Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тик «Странствия Франца Штернбальда»



2015-12-15 868 Обсуждений (0)
Тик «Странствия Франца Штернбальда» 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекции на печать.

 

 

Лекция

Ирина Юрьевна Попова: История европейского романтизма

Понятие романтизма трудно поддается трактовке, это сложное и неоднозначное понятие, можно условно вместить романтизм во временные рамки. Романтизм зарождается как осознанное движение. использующее понятие романтизм в Германии, но если сказать, что романтизм зарождался в Англии, это тоже не будет не правильно. Англичане с середины 18 века закладывали основы, которые потом развивались. Но мы будем понимать под Высоким романтизмом с 90х 18 века до начала 20х 19 века.

Многозначность и емкость понятия романтизм легко проиллюстрировать актом, что исследователи часто говорят и сами творцы говорят о р как о творч методе, лит направлении, романтич школе или школа говорят о романтич эпохе, романтич культуре. Прав был Жирмундский, утверждавший, что романтизм больше чем метод, направление, лит стиль. Ж утверждал, что романтизм это стиль жизни. В этом утверждении Ж схвачена очень важна изначальная установка р на полную серьезность, полный отказ от формальных условностей во имя торжества полного и искреннего саомвыражения творца, который ничем не скова. И никакие рамки тому творцу больше не закон. Над всем господствует лишь ворч воображение, воображение индивидуума – оно из коюч слов романтизма. До эпохи романтизма, даже у просветителей, прославлявших человека, романтизм впервые видит человекак как индивидуума, как частного человека. С совершенной очевидностью стирается грань между жизнью и искуство. Искусство – не отражение, не копия жизни, искусство не отделено от жизни, , искусство включает жизнь.

Следствия из этих общих слов.

В результате установки на формальную раскрепощенность, установка на безыскусственность: смешение жанров, отказ от чистоты жанров и пристрастие к фрагментарности. Фрагменты становтся самостоятельными жанрами: фрагменты Шлегеля, Навалиса (издание: Манифесты западно-европейских романтиков).. Создаются фрагментарные отрывки: сказки, стихи, песни не завершены, они вставляются в роман или повесть. Фантастический, мистический знак стирания границ между жизнью и творчеством в том, что классич романтизм знает незавершение замысла, роман обрывается на полуслове и остается в истории литры как большой незавершенный фрагмент. Ранняя смерть оборвала работу Навалиса над романом «Генрих фон…» - это незавершенный роман. То же происходит с романом, который завершает период, смерть оборвала работу Гофмана над «Житейскими воззрениями кота Мура». Случайно попадают макулатурные листы в книгу – настоящий роман, воззрения кота – пародия Гофмана на ту «массовую» культуру. История композитора Клейслера попала в книгу. кот рвал бумагу, поэтому попадаются фрагменты. История кота это кажущийся фамент, кот пишет, потом ему нужно перейти на след страницу, рвет рукопись Клейслера, след фрамент начинается с того места, где завершился предыдущий. Романтизм – лишь кажуийся, он представлен как каущйся романтизм, как мода, а не мировоззрение.

Смешение жанров, фрагментарность – реакция на предшествующие .рационально ориентированные эпохи – полемика со строгой иерархией жанров, с жесткими формальными канонами рационалистического канона. Приходит отказ от формальных принципов, но сам по себе тот отказ иррациональность вводится в новый принцип. Стремление романтизма к раскованности, формальной свободе имеет и не лит подоплеку. Раскрепощенность были духом эпохи, в кот возник романтизм, а этот дух возник после победы французской революции. Ранние французские романтики Шатебриан (Рене и Отала) и мадам де Сталь (Карина раньше своих собратьев зарубежных осознали то, что революция и победа имеют обратную сторону. Французы могли разглядеть и террор и гильотину, а у немецких ранних романтиков можно встретить воспевание революции. Вордсворт упоминает гильотину, попав во Францию после революции видел её, упоминает её постфактум. А попав тогда во Францию, он не обращал на нее внимание. Французы увидели ,чем обращается вожделенная свобода, которую должна была принести революция. Французы увидели, что победа обратилась свобода для лавочника, капиталистического накопления. но не свободы для человека духа человек духа будет выступать против буржуазности – то нечто неприемлемое для романтика. «В том мире, в котором я живу, никто бы не стал думать о цветах» . Конфликт между гением, энтузиастом, музыкантом и торжествующей мелко- и крупно-буржуазной мещанины. Прежде чем это произойдет, английские и французские романтики переживут роман. Гений на стадии этой культуры светлый, осознает себя центром мироздания, гениоцентризм, гений в центре романтической вселенной, прежде чем в зрелом романтизме с развитием нездорового индивидуализма, этим гением может быть любой творец. Гений не осознает пока опасности разлада с человечеством, пусть их заботит тривиальная повседневность, в своей преданности мечте гений не разрывает связи с бренной землей, а в зрелом романтизме гений воспаряет, чтобы потом упасть. Раннему романтизму не чужда идея братства всех людей на земле и в то, что потенциально гениальное и духовное начало есть в каждом человеке, просто не все люди осознают это высокого назначения, отвергают в пользу обыденной жизни. Тик «Странствия Франца …» он встречает ремесленника, заводит с ним спор, говорит, что это никому не нужно, Генрих начинает задумываться, я ведь испытываю счастье, когда пишу картины, он начинает пытаться объяснить ремесленнику пользу искусства. Говорит, что ты уезжаешь далеко, скучаешь, а я нарисую эти портреты. Он начинает с этого, пользы, а потом ухоит к тому, что искусство бесползено. И приходит к тому, что ремесленник всегда отел создать прото что-то красивое, он посылает ремесленника к воем учителю – немецкоу художнику, переубеждает ремесленника, что не обязательно делать что-то полезное. Ранние романтики верят в то, что ремелеснники это продажное что-то.

