Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лекция 6. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ



2015-12-15 5877 Обсуждений (0)
Лекция 6. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1.Значение систематического повторения программного материала.

2.Виды повторения.

3.Методические требования к организации повторения.

4.Значение первичного закрепления, его виды, формы, методические приемы.

 

Литература

Методика обучения истории в средней школе: В 2-х ч. – М., 1978. – Ч.1.

Методика преподавания истории в средней школе. – М., 1986

Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории СССР в YII – X классах. – М., 1977.

Баринова С.М., Волгина Л.С. Первичное закрепление как средство повышения качества знаний и совершенствования знаний и умений учащихся // Преподавание истории в школе. – 1975. – №4.

Жэрка Л. Выніковае паўтарэнне па гісторыі сярэдніх вякоў (Y клас) // Беларускі гістарычны часопіс. – 2003. – №2. – С. 54-59.

 

1. ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО ПОВТОРЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.

Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение в процессе обучения важных исторических фактов, научной периодизации исторических процессов. Правильно организованное повторение помогает, во-1-х, закреплению в памяти учащихся изучаемого материала, во-2-х, развитию мышления и необходимых умений и навыков самостоятельной работы.

ПОВТОРЕНИЕ – это воспроизведение ранее усвоенных знаний и умений в целях их углубления и совершенствования.

 

2. ВИДЫ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Вводное ( к курсу, теме)

2.Текущее (в связи с изучаемой темой урока)

3. Обобщающее (после изучения большой темы, раздела)

4. Итоговое (после изучения курса истории)

 

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРЕНИЯ

1.Прочность знаний требует многократных повторений.

2. Эффективность повторения зависит от знания учителем возрастных психологических особенностей учащихся различных классов, от их познавательных возможностей.

3. Учитель должен знать требования программы по организации и проведению обобщающего и итогового повторения.

4. Использовать разнообразные формы и методические приёмы в ходе повторения.

 

4.ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ, ЕГО ВИДЫ, ФОРМЫ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ.

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ программного материала – это первичное повторение на уроке. Наиболее полное определение первичного закрепления дает П.С. Лейбенгруб: «Под закреплением в педагогической науке принято понимать вторичное восприятие и дальнейшее осмысление учащимися учебного материала, изучаемого на данном уроке. Закрепление имеет основной целью достижение наибольшей прочности запоминания изучаемого на уроке, предупреждение возможных пробелов в знаниях учащихся и повышение их внимания на уроке, а также проверку усвоения учащимися новых знаний».

Закрепление – это повторное восприятие и дальнейшее осмысление и углубление знаний учащихся, а также совершенствование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.

Организация первичного закрепления вызывается особенностями высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П. Павлова, незакрепленные «следы» временных связей в коре больших полушарий мозга от вновь полученных знаний теряют свою силу. Особенно быстро забывание происходит после первичного усвоения материала. Отсюда необходимость систематического проведения первичного закрепления. Особенно в нем нуждаются учащиеся Y-YII классов. Это обусловлено а) сложностью материала; б) пространственной и временной отдаленностью событий курсов истории, о которых учащиеся не имеют представления; в) неустойчивостью внимания учащихся данного возраста; г) необходимостью постоянного и действенного контроля.

 

ЗНАЧЕНИЕ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1. Повторно фиксирует в сознании и памяти учащихся учебный материал, устанавливает связи нового материала с ранее изученным материалом, способствует развитию умений и навыков письменного и графического оформления исторического материала.

2. Анализ результатов первичного закрепления позволяетучителю оценить эффективность выбранных методов и приемов изучения нового материала и организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

3. Систематически проводимое первичное закрепление повышает внимание и чувство ответственности учащихся при изучении нового материала.

При планировании и проведении закрепления необходимо определить: 1). Что закреплять? (содержание и объем); 2). Когда закреплять?; 3). Как, какими приемами целесообразно провести закрепление?

