Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Источники и цена Победы в Великой Отечественной войне




Особое место в достижении победы над фашизмом принадлежало науке, литературе, искусству. Уже в самом начале войны президиум Академии наук СССР наметил программу действий на период военного времени, которая включала и новые формы организации научных сил. Одной из таких форм стали целевые комиссии, объединяющие сотрудников разных институтов, представителей военных ведомств и хозяйственных органов. В августе 1941 г. под руководством президента АН СССР В. Комарова создается Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. Комиссией по геолого-географическому обслуживанию армии руководил А. Ферсман, военно-санитарной комиссией Л. Орбели. Неоценим вклад ученых в развитие отечественного самолетостроения: исследования в области аэродинамики С. Чаплыгина, Б. Юрьева, С. Христиановича, М. Келдыша позволили создать хорошие образцы истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков. В создание отечественных радиолокаторов большой вклад внесли А. Берг, Н. Папалекси и др. В лаборатории Ю. Кобзарева была создана радиолокационная установка по обнаружению и пеленгу самолетов. Результаты этих исследований успешно использовались для обороны Ленинграда и других городов от налетов вражеской авиации. В лаборатории А. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин, что позволило в сложной боевой обстановке провести размагничивание кораблей на Балтийском, Черном, Каспийском, Баренцевом и Северном морях. Группа ученых во главе с С.Вавиловым создала необходимые для военной техники оптические приборы. И. Бардин руководил работами по получению новых сортов высококачественной стали, с успехом применявшихся в танкостроении и других видах оборонной промышленности. Ученые Н. Семенов, Н. Жаворонков, Я.Зельдович, Ю, Харитон и другие успешно работали над проблемами теории взрыва, химии и технологии порохов. Профессора П.Герцен, А. Савицкий разработали методику лечения огнестрельных ранений, ученые Ю. Джанелидзе, И.Колесников, П.Куприянов - ранений грудной клетки, И. Бабчин и А. Поленов - повреждений центральной нервной системы. Под руководством Н. Бурденко был разработан метод лечения черепа сульфамидными препаратами, А. Богомолец возглавил работу над созданием препарата для лечения переломов костей, В. Филатов со своим коллективом разрешил проблему восстановления зрения при контузиях. Ученые-обществоведы активно включились в политико-просветительскую работу среди населения, в составе лекторских групп совершали поездки в освобожденные от оккупации районы. Преподаватели Московского государственного университета подготовили ряд сборников, широко использовавшихся в пропагандистской работе: “Против фашистской фальсификации истории”, “Борьба славянских народов против гитлеризма” и др. В годы войны были созданы Академия педагогических наук РСФСР (1943) и Академия медицинских наук СССР (1944), в состав академиков и членов-корреспондентов СССР было избрано около 100 видных ученых, в 1943-1945 гг. были созданы Академии наук в Казахстане, Узбекистане, Армении, Азербайджане, а также Западно-Сибирский, Татарский, Киргизский и Карело-Финский филиалы, Дагестанская и Дальневосточная базы.

Накануне войны страна имела 817 высших учебных заведений с 811,7 тыс. студентов, но в 1941-1943 гг. число вузов сократилось до 460, а количество студентов - до 227 тыс. Для нормализации деятельности высшей школы правительство значительно облегчило правила приема в вузы; от мобилизации в армию освобождались выпускники, а в некоторых вузах - студенты двух последних курсов (студенты 83 вузов и 14 техникумов полностью освобождались от мобилизации). С 1943 г. сеть вузов, в первую очередь военных, начинает расти. За годы войны открыто 60 новых вузов, 25 из которых готовили специалистов для промышленности, транспорта, строительства, связи и сельского хозяйства. За 1940-1945 гг. удельный вес женщин в составе студенчества увеличился с 58 до 81 %.

Большие потери за годы войны понесла общеобразовательная школа: на территории, подвергавшейся оккупации, до войны работало около 33,5 тыс. школ, в которых училось 5 млн. учащихся. Большинство школ немцы варварски разрушили. С 1943 г. создаются вечерние школы для обучения подростков без отрыва от производства.