В качестве светлого романтического мироощущения будет то, что потом будет названо «Иенская школа». В университете города иена возник кружок молодых людей, с них, а в особенности с творчества Новалиса с повестью «Ученики..» начинается наш список. Иенская школа – начало классического романтизма. Ими создана новая модель мира, с поэтом в центре, он видит бесконечность, в поисках «голубого цветка» – первое обозначение у Навалиса романтического идеала, символ идеальной мечты. любви. Герой свободен, не ощущает разрыва с обыденностью. Эта обыденность присутствует. Генриха ещё все-все понимают. Если он встречает кого-то, ему говорят не о наживе, а говорят сказки, которые должны ему помочь, сказки о музыкантах. Создана модель романтич мироощущения. Основу составляет представление о 2 мирах: повседневности и мира мечты. который будет принимать разные формы. 1й мир – здесь и сейчас, всегда серый, всегда один и тот же, он скучный, романтик стремится воспарить в верхний, потусторонний мир. Второй мир может быть прошлое или далекий корабль, плен, может быть удален в пространстве, может быть Америка. У Рене – пейзаж и места всегда пеальны. Доминирует зимне-осенний пейза, а в Европе когда ездит, постоянно посещает какие-то пепелища, взгляд останавливается на всем дряхлом, старом, руины. Мир може быть не таков. но взгляд Рене выхватывает только печальное. В Америке – всё яркое-яркое, поют разные птички, много разных животных, разные звуки, но потом видим, что счасть там тоже нет. Человек всё портит. СО временем эти два мира будут резко поляризоваться. Обыденный мир приобретет отицательный знак, пропасть будет. Разлад гения с обываетелем происходит не саруз. Романтическое начало сразу готовит защитные механизмы. Еще Шлегелем, иенским романтиком, развивается понятие романтической иронии – двойной взгляд на вещи, двойну оценку вещей и самооценку. Здесь совершается трюк – романтик еще вроде верит в раскрепощенный дух к скольк угодно далекому, высокому воспарению, верит, что голубой цветок, знак идеала, ещё досягаем, вроде верит , что возможности духа беспредельный. НО судьба располагает по-своему, Навалис умирает. Во сне Генриха из разъединяет водоворот, и может их встрече ужено сбыться в другом мире. Шлегель же – главный теоритик иенский. пытается оправдать веру романтиков в идеал, но и свободу от этой веры. Свобода духа предполагает воспарение, но и свободу верить или не верить. Для этого Шлегель вводит пнятие романтической иронии.