1. Содержание закрепления тесно связано с целью урока и отражает наиболее важные и сложные моменты темы. Например, цель урока по теме «Рабство в Греции в Y в. до н. э.» следующая: «Подвести учащихся к пониманию того, что в Y в. до н. э. греческие города-государства сделались обладателями огромных масс рабов, захваченных в греко-персидских войнах, пиратских набегах, а также рожденных от рабынь, попавших в рабство за долги; рабы использовались в различных отраслях хозяйства и подвергались жестокой эксплуатации, на которую отвечали побегами, ломкой орудий труда, уничтожением скота, убийством хозяев, а иногда – восстаниями». Исходя из цели урока, содержание закрепления составят следующие вопросы: а). Назовите источники рабства в Греции в Y в. до н. э.; б). Укажите, где применялся труд рабов в Греции; в). Подтвердите, что положение рабов в Греции было тяжелым; г). Назовите формы борьбы рабов против рабовладельцев в Греции. (Предложить студентам самостоятельно сформулировать вопросы закрепления). При планировании закрепления следует ограничиваться наиболее существенными вопросами темы, а в ряде случаев – лишь некоторыми – главными (преимущественно вопросами причинно-следственного характера).

2.Содержание первичного закрепления и характер исторического материала определяет место закрепления в структуре урока. Существует два вида (варианта) закрепления: а) сопровождающее (используется в процессе изучения нового материала, когда материал несет большую теоретическую нагрузку и делится на самостоятельные, логически законченные части; более эффективно); б) последующее (после изучения нового материала, когда содержание яркое, эмоциональное «Восстание Спартака»). В практике возможны уроки, в которых сочетаются оба вида первичного закрепления. Одно из условий эффективности первичного закрепления – соблюдение рационального соотношения теоретического и фактического материала.

По форме первичное закрепление может быть: устное, письменное, графическое.

1). УСТНОЕ закрепление – наиболее распространенная форма, чаще всего проводится в виде фронтальной беседы (хотя возможно и необходимо включение развернутых ответов учащихся, особенно в Y-YII классах). В ходе беседы используются вопросы различного характера и объема:

а) воспроизводящие. Например:«Рассказать о природных условиях Древнего Египта», «Изложить ход событий восстания 1863-1864 гг. в Беларуси»;

б) вопросы на сравнение и сопоставление вновь изучаемого материала с ранее изученным материалом; на установление сходства и различия новых знаний с аналогичными знаниями, усвоенными ранее. Например, «Что общего и различного в природных условиях Пелопоннеса и Аттики?», «Что общего и в чем отличие экономического развития Франции от экономического развития Германии в конце XIX – начале XX в.?»;

в) познавательные задания (максимально активизируют познавательную работу учащихся). Например: «Почему в Афинском государстве ремесло и торговля достигла большего расцвета нежели в Спартанском государстве?»;

г) вопросы, требующие самостоятельной оценки событий и явлений прошлого. Например: «В чем историческое значение возникновения средневековых городов в Западной Европе?»

2). ПИСЬМЕННОЕ закрепление. Основные методические приемы следующие:

а) составление плана (простого плана, развернутого плана) в процессе изложения материала учителем или работы над печатным текстом (учебника, документа);

б) составление тезисов – умение не только выделить главное, но и раскрыть в лаконичной форме содержание главных вопросов темы;

в) составление конспекта в процессе изложения учителем нового материала (X-XI классы);

г) составление различных таблиц: хронологических, синхронистических, текстовых (систематизирующих таблиц, сравнительных, обобщающих).

д) работа над новыми словами и терминами (ведение словаря).

е) написание сочинения-миниатюры (Y-YII классы). Например: «На рынке рабов», «В средневековом замке», «На рыцарском турнире» и т.д.

