Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вани (шикша) более важны, чем вапух



2015-12-15 1198 Обсуждений (0)
Вани (шикша) более важны, чем вапух 0.00 из 5.00 0 оценок




Как уже объяснялось выше, на духовном уровне не существует различий между гуру и его наставлениями. Шрила Прабхупада пишет в комментарии к «Чайтанья-Чаритам-рите» (Ади, 1.35): «Нет разницы между самим духовным учителем и его наставлениями. Поэтому в отсутствие гуру его указания должны стать гордостью ученика».

Приведем сравнительную оценку важности как шикши, так и физического присутствия гуру. Шрила Прабхупада определи эти термины следующим образом: «Внешняя форма гуру называется вапух, а его наставления - ванш (письмо, 14.12.72 г.)

До того, как обсуждать вапух, нам хотелось бы прояснить, насколько значения слов ванн и шикша соответствуют друг другу. Между ними есть некоторое различие. Шикша, как правило, относится к философскому или теологическому учению сознания Кришны в целом, а ванн - это личные наставления,

|

| которые гуру дает ученику. Такие указания даются, как 1 правило, с индивидуальным подходом, и чаще всего относятся к исполнению какого-либо служения (например, Шрила Прабхупада получил от своего гуру Указание - печатать книги). Часто Прабхупада переводит слово вани как «указание». Итак, шикша - это общие наставления, а вани - их индивидуальное и практическое пРиложение. Поскольку в абсолютном смысле между этими словами нет разницы, то их часто используют в качестве синонимов.

 

Возвращаясь снова к теме вапух, Шрила Прабхупада говорил, что слово вапух относится к физической форме гуру, его проявленному тел). Важно и то, и другое, но, поскольку вали продолжаются даже в отсутствие вапу (т.е. когда гуру находится далеко или покинул планету), они считаются более важными.

В своем заключительном слове к «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада пишет: «Есть два способа общения [с духовным учителем]: через вапи и через вапух. Ваий значит слова, а вапух - физическое присутствие. Порой физическое общение доступно, а иногда нет, но вани существуют вечно. Поэтому мы должны воспользоваться вали, а не физическим присутствием».

Шрила Прабхупада говорит в письме: «Выполнять указания гуру намного важнее, чем поклоняться его телу, однако ни тем, ни другим не следует пренебрегать. Внешняя форма, тело называется вапух, а наставления -вали. Оба они достойны поклонения, однако, вали более важно, чем вапух» (письмо, 14 дек. 1972 г.).

«Ваий более важны, чем вапух». Понять это важно по многим причинам. Одна из них заключается в том, что такое понимание духовного учителя дает возможность видеть в нем само воплощение духовного знания. Слушать его наставления и всегда хранить их в глубине сердца - самый лучший способ общения с гуру. Таков процесс вани.

Если мы правильным образом сделаем упор на гуру-А шикше, то опасность поверхностной привязанности ученика к внешним проявлениям вапух, никак не связанными с вани, будет сведена к минимуму. Шрила1 Прабхупада говорил, что важно и то, и другое. Однако вапух, внешней форме или телу духовного учителя, поклоняются лишь по той причине, что оно служит

 

средством проявления вани. Итак, вани, или шикша, - это суть всего процесса, в которой заключена первостепенная важность.

Если гуру перестает передавать шикшу Кришны, и при этом кто-то поклоняется ему на уровне Кришны, то подобное поведение называется культом личности. В основе такого поклонения лежит чувство страха. Однако чувство страха несовместимо с духовной жизнью, т.к. страх присущ только материальной жизни. Иначе говоря, когда вы приравниваете человека к Богу, не имея на то никаких оснований, это называется культом личности. Это ложная предпосылка, потому что по индивидуальным качествам никто не может сравняться с Богом. Единственное, что выводит гуру на один уровень с Кришной -это шикша Кришны. Когда из его слов уходит шикша Кришны, то гуру превращается в ничто.

Мы также хотели бы предостеречь читателя от опасности поверхностной привязанности ученика к внешним проявлениям вапух, никак не связанными с вани. Это может произойти в тех случаях, когда ученик имеет весьма поверхностное представление о том, кто такой духовный учитель. Например, что истинный гуру пребывает только в теле индуса. (Но в Индии очень много непреданных, гу/ту-обманщиков, например, гуру-мистиков и т.д. С другой стороны, чистый преданный может родиться в любой стране и семье (НН. т. 6). Или же что чистый преданный должен очень мелодично петь, знать несколько языков и быть всемогущим йогом-мистиком.