Романическая ирония расцветет у Гофмна. 2й защитный механизм у второго поколения немецких романтиков 1804-18010, сделают попытку создать 2й мир из чего-то более доступного, чем навалисовски голубой веток. Поиск самого далекого иеала приводит человека домой в конце концов. Новое поколение романтиков, Гейдельержцы (центр романтизма перенесен с востока, Иены, на запад, Гейдельберг) ли гейельбергская школа, не ринимая мира обыденной современно действителности, в качестве альернативы. другого мира, выдвигают мир немецо патриаральной старины. Слеы этой патриархальности еще не стерты, их надо лелеять. Арнем и ББрентано – клчевые фигуры второ роантической школы, они собирают и издют старинные народные песни, атк появляется сборник Волшебный рог мальчика. Главная книга гейд романизма - сборник фольклора. Вместе с патриархальной стариной выдвигается традиц любовь, патриархальный брак, семья. которая основана на традиц супружеской верности, долге, но не основана на возвышенной любви романтич, что перечеркивает иенские идеалы. Высшая романтич любовь не может разрешится на земле, не может выйти в брак, героиня навалиса Мотильда усользает реальная возлюбленная Навалиса уминрает, лишь мертсвая становится героиней нАвалиса Гимны к ночи. Шлегель в Люцинде показал, что в браке может быть, осуществиться высокий романтический идеал – пафос и сверхзадача этого романа. Шлегель поступает в этом романе более просветителем, чем романтиком, в отличие от свои романтич суждений в Люцинде – поптка романтизации просветительской модели. если ранние романтики, предчувствую, что любовь не может реализоваться на земле. то стараются её хтя бы искат,ь, а гейдельбержцы расставляют акценты по-своем, для идельной лбви и возлюбленной мета нет на земле. то греховно не приведет к ничему хорошему. На небесах иеальная лбовь моет существовать, для этого не надо совершать грех и пытаться реализовать любовь на емле. в повести Брентано « О славном Каспере…» - в этом бабушка- рупор патриархальной нравственности, знает, что Каспер и Анер воссоединяться на нее, только надо похоронить на церковном кладбище, но Каспер – самоубийца. Он в письме желает, тобы она вышла за другого – сделай так, чтобы твой муж был не хуже меня. Провозглашается то, что любовь и брак это понятия разные. Каспер как будто тоже знает, что если он свзен с Анер, то для ечности не важен ее земно брак, она воссоединится с ним на небесах. «Жизнь не приносит исполнения романтической вере» (Ж-й). Жизнь земная противоположна жизни небесной, земная воля противоположна божественной воле. Такого дуализма не было у иенцев. Мироощущение иенцев – мироощущения людей до грехопадения. Третья любовь Брентано Луиза Ензель, дочь пастора, перешедшая в католичество, убеждает его, что не надо вступат в брак, брак не должен быть земным, так как любовь не должн быть земной. Ж-й «Нельзя искать любовь бесконечную, вечную в конечном мире».

Отказ от идеализма это оказалось для романтизма не приемлемым, ставка Гейдельбержцев на патриархальность, основывавшуюся на народной мудрости и христианской – это отчаянная и безнадежная попытка оставноить разгул романтического индивидуализма, который приведет к трагедии. Противопоставленности человека духа всему человечеству и в результате к многоборчеству, самый честные, самые умные, чувствительные, свободолюбивые, желащие всленеского счастья окажутся носителями вселенского зла. сами будут от этого страдать.

Немцы не были единственными основоположниками романической культуры В англии, примерно в одно и то же время с иенцами возникает Озерная школа – третья школа романтической культуры, названная по месту университета. Ранние английские романтики, крупнейший Вордсворт, Коллередж, Саути (жуковский делал переводы его баллад) будут жить долго, их труды переживут себя, но они не идентифицируют себя как романтики. В то время как немцы создают романтизм. Английские романтики знают романтизм, но они относят это к тому, что происходит на континенте. Сборник баллад – главная книга озерной школы, предисловие к нему – манифест озерной школы. С иенцами их роднят натурфилософия, представление о божественной сути природы, это гарантия высокого места. которое занимает дикая природа, особенно у английских романтиков. Конфликт природы и города появляется у англичан. Почему? Внешние условия – первая буржуазная революция, развитие городов, которое несло угрозу природе. Отсюда важен мотив оплакивания срубленного дерева (середина 18 века). Вордсворт объясняет свё народничество тем. что он – человек живущий на прекрасной дикой природе, общающийся с высокими формами природы. этотч евлеок более сичт, превосходит обычного городского человека, который живет монотонной скучной жизнь. который требует убийств и всяких «жареных фактов» в сми. А наша поэзия пишет Ворсворт, будет описывать жизнь обычных крестьян.

Представление о божественной природе роднит их с иенцами, а также воображение. Когда-то пережитые моменты, созерацание природы, чтобы потом быть вызваны в воображении в пыльном суетливом городе .Более оторванное воображение Коллереджа, дает писать ему о том. что не видел «угла Хан». В теории озерной школы можно увидеть и схождения с гейдельбежцами, установка на изображение простых чувств и идей и провозглашение того, что эти чувства могут быть очень сильными и тонкими. Нужен поэт, чтобы описать чувства крестьянина, который делает чувства крестьян очевидными. На это надо ориентироваться в условиях надвигающейся нравственной деградации и коррупции (испорченности), что несет индустриализация и городская цивилизация.