3). ГРАФИЧЕСКОЕ закрепление:

а) составление различных схем (схема государственного устройства или социального состава населения, схема военного сражения). Например, схема государственного устройства позволяет не только запомнить названия органов власти, их взаимосвязь и соподчинение, определить их функции, но проследить их изменения и установить причины этих изменений; б) вычерчивание графиков, диаграмм;

в) зарисовки учащимися макетов, иллюстраций учебника, схематических рисунков.

 

Лекция 7. ФОРМИРОВАНИ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ. ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ.

1. Виды исторических фактов и их роль в обучении истории.

2. Методические приёмы создания образных исторических представлений.

3. Применение разнообразных методических приёмов при изучении хронологии.

4. Методика работы с исторической картой

5. Методика формирования исторических понятий и раскрытия закономерностей общественного развития.

 

Литература

Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе – М.: Просвещение, 1984. – Гл. V, XI.

Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе – М.: Просвещение, 1988. – §§ 14, 15, 16

Короткова М.В. Формирование образных представлений учащихся. – Преподавание истории в школе. – 1990. – № 5.

Ракуць В., Барыс С. Храналогія ўроках гісторыі / В. Ракуць, С. Барыс – Беларускі гістарычны часопіс. – 1999. – №1.

Ракуць В. Карта як крыніца гістарычных ведаў (5-6 кл.) // Беларускі гістарычны часопіс. – 2000. – № 1.

Ракуць В. Рабоце над гістарычнымі паняццямі – прыярытэтны накiрунак / В. Ракуць // Гісторыя: праблемы выкладання. – 1998. – № 3.

Корзюк А. Лакалiзацыя гiстарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыёмы // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2013. – № 3.

Корзюк А. Лакалiзацыя гiстарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыёмы // Беларускi гiстарычны часопiс. – 2013. – № 4.

 

Главный элемент содержания исторического образования – это знания. Они включают в себя сведения, познания в области истории, концентрируя опыт человечества. Знания создают научную картину общества, дают представления об исторической действительности и предполагают постижение её человеком.

В процессе обучения ученики овладевают элементами исторических знаний. В структуре исторических знаний выделяют:

История факты представление понятие

               
       
 
 


единичные исторические закономерности

процессы общественного развития

исторические

явления

мировоззренческие идеи

1. Виды исторических фактов и их роль в обучении истории.

Факт в переводе с латинского языка означает «сделанное», «совершившееся». В истории факт рассматривается как накоторый имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации. Факт неповторим и в этом его специфика. В процессе познания истории факты ценны не только сами по себе, они необходимы для определения и сопоставления исторических связей, для их обобщения и усвоения в системе. Обобщение и систематизация фактов – это инструмент познания истории.

Выделяют 3 вида исторических фактов:

1) единичные– это события, которые не повторяются. Они происходили в конкретных условиях, с участием определённого круга лиц, они строго локализованы в пространстве и времени (например, в истории Российского государства – 1242 г., 1649 г. и др.)

2) исторические явления – это многократноповторяющиеся факты. Они часто отражают черты, черты характерные для определённого периода истории или эпохи (феодальные повинности, восстания, революции).

3) исторические процессы – в истории это цепи фактов взаимосвязанных во времени причинами и следствиями (промышленный переворот).

Единичные факты неоднородны, их можно подразделить на факты первого и второго порядка. Более сложные факты раскрываются через менее сложные. Например, к фактам первого порядка относится Великая Отечественная война, к фактам второго порядка – Курская битва. Кроме того, можно выделить первичные эпизоды исторических знаний – танковое сражение в районе Прохоровки. Из сочетания фактов разного порядка возникает образ исторического события. Основные (главные) факты значимые для познания истории и формирующие ведущие идеи курса, раскрываются более полно и подробно. Конспективно излагаются неосновные (второстепенные) факты необходимые для связи. Каждый приведённый на уроке факт должен раскрывать сущность вопроса, способствовать уяснению основных теоренических положений.

Критерии отбора фактов по теме урока.

1 Научная достоверность фактов.