Таким образом, если мы судим о духовном учителе с Материальной точки зрения, то совершаем один из видов вайшнава-апарадх.

«Необходимо понять, что, обсуждая телесные Недостатки вайшнава, мы наносим оскорбление его лотосным стопам. Оскорбление лотосных стоп вайшнава

 

является очень серьезным оскорблением. Шри Чайтанья Махапрабху назвал это оскорбление хати-матой оскорблением бешеного слона. Бешеный слон способен натворить немало бед, особенно если ворвется в прекрасный, ухоженный сад. Вот почему следует быть очень осторожными и стараться не наносить оскорблений вайшнавам» (НН., т.6. комм.).

Мы уже говорили, что главной характеристикой гуру является его шикша. Теперь же, в ходе нашего изучения ваий и вапух, проявились два других ее аспекта:

а) шикша — это основная связь между гуру и учеником;

б) вани (наставления) более важны, чем физическое присутствие гуру.

Вопросы:

1. Дайте определение понятий вани и вапух. Что важнее и почему?

2. Вани и шикша - что общего между этими терминами и чем они различаются?

3. Что такое культ личности9 Чем различаются поклонение гуру и культ личности?

4. В чем заключается опасность поверхностной привязанности ученика к внешним проявлениям вапух!

Задание:

Приведите примеры культа личности, с которым вы встречались в своей реальной жизни. Что бы Вы сказали таким последователям культа личности? Как бы Вы могли помочь им своей проповедью?

В мире мудрых мыслей:

1. «Чувствовать разлуку с духовным учителем или с Кришной - очень хорошая позиция. Это означает, что тот, кто испытывает чистую любовь к Кришне или Его

 

представителю, духовному учителю, всегда думает о них. И эти размышления и есть сознание Кришны. Если мы всегда сможем думать о Кришне даже в разлуке, то это - сознание Кришны. И на абсолютной уровне нет разницы между разлукой и встречей. Разлука является также и встречей; точнее, в разлуке можно ощутить больший вкус любовных взаимоотношений. Не испытывайте разочарования от разлуки со мной» (Шикшамрита, из письма к Кришне дасу, 21 окт. 1968 г.).

«Я понимаю, что вы ощущаете мое отсутствие. Кришна даст вам силу. Физическое присутствие не существенно; присутствие трансцендентного звука, полученного от духовного учителя, должно стать руководством жизни. Это сделает нашу духовную жизнь успешной. Если вы очень сильно ощущаете мое отсутствие, то можете поставить мое изображение на то место, где я обычно сижу, и это станет источником вдохновения для вас» (Шикшамрита, письмо к Брахмананде, Хаягриве, Киртанананде, Сатсва-рупе, Гаргамуни, Ачьюта-нанде, Джадурани, 19янв. 1967). «Пожалуйста, будьте счастливы в разлуке. Я разлучен со своим Гуру Махараджем с 1936 года, но в то же время я всегда с ним, пока я работаю в соответствии с его указаниями. Все мы должны работать в сотрудничестве ради удовлетворения Кришны, и таким образом чувство разлуки преобразуется в трансцендентное блаженство» (Шикшамрита, письмо к Уддхаве, 3 мая 1968).

«Так же как вы ощущаете мое отсутствие, так же и я ощущаю ваше. Но мы все счастливы благодаря сознанию Кришны, находясь здесь или там. Может, Кришна соединит нас навсегда в трансцендентном

 

служении Ему» (Шикшамрита, из письма к Рупануге

И фев. 1967г.).

Попытайтесь поспорить:

В Библии говорится: «Не сотвори себе кумира». Почему вы обожествляете личность и поклоняетесь ей как Богу?

Ссылки: НС, введение (от издателей); ЧЧ,

заключительное слово. »

 

fлава 6

Качества ученика. Предписания шастр для гуру

\. Качества ученика

Самое главное качество ученика это искренность. Искренность означает, что ученик серьезно желает духовной жизни и не является псевдоучеником, пытаясь обманывать и себя, и гуру, и всех вайшнавов. Искренность выражается в том, что ученик изо всех сил старается удовлетворить духовного учителя. Искренность идет рука об руку с преданностью. И секрет успеха в духовной жизни заключается в преданности Господу и духовному учителю, о чем говорится в Ведах: «Вся суть священных писаний раскрывается перед тем, кто развил неуклонную веру в Господа и духовного учителя».