Следующее поколение англ романтиков после лейкистов – иные. Бунтари, богоборцы – Шелли, Байрон. Они вписываются в контекст общей романтич культуры в 10х годах , поскольку интеретекст той культуры уже приобрел характеристики.

Гениоцентризм достиг финала – пропасть между романтиками и обыденными людьми. Генрих фон Клейст «Михаэль..» - показал первым опасность романтич индивидуализма в обнаженном виде. В добродетели можно перегнуть палку, называет одним из самых страшных героев. У Байрона тоже будут.

Романтизм стал массовой культурой, об этом говорит то. то Байрон проснулся и узнал, что стал заменит благодаря Чайльд Гарольду, публика получила то, что ожидала. Байрон сам себя романтиком тоже не осознавал.

 


Лекция - 10.09

Иенский романтизм.

Первое в Германии и вообще в Европе романтическое братство. очень интересно устроенное творческое сообщество. Иенские романтики – образец. Британские исследователи называли – общество взаимного восхищения. Восхищение дает поддержку, позволяет выстроить контркультуру. Молодые люди, пытались делать очень странные вещи. На это смотрели с большим скепсисом . Основной город – иена, отчасти Берлин. Время – 5-6 лет, от 1796-1801/2. В 1796 братья Шлегели начинают издавать журнал “Athanaum”Вокруг него скопляются ученики, одноклассники, талантиливые их жены и любовницы. Плюс – периферия из приятелей, которые занимаются, кто чем. Атеней продержался недолго, денег было мало, 6 выпусков. НО это всё оказалось очень перспективно, продолжало будить широкий резонанс и спустя сто лет. Содержание и жанровая природа, устройство этих ранних романтич высказываний будет нас интересовать сегодня.

Того, что можно назвать поэзией и прозой печаталось очень мало, По большей части, это рефлексии, рассуждения, проекты. причем радикальные. Для иенцев то, что они и мы называем теорией, неотличимо от поэзии. Теория - новое, острое, неожиданное. странное видение предмета. Для романтиков это аксиома, в современной постстркуктуралистском обществе это звучит актуально. Их интересует не одно конкретно знание. а знание в широком спектре возможностей. Знание чувственное, только ощущающие и использующие формы языка, знание эстетичное. Эстетика – чувственное познание. Они первыми ставят вопрос: можно ли познавать чувствами ич то нам моет дать чувственное познание? Иенский романтизм как точка отсчета снова очень актуален.

Людвиг Тик сказал о иенском перироде в своей жизни: это был романтзм, порыв первых откровений. Эти откровения оказалиь очень емкими, яркмими, пронзительными, что со временем их плодоторность будет раскрываться.

Старшее поколение к этим экспериментам относилось как минимум скептически. В том была как минимум психологическая проблема. Старшее поколение – Гете например. Он на них смотрел без всякого сочувствия. они понимали, что живут во время Гете. пытались подчеркнуть близость к Гете, пытались заслужить его одобрение и похвалу. но ни один этого не удостоился. В их голосах Гете слышалась натужность, натянутость, тупик. «Эпоха форсированных талантов. рождена философией». Выпрыгивающие из себя таланты. Дейтвительно, многие романтики черпали свои инсайты не из литературы, а з философии – Фихте и др. Их привлекает и у Канта и у Фихте – радикальный субъективизм, ставка на субъекта. Навалис: Кант осуществил коперниканский переворот. После Канта центром положил себя разум, теперь уже мир явлений вращается вокруг этого солнца, попадая и становясь понятным, попадя в зону освещенности. На смену логики объективного отражения я гляжу и вижу. приходит логика другая, логика познания как энергия, как миротворческой активности, я не просто отображаю, когда я вижу, я творю – создаю видимое.

Abrums – “Natural and supernatural”, “The mirror and the lamp” – оппозиция фигурирует потому, что эта оппозиция организует романтичекую культуру. Лампа –источник разума.