В годы войны большую роль приобретает идеологическая и массово-политическая работа; 24 июня 1941 г. образовано Советское Информационное Бюро во главе с секретарем ЦК ВКП(б) А. Щербаковым. Особый вид агитационного искусства - “Окна ТАСС”, представляющие разновидность политического плаката. Они появлялись ежедневно на стенах домов, на заборах, витринах магазинов одновременно со сводками Информбюро, содержание которых и было чаще всего темами “окон”. Ведущими художниками московских “окон” были Кукрыниксы, П. Соколов-Скаля, Н. Денисовский, М. Черемных, Н. Радлов, П. Шумихин, Г. Савицкий. Из всех видов изобразительного искусства в начале войны на первое место выдвинулись графика, героический плакат. К запоминающимся характерным образцам этого жанра относятся плакат проживавшего тогда в Москве грузинского художника И. Тоидзе “Родина-Мать зовет!” (1941), работа В. Корецкого “Воин Красной Армии, спаси!” (1942), плакат Л. Голованова “Дойдем до Берлина” (1944) и др.

К концу первого года войны в Красной Армии издавалось 13 фронтовых, более 60 армейских, несколько сот корпусных и дивизионных газет. К концу войны в Вооруженных Силах выпускалось 4 центральные, 19 фронтовых и флотских, 103 армейские газеты общим тиражом около 3,5 млн. экз. Военными корреспондентами “Правды” работали корифеи советской литературы М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов. В качестве военкоров работали К. Симонов, С. Бабаевский, П. Павленко, В. Закруткин, С. Борзенко, М. Бубеннов, С. Смирнов, М. Джалиль, Ю. Крымов и др.

24 июня 1941 г. одновременно две газеты (“Красная Звезда” и “Известия”) опубликовали песню Вас. Лебедева-Кумача “Священная война”, а музыку к ней написал композитор А. Александров. С 15 октября, когда война подступила к Москве, эта песня была включена в программу ежедневных передач столичного и союзного радио. По одной из современных версий историков “Священная война” была создана в годы первой мировой войны, о чем якобы свидетельствует одна из первых строк песни:

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой. С тевтонской силой темною, С проклятою ордой!

Эта песня вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму, своеобразный музыкальный символ Великой Отечественной войны. Образцами военной песенной лирики стали песни М. Исаковского “В прифронтовом лесу”, “Крутится, вертится шар голубой...”, А. Суркова “В землянке”, А. Фатьянова “Соловьи”, Л. Ошанина “Дороги”.

Глубочайшие резервы человеческого духа, мужества, стойкости раскрыты в литературных произведениях О. Бергольц “Февральский дневник”, “Ленинградская поэма”, поэме М. Алигер “Зоя”.

Своеобразной летописью-хроникой войны являлись военные очерки М. Шолохова, Н. Тихонова, Вс. Вишневского, Б. Полевого, В. Гроссмана, К. Симонова, А. Платонова и др. Широкой известностью пользовались произведения В. Горбатова “Непокоренные”, К. Симонова “Дни и ночи”, А. Бека “Волоколамское шоссе” и др. В 1941-1945 гг. продолжает развиваться исторический роман (А. Степанов “Порт-Артур”, Л. Раковский “Генералиссимус Суворов”, Д. Петров-Бирюк “Дикое поле”, А. Толстой “Петр Первый”).

Значительные сдвиги обозначились в драматургии. Лучшие пьесы военных лет - “Нашествие” Л. Леонова, “Русские люди” К. Симонова, “Фронт” А. Корнейчука - прошли по всем сценам страны. Пьеса “Фронт” была опубликована на страницах “Правды” осенью 1942 г., когда немцы рвались к Волге и Кавказу. В ней писатель поставил вопрос о причинах неудач Красной Армии, дал резкую критику военачальников, которые не понимали сложностей современной войны, не желали учиться воевать по-новому. По указанию Сталина все высшие офицеры Красной Армии были обязаны ознакомиться с пьесой и высказать о ней свое мнение.

Жизнь народа в годы войны определяла содержание живописных полотен. В исторических картинах чаще всего воспроизводились эпизоды освободительных войн и народных движений, выражались патриотические чувства современников. Бытовой жанр изображал людей в условиях войны, портреты тех лет - это образы участников и героев войны. В 1942 г. Е. Лансере создал серию из пяти картин “Трофеи русского оружия”, в том же году П. Корин создал триптих “Александр Невский”. Картина С. Герасимова “Мать партизана” (1943) построена на непримиримом драматическом конфликте двух характеров - русской женщины и фашистского офицера. Широкое обобщение батальной героики Красной Армии дал А. Дейнека в монументальной картине “Оборона Севастополя” (1942). В годы войны развернулось дарование А. Пластова, изобразившего драматические события советской деревни (“Фашист пролетел”, 1942), подвиги партизан (“За родной очаг”, 1941), труд женщин, стариков и подростков на колхозных полях (“Сенокос”, “Жатва”, 1945). Главными “героями” военного пейзажа были Москва, осажденный Ленинград, фронтовые дороги (Г. Нисский “На Ленинградском шоссе”, 1942; Б. Яковлев “На фронт”, К. Юон “Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.”, 1942; А. Дейнека “Окраина Москвы. Ноябрь. 1941”). В области портретной живописи получили известность работы В. Серова, П. Кончаловского, М. Сарьяна, А. Герасимова.

Творчество ваятелей было направлено на прославление подвига героев фронта и тыла (В. Мухина “Партизанка”, М. Манизер “Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская ”,Е. Вучетич “Портрет дважды Героя Советского Союза генерала армии И. Черняховского”, Е. Белашова “Непокоренная”).

Во всех республиках создавались бригады артистов, писателей, художников, специальные фронтовые театры (первым был театр “Искра”, сформированный из актеров театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения).

Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра, им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая И. Москвина, А. Тарасову, Н. Хмелева, А. Яблочкину, М. Царева, Н. Черкасова и др. Помимо современных пьес театры ставили и классику: не сходили со сцены “Без вины виноватые” А. Островского, “Живой труп” Л. Толстого, “Чайка” А. Чехова.

За годы войны было выпущено почти пятьсот киножурналов и 34 полнометражные картины. Первым художественным фильмом о войне был “Секретарь райкома” (режиссер И. Пырьев, 1942). Тема боевой дружбы, любви и верности представлена в фильмах Л. Лукова “Два бойца” и “Жди меня” режиссера А. Столпера. В последний год войны на экраны вышла первая серия фильма С. Эйзенштейна “Иван Грозный”, вызвавшая противоречивые суждения. Активно работали республиканские киностудии: Ашхабадская, Ташкентская, Грузинская, Армянская и др.

 

Отечественная война 1941-1945 гг. стала для русского народа и народов Советского Союза очередной трагической (но и героической одновременно) вехой в ряду переломных событий XX в. Никогда прежде им не противостоял такой мощный, жестокий, бесчеловечный враг, который всего за четыре месяца дошел до Москвы. Для того чтобы устоять, советскому руководству пришлось прибегнуть к чрезвычайным мерам.

Путь до Берлина занял у нашей армии более трех лет тягчайших, не равных по силе сражений. За это время произошли удивительные события, которые повергли в изумление и друзей, и недругов. Советский Союз не только не сдался под мощью вермахта, но устоял, нашел в себе силы переломить ход гигантского сражения, одержать безоговорочную победу. Идеей, объединяющей советское общество, притупившей в сознании народа и армии бессмысленность жертв кровавого режима, стала идея защиты своего Отечества как дела правого, дела праведного.

Война, развязанная фашистской Германией против нашей страны, не была обычной войной даже по меркам жестокого XX в., поскольку велась на уничтожение славян, России, русского народа. Вытекающие из этой установки методы войны принципиально отличались от таковых в прежних западноевропейских военных кампаниях. Планы Гитлера осуществлялись целенаправленно и беспощадно, но ходом всей русской истории были обречены на провал:

По последним оценкам, война унесла 27 млн. жизней советских людей. Вооруженные силы СССР потеряли 8 668 400 чел. (без учета погибших в народном ополчении, партизанских отрядах). По данным министерства обороны, соотношение потерь Красной Армии и вермахта определяется как 1,3 : 1 соответственно. Только в летне-осенней кампании 1941 г. мы потеряли 3987,7 тыс. чел. (в том числе безвозвратно - 2841,9 тыс. чел.). Если учесть, что численность личного состава действующих фронтов составляла к началу войны немногим более 3 млн. чел., то получается, что основной кадровый состав армии и флота частично погиб либо попал в плен в первый же год войны. Те, кто уцелели, выжили и выстояли в 1941 г., составили впоследствии костяк армии победителей. За обучение искусству воевать мы заплатили дорогой ценой.

Войны, которые ведутся на уничтожение, развиваются по своим законам, а не по правилам шахматной игры. Важнейшим фактором, действительно влияющим на победу в такого рода столкновениях, является “качество” народа, его характер. И наш противник прекрасно понимал это. В конце 1944 г., когда крах “третьего рейха” стал неизбежным, Гитлер в кругу своих приближенных говорил: “Во имя чего принесли мы все жертвы? Ведь так долго, как она уже продолжается, война не продлится. Этого ни один человек не выдержит - ни мы, ни они. Вопрос только в том, кто выдержит дольше”.

