Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия в системе международных отношений



2015-12-15 689 Обсуждений (0)
Россия в системе международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Перед Российской Федерацией как правопреемницей Советского Союза встала задача выработки новой концепции внешней политики с учетом реальности, сложившейся в мире в результате распада СССР. Необходимо было утвердить себя в качестве ядерной державы, взявшей обязательства по договорам, заключенным СССР, выстроить систему отношений с бывшими союзными республиками, активно строившими свою государственность и искавшими свое место в мировой системе, и наконец, определить свои приоритеты во взаимоотношениях с зарубежными государствами в условиях фактически формирующегося однополюсного мира. В условиях тяжелого экономического положения, в котором оказалась страна, Россия вынуждена была искать финансовую поддержку у США, Германии и других развитых стран, что обусловливало определенную зависимость проводимого внешнеполитического курса от политики этих стран.

В 1992—1995 гг. развитие отношений России с западными странами шло в русле глобальной политики, проводившейся США и НАТО. Влияние страны в мире продолжало падать. Бывшие восточноевропейские союзники заявили о своем стремлении вступить в НАТО. В этот период произошли несколько встреч президентов России и США, подписаны десятки договоров и соглашений, среди которых Договор СНВ-2 (январь 1993 г.). В то же время российско-американские отношения развивались на фоне экономического оживления в США и глубокого кризиса в России. Валовой национальный продукт в США в 1994 г. составлял более 6 трлн. долл., тогда как в России он даже по самым оптимистичным оценкам не превышал 800 млрд. долл. У России не оказалось необходимых ресурсов, чтобы продолжать играть роль сверхдержавы. Это отразилось на отношении к ней США и других развитых стран.

Особое место в двусторонних отношениях занимал вопрос об ограничении ядерных вооружений. В частности о вступлении в силу Договора СНВ-1. Так как после распада СССР ядерное оружие оказалось на территории Украины, Белоруссии и Казахстана, то вступление Договора в силу требовало превратить его в многосторонний. В мае 1993 г. в Лиссабоне был подписан протокол, в котором руководители Казахстана, Украины и Белоруссии гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Россия, США, Казахстан и Белоруссия ратифицировали Договор, но Украина потребовала гарантий своей безопасности. В январе 1994 г. в Москве президенты США, России и Украины приняли трехстороннее заявление, в котором были даны соответствующие гарантии Украине. После присоединения Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия Договор СНВ-1 вступил в силу 5 декабря 1994 г.

Если Договор СНВ-1 был сравнительно легко ратифицирован российским парламентом, то вокруг подписанного Б. Ельциным в 1993 г. Договора СНВ-2 разгорелись споры. Помимо ограничения числа боеголовок, Договор предусматривал радикальное изменение структуры ядерных сил России - он требовал уничтожения межконтинентальных ракет шахтного базирования, составлявших основу ядерной мощи России (тогда как основу мощи США составляли ракеты морского базирования). Кроме того, Договор запрещал использование разделяющихся головных частей индивидуального наведения лишь на наземных ракетах, но не на морских, по которым у США был перевес. Эти односторонние уступки со стороны России привели к радикальному изменению соотношения ядерной мощи двух стран в пользу США. В итоге Договор даже не был вынесен на ратификацию.

Острой проблемой безопасности, обсуждавшейся в 1993-1994 гг. были вопросы пересмотра фланговых ограничений, установленных для России парижским Договором об обычных вооруженных силах в Европе. После распада СССР наиболее боеспособные части остались на Украине или были выведены из Прибалтики. Жесткие ограничения, установленные Договором, не могли удовлетворить Россию в новых геополитических условиях. Поэтому вопросы изменения ограничений стали предметом обсуждений в ходе переговоров о возможном расширении НАТО.

В то же время развитие отношений между странами тормозилось наследием «холодной войны». В США к середине 1993 г. действовало около 300 законодательных ограничений на торговлю с Россией. Россия так и не получила доступ к высоким технологиям, экспорт ее продукции в США и европейские страны ограничивался.

 

Россия стремилась расширить свое сотрудничество с европейскими государствами и организациями (такими как ОБСЕ и ЕС).

Вопрос о расширении НАТО стоял в Европе еще с 1991 г. Инициаторами его являлись восточноевропейские страны. В 1993 г., находясь с визитом в Варшаве, Президент Б. Ельцин подписал российско-польскую декларацию, в которой «с пониманием» отнесся к намерению Польши вступить в НАТО. В декларации говорилось, что «в перспективе такое решение суверенной Польши, направленное на общеевропейскую интеграцию, не противоречит интересам других государств, в том числе интересам России». Подобные заявления Ельцин сделал в Чехии и Словакии. В январе 1994 г. Совет НАТО одобрил предложенную США программу «Партнерстве ради мира», которую рассматривал как альтернативу расширению НАТО на Восток. В марте 1994г. российским руководством было принято решение о присоединении к ней. К программе присоединились практически все бывшие республики СССР. Это, однако, не означало отказа НАТО от расширения.

