Й тип экономических барьеров: наличие крупного капитала
Экономические барьеры1-го типавыступают в виде специфической долгосрочной кривой средних издержек, для которой характерен длительный положительный эффект масштаба.
• Эффективное производство может быть достигнуто только крупными производителями.àКривая LAC показывает, что только очень крупные фирмы могут эффективно производить в данной отрасли (средние издержки очень низки только при большом объеме производства, который требует соответствующего масштаба производства). • àЧтобы войти в такую отрасль, необходимо иметь огромный капитал, что и служит барьером для вхождения в отрасль. долгосрочная кривая средних издержек, характерная для естественной монополии. § У естественной монополии очень высоки первоначальные SFC. Это объясняет бесконечно убывающую кривую LАС.
2 –ой тип экономических барьеров: контроль над источниками сырья. § К естественным монополиям относятся важнейшие отрасли, обеспечивающие основы жизнедеятельности страны: электроснабжение, газоснабжение, городские коммунальные службы (водопровод, канализация), городской общественный транспорт и т.д. § Естественные монополии являются: § либо объектом экономического регулирования со стороны государства (США и Великобритания); § либо находятся в государственной собственности (большинство европейских стран), государство устанавливает цены (тарифы) на продукцию естественных монополий. § В ряде стран доминирует позиция, что при естественной монополии конкуренция невозможна, но она и не нужна. § Государственное регулирование естественных монополий призвано сымитировать работу рынка, то есть установить цену на уровне Р = МС = АС (как в чистой конкуренции). Но т.к. это невозможно, поэтому пытаются установить цену Р = АС.
Определение цены и объёма производства чистой монополией. Предположим: 1. Чистая монополия имеет кривые издержек производства той же формы, что и конкурентная фирма. 2. Кривая спроса D имеет отрицательный наклон 3. Фирма-монополист определяет объем и цену своей продукции, следуя условию максимизации прибыли MR = MC. Перпендикуляр, опущенный из точки пересечения кривых MR и MC на ось Q, показывает объем производства фирмы (Qмон.); Если продолжиить тот же перпендикуляр вверх до пересечения с кривой D, то получим точку равновесия монополиста (емон.), второй координатой которой будет цена продукта (Рмон.).
Рмон. > АСдля объема продукта Qмон. à фирма–монополист получает экономическую прибыль (не только в краткосрочном периоде: мощные входные барьеры способствуют сохранению прибыли и в долгосрочном периоде).
§ Монополистическая власть не является абсолютной àстремление к максимальной прибыли вынуждает монополиста соблюдать условие максимизации прибыли (MR=MC) à § Любая цена как ниже, так и выше Рмон. ведет к снижению общей массы прибыли Исключение: естественные монополии: § спрос на продукцию естественных монополий практически совершенно неэластичен и представляет собой почти вертикальную линию; § власть над рынком может быть абсолютной и зависит от деятельности государства по регулированию тарифов естественных монополий.
§ Экономические последствия чистой монополии: цены у фирм-монополистов выше, а объем производства ниже, чем в условиях чистой конкуренции. Предположим, данная отрасль вдруг стала конкурентной: § кривая МС монополиста превратится в рыночную кривую предложения конкурентной отрасли (S); § точка пересечения S с кривой спроса D представляет собой точку рыночного равновесия (координаты: Рконк. и Qконк.); § конкурентная цена ниже цены монополиста, а объем производства больше. Таким образом, чистая монополия обеспечивает себе максимальную экономическую прибыль (сверхприбыль), взвинчивая цену и ограничивая объем производства.
23. Монополистическая конкуренция. Определение цены и объема производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и олигополия – это модели рынка, в которых смешаны черты чистой конкуренции и чистой монополии. Отличительные признаки монополистической конкуренции(преобладают черты чистой конкуренции при небольшой власти над рынком): 1. На рынках действует относительно большое число относительно небольших фирм (каждой фирме принадлежит небольшая доля рынка, что объясняет совсем незначительную возможность контролировать цену). 2. Дифференциация продукта: § фирмы производят несколько разновидностей какого-либо продукта или услуги (разные зубные пасты и т.д.); продукцию таких отраслей называют товарной группой; § различное местоположение (магазина, АЗС); § различные условия послепродажного обслуживания и т.д. 3. В результате дифференциации продукта очень велика роль неценовой конкуренции (реклама, разработка торговых знаков, марок и т.д.). 4. Относительно лёгкое вхождение в отрасль, что обусловлено небольшим размером фирм, но не свободное, как в чистой конкуренции (например, существуют патенты, необходимость регистрации торговых знаков и т.п.).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (382)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |