Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дикша как вторичный аспект шикши



2015-12-15 859 Обсуждений (0)
Дикша как вторичный аспект шикши 0.00 из 5.00 0 оценок




Вспомним определение понятия шикша. Шикша - это процесс передачи трансцендентного знания, нисходящего по цепи ученической преемственности. Существует еще одна характеристика шикши. Она известна как дикиша, или духовное посвящение. Дикша является результатом шикши.

Дикша - это непрерывный процесс передачи и получения трансцендентального знания. Процесс дикиш начинается не с огненного жертвоприношения, а с того момента, когда ученик всерьез принимает в своем сердце наставления духовного учителя (это является внутренним аспектом дикши, или инициацией в сердце). Ягья (жертвоприношение) - это одна из составных частей инициации (или внешний аспект дикши, формальное посвящение). Инициация - это начало получения трансцендентного знания. В «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада определяет дикшу в категориях шикши: «Дикша означает инициировать, посвящать человека в трансцендентное знание, с помощью которого человек может избавиться от всей материальной скверны».

Итак, мы определяем здесь дикшу в качестве одного из аспектов шикши. Это делается с целью подчеркнуть важность шикши и пересмотреть укоренившийся взгляд преданных на смысл дикши.

Какое отношение имеет получение в момент инициации святого имени и мантры Гаятри к самой шикше? Вспомним, в чем заключается смысл всех наставлений, какова конечная цель шикши. Смысл всех

 

наставлений заключается в памятовании о Господе Кришне: «Всегда помнить о Кришне, и никогда о Нем не забывать». Это достигается с помощью непрерывного процесса воспевания Его святого имени, прославления Его качеств и развлечений. Посредством дикши мы получаем святое имя и повторяем его, следовательно, инициация является инструментом для исполнения шикши. Именно поэтому дикша является внешним элементом шикши или ее «вторичным аспектом». Хотя и дикша, и шикша неотделимы друг от друга, шикша является главным аспектом, неотъемлемой частью процесса инициации (ибо только при наличии шикши можно говорить об инициации ученика).

Если мы говорим о том, что инициация не заканчивается некоей церемонией или ритуалом, тогда в чем же заключается смысл ягьи?

Если гуру принял ученика и ученик принял гуру, то инициация уже началась (это может произойти даже до церемонии первого посвящения и даже до официального получения пранама-мантры гуру), но ягья необходима, т.к. учитель принимает почти полностью (тем больше, чем больше степень предания ученика и принятия его духовным учителем) карму ученика и очень сильно страдает от последствий греховных поступков ученика (СВ, раздел 6).

Во время ягьи (но только в том случае, если есть предание и принятие) - карма частично сгорает на жертвенном огне и тем больше, чем больше степень предания. На ягье реально присутствуют и освобождают преданного от кармы (но только в том случае, если ученик искренен) следующие личности: Божества, Шрила Прабхупада, Вишну в жертвенном огне, инициирующий Гуру и все вайшнавы. И перед всеми ими мы даем обеты.

 

Существуют два вида кармы - прарабдха-карма (проявленная карма, созданная прошлой жизнью и этой - наше материальное тело и соответствующие ему физические и душевные страдания) и апрарабдха-карма (непроявленная карма, созданная на протяжении множества жизней - материальные желания в сердце, подсознательное). Если ученик хоть немного искренен в принятии духовного учителя, то в процессе инициации и во время ягьи часть кармы (а именно, апрарабдха-карма) ' сгорает, и в дальнейшем сам процесс преданного служения сжигает другую часть кармы (прарабдха-карму) и человек, полностью свободный от кармы возвращается в духовный мир.

В уме ученика может возвращаться его прежняя карма (это указывает на начало процесса очищения). Об этом говорится в «Шримад-Бхагаватам», что в уме преданного по милости Верховного Господа одновременно проявляются все дремлющие в сердце желания, и, таким образом, ему предоставляется возможность избавиться от них (ШБ. 4.29.69 комм.). И надо прилагать порой неимоверные усилия, чтобы преодолеть трудности и не разочаровываться (НН, 3 стих). Шрила Прабхупада говорит, что если ученик старается, но у него не получается, то это не его вина (СВ, раздел 7). Давайте вспомним историю о том, как полубоги и демоны пахтали молочный океан, чтобы извлечь нектар бессмертия. Вначале на поверхность вышел яд, а только затем нектар. Описывая процесс инициации, Шрила Прабхупада пишет в «Нектаре наставлений» (5 текст): «Процесс, увеличивающий привязанность преданного к Господу Кришне, описан в «Чайтанья-Чаритамрите» (Антья, 4.192):

 

«С момента посвящения (инициации), когда преданный полностью отдает себя служению Господу, Кришна начинает смотреть на него как на равного Самому Себе».