Постепенно Россия преодолевала характерные для переходного периода колебания во внешнеполитическом курсе и все более осознавала свои национальные интересы. Значительно укрепились ее отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, с Китаем, Индией, Южной Кореей. В декабре 1992 г. состоялся визит Президента Б. Ельцина в Пекин, заложивший основу российско-китайских отношений. В ходе визита было подписано 24 документа, важнейшим из которых была декларация об основах взаимоотношений между Россией и КНР.

 

Развитие отношений с бывшими союзными республиками шло по двум направлениям: в рамках Содружества Независимых Государств и развитие двусторонних отношений. Создание СНГ помогло предотвратить стихийный распад страны, обеспечило плавное решение вопросов, связанных с разделом имущества и долгов бывшего СССР, решения транспортных и финансовых вопросов, миграции населения.

На Алма-Атинской встрече 21 декабря 1991 г. состав СНГ был расширен. В СНГ вошли одиннадцать из пятнадцати бывших союзных республик. Однако отношения с бывшими союзными республиками складывались непросто. Все они стремились найти свое место в мировой системе, обеспечить наиболее благоприятные для местных элит условия перераспределения бывшей союзной собственности. Экономическая политика, проводившаяся республиками, была различной. В 1993 г. в результате денежной реформы в России из обращения были изъяты денежные знаки образца 1961-1992 гг. Существовавшая до этого времени единая рублевая зона распалась. В течение последующих двух лет все союзные республики обзавелись собственной валютой. В этом же году было ликвидировано Главное командование объединенных вооруженных сил СНГ. Вместо него был создан Штаб но координации и военному сотрудничеству государств СНГ. В течение года Россия подписала свыше 90 соглашений со странами СНГ по военному и военно-техническому сотрудничеству. В течение 1993-1994 гг. наряду с существовавшим до этого Советом глав государств СНГ был создан Исполнительный секретариат СНГ, учрежден Совет министров иностранных дел, Совет командующих пограничными войсками и другие органы Содружества. Был введен институт председателя СНГ, избираемого на год, а также принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета. В сентябре 1993 г. государства-участники СНГ подписали Договор о создании Экономического союза стран СНГ, предусматривавший поэтапное формирование общего рынка, единого таможенного и валютного пространства.

В течение 1992-1994 гг. состав СНГ был подвижен. В октябре 1992 г. из СНГ вышел Азербайджан и вернулся туда в 1994-м, после прихода к власти Г. Алиева. В 1993 г. в Содружество вошла Грузия. Бывшие союзные республики понимали необходимость тесной координации политики для укрепления своей государственности и избежания конфликтов. Кроме того, за годы независимого существования бывшие союзные республики не нашли источников выхода из кризиса, в итоге стали стремиться искать поддержку у России, сохраняя при этом свой суверенитет. Они стремились ослабить собственный кризис за счет сохранения Россией роли экономического донора.

Россия стремилась сохранить свое влияние на постсоветском пространстве путем повышения эффективности механизмов сотрудничества в рамках СНГ, постепенного формирования наднациональных институтов Содружества, укрепления военно-технического сотрудничества, сохранения военного присутствия России в странах СНГ, формирования экономического союза. В военно-политической области Россия стремилась реализовать Договор о коллективной безопасности, подписанный в 1992 г., укрепить практику российского миротворчества, установить эффективный совместный контроль внешних границ СНГ.

В странах «ближнего зарубежья» остались 25 млн. русских, в одночасье оказавшихся иностранцами. Практически повсеместно русское население вытеснялось из республик. Миллионы русских были вынуждены мигрировать в Российскую Федерацию. Российское руководство, стремясь закрепить русское население в государствах ближнего зарубежья и не допустить его стихийную миграцию, разработало концепцию поддержки русских в бывших союзных республиках с целью их адаптации к новым условиям.

За 1992-2006 гг. в рамках СНГ было заключено свыше 1200 договоров и соглашений, однако Содружество пока не сформировалось как прочное межгосударственное образование. Возобладала тенденция развития двусторонних отношений.

 



2015-12-15 689 Обсуждений (0)
Россия в системе международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия в системе международных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (689)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)