Чтобы быть способным воспринять знание от духовного учителя, ученик должен обладать также качествами смирения и терпения и быть решительным. Смирение - это независимость от мнения светских людей, не признающих никаких религиозных норм. Смирение -это признак знания и отсутствия вожделения. Истинно смиренный человек всегда зависит только от Кришны и всех истинных вайшнавов (а не псевдо-еайшнаеое). Быть смиренным не означает быть забитым (последствие забитости проявляется в том, что если человек достигает какого-то положения, то он становится гордым и агрессивным, в первую очередь, по отношению к младшим вайшнавам). Быть смиренным - это значит оказывать уважение всем живым существам (и особенно вайшнавам) и, в то же время, с решимостью заниматься Преданным служением, распространять книги Шрилы Прабхупады. Смирение указывает на решимость в Исполнении преданного служения. Решимость это

 

качество, противоположное агрессии. И чем мы искреннее

в преданном служении, тем больше у нас решимости.

Теперь немного остановимся на том, как ученик должен обращаться к духовному учителю. Задавать вопросы духовному учителю - это право ученика, но следует делать это в умонастроении служения и смирения. Обратимся к стиху из «Бхагавад-гиты» (4.34):

тад виддхи пранипитепа

парипрашнена севая упадекшйанти те джпанам джнанинас таттва-даршинах

«Постарайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализованные души могут дать тебе знание, ибо они видят истину».

Здесь дается объяснение слову «обратившись»: ученик должен обладать следующими основными качествами -вопрошание, служение и смирение. Если нет смирения и служения, вопросы, задаваемые мудрому духовному учителю, не возымеют действия. Если мы идем к гуру только затем, чтобы бросить ему вызов, мы ничему у него не научимся.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет: «Только по милости духовного учителя ученик может получить милость Кришны. Если учитель недоволен, то ученик, следующий духовным путем, терпит крах».

Вначале учитель испытывает ученика, а когда он видит искреннее стремление, то непременно благословляет его, давая ему истинное духовное понимание. Истинный духовный учитель очень добр к своему смиренному и всегда готовому служить ученику.

 

Ученик никогда не должен считать себя выше духовного учителя. Даже если ученик достигает успеха в проповеди сознания Кришны по всему миру, он должен понимать, что по милости духовного учителя Господь наделяет его полномочиями. Даже если кажется, что ученик или последователь более могуществен в духовном отношении, следует знать, что источником его духовной силы являются гуру и Кришна, который может наделить Своего искреннего преданного даже большей духовной силой, чем обладает Сам (вспомним историю с Рамачандрой и Хануманом).

Вопросы:

1. Какими основными качествами должен обладать ученик, чтобы достичь успеха в преданном служении?

2. Как и какие вопросы ученик должен задавать духовному учителю?

Задания:

1. Изучите Приложение 3 («Отсутствие зависти в вайшнавах») и объясните, чем отличается истинный ученик и вайшнав от нсевдо-вапшнава.

2. Изучив Приложение 5 («Как писать письма духовному учителю») и попробуйте составить письмо к гуру в духе смирения и служения (парипрашнена-севая).

Прочитайте и подумайте:

«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более Домашних его?»

(Евангелие. От Матфея. Святое благовествование. гл. 10, 24-25)

 

 

 

В мире мудрых мыслей:

1. «Кришна всегда признает искреннего, работающего ради Него преданного. Я убежден, что мои будущие надежды заложены в таких искренних учениках, как ты, Брахмананда и другие; и если я умру сейчас, то я умру в блаженстве, зная, что работа продолжится» (Шикшамрита, из письма к Раяраме, 31 дек. 1967).

2. «Он говорит, что стал равным духовному учителю, но он такой глупец, что не понимает принципа ученика, действующего даже в обычной мирской среде. Даже если кто-то становится равным духовному учителю в образовании и знании, он все же должен поддерживать дисциплинарный принцип послушания главе любого учреждения. Если такая дисциплина не поддерживается, никакое учреждение не будет прогрессировать» (Шикшамрита, письмо от 9 нояб. 1967).