Но это не значит, что все, кто сидит рядом с огнем, становятся такими. Только когда ученик полностью предается Кришне.

Далее объясняя смысл дикши, Шрила Прабхупада цитирует Дживу Госвами: «Благодаря дикше в человеке постепенно исчезает тяга к материальным наслаждениям и просыпается интерес к духовной жизни».

Затем в «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада подчеркивает, что посвящение означает обретение чистого знания: «... духовный учитель пробуждает спящее живое существо, возвращая его к изначальному сознанию - вечному служению Господу Вишну. В этом заключается смысл дикши, или посвящения. Инициация означает обретение чистого знания о духовном сознании» (Ч.Ч., Мадхья, 9.61).

Мы дали определение дикши как непрерывного и непрекращающегося процесса получения шикши. В своих высказываниях Шрила Прабхупада никогда не отделял дикшу от шикши. В действительности, она является составной частью, средством передачи и результатом шикши, ее внешним аспектом. Таким образом, мы рассмотрели дикшу в качестве одного из аспектов шикши, в соответствии с наставлениями Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Вопросы:

1. Что такое дикша? Как дикша и шикша связаны между

собой? Что из них важнее и почему? 2- Объясните выражение: «После инициации Кришна

начинает смотреть на преданного как на равного себе».

2. Объясните выражение: «После инициации Кришна начинает смотреть на преданного как на равного себе».

3. Является ли правильным выражение: «Я получил инициацию». Правильно ли говорить это сразу же после ягъи! Когда уместно говорить так? Является ли инициация просто ритуалом?

 

Задание:

Изучите Приложение 6: «Панча-самскара (процесс инициации)» Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Объясните, что такое инициация и зачем она нужна.

Прочитайте и подумайте:

«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе - если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.

Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.

Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».

(Евангелие. От Иоанна. Святое благовествование, гл. 3,3-7).

В мире мудрых мыслей:

1. «Согласно шастрам, существуют три вида рождения. Первое рождение - из утробы матери, второе рождение - проведение очистительных обрядов (метод исправления), и третье рождение - это принятие духовного учителя (инициация)» (ЧЧ., Мадхья-лила, 1, 189).

 

2 «Итак, те, кто получил посвящение сегодня вечером... Я уже несколько раз объяснял смысл инициации. Инициация знаменует собой начало получения духовного знания» (Шрила Прабхупада: лекция, Вриндавана, 4 апр. 1976 г.).

3. «Слово «инициация» означает «начало», а не так, что после инициации для ученика наступает затишье, напротив, после инициации он серьезно начинает заниматься своей духовной жизнью» (Шикшамрита, письмо к Макханлалу, 22 июня 1973 г.).

4. «Я уже несколько раз подчеркивал то, что наши преданные становятся дважды рожденными. Они двиджа, или дважды рожденные. Первое рождение человек получает от обычных отца и матери, а второе рождение - от духовного учителя и Ведического знания. Второе рождение - настоящее рождение, а первое - подобно рождению животного. Как сказал один преданный Господа Чайтаньи, в каждом рождении мы получаем определенных отца и мать, и это не так уж замечательно; но не возможно в каждом рождении получить Кришну и духовного учителя» (Шикшамрита, из письма к Бали Мардану, И июля 1969г.).

Попытайтесь поспорить:

1. Если дикша происходит в сердце, то зачем же тогда принимать формальное посвящение?

2. Если ученик прошел огненное жертвоприношение (ягью), на котором дал обеты, то можно ли сказать, что он уже получил инициацию?

Ссылки: ШБ., 4.29.69; НН., 3 стих, 5 стих; СВ., раздел 6, стр.61-64, раздел.7, стр. 83-84; ЧЧ., Мадхья-лила, 1.189; Шикшамрита., т.3.

 

Дикша - гуру

В первой главе мы определили дикша-гуру как шикша-гуру, дающего нам посвящение и мантру. Как правило, тот гуру, от которого мы в течение долгого времени получали шикшу, впоследствии становится нашим дикша-гуру. (ЧЧ., Ади,1.35). Из всех гуру он заслуживает особого почтения. И все наставления наших шикша-гуру должны быть направлены на то, чтобы увеличить веру и усилить привязанность ученика к дикша-гуру и помочь ученику служить своему дикша-гуру.