Фихте пошел по этой части еще дальше канта в радикальном субъективизме. Чтобы настроить слушателей на 1й лекции, он приглашал каждого закрыть глаза и помыслиить я-естья, или осуществить акт самотождественности. С него должно начинаться всякое истинно философствование. для романтикв акт самотождественности это не просто состояние соответствия себе, совпадения с собой. Для них в принципе самосознание это путешествие, движение, приключение, по его ходу человеческая мысль все время переступает границы, превосодит все время себя. преображая мир, который созерцает вокруг. Самотождественность как ее трактуют романтики – обязательная, поти принудительная нетодественность себе. Вызов к выпрыгиванию из себя, выход за собственные пределы.

Романтики воспринимали филос тексты довольно странно. Можно смотреть сквозь язык, а можжно смотреть на язык – на игру слов и метафор, что бвает иногда красивее, чем содержание. Какая-то не очень законная проекция себя в текст или филос текста в собственн жизнь. Когда кант приходил к выходу что челоеч разум не может познать вещь-в-себе. Когда с выводом канта знакомится гени фон лейст – то потрясает его, перевораивает. Это личное восприятие конструкций часто есть .

Людвиг Тик (1773-1853)

В отличие от Шлегелей не склонен был писать теоретич манифестов, это была глубоко «художественная душа», «душа-сокровищница».. Тик импровизировал, ШЛегели обобщали. Тик не просто импровизировал, он фонтанировал. к 21 году написал всё, чем известен сейчас. Потом долго и не то, чтобы не писал, он писал. но сконцентриованность главного творческого достижения и прорыва была в раннее время. Пожилой романтик этот нонсенс, таких не бывает.

Что имел сообщить этт подросток? Это очень трудно свети в ценный тезис. Он умел транслировать через много поколений некое, трудно формуирлуриемое для романтиков ощущение. Для молодых немцев возможность это азартное приклчение, путешествие, ига на публику. Это состояние пребывания в возможности, неопределенности, ожидании, томлени, желания неизвестно чего это неопределенное, но богатое состояние духа. Тик пытается его передать, поэтому пытается подчинить свое идее.

Театр, малая проза, роман.

Театр «Кот в сапогах» (А. В. Корельский Дрма немецкого романтизма))

Начинается словами «сцена представляет сцену». на сцене помимо сцены стоят кресла, ы видим отажение зрителного зала, в котором сиимо. В этих крслах сидят люи, ожидают представления. Переговариватся о том, что предсти посмотреть. Говорят, что это не может быть сказа, это зрелые кльурные обыватели. В их вкуе был мещанская драма (жизнеподобное, поучительное, чувственное) ведет к высоко-моральному выводу.

Кога на сцене разыгрываетс бредовое действ ероп кота, где очевидно влияние Кофе. Зрители чувствуют себя обескураженными, здь вано и интересно представить себя в роли аудиории. Мы смеемся над их творческо фантазией. Но когда мы смеемся над ними, осознавая их преосходство, ы понимаем, то смеемя над тобой. смотрим на бя –о стороны, и таким образом возвышаемся над ними.

Рефлексивность – сквозное, тотально важное явление романтизма.Престает в разных видах. Иногда может быть нарциситскомо амолюбовании, эгоуентризм. С другой стороны – романти рефлексия – культ становящегося я. Рефлексия одержит момен сдвига, переосмысления. Процесс. потенциально бесконечны.

Восприятие искусства, к которому подвигаются зрители Тика, продвигается к выходу за собств пределы зрителя, читателя, к пересозданию себе. Выход из себя – неуютно, но это вдохновляет. В том дух раннего романтизма . ьничего

«Мир наизнанку» (199) – граница миром сцены и миром несцены – миром игры на сцене и миром потребительской пассивности, миром творчества и всамделишнего становится щё актуальной. Действе граничит со своевольным перфомансом, строится на постоянных провокациях, сысл их – для перехода границ. У тика подчеркнуто выворачиваютсянаизнанку общие представления о детсте, ребячетсве, не до зрелости и об игрек как противоположности глубокомслию, серьёзноти. Это ажный ход для романтизма. Детство – высшая зрелость, полнота жизненных возможностей. ТО же самое игра – как апофеоз творч самореализации, это воплощения глбого глбогыслия.

Для тика то мир для главных. Он обраается к сказке, для него важно развентить представление о том то сказка для дете. Этот стаый жанр романтики открыают для себя заново. Сказка для них это прибежище раскрепощенного воображение, поэтому здесь есть рассужлочность, до которо не дойти самому. В сказке, даже ес она создана индивид атором Проявляется больше, чем индивидуальное вооражене. Сверхдуща природы ,сказка это не противоположность выс поэзии, а какон поэзии. С этим жанром экпеиментируем Тик, Белокурый… «Жил-бых в горах некто Эдгар.Сказочный зачинс разу обозначает на рсуттвие в другом мире, мы начинаем его аселять. азвораивается ст, во врмя нео он рассказывает истори своейго деттва. Это матрешкообразная кон-ция, Одно повеств, закл в ебе друоу. С этим связан эффект которым Л Тик дорожит – оущещние относительности всякой ральности.