3. Об истинном смирении.

«Лично у меня нет надеждь? на какоге-либо непосредственное служение в течёшь миллионов грядущих рождений в моих скитаниях по жизни, но я уверен, что когда-нибудь выберусь из этой трясины заблуждения, в которой сейчас так глубоко завяз. Поэтому я истово молюсь у лотосных стоп моего божественного учителя, чтобы он дал мне выстрадать те муки, которые мне суждено испытать за прошлые ошибки, но позволил бы все время помнить, что я всего лишь ничтожный слуга Всемогущего Абсолютного Бога, которого я осознал благодаря неизменной милости моего божественного учителя. И поэтому со смирением, на какое только способен, я припадаю к его лотосным стопам» (НС. 2 раздел, стр. 105-106).

 

Попытайтесь поспорить:

Гуру говорит ученику, который не следует его наставлениям, а занимается сплетнями и раздорами, вовлекая в них и других преданных: «Ты не мой ученик». Тогда ученик решает обратиться к другому гуру в ИСККОН или вне его, считая: «Если я не ученик этого гуру, то, значит, у меня другой гуру, и он примет меня».

Постарайтесь объяснить, что имел в виду духовный учитель, говоря это, основывая свое убеждение на выражении «гуру один». Чьим же учеником на самом деле является этот преданный (см. Приложение 3)?

Ссылки: БГ., 4.34; НС.,2 раздел.

2. Предписания шастр для гуру

Шрила Прабхупада хотел, чтобы его ученики в будущем тоже стали духовными учителями и помогали Господу освобождать обусловленные души. Для того, чтобы добиться успеха в проповеди, шастры предписывают гуру придерживаться следующих ограничений: не принимать много учеников, не читать много книг и не сооружать много храмов

Указание, что гуру не должен принимать много учеников, означает, что гуру может принимать много учеников, но он не должен принимать недостойных учеников. Шрила Прабхупада говорил: мы идем на риск ради расширения npoi оведи, ибо не увеличивая числа Учеников, невозможно распространить сознание Кришны повсюду (СВ). Но не следует увеличивать количество Учеников ради престижа и ожидания ложных почестей. Иначе это может стать причиной падения гуру.

Указание «не читать много книг» означает, что Достаточно прочитать только те книги, которые

 

способствуют продвижению в преданном служении. И не следует тратить время на чтение многочисленных книг только ради того, чтобы блеснуть эрудицией и заработать дешевую популярность.

Указание «не сооружать много храмов» означает, что не следует браться самому за постройку храмов, но если кто-то хочет пожертвовать деньги на служение Кришне, ачаръя может использовать деньги преданного на строительство дорогого и красивого храма.

Какого гуру следует отвергнуть:

Гуру, который отклоняется от следования гуру-садху-шастрам, становится материалистом и преследует свои личные интересы. Такого гуру следует отвергнуть. Гуру, чьи указания не связывают нас с Кришной или со служением Ему, гуру, чьи указания в корне противоречат заключениям Вед и Веданты, надо отвергнуть. Конечная цель Вед - предаться Кришне.

Если вы не отвергаете такого пже-гуру, а продолжаете следовать ему, то вы отправитесь с ним в ад.

И все же, хотя шастры рекомендуют оставить общение с падшим гуру и больше не следовать его наставлениям, тем не менее, искренний и продвинутый ученик способен спасти своего падшего гуру, удовлетворив своим чистым преданным служением Господа. Так он сможет возвысить своего падшего гуру. Но только в том случае, если ученик очень привязан к гуру (в «Совершенных вопросах» объясняется, что одна из причин падения гуру - неискренние ученики: (СВ, раздел 6, стр. 61-64).

Вопросы:

1. Каких трех видов ограничений должен придерживаться духовный учитель и почему?

 

1. Как гуру должен принимать учеников и каких?

3. Каковы возможные причины падения гуру!

4. Какого гуру следует отвергнуть? Каким образом ученик может спасти своего падшего гуру, и возможно ли такое?

Допытайтесь поспорить:

Бхакти-пога отрицает мистическую йогу. Писания не одобряют ее, т.к. она сжесточает сердце, но иногда гуру говорит: занимайтесь йогой 15 минут в день для поддержания тела в пригодном для служения состоянии. Здесь я вижу, что гуру не следует наставлениям бхакти-шастр.