2 Значимость фактов для понимания темы.

3 Для конкретизации исторического материала, его образности. Например, рассказывая о вооружении феодала при Карле Великом, можно привести данные о стоимости его вооружения, выраженного в количестве коров:

«стоимость шлема соответствовала стоимости 6 коров, латы – 12, меч с ножнами – 7, набедренник – 6, копьё и щит – 2, боевой конь – 12 коров. Кроме вооружения, для военного похода требовались продовольствие, повозка с лошадью или вьючное животное для перевозки этого продовольствия и конюх при животном».

4 Эмоциональность воздействия.

 

2 Методические приёмы создания образных исторических представлений.

Представления – чувственные образы предметов и явлений действительности. При формировании представлений – опора на чувственную сторону психической деятельности. Роль представлений в процессе познания в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность, когда её непосредственное восприятие невозможно. Создание образов адекватных эпохе особенно важно для учащихся в среднем звене. На уроках истории формируем

3 вида исторических представлений:

1) представления об исторических фактах, характеризующих все стороны общественной жизни (экономику, политику, культуру);

2) представления об историческом времени (хронология или локализация событий во времени);

3) представления об историческом пространстве (локализация исторических событий в пространстве, роль географической среды).

При формировании образных исторических представлений рекомендуется использовать следующие методические приёмы:

1. Сочетание эмоционального рассказа, картинного описания с анализом иллюстраций, репродукции или учебной картины.

2. Заочное путешествие (экскурсия в отдалённую эпоху) предполагает составление рассказа (учителем или учеником) на основе видовых или событийных картин.

3. Приём драматизации (на уроке истории ставятся небольшие сценки, прочитываются отрывки из произведений по ролям).

4. Приём персонификации, когда исторические явления раскрываются в рассказе от имени вымышленных лиц (Например, на основе учебной картины «Рынок рабов в Греции» можно предложить учащимся составить рассказ от имени старика, маленькой девочки, молодой девушки, мужчины о том, как они попали в рабство).

5. Использование фрагментов художественной литературы, поэзии, мемуаров и воспоминаний (например, государственных деятелей, участников войн и революций и др.).

6. Приём количественной конкретизации (например, рассказывая о масштабах Бородинского сражения, привести данные о том, что в сражении погибло 49 французских генералов и 23 русских генерала, общие потери французов составили 60 тыс., русских – 40 тыс. человек).

7. Использование данных средств массовой информации (при этом не допускать модернизации эпохи).

 

3 Применение разнообразных методических приёмов при изучении хронологии.

Хронология наука об измерении времени. Существуют астрономическая (определение времени по движению небесных тел), математическая хронология.

Историческая хронология устанавливает точные даты исторических событий по современному летоисчислению. На уроках истории, изучая хронологию, формируем научное представление о времени.

Методические требования к изучению хронологии в средней школе.

1 Работа по изучению хронологии ведётся на протяжении всех лет обучения.

2 Необходимо знать требования программы средней школы по усвоению хронологии в каждом классе.

3 Обязательно во всех классах выделение исторических дат как вех исторического развития.

В статье «Хронология на уроках истории» В. Ракуть и С. Барис выделяются 4 группы исторических дат:

1) даты событий всемирного заначения или глобальных исторических событий (приведите примеры);

2) даты периодизации истории (приведите примеры);

3) даты ориентировки в исторических событиях, которые дополняют, уточняют, конкретизируют даты первых двух групп (приведите примеры);

4) даты частноисторического характера (даты жизни великих людей, результаты их жизни).

4 Многократность повторения основных дат.

5 На уроке целесообразно указывать даты в названии темы, записях на доске и в тетрадях.

