Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цели и задачи службы ДОУ



2015-12-15 1373 Обсуждений (0)
Цели и задачи службы ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок




ЛЕКЦИЯ №1

«Документирование: основные понятия и термины. Классификация документов в делопроизводстве»

Документ. Классификация документа.

Функции документа.

Делопроизводство. Цели и задачи службы ДОУ.

Функциональные и отраслевые системы документации.

 

 

Вопрос

Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Реквизит – неотъемлемый элемент оформления любого официального документа.

Все документы по отражаемым в них видам деятельности де­лятся на две большие группы.

Первая — это документы по общим и административным вопросам, т.е. по вопросам общего руковод­ства предприятием (организацией) и его производственной деятель­ностью. Эти документы могут составлять работники всех подраз­делений предприятий.

Вторая группа — документы по функциям управления. Такие документы составляют работники финансовых органов, бухгалтерии, отделов планирования, снабжения и сбыта, других функциональных подразделений.

Документы классифицируются

1. По наименованию:

служебные письма, приказы, протоколы, акты, докладные записки, договоры и т.д.

2. По содержанию:

- простые, отражающие один вопрос;

- сложные, охватывающие несколько вопросов

3. По месту составления:

-внутренние (документы, составляемые работниками данного предприятия)

-внешние (документы, по­ступающие из других предприятий, организаций и от частных лиц);

4. По срокам исполнения:

- срочные, требующие исполнения в оп­ределенный срок;

- несрочные, для которых срок исполнения не установлен;

5. По происхождению:

- служебные, затрагивающие интересы пред­приятия, организации;

- личные, касающиеся конкретного лица и являющиеся именными;

6. По виду оформления:

подлинники, копии, выписки, дубликаты;

Подлинник— это подписанный и надлежащим образом офор­мленный экземпляр документа, составленный в первый раз.

Копия— повторное, абсолютно точное воспроизведение под­линника (с пометкой «копия»), засвидетельствованное в уста­новленном порядке соответствующим должностным лицом. На копиях служебных документов, требующих особого удостове­рения, в обязательном порядке ставятся подпись руководителя и печать.

Иногда для работы требуется не копия с подлинного доку­мента, а выпискаиз того или иного его раздела. При оформле­нии выписки обязательно надо указать, из какого документа она сделана. Правильность составления выписки подтверждается подписями должностных лиц и печатью. Предприятиям и орга­низациям предоставлено право в случае утери владельцем под­линного документа выдавать ему соответствующий дубликат(с пометкой «дубликат»), имеющий одинаковую юридическую силу с подлинником.

7. По средствам фиксации:

письменные, графические, фото- кинодокументы и т.д.

8. Документы классифицируют в соответствии с их назначением на:

1) документы регламентации деятельности (уставы, положения, инструкции, правила);

2) документы по распорядительной деятельности (приказы, указания, решения, постановления, распоряжения);

3) документы накопления и обобщения информации (отчеты, акты, доклады);

4) документы передачи информации (письма, телеграммы).

 

 

Вопрос

 

Среди функций документа выделяются общие и специфические.

К общим функциям относятся:

1. Информационная – любой документ создается для сохранения информации.

Данная функция присуща всем без исключения документам, так как необходимость фиксировать информацию является причиной появления любого из них. Информационная функция имеет сложную структуру. В ее состав входит фиксация, сохранение, передача информации. Важнейшей информацией, которую содержит документ, является социальная. Социальная информация - это информация не только об обществе, но и о конкретной личности, ее социальных связях.

2. Коммуникативная – документ выступает в качестве средств связи между отдельными элементами общественной структуры, в частности между организациями.

У этой функции есть своя специфика - передача информации во времени и пространстве. В коммуникативной функции можно выделить две подфункции, которым соответствуют две категории документов - документы, ориентированные в определенном направлении: сверху вниз (то есть от законодателя к исполнителю, от руководителя к подчиненному - законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции) и снизу вверх (докладные записки, заявления, жалобы); - документы двустороннего действия, взаимосвязанные между собой (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.).

3. Культурная – документ выступает в качестве средства закрепления и передачи культурной традиции.

Культурную функцию выполняет крупный комплекс документов (например, научно-техническая документация, произведения искусства). В них находят отражение уровень научного и технического развития общества, специфика научного и художественного творчества на определенном этапе социальной эволюции. Следовательно, культурная функция документов состоит в фиксации и закреплении полученных знаний, традиций, эстетических норм, систем ценностей, поведения и деятельности, навыков, ритуалов, традиций, выработанных и сохранившихся в обществе. В этой функции документы можно рассматривать как инструкцию по применению этих знаний, норм, навыков и т.д., а само документирование - как процесс закрепления, концентрации и передачи культуры.

К специфическим функциям документа относятся:

1. Управленческая – документ является инструментом управления (управленческие документы).

В управленческой функции также можно выделить две основные подфункции:

- стабилизация, нормальное функционирование и совершенствование государственной системы в целом и каждого государственного учреждения в отдельности;

- обеспечение нормального функционирования каждого члена данного общества в его конкретной социальной роли.

Управленческие документы отражают стадии, звенья, циклы управления и сами оказывают воздействие на сферу управления.

В управленческой функции документ выступает прежде всего в нормативной роли, как регулятор различных сторон деятельности общества, государства, учреждения, организации, предприятия.

2. Правовая – документ является средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений (заключительные и нормативные акты, документы представляемые в суд).