Дикша-гуру должен присутствовать на планете во время инициации. Мы не можем получить инициацию от духовного учителя, который уже ушел в духовный мир. Шрила Прабхупада - это шикша-гуру каждого в движении ИСККОН.

Дикша-гуру может быть только один, ибо принятие более чем одного дикша-гуру запрещено писаниями, но число шикша-гуру не ограничено (ЧЧ., Ади, 1.35). В «Шримад-Бхагаватам» приводится история одного авадхуты-брахмана, который достиг духовного совершенства, имея 24 гуру, пребывающих в разных формах жизни. У нас может быть много шикша-гуру, но если мы хотим принять особого шикша-гуру, то надо спросить разрешение у дикша-гуру. Впоследствии мы рассмотрим, как это делать в соответствии с вайшнавским этикетом, и что такое особый шикша-гуру.

А теперь остановимся на некоторых основных моментах:

Принятие духовного учителя - это не просто мода. Для человека, который отчетливо осознает свои материальные страдания и хочет освободиться от них, это

 

необходимость. Долг такого человека - обратиться к духовному учителю.

Как выбрать духовного учителя? Когда и как обращаться к нему с просьбой о принятии в ученики? Каковы должны быть качества ученика и духовного учителя? (УГЧ, гл.З).

Шрила Прабхупада говорил, что отыскать истинного духовного учителя не так уж трудно, ибо если кто-либо представляет Кришну, то он говорит о Кришне, приводит людей к сознанию Кришны, и тогда он истинный гуру.

«Не представляет никакой трудности найти истинного гуру, но только при условии, что я сам серьезен в своих поисках истинного гуру. Но если я хочу чего-то еще... Потому что хриди антах стхо хи абхадвани. Если в моем сердце есть что-то еще, то я буду обманут кем-то еще, который не является истинным гуру. Йе патха мам прападпанте томе татхапва бхаджамп ахам. (БГ. 4.11).» (Лекция по «Нектару Преданности», Вриндаван, 31 октября 1972 г.)

Самое главное качество ученика - это искренность, а учитель должен быть истинным (см. «Гуру-один»). Истинный гуру способен просветить искреннего, но находящегося во тьме ученика.

Прежде всего, ученик должен предаться. Мы должны найти возвышенного человека и добровольно покориться ему. Шастры предписывают: прежде чем принять гуру, необходимо хорошо узнать его, чтобы понять, сможем ли мы предаться ему. Не следует спешить и принимать гуру из фанатизма. Это очень опасно. Гуру тоже должен изучить человека, который хочет стать учеником, чтобы определить, годится ли он для этого. Так устанавливаются отношения между гуру и учеником.

 

Следует ли просить гуру об инициации, если ученик считает себя недостойным? Но искренний ученик всегда будет считать себя недостойным.

Мы также знаем известный афоризм «Гуру приходит, когда ученик к этому готов». Может, следует сидеть и ждать, когда же гуру придет сам?

На самом деле, мы встречаем истинного гуру, Шрилу Прабхупаду и его последователей, когда уже готовы принять гуру и следовать его наставлениям. И мы сами должны обращаться к нему за инициацией. Но с другой стороны, как я могу требовать от гуру что-то, если сам еще ему ничего не отдал, так может думать искренний ученик. И ответ таков: ученик может просить гуру об инициации, если он в течение года (этот минимальный срок установил Бхактивинода Тхакур) повторяет 16 кругов маха-мантры и следует четырем регулирующим принципам и имеет искреннее желание служить миссии духовного учителя (а возможность делать это Кришна пошлет в должный срок). Но ученик должен просить (а не требовать!) о возможности получения инициации соответствующим образом, обратясь к духовному учителю со смирением и почтением, следуя по стопам Рупы и Санатаны Госвами (ЧЧ., Мадхья-лила, 1, 185-206). Мы приводим эту молитву очень подробно, чтобы сохранить ее смысл, но в задании вы должны будете составить свою собственную краткую молитву.

Когда два брата увидели Шри Чайтанью Махапрабху, они смиренно предложили поклоны Господу и начали восхвалять Его:

«Вся слава Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, самому милостивому спасителю падших душ!

Господин, мы принадлежим к низшему классу людей, наши общение и род занятий также очень низки. Поэтому нам стыдно стоять здесь перед Тобой.