6 В целях осознанного формирования временных представлений обязательны упражнения по хронологи:

а) в 5 классе на уроке по теме «Счёт лет в истории» по ленте времени объясняем, что счёт лет до нашей эры идёт в обратном порядке и показывает, за сколько лет до нашей эры произошло то или иное событие;

б) в 5 классе учим соотносить год с веком и век с тысячелетием (например, к какому веку относится событие? В начале, середине или в конце века произошло событие?);

в) предлагаем работу с карточками в средней параллели классов («Разминка» с элементами игры);

г) хронологические задачи (например, посчитайте, сколько лет назад произошли первые Олимпийские игры в Древней Греции? Сколько лет продолжалось правление Октавиана Августа в Риме? Через сколько лет после основания Рима в Римской республике началось восстание Спартака?);

д) хронологические уравнения (например, [год начала реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских войн – год разгрома Непобедимой Армады + год образования государства у франков]: 4 = х (узнать год и событие);

е) исторические задачи: Где и когда могли повстречаться Армянин, Старушка, Светлана, Ахилл и Сверчок. О чём они могли беседовать? (В Арзамасе в 1815-1819 гг. Армянин – прозвище Дениса Васильевича Дапвыдова, Светлана – Василия Андреевича Жуковского, Старушка – Сергея Семёновича Уварова, Ахилл – Константина Николаевича Батюшкова, Сверчок – А.С. Пушкина).

е) составление хронологических таблиц:

1) календарь хода событий (по тексту учебника или по ходу изложения материала учителем)

Дата Событие Значение
     

 

2) Синхронистическая таблица

Страна Англия Франция Россия
Дата, век
XIV      
XV      
XVI      
XVII      

 

4 Методика работы с исторической картой.

 

Систематическая работа по локализации событий в пространстве на уроках истории осуществляется на основе исторической карты. Использование исторической карты является не самоцелью, а средством для более осознанного восприятия событий и явлений истории.

Значение изучения карты:

а) карта формирует правильное понимание роли географического фактора в жизни общества;

б) развивает пространственные представления у учащихся;

в) помогает осмысливать значение локальных связей;

г) позволяет проследить динамику событий и процессов (изменение границ государств, ход войны, восстаний, революций и т.д.)

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщённые образно-знаковые изображения исторических событий и периодов. Все исторические карты можно разделить на две большие группы: настенные и настольные. По содержанию настенные карты делятся на тематические («Великие географические открытия») и обзорные («Российская империя в XVIII в.») или обзорные с тематическими врезками (например, обзорная карта «Русское государство в XVII в. » с тематической врезкой «Сибирь в XVII в.»). Группа настольных карт включает: карты в учебниках, атласы, контурные карты, карты-схемы.

Методические требования к работе с исторической картой

1) знать требования программы средней школы по работе учащихся с историческими картами;

2) карта готовится заранее и изучается учителем до урока (студентом-практикантом за день до урока);

3) учитель планирует вопросы и задания по анализу карты (студент-практикант обязательно фиксирует их в плане-конспекте урока);

4) на уроке учитель разъясняет символику (легенду) карты;

5) важно правильно стоять у карты (справа), иметь указку.

6) одновременно с показом по настенной карте учащиеся работают с картами в учебнике или атласами;

7) называются географические ориентиры показываемых событий (перед показом дать словесное описание географического положения пункта или рубежа, места события – на север от…; границы государства – непрерывной линией с север и по часовой стрелке);

8) с целью проверки понимания исторической карты учащимся предлагаются упражнения по карте в классе и дома;

9) для закрепления знаний выполняются разнообразные задания по заполнению контурных карт.

 

5. Методика формирования исторических понятий и раскрытия закономерностей общественного развития.

 

Понятие – одна из форм отражения объективного мира в мышлении, с помощью которой познаётся сущность предметов, явлений, процессов, обобщаются их характерные черты и признаки. Понятия – основа научных знаний (форма научного знания) и средство дальнейшего познания, овладения новыми знаниями. Исторические понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий. Исторические понятия помогают учителю определить научное содержание курса истории и конкретной темы урока.