Официальная советская историография объясняет победу главным образом преимуществами социалистического строя, “морально-политическим единством советского народа” и др. Действительный же ход событий Отечественной войны 1941-1945 гг. показал, что, когда решался вопрос жизни нации, советское руководство уповало не на танки и коммунистические доктрины, а на русский народ и его патриотический дух. Своей знаменитой речью 24 мая 1945 г., “за здоровье, прежде всего, русского народа” Сталин был вынужден признать, что победил в войне именно он, русский народ, в теснейшем союзе со всеми другими большими и малыми народами нашей страны.

Знаменательно, что Героями Советского Союза стали представители 100 наций и народностей страны - 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин, 16 туркменов, 15 литовцев, 15 таджиков, 12 киргизов, 12 латышей, 10 коми, 10 удмуртов, 9 эстонцев, 8 карелов, 8 калмыков, 6 адыгейцев, 6 кабардинцев, 4 абхазца, 2 молдаванина, 2 якута, 1 тувинец и др. Беспощадность врага налагала на противоборствующую сторону величайшие испытания, часто непосильные для разумения человека, но русский солдат выдержал.

В противовес немецкому солдату, как некоему подобию моторизованного оружия, русский солдат и в войну сумел сохранить лучшие черты своего национального характера: природные ум и скромность; бесстрашие и доблесть, помноженные на должную воинскую и физическую подготовку; оправданный риск; чувство товарищества, доходящее до самопожертвования; умение переносить нагрузки, непосильные для других, а главное - святую веру в справедливый характер войны и в свою окончательную победу.

Вопросу массового героизма наших войск посвящено небольшое число исследований. В годы Великой Отечественной войны актом высочайшего самопожертвования человека во имя победы над врагом стал подвиг Александра Матросова, закрывшего собой амбразуру вражеского дота. Первый такой подвиг, подтвержденный документально, совершил политрук танковой роты Александр Панкратов 24 августа 1941 г. Сейчас в истории известно более 200 героев, совершивших подобное деяние. Сродни матросовскому подвигу такой прием воздушного боя, как таранный удар (первым его применил еще в 1914 г. П. Нестеров). Массовым явлением в годы Отечественной войны стал воздушный таран. Первыми из советских летчиков, совершивших таран в первый же день войны, были И. Иванов, Д. Кокорев, А. Мокляк, Л. Бутелин, С. Гудимов, Т. Мал иен ко, П. Рябцев - всего 15 чел. Герои шли на таран в боях под Ленинградом, Москвой, на Волге - там, где решалась судьба страны. В целом за годы войны эту легендарную “эскадрилью” составляли 561 летчик-истребитель, 19 экипажей штурмовиков и 18 бомбардировщиков. 33 человека совершили таран дважды, лейтенант А. Хлобыстов - трижды, лейтенант Б. Ковзан - четырежды. Только около 400 чел. смогли посадить свои машины или спастись с парашютом, остальные погибли. Позже, завоевав господство в воздухе, наши истребители все реже прибегали к таранам. А немцы даже в небе над Берлином ни разу не рискнули на таран.

В первые месяцы войны обратились к воинским традициям России. Уже 18 сентября 1941 г. Ставка “за массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство” переименовала 4 стрелковые дивизии (100, 127, 153 и 161-ю) в 1, 2, 3, 4-ю гвардейские. К маю 1942 г. все виды наших Вооруженных Сил имели гвардейские части и соединения. Боевым кредо 33-й гвардейской стрелковой дивизии, ведущей бои за Сталинград, было: “Там, где наступает гвардия, враг не устоит! Там, где обороняется гвардия, враг не пройдет!”. В январе 1943 г. 8 гвардейских танковых и механизированных корпусов впервые были удостоены почетных наименований: Сталинградский, Тацинский, Донской, Котельниковский, Зимовниковский, Кантемировский. По твердо установленному правилу гвардейцы в другие полки не переводились, что способствовало созданию слаженности в частях, отличало их боевыми качествами, воспитывало гордость за свою часть, гарантировало успех сражений.

Корни принципиального различия между русским и немецким солдатами прежде всего кроются в глубине народного характера, но разными были и их цели в войне. Одно дело, фашистская идеология с ее сатанинской подоплекой господства “арийской расы” и другое дело — русская психология, сформированная православной верой, истребить которую не способны никакие комиссарские установки, никакие большевистские догматы.




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2037)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)