Ссылки: НП., 7 глава.

 

Глава 7 Два типа гуру

1. Два основных вида гуру

В первой главе мы уже определили духовного учителя, как любого, кто дает наставления, основанные на указаниях священных писаний: «Слово гурун используется во множественном числе, ибо любого, кто дает духовные наставления, основанные на священ-ных писаниях, следует принимать духовным учителем» (ЧЧ., Ади, 1.34).

Это определение относится к духовному учителю

вообще. Слово гуру стоит во множественном числе -

гурун. В комментарии Шрила Прабхупада объясняет это

многообразие гуру с точки зрения их численности и

принадлежности к различным категориям: «Среди

различных гуру, помогающих начинающему преданному в

выборе духовного пути, тот, кто первый дает ученику

духовное посвящение в святое имя, называется иници

ирующим гуру, а садху, которые дают наставления,

способствующие продвижению в сознании Кришны,

называются наставляющими духовными учителями» (ЧЧ.,

Ади, 1.34). »

Затем Шрила Прабхупада устанавливает одновременное единство и различие между этими гуру: «Инициирующий и наставляющие духовные учителя являются равными и не отличными друг от друга проявлениями Кришны, хотя они исполняют разные функции по отношению к ученику. Их обязанность заключается в том, чтобы вести обусловленную душу назад домой, обратно к Богу...» (ЧЧ., Ади, 1.34)

 

Часто вследствие существования определенных внешних различий между ними незрелые преданные считают, что одни учителя занимают более высокое положение, чем другие. Они, как правило, превозносят инициирующего гуру и менее уважительно, а иногда даже пренебрежительно относятся к наставникам. Нет никаких сомнений в том, что подобное поведение в корне своем неверно и вовсе не приличествует вайшнавам.

Однако согласно вышеприведенному объяснению, несмотря на то, что с> шествует два типа гуру,, которые «исполняют различные функции», они являются «равными и не отличными друг от друга проявлениями Кришны». Перед ними ставится одна цель -вернуть учеников обратно к Богу.

Очень важно подчеркнуть трансцендентное равенство этих гуру. Не следует принимать деление учителей на шикша- и дикша-гуру в качестве абсолютного критерия превосходства одного над другим. Хотя они различаются между собой некоторыми функциями, принцип гуру остается единым для всех - шикша. Оба учителя считаются представителями Господа, поскольку дают «духовные наставления на основе священных писаний».

В последующем комментарии Шрила Прабхупада строго предупреждает тех, кто пренебрегает трансцендентным равенством этих учителей: «Нет никакой разницы между Верховным Господом, дающим прибежище, инициирующим и наставляющим духовными учителями. Если человек по своей глупости смотрит на них по-разному, он совершает оскорбление в процессе преданного служения» (Ч.Ч., Ади, 1.47.).

Шрила Прабхупада утверждает, что как шикша-гуру, так и дикша-гуру являются проявлениями Верховного Господа (ЧЧ.,Ади 1.44). Это значит, что никого их них

 

нельзя считать стоящим ниже других. Гуру -поэтому шикша- и дикша-гуру - суть одно.

Ключевой момент здесь - понимание единства, » наряду с ним существуют и различия в обязанностях Ученику надо научиться такому видению, что Са.^ Господь Кришна воплотился перед ним в форме одного дикша-гуру и многих шикша-гуру. В этом заключается их единство. И исполнение наставниками дополняющей и даже подчиненной роли по отношению к учителю давшему посвящение, является одним из аспектов этих различий.

Приведем в качестве примера отца и мать. Безусловно, их функции и отношения в семье разные. Тем не менее, для успешного воспитания детей необходимы оба родителя. Иметь к ним неравное отношение, просто на основании различий в психике, физической силе и домашних обязанностях - значит быть поистине слепым к их бесценному вкладу в дело семьи.

 

2. Единство шикша- и дикша-гуру и различия между ними

Именно в этом вопросе неофиты совершают большую ошибку, принимая доминирующие функции гуру, дающего посвящение, за признак его духовного превосходства. Делать подобное разграничение глупо. Хотя дикша-гуру исполняет ведущую в сравнении с другими учителями роль, как он, так и все остальные гуру одинаково велики, ибо ведут нас по пути домой к Богу.