Учителю необходимо знать требования программы средней школы к усвоению основных понятий. (В программах по истории средней школы за 2012 г. основные понятия по всемирной истории и истории Беларуси выделены после каждой большой темы или раздела). Учителю необходимо помнить, что каждому году обучения соответствует определённая глубина и полнота раскрытия понятий. Например, отдельные признаки понятия «культура» рассматриваем на уроках истории древнего мира: письменность (иероглиф), литература (миф, комедия, трагедия), скульптура. Определение понятия раскрывается в старших кассах.

Классификации понятий:

1) классификация по содержанию исторического материала: экономические, социально-политические, историко-культурные (стили в архитектуре, жанры живописи, направления в литературе и т.д.), идеологические. (Студенты приводят примеры).

2) классификация по степени обобщения материала:

а) частноисторические (характерны для отдельного периода отдельной страны – фараон, боярин, опричнина);

б) общеисторические (факты и явления, характерные для одной общественно-экономической формации или для ряда стран – натуральное хозяйство, промышленный переворот);

в) социологические понятия (раскрывают закономерности общественного развития в целом – производительные силы, производственные отношения).

Варианты методической работы по формированию понятий:

1) путь индукци (от частного к общему, от конкретных признаков к определению понятия);

2) путь дедукции (от общего к частному, от определения понятия к анализу отдельных признаков и характерных черт понятия).

Методические приёмы работы по усвоению понятий:

1 Выделяем существенные черты и признаки понятия, конкретизируем их фактами, примерами из учебника (учебного пособия), документов (понятия «сеньор», «вассал», «феодальная лестница»).

2. Для усвоения основных признаков понятий необходимо использовать наглядность (иллюстрации в учебнике, аппликации (понятие «феодальная лестница»), учебные картины, логические схемы (понятие «промышленный переворот»).

3 Словарная работа (введение термина, запись определения понятия).

4 Систематические упражнения по применению понятий, по оперированию ими (формулируем проблемные вопросы, познавательные задачи). Например, в чём особенности промышленного переворота в России? Чем обусловлены особенности промышленного переворота в России?

5 Сравнение понятий, составление тематических сравнительных таблиц: (заполняем вместе со студентами)

 

Сравнить Мастерская ремесленника Мануфактура
1 Кто владелец Мастер Предприниматель
2 Кто трудится Мастер, подмастерье, 2-3 ученика Наёмные рабочие
3 Как организован труд Ручной труд, почти нет разделения труда Труд ручной, но существует разделение труда
4 Размеры предприятия   Более крупное (может размещаться в нескольких помещениях)
5 Кому принадлежат изделия труда Мастеру Предпринимателю

 

Методические условия эффективности формирования понятий:

1 Учитель обязан знать основные понятия исторического курса.

2 Использовать разнообразные методические приёмы и средства формирования понятий.

3 В средней параллели классов не даётся полное научное определение понятия, а выделяются важнейшие конкретные признаки понятия.

4 В старших классах систематизируются, углубляются знания, даются более глубокие теоретические обобщения.

5 Необходимо активизировать самостоятельную учебную деятельность учащихся по усвоению понятий.

6 Усвоение понятий процесс длительный, необходима систематическая работа в течение всего года или ряда лет.

На основе системы понятий подводим учащихся к усвоению закономерностей общественного развития и мировоззренческих идей. Раскрыть закономерности – это значит установить объективные, существенные, повторяющиеся внутренние связи между историческими явлениями и процессами.

Для этого

1 прослеживаем, анализируем причинно-следственные связи, раскрываем взаимообусловленность всех исторических событий;

2 анализируем взаимосвязь всех сторон общественной жизни (экономика <=> социально-политические отношения <=> культура);

3 соблюдая принцип историзма, прослеживаем возникновение явлений и процессов, этапы их развития, итоги.

Оценка даётся с учётом конкретно-исторических условий. Важно ярко показать переломные моменты в развитии.