В том рассказе пред нами раскрывается мир еще более сказочным, есть лес, есть избушка. где живет старшка. Если посмотреть на то с точки зрения мифа, легко просматривается характерный мифический мотив, обряд, иницииация – путешествие в другое пространство, ради преодолени границы, приобщение к высшему типу мудрости. Романтическая сказка как и в принципе романтич литература изсканно играет с мифом. и в то же врем дистанцируется от мифа. В романтич сказки нет серьёзности, которая есть в мифе. РОмантич сказка чтото почеркивает и выдергивает из-под себя. Здесь осуществляется то-то подобное обряду инициации, только непоняно, куда возможен этот переход. что такое романтический лес у тика – пространство, которое и влечет и пугает, больше всего похоже на «бессознательное». Это что-то иное, по отношени к обыденной. ной, расчетливой, ютной, автоматизированной жизни. Экскурсия в это иное – может обернуться удаче или наоборот че-то немыслимо страшным и это непредсказуем. У тика за измену Берты (уходит из леса. бессознаельная измена) лес мстит ей самым разным образом. Момент воздаяния за невльно, бессознательно для себя совершенное преступление. Как проиъоит перилив, сладостное уединение превращаетс в мучительное одиночетсв. в камере, тюрьме внутри сея. Эта метаморфоза происходит невидно для героя – измена и наказание. Эта игра непостижимой силы передаеся читател Вальтер произносит нсколько словдля Берты ,но читатель за одно с читателями, холодеет, преживает страшное вторжение его-то другого. вторжеие в обыденный мирв котором мы обитаем с песонажами. Удивительный и содержательно важный для Тика прием ыгызутсу - со–тояние подвешенности Это философски асыщенное состояние, когда мы соприсутствуем игре воображениея. Игра за на счет в основном.

Романтики интересны тем, что они первыми нащупыват потенциал, который связан с бессознательным. СДальнейщая куьлтура тойдет от этого, позитивисты и реалисты будут думать о бессознательном как о чем-то автоматическом. Психоаналитики и философы 20 века будут обращаться к романтич ллит текстам. Unheimliche (uncanny) – жуткое, тревожное, тревожащее. Heilich – домашний, танйный, скрытный, родной. то-то знакомое. но тревожащее своей загадочность. Перед нами нечто занкомое, что спрятано, опасное, которое хочет ыть опознано. Опасное. которое возвращается. но не поддается пониманию. Фрейд говорил о том, что в нормальной народной сказке этот эффект не случается. в нормальной сказке все воспринимается как должное. в этом моменте романтич сказка специфична. как буто изобраается повседневность, привычная, в нее вдруг вторгаетс потустороннее. мы начинаем гадать, а чеем стоит мир.

Странствия Франца Штенбальда – единственный, неопубликованный роман. В нем есть коордианаты историч и географич. 16 век, глагер художник подмастерье, путешествет в поисках любви, вдохновения, не знает куда, с севера на юн. ИЗ германии в рим. координаты есть, но они условны и важно не так в конкретном историч, как в символич отношении.

ОБщероматич география, романтич картина мира – центральное место в ней – Европа, причем у нее есть четкий север – германия, юг – Италия или Греция, а по краям будет маячить с одной стороны восток – Байрон, с другой – не менее экзотический запад – условная Америка. Еще дальше на север отстоят мифическая Арктика и Антарктика – с юга – сфокусировнанный, но и просторный мир. тема романтич путешествия – одна из главных тем романтизма. Бытие романтич субъекта – тяготение куда-то в далекое невеоомое место, процесс самоизменения, самотрансцендирования – последовательный переход ограничивающих меня границ. РОмантич путешествие как ы представляет собой движение вовне, но в символич смысле это всегда вовнутрь путешествие – писк внутр царства, внутр свободы, в том сугубо субъективном поиске лежит его интерес.