Выполняя эту функцию, документы устанавливают, закрепляют, изменяют правовые нормы и правоотношения или прекращают их действие. Это, прежде всего, правовые акты органов государственной власти и государственного управления (указы, законы, постановления и др.), акты управления, издаваемые учреждениями, предприятиями, организациями и влекущие за собой определенные юридические последствия (приказы, распоряжения, инструкции и др.).

Сюда можно отнести все договорные документы, фиксирующие договорные отношения. В эту категорию входят имеющие юридическое значение удостоверительные документы (метрические свидетельства, паспорта, дипломы об образовании и др.) и оправдательные финансовые документы (приемные и сдаточные акты, накладные и др.). В принципе, любой документ может быть доказательством, тем самым он временно будет наделен правовой функцией.

3. Историческая - документы выступают в качестве исторических сведений о развитии общества после того, как выполнят свои оперативные функции и поступят на хранение в архив. Документ становится историческим источником с момента его возникновения, а не тогда лишь, когда поступил на постоянное хранение.

В целом, следует отметить, что документ сочетает в себе несколько функций, которые тесно переплетены между собой. Например, в акте управления обычно преобладает управленческая функция, но в то же время он выполняет и другие функции (информационную, коммуникативную, социальную, историческую). Значение той или иной функции со временем изменяется, так как изменяется и роль самого документа в общественных отношениях, в данной социальной структуре, в процессе управления и т.д.

Вопрос

 

Делопроизводство (основы документационного обеспечения управления (делопроизводство) – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

Документирование – процесс создания документа.

Система документирования – совокупность процессов по созданию и обработке всех документов, формируемых в учреждении.

Вопросы движения и учета документов (получение, обработка, регистрация, контроль исполнения, текущее хранение, отправка) охватываются понятием документооборот.

Деятельность по организации долговременного хранения документов (экспертиза ценности документов, оформление дел, передача в архив, архивное хранение) относят к архивному делу.

Архивное дело - это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного Фонда РФ и других архивных документов.

Архив - это учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющее хранение, комплектование, учет и использование архивных документов.

Цели и задачи службы ДОУ

Документационное обеспечение управления осуществляет служба Документационного обеспечения управления (ДОУ), дей­ствующая на правах самостоятельного структурного подразделе­ния, подчиненного непосредственно руководителю.

Основными целями службы ДОУ являются организация, руководство, координация, контроль и реализация работ по документационному обеспечению управления.

Служба ДОУ решает следую­щие задачи:

1. Организация и руководство, координация работ по ДОУ, контроль исполнения документов;

2. Формирование пакета предложений для улучшения работы с документами на основе современных информационных технологий;

3. Обеспечение единого порядка документирования;

4. Сокращение объема документооборота, количества форм документов;

5. Разработка и внедрение пакета нормативно-методических документов по совершенствованию ДОУ, современного программного обеспечения;

6. Разработка концепции системы ДОУ организации;

7. Повышение качества и оперативности управления на основе разработки рекомендаций по совершенствованию ДОУ структурных подразделений;

8. Организация правового обеспечения документирования: согласования, утверждения, подписания документов.

В соответствии с этими задачами служба ДОУ выполняет следующие функции:

- разработка положения о службе ДОУ, инструкций по делопроизводству, номенклатуры дел;

- разработка, внедрение, корректировка и ведение табеля и альбома унифицированных форм документов;

- разработка и проектирование бланков документов;

- организация предварительного рассмотрения и подготовки документов к докладу и на подпись руководству;

- организация экспедиционной обработки и регистрации документов;

- создание основы информационной поисковой системы по документам организации;

- регулирование хода исполнения документов, контроль исполнения документов в установленные сроки;

- организация оперативного размножения документов, контроль за изготовлением излишних экземпляров документов;

- организация работ по совершенствованию ДОУ на основе оптимизации информационных связей;

- определение задач и уровня автоматизации, оценка и выбор автоматизированной системы документационного обеспечения управления (АСДОУ);

- методическое руководство и контроль формирования и хранения дел структурными подразделениями;

- организация работы с обращениями граждан, анализ и подготовка информационных документов по итогам срокового контроля исполнения документов;

- организация работы архива в соответствии с законодательством по архивному делу Российской Федерации, обеспечение взаимодействия оперативного хранения документов и работы ведомственного архива;

- разработка мероприятий и программ повышения квалификации работников службы ДОУ, организации рабочих мест т условий труда;

- сокращение трудозатрат на приобретение расходных материалов (бумаги, технических средств, канцелярских принадлежностей);

- анализ всех процедур работы с документами, бланков, требований к составлению и оформлению документов, порядка прохождения, визирования, пользования печатью.

Вопрос

 

Деятельность учреждений характеризуется системой документации – совокупностью документов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой и отражающих деятельность организации, предприятия, учреждения.

Общегосударственная система документации делится на:

1) функциональные (межотраслевые) системы документации (плановая, учетная, статистическая информация), которые включают в себя организационно-распорядительные документы, где фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, их подразделений и должностных лиц;

2) отраслевые системы документации, присущие той или иной отрасли. Они используются при документировании соответствующих видов деятельности и отражает их специфику.

Организационно-распорядительная документация тесно связана как с отраслевыми, так и с функциональными системами.

 

ЛЕКЦИЯ №2

«Управленческая документация. Требования к составлению и оформлению управленческой документации. Состав нормативно-методической базы документационного обеспечения»



2015-12-15 1373 Обсуждений (0)
Цели и задачи службы ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цели и задачи службы ДОУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)