 

Дорогой Господь, позволь сообщить тебе, что нет никого более грешного, чем мы, и не существует других оскорбителей подобных нам. Даже если мы просто захотим вспомнить нашу греховную деятельность, нам сразу же станет стыдно.

Дорогой Господь, Ты воплотился, чтобы освободить падшие души. Но Тебе следует знать, что в этом мире нет душ более греховных, чем мы. Ты освободил двух братьев Джагая и Мадхая, но чтобы освободить их, Тебе не пришлось прилагать слишком много усилий. У Джагая и Мадхая был только один недостаток - склонность к греховной деятельности. Однако, тома их греховной деятельности были сожжены в пепел просто тусклым отражением воспевания Твоего святого имени. Мы вдвоем в миллионы и миллионы раз ниже Джагая и Мадхая. Мы более деградировавшие, падшие и грешные, чем они. Нет никого в пределах трех миров достаточно могущественного, чтобы освободить нас. Если Ты просто освободишь нас с помощью Своего трансцендентального могущества, то Ты сразу же станешь известен как спаситель самых падших.

Позволь нам сказать одно слово, которое является истиной. Просто услышь нас, о Милосердный. В пределах трех миров не существует никаких других объектов для милости кроме нас. Мы являемся самыми падшими, поэтому прояви Свое сострадание. Твоя милость предвещает удачу. Позволь же власти Твоей милости проявиться во всей вселенной. Если Ты не будешь сострадателен к нам, то будет очень трудно найти более подходящих кандидатов для твоей милости.

Мы очень угнетены тем, что недостойны Твоей милости. С того момента, как мы услышали о Твоих трансцендентальных качествах, мы очень привлеклись Тобой. На самом деле, мы похожи на карлика, который

 

хочет получить луну. Хотя мы совсем недостойны, желание получить Твою милость просыпается в наших умах.

Служа Тебе постоянно, человек освобождается от всех материальных желаний и становится полностью умиротворенным. Когда же я буду постоянно занят вечным служением тебе, и всегда буду чувствовать радость, имея такого подходящего хозяина?»

Тогда Господь Чайтанья обнял двух братьев, Рупу и Санатану Госвами, и, таким образом они получили посвящение.

Нам следует брать пример с Рупы и Санатаны Госвами (то есть, проникнуться их внутренним духом смирения), а не просто слепо подражать им.

Вопросы:

1. Сколько дикша - и шикша гуру может иметь ученик? Почему?

2. Как выбрать духовного учителя? Как

устанавливаются отношения между гуру и учеником?

3. Когда и как ученик может обращаться к духовному учителю с просьбой об инициации? Опишите минимальные требования к инициации.

Задание:

Изучив молитву Рупы и Санатаны Госвами к Господу Чайтанье из «Чайтанья-Чаритамриты», попробуйте составить краткую собственную смиренную молитву-обращение к гуру с просьбой принять Вас в ученики.

В мире мудрых мыслей:

1. «Отношения с духовным учителем всегда должны быть исполнены великого почтения и благоговения. Не

 

следует забывать об его возвышенном положении, и относиться к нему так же, как сын относится к отцу» (Шикшамрита, письмо к Хамсадуте, 16 янв. 1969 г.).

2 «Когда я инициировал тебя, я принял тебя в тот же момент как свою дочь. Итак, ты навечно моя дочь, а я - твой отец. В этом нет сомнений. И наши отношения основаны на сознании Кришны, и чем более успешно ты проповедуешь и помогаешь движению сознания Кришны, тем сильнее устанавливаются наши отношения на духовном уровне». (Шикшамрита, из письма к Шьяме даси, 30 авг. 1968 г.).

3. «Я принял тебя своим учеником, а ты принял меня своим духовным учителем. Эти взаимоотношения никогда не могут закончиться. Они вечны» (Шикшамрита, из письма к Райяраме, 9 июля, 1969).

Попытайтесь поспорить:

Если я имею рекомендацию от местного руководства храмом, то гуру обязан дать мне инициацию. Я вправе требовать ее от духовного учителя.

В чем ошибка этого преданного?

Ссылки: ЧЧ., Мадхья-лила, 1, 185-206; НС., раздел 2, стр.81, 82, 83; УГЧ., гл.З; Шикшамрита. т.З.

 

Глава 3



2015-12-15 859 Обсуждений (0)
Дикша как вторичный аспект шикши 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дикша как вторичный аспект шикши

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (859)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)