Штернбальд идет куда глаза глядят, не зная. не задумываясь, куда. Ему говорит встречный: слишком ты чувствительная душа. все-о тебя впечатляет. Что обеспечивает преемственность то не привязка к цели, это туманно-любовное томление по прекрасноу. любоване прекрасным в любой точке, любом измерении, в любой момент пути. мир вокруг Штернбальда (описания) пленительно иделличен. Лес будет описан как любимый лес. поляна – дорогая сердцу поляна. над головой дерево не шумит, а утешает и пророчествует. Ве, что с ним происходит можно резюмировать: моё странствие вызывает во мне удивительные настроения. Из-за того, что все описания опсоредованы переживаня эмоионально-насыщенными, возникает эффект парения. свободы. отвлеяенности, любовно-эстеского привлечения к кажой детали, мелочи. штернбальд смотрит на всё художнически. едва ли был такой предмет при вие которого он бы не подумал о катине Гете прочитав роман, ыфркнул, сказав, врое как о художнике. но там есть всё, кроме как художества. Там много обсуждаются кратины, много и подробно. но речь идет не о том, о чем хотел прочсть гете. ничего не говорится о содержании, техники картин, а постоянно говорится об опыте создания, восприятия, глубинной психологии, метафизики отворчества живпоись интересна по касательной – момент человеч субъективно восприятия. Для нас важно заметить косвенность, метафоричность восприятия любого лица, объекта.

РОмантич письмо всегда подчеркивает в себе момент вольномго иносказания. оно не всега о том, о чем оно повествует. всегда отсылает к чему-то другому. для романтиков становится актульано различения символа и аллегории, ставт выше символ. аллегория перестает их устраивать, в аллеории их отталкивает однозначность, ежсткость соединения двух образов и понятия. в символе их привлекает символ как смыслообразующая модель, механим, кот порождает нов смыслы. для каждого свои никогда не окончательные, неопределнные до конца.

У навалиса: разве содержание стиховторения исчерпывается содержанием? для него это вопрос риторический. конечно, нет. стихотворения только потому стихотворение, литература только потому. что буквальное содержание это не то, что важно, а важно то, к чему отсылает, та возможность что маячит за. Навалис: человек: метафора. Отсыл к кдругому, становление другого, акт реализации никогда до конца нереализуемой возможности.

Содержания тиковсокого романа не исчерпывается содержанием романа. Содержание романа – характер и события. Он не исчерпывается этим. Тик не дописал свой роман, связано программным пониманием творчества. творчество это всегда движение, не завершенность.

Фридрих Шлегель (1772-1829).

Выразительная фигура для иенского романтизма в своей многогранности. основной теоретик иенце. вечный искатель, теоретик. Он умер над рукописбю на слове aber,Попробовал писат ьроэксперимент. о роане Люценте сказал, что это сумасшедшая книжечка, где всё аоборот, против традиции.. представляет собой вызывающу сборную солянку вызывающу философию, эпистолярная повесть, нет сжта. у тика есть хотя бы пуешествие, а у шлегеля ничего не просиходит кроме бесконечной люби двух хуожникво. в юбви призыват все рамки, приходили в возумещение от этог шлегеь говорил: я экспериметирую с новой моралью, наруша привычные каноны, на кот ориенитр обыватель. не только обыватель предъявлялшлег персонажам претензию, Кьеркегор тоже был возмущен, считал, что это аморальная книжка, не из-за эртич подробностей, а потмоу, что любовники не сколько любят, сколько любуются любовью. эстетизированность,искусственность, противоположность чувства. как будто роман о любви, а соткан из умствования, для которых роман только повод. это хуже чем возмущение обывателей на сожительство художников вне брака.

Навалис: вы считаете, что это плохая книга? хорошо. может, то нарочно, плохая книга. искусство изобретать книги, но оно на границе изобретения.

Романтическая ирония – Ironie, Witz. Шлегель основной теоретик этого инструмента. Что такое ирония? это не насмешка, не сатира, направленная на другого. Романтики оставили массу определений. Ирония, по Шлегелю – полемика с самими собой, самополемика, саморефлексия. способ удержать мир, сознанеи, худож форму в незавершенности, сохранить открытость изменению в любой точке в юбой момент. Эту задачу поддержания хранения человеч свободы исполняет ирония. В риторике – говорящий имеет в виду противоположное тому, что говорит. Ирония живет за счет зазора между видимостью и сутью. Один смысл стваит другой под вопрос, в отличие от насмешки она оставляет оба смысла в подвешенном состоянии.

