.

Методика определения уровня внутриличностной конфликтно­сти Шипиловавыделяет шесть видов внутриличностного конф­ликта:

• мотивационный (между «хочу» и «хочу»),

• нравственный (между «хочу» и «надо»),

• ролевой (между «надо» и «надо»),

• адап­тационный (между «надо» и «могу»),

• конфликт нереализованного желания (между «хочу» и «могу»),

• неадекватной самооценки (между «могу» и «могу»).

Целями данной методики являются:

—определение степени, уровня внутриличностной конфлик­тности;

—выявление наиболее значимых и глубоко переживаемых внутриличностных конфликтов;

—определение основной, ведущей сферы актуальной внут­риличностной конфликтности: мотивационной, долженствова­ния или самооценки.

Методы оценки межличностной
конфликтности человека

В психологии отсутствует методика, целью которой является определение уровня межличностной конфликтности человека, поэтому в исследованиях этого явления используются соответ­ствующие шкалы, входящие в состав уже апробированных и при­меняемых для диагностики различных личностных сфер человека методик. Эти шкалы ориентированы на выявление выражен­ности качеств, свойств и состояний, которые являются маркером повышенной конфликтности личности.

Конфликтность личности — это свойство, которое отражает частоту вступления человека в межличностные конфликты. Та­ким образом, высокая личностная конфликтность человека ведет к постоянному провоцированию им напряженных и конфликт­ных отношений и ситуаций с окружающими, при этом проблем­ной ситуации при взаимодействии может не возникать. Конф­ликтность личности обусловлена совокупным влиянием следую­щих факторов:

—психологических факторов, а именно темперамента, уровня личностной агрессивности и психологической устойчивости, уров­ня притязаний, актуальным эмоциональным состоянием индиви­да на момент взаимодействия, возможной акцентуацией характера;

—социально-психологических факторов, среди которых важ­ное значение имеют социальные установки, ценности, отноше­ние к оппоненту. Направленность во взаимодействии с партне­ром «на себя», уровень компетентности в общении;

—социальных факторов: условий жизни, деятельности, нали­чия возможности расслабиться, отдохнуть, специфики социаль­ного окружения, общего уровня культуры, наличия определен­ных возможностей для удовлетворения ведущих, значимых по­требностей.

Опросник А.Басса — А.Даркиопределяет индивидуальный уровень (индекс) агрессивности и раздражительности личности, который может быть низким, средним или высоким. Данная ме­тодика понимает агрессию как комплексное явление, которое отражается в различных формах агрессивных и враждебных ре­акций. К таким реакциям относятся физическая, косвенная, вер­бальная агрессия, раздражительность, негативизм, обида, зависть, подозрительность.

Методика диагностики МЛО Т.Лирипозволяет изучить конф­ликтные отношения в малых группах и выделить преобладаю­щий тип отношения личности к окружающим. Всего существуют восемь типов, из них наиболее высоким уровнем конфликтности отличаются прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скепти­ческий. Высокая конфликтность личности означает наличие бо­лее восьми баллов по одному из этих типов.

Личностный опросник Г.Айзенкавыявляет уровень конфликт­ности через соотношение шкал «экстраверсия — интроверсия» и «нейротизм — стабильность», где высокий уровень нейротизма сви­детельствует о возможности конфликтного поведения личности.

16-факторный личностный опросник Кеттеллаприменяется для диагностики конфликтных личностей, а именно для выявления их психологических особенностей, среди которых преобладают такие качества, как скрытность, практичность, жесткость, су­ровость, независимость, решительность, смелость, честолюбие, стремление к лидерству.

Методика «Q-сортировка»диагностирует и измеряет уровень тенденции к зависимости-независимости, общительности-необ­щительности, стремления к борьбе — избегания неудачи как пове­денческих проявлений членов конкретной группы. Высокая кон­фликтность связывается с высокими показателями по шкале стремления к борьбе, которое рассматривается как стремление к завоеванию более высокого статуса и авторитета в данной группе.

Опросник К.Томасаопределяет ведущие стратегии поведения в ситуациях конфликта, основными из которых являются следу­ющие пять: соперничество, сотрудничество, компромисс, избега­ние и приспособление. Также указывается и оптимальная форма поведения, предполагающая применение в процессе конфликта всех пяти стратегий, но по каждой из них существует оптималь­ный средний показатель. Ведущей стратегией является именно та, которая преобладает в данном тесте. На выбор стратегии поведе­ния оказывают влияние различные личностные и социальные факторы — возраст, тип и особенности деятельности, условия деятельности, склонность кнормативному или асоциальному поведению. А ориентация на конкретную стратегию поведения в конкретном конфликте связана с преобладанием определенно­го отношения к окружающим и участникам конфликта, а также уровнем агрессивности самой личности.



2015-12-15 3403 Обсуждений (0)
Программа конфликтологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа конфликтологического исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3403)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)