Различия же между шикша- и дикша-гуру определяется тем, какие духовные обязанности они исполняют, однако это, безусловно, не должно становиться причиной нездоровой мирской склонности унижать других.

 

ученик обязан слушаться наставников так же, своего дикша-гуру, если их наставления не противоречат друг другу и учению основателя-ачорьм.

В своих письмах и беседах Шрила Прабхупада подчеркивает, что дикша-гуру является «главным» или ведущим духовным учителем. Шикша-гуру подкрепляет его наставления и исполняет подчиненную роль.

((Шикша-гуру не означает говорить то, что противоречит учению дикша-гуру. Тогда он не шикша-гуру, а негодяй. Потому что это является оскорблением, гурор-авагья» (из лекции, Гонолулу, 4 июля 1974 года).

Таким образом, дикша-гуру всегда исполняет главную роль, а шикша-гуру становятся его «представителями» или «частями тела». Что бы ни сказали шикша-гуру, это является лишь продолжением и дополнением наставлений дикша-гуру. По этой причине наставники считаются его продолжениями или частями тела. Это вовсе не значит, что шикша-гуру обладает меньшей духовной силой, он может находиться на более высоком духовном уровне, однако, следуя традиции вайшнавов, придерживается своей роли наставника. А главная обязанность наставников - вести ученика к его дикша-гуру и помочь вернуть ученика в духовный мир.

Как и во многих других случаях, где проявляется философия ачинтья-бхедабхеда, обязанность вайшнава -научиться видеть правильный баланс единства и различия шикша- и дикша-гуру.

Если преданные научатся видеть и уважать одновременные единство и различия, то вероятность ошибочного Разграничения на основе мирских представлений сведется к минимуму.

 

г

Таблица

Различия в функциях истинных дикша-гуру и шикша-

 

Шикша-гуру

Дикша-гуру

1.

Не ограничены числом (ЧЧ., Ади, 1.35)

Может быть только один (ЧЧ., Ади, 1.35)

2.

Как правило, учит абхидхея-гьяне* (ЧЧ.,

Ади, 1.47)

Учитель самбапдха-гьяпы* (ЧЧ., Ади, 1.56)

п

Принимает различные обязательства

Обычно берет на себя ответственность за освобождение шишъи (ученика)

4.

Представитель Божества Говиндаджи (ЧЧ., Ади, 1.47.)

Представитель Божества Мадана-мохана (ЧЧ., Ади, 1.47)

5.

Может появиться на любом этапе духовной жизни

Чаще всего является первым среди шикша-гуру и регулярно дает наставления (ЧЧ., Ади, 1.35)

6.

Не дает посвящения в гаятри-маптру, но может давать санньясу

Дает посвящение в пама-маптру и гаятри-маптру.

7.

 

Является посредником в ритуалах и подношениях (ибо через дикша-гуру ученик обращается к Господу при поклонении Божествам) __ _

( *Самбандха, абхидхея и прайоджана - это три раздела преданного служения. Согласно определению Шрилы Прабхупады, дикша- и шикша-гуру выступают в роли учителей самбандхи и абхидхеи соответственно. В случае, когда дикша-гуру является также

 

главным наставником, он не только восстанавливает вечную связь (самбандху) между дживой и Кришной (посредством дикши), но и П0средством шикши обучает ученика абхидхее, то есть деятельности в этих взаимоотношениях, а также способен утвердить ученика в его вечной расе или сварупе (прайоджане). (ЧЧ., Ади-лила, 1.47, 1.56).

Ученик обязан поклоняться шикша- и дикша-гуру как представителям Господа и почитать их на одном уровне с Богом. Он может, следуя этикету, выражать разное уважение вайшнавам, обладающим различной духовной силой, но не должен судить о ней с точки зрения выполняемых ими функций.

3. Примеры шикша-гуру и дикша-гуру

В священных писания и вайшпавской традиции существует множество примеров сотрудничества шикша-гуру и дикша-гуру, которые совместно помогали ученику в его духовной жизни.

В «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада приводит пример шикша- и дикша-гуру Дхрувы Махараджа (ШБ., 4.12.32.).

Мать Дхрувы, Сунити, стала его шикша-гуру, а Нарада Муни - его дикша-гуру. Благодаря своей матери Дхрува получил возможность общения с Нарадой и, в конце концов, удостоился даршана Самого Господа Нараяны.

