Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методология теории международных отношений



2015-12-13 1716 Обсуждений (0)
Методология теории международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок




Соотношение понятий «внутренние отношения» и «международные отношения».

На протяжении исторического развития человеческой цивилизации международные отношения всегда занимали значительное место в общественной жизни. И пока одна из ведущих ролей в современном мире отводится таким процессам человеческой деятельности, связанные с определенными обменами и контактами между социальными группами разных стран, то есть с международными отношениями в широком смысле слова (образование и развитие государств, формирования народностей и консолидация наций, изменение политических режимов и становления социальных институтов, развитие экономики, технического прогресса, науки и культуры). На рубеже II и III тысячелетий их значение существенно возросло, что связано с процессом глобализации мирового сообщества, когда современные страны находятся в состоянии разнообразных и многогранных взаимодействий.

Международные отношения является особым видом общественных отношений и сегодня рассматриваются как система межгосударственных и негосударственных взаимодействий в глобальном, региональном масштабе или на уровне двусторонних отношений. Целью таких взаимодействий и соответственно целью международных отношений является создание благоприятных условий для функционирования и развития субъектов взаимодействия (субъектов международных отношений). Международные отношения носят объективный характер. Для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить их виды. Известный французский исследователь М. Мерль предложил "критерий локализации". Согласно этому критерию, специфика международных отношений определяется как «совокупность соглашений или потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ".

Международные отношения являются объектом научного исследования многих наук. Международными отношениями называют совокупность всех связей и отношений, которые выступают на мировой арене национальных государств и международных объединений, социальных, экономических и политических сил, организаций и движений. Международные отношения разделяют на следующие виды: экономические, политические, военные, идеологические, правовые, дипломатические. По типам зоны деятельности - на глобальные, региональные, двусторонние.

Методология теории международных отношений.

Методология - это совокупность приемов, способов и путей, методов познания. Теория международных отношений использует различные методы, которые могут привести к наиболее надежным знанием. Опираясь на выводы Р. Арона, можно сказать, что при изучении МО необходимо сочетание таких методов, которые опираются:

- На теорию в исследовании сущности, специфики и основных движущих сил этого особого рода общественных отношений;

- На социологию в поисках детерминант и закономерностей, определяющих изменения и эволюцию МЕ

- На историю, имея в виду поиск фактическое развитие международных отношений в процессе смены эпох и поколений, позволяющее находить аналогии и исключения;

- Опыт при анализе процесса подготовки, принятия и реализации международно-политического решения.

В конкретно-прикладном порядке речь идет о а) изучении фактов; б) объяснении существующего в МО положение; в) прогнозирование дальнейшей эволюции ситуации; г) подготовки и принятия решения. Имея в виду важность методологии ТМО, одна из "великих дискуссий" в международно-политической науке была посвящена именно методов ее познания. Ее результатом стало распространение системных подходов к исследованию международных отношений, в первую очередьметода уровней анализа.

Метод уровневого анализа обладает как достоинствами, так и недостатками. Он направлен прежде всего на объяснение явлений, событий и процессов в МО, но известно, что оно всегда остается неполным и должно дополняться интуицией.

Методы анализа ситуации:

- Наблюдение. Его элементами являются субъект наблюдения, объект и средства наблюдения. Бывает непосредственным и косвенным, внешним и включенным, когда наблюдатель является прямым участником того или иного международного события. Прямое наблюдение отличается от косвенного, которое проводится на основе информации, получаемой с помощью интервью, анкетирование и т. П. В ТМО в основном возможно косвенное и инструментальное наблюдение. Главный недостаток метода - большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его идеологическими предпочтениями, несовершенством средств наблюдения и т. Д .;

- Изучение документов. Применительно к МО имеет ту особенность, что в "неофициального" исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации, нередко засекречивается и становится государственной тайной. Наиболее доступными из документов являются:

а) сообщение пресс-служб дипломатических и военных ведомств;

б) информация о визитах государственных деятелей;

в) уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций;

г) декларации и сообщения властных структур, политических партий, общественных объединений и т.д.;

д) иконографические документы - картины, фотографии, кинофильмы, выставки, плакаты и лозунги, которые несут в себе интересную информацию.

- Сравнение. В ТМО стал необходимым в связи с резким увеличением в 60-е годы ХХ века числа государств и других актеров МО. Главное преимущество данного метода - его нацеленность на поиск общего, повторяющегося в международных отношениях. Одновременно сравнительный анализ позволяет получить важные выводы и на основе отличие явлений и неповторимости ситуаций.

Експликативни методы:

- Контент-анализ. В политических науках впервые был применен Р. Лассуэллом и был описан в 1949 году. В самом общем видепредставляет собой систематизированное изучение содержания письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто в нем повторяющихся словосочетаний или сюжетов. Далее установлены данные сравниваются с соответствующими показаниями сообщений, известных как нейтральные, на основе чего делается вывод о политической направленности содержания исследуемого текста. М. А. Хрусталев и К. П. Боришполец выделяют следующие стадии применения контент-анализа:

а) структуризация текста как форма первичной обработки информационного материала;

б) обработка информационного материала с помощью матричных таблиц;

в) квантификация материала, что позволяет продлить его анализ с помощью электронно-вычислительной техники.

Эффективность метода зависит от правильности выделения: первичных единиц анализа (сроки, словосочетания, темы) единиц измерения (слова, фразы, разделы, страницы);

- Ивент-анализ. Метод анализа событийных данных направлен на обработку публичной информации, показывает: ктоговорит или делает; что говорит или делает; по отношению к кому говорит или делает; когда говорит или делает.

Систематизация и обработка соответствующих данных осуществляется по следующим признакам:

1) субъект-инициатор (кто);

2) сюжет, тема (что)

3) субъект-мишень (по отношению к кому)

4) дата события (когда).

Обработанные таким образом события сводятся в матричные таблицы, ранжируются и измеряются с помощью ЭВМ. Эффективность данного метода зависит от наличия богатого банка данных;

- Когнитивное картирование. С помощью этого метода можно определить, как тот или иной политический деятель воспринимает определенную политическую проблему. Он выявляет основные понятия, которыми оперирует политик, устанавливает имеющиеся между ними причинно-следственные связи. В результате исследователь получает карту-схему, из которой можно вывести эвентуальную реакцию политика в той или иной ситуации в целом или по отдельным проблемам в ней.



2015-12-13 1716 Обсуждений (0)
Методология теории международных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методология теории международных отношений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1716)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)