но то флос рицип, основа самосознания, не только риторич троп. Прдставление клоуна – идет по канату – отрицание искусства, эта как бы неумелост – есь по-настоящему – высшая степень искусства. Чтобы изобразить смертельный риск. которому подвергает себя неумеха это круто. Бескоенчное возвышение на свобственной конечность. только через иронич игру человек может переступить свою конечность.в этой логике возвышения над собвта ограниченность и малостью открывается человеч величие. это величие, кот проявляет ебя за счет отрицания, игры – его ещё надо заметить. ирония присутствует только тогда, когда её слышать, если её не опознать, её нет. романтистам мало было начаь писать, им надо было найти читателя, но его негде было найти, его надо было создать. литра это не индивид поиск авторов, художников, авторско творчество предполагает читательское сотворчество.

Одна из сквозных харатекристик романтич творчества – внутр диалогичность. обращенност к акту свободной кооперации. новая поэзия (коллердж) обращена к кооперативной силе, кот втор смтремится пробуить в читателе. романтич проза и поэзия это всегда провокация, стремление пробудить потенциальный смысл в нашем воображении, инкомпорируя этот пробуждаемый, неизвестный смысл в произведении.

 


Лекция

Иенский романтизм (конец)

В некоем круге идей, в котором варились романтики, внешнее, материальное явление понимается как ступень развития мировой духи – путь одухотворения природы. по этому пути, намеченному Шилингом, шли другие романтики-натурфилософы – Ритер и Сефеннс, среди них был и Новалис. дерзкие иеи о мировом единстве, но и о магической власти человека над миром, как будто наука подтверждала, что миф об орфее вовсе не сказка. что ранее была связь всего существующего, восстановив эту связь, мы овладеем миром. но при этом мы должны осознать себя часть мира, осознав себя частью мира мы сможем царить над целым. навалис в фрагментах: мы связаны со всеми частями вселенной. также с прошлым и будущим в Генрихе фон Офтер… эпизод, когда он начинает спать, ему видится голубой цветок, но до этого ему видится: попал в плен и страшную нужду. все ощущения достигли в нем неведомой до того силы, умер и снова родился, любил и был навеки разлучен с возлюбленной. важно не только ощущение связи всего. неведомые места. звери, моря, кот пересекает, безграничная даль, битвы, смятенные толпы и в друг среди них мирные хижины, потом попал в плен и страшную нужду – мы впервые сталкиваемся с картой романтической вселенной. вторые миры, кот противостоят миру здесь и сейчас. в этом смысле смятенные толпы и страшные битвы для романтика лучше, чем яичница. откуда в романтической живописи так много бурь и ураганов? 9 вал – все лучше, чем будничное настоящее. лучше оказаться в лодочке в бурю, чтобы противостоять 9 валу и выжить. Последний день помпеи - каждый проявляет себя в этот момент по максимуму. даже извержение вулкана для романтика лучше чем серое будничное. карта романтической вселенной – список, перечисление вторых миров, куда стремится сердце романтика – в неведомы дали, в экзотику. причем мирные хижины? мирные хижины, которые уже как бы исчезли с лица цивилизованной европ земли, в этом виде хижины – идеальный, утраченнй патриархальный быт – представляет собой что-то привлекательное как смятенные толпы и невиданные звери. у вордсворта, пориджа будем находить эти карты. у шатебриана не будет перечислений, но будем находить людей в этом же состоянии. у Байрона постоянно будем находить кого-нибудь стоящего на вершине, то в Корсаре – пиратский корабль, то узник, быть узником интереснее, чем простым обывателем. герой часто находит себя в состоянии одиночества и попадает в положение (необ остров), утрирующее одиночество (узник).

Но мы говорим о натурфилософии. Ощущение связи всего мироздания. Во сне проносятся видения, проживает пеструю жизнь, умирает, воскрешает – всё это сливается, ощущение того что постичь эту связь можно не разумом а интуицией, кот дается генриху во сне. это сознательно подчеркивается навалисом, прочерчивается до мировоззрения. тик не был философом, он импровизировал. а Навалис сознательно создает илл к теории. мир полон знаков, говорящих о соответствиях. «Ветер движение водуха, имет свои причины но разве для одинокой души он не значит большего? когда таинств печальными звуками превращает боль во вздох всей природы?» Мир кажется перенесенным на плоскость. Когда рассуждает далее – на самом деле в мире есть ещё какое-то измерение, это таинств измерение делает мир загадочным и интересным. «Разве скала не становится особенным ТЫ, когда я обращаюсь к ней? Я гляжу в ру



2015-12-15 868 Обсуждений (0)
Тик «Странствия Франца Штернбальда» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тик «Странствия Франца Штернбальда»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)