 

Лекция 6. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ

1 Значение проверки знаний и умений учащихся.

2 Функции оценки знаний и умений учащихся.

3 Основные уровни, виды, формы, методические приёмы проверки знаний.

4 Методические требования к поурочному контролю.

5 Критерии выставления оценок по истории на уроке.

 

Литература

1 Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 7.

2 Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси» // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 7.

3 Багдановіч І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе. – Мінск: БДПУ, 2009.

 

1. Значение проверки знаний и умений учащихся.

Важным элементом учебно-воспитательного процесса является проверка результатов обучения, оценка знаний и умений учащихся, призванная установить степень достижения целей, уровень сформированности умений, выявить уровень развития учащегося, включая индивидуальные качества и личностные свойства.

Проверка– процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических приёмов.

Оценка – процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.

Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности, количественное выражение оценки в баллах.

 

Факторы введения 10-балльной системы в Республике Беларусь.

1. Приведение контрольно-оценочной деятельности в соответствие с ведущими идеями и направлениями общего образования, обеспечение перехода от репродуктивного к продуктивному образованию и формирование разносторонне развитой и творческой личности.

2 Приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностно-ориентированного образования, педагогики индивидульности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений, а не её недостатков.

3 Отсутствие в применяемой пятибалльной (а фактически 4-х балльной) шкале, и её критериальной основе, возможности учёта проявления индивидуальных свойств личности при поурочном контроле.

4. Завышенные критерии и предметные нормы оценки на ответ «удовлетворительно» для тех учащихся, которые в силу своих возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона по большинству учебных курсов.

5. Использование неудовлетворительной оценки, как орудия подавления личности, нагнетания страха.

 

2Функции проверки знаний и умений учащихся.

 

1 Образовательная функция – ориентирует педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала.

2 Стимулирующая функция – заключается в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности.

3 Диагностическая функция – обеспечивает анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности.

4 Контролирующая функция - выражается в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся.

5 Социальная функция – проявляется в дифференциальном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

 

3 Основные уровни, виды, формы, методические приёмы проверки знаний.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие 5 уровней усвоения учебного материала:

№ п/п Уровни учебных достижений Уровни усвоения учебного материала Баллы
Низкий Узнавание отдельных общеисторических понятий 1-2
Удовлетворительный Неосознанное воспроизведение учебного материала на уровне памяти 3-4
Средний Воспроизведение материала на уровне понимания 5-6
Достаточной Применение знаний в знакомой ситуации по образцу 7-8
Высокий (творческий) Применение знаний в незнакомой ситуации, самостоятельные действия по описанию, объяснению, преобразование объектов обучения 9-10

 

Словесные характеристики отметок

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 баллов.

 

Балл Республика Беларусь Россия
1-2 почти удовлетворительно очень слабо
удовлетворительно посредственно
весьма удовлетворительно удовлетворительно
почти хорошо почти хорошо
хорошо хорошо
очень хорошо очень хорошо
почти отлично почти отлично
отлично прекрасно
превосходно великолепно

 

Виды контролязнаний и умений учащихся по истории

Поурочный контрольпроводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала. Результат учебной деятельности оценивается от 1 до 10 баллов, при этом учитель учитывает работу учащихся на предыдущих уроках.

Тематический контроль проводится с целью проверки усвоения большой темы или раздела. Целесообразно осуществлять с учётом всех 5 уровней (задания должны быть разноуровневыми). Проводится в течение 25-45 минут.

Итоговый контроль – экзамен. Обязательный экзамен по «Истории Беларуси» в 11 классе c 2014/2015 учебного года.

 

Формы проверки знаний и умений:

- устный опрос

- письменная проверка

- уплотнённый опрос (сочетание устной и письменной проверки)



2015-12-15 5877 Обсуждений (0)
Лекция 6. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лекция 6. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5877)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)