Билвамангала Тхакур считал проститутку Чинтамани и Господа Кришну своими шикша-гуру, а Сомагири - своим дикша-гуру. Благодаря их совместным усилиям он сумел Достичь совершенства во Вриндаване.

В «Чайтанья-Чаритамрите» (Ади, 1.36) Кришнадас Кавирадж Госвами утверждает, что шесть Госвами ^Риндавана являются шикша-гуру для всех Гаудия-вайшнавов. Далее Шрила Прабхупада объясняет, что преданного, который не согласен с этим, нельзя считать ^ аудия-вайшнавом. (Интересно отметить, что Шрила

 

. 70'

Прабхупада отвергает даже того вайшнава, который получил должным образом посвящение, но не принимает наставлений Госвами.) В одном из последующих стихов автор признает Господа Нитьянанду своим шикша-гуру,

Относительно недавних примеров в нашей сампрадае можно упомянуть Бхактивиноду Тхакура, который был шикша-гуру Гауракишора даса Бабаджи, являющегося, в свою очередь, дикша-гуру Бхактисид-дханты Сарасвати Тхакура. А вайшнава-сарвабхаума Джаганнатха дас Бабаджи был шикша-гуру всех трех вышеупомянутых преданных.

Вопросы:

1. Почему в «Чайтанья-Чаритамрите» в определении гуру

используется множественное число (гуру/0? "'

2. В чем единство и различие шикша- и дикша-гуру!

3. Приведите из шастр и из вашей личной жизни примеры шикша- и дикша-гуру!

Прочитайте и подумайте:

Может ли животное быть гуру!

Если мы учимся у животного чему-то, что обучает нас

в духовной жизни, тогда они могут считаться нашими

шикша-гуру.

Например, история о состязании черепахи и кролика. Кролик бежал очень быстро, но устал и остановился, чтобы отдохнуть. А черепаха продолжала медленно двигаться, и победила в состязании. Мы можем научиться терпению из этой истории, чтобы быть терпеливыми в нашей духовной жизни. Поэтому эти животные могут считаться нашими шикша-гуру («Krisna kids», aug. 1999). К какому виду шикша-гуру они относятся?

 

J3 мире мудрых мыслей:

1. «Духовный учитель состоит из двух аспектов, а

именно, шикша-гуру и дикша-гуру» (Шикшамрита, из письма к Даянанде, 1 мая, 1969).

2. «Слово гуру равным образом применимо как к вартма-прадаршака гуру, так и к шикша-гуру и дикша-гуру» (Ч.Ч., Мадхья-лила, 8. 128, комм.).

3. «Духовным Учителем я могу называть лишь того, кто обучает меня в точности тому, что было раскрыто духовным учителем, давшим посвящение. Понимаешь, в чем тут смысл?» (письмо, 20 нояб. 1971 г.).

Попытайтесь поспорить:

Дикша-гуру играет ведущую роль, и поэтому мы должны прославлять только своего дикша-гуру, автоматическим этим мы прославим и всех остальных гуру (в том числе и ади-гуру). Нет никакой необходимости в особом прославлении других духовных учителей. Ссылки: Ч.Ч., Ади, 1.34, 1.35, 1,36, 1.44, 1.47, 1.56; ШБ., 4.12.32.

4. Категории шикша-гуру и дикша-гуру

Кроме двух гуру (шикша- и дикша-гуру), о которых шла речь выше, существуют другие качественные разли-чия, относящиеся к понятию гуру вообще (а, следова-тельно, и к этим двум типам). Эти различия таковы: а) уровень духовного развития гуру; 6") степень ответственности гуру за ученика.

а) духовный уровенг

Хотя все вайшнавы должны считаться в качествен-ном отношении равными Самому Господу (Гуру - сакшад-Хари), тем не менее они отличаются друг от друга своей Духовной силой. Поэтому мы говорим о трех уровнях

 

^ш^

 

 

преданного: каништха-адхикари, мадхъяма-адхшари ц утталш-адхикари.

На каком же уровне должен находиться духовный учитель?

Иногда мы слышим, что гуру должен находиться на наивысшем уровне преданного служения, а иногда, что преданные, находящиеся на других уровнях также могут быть истинными гуру:

«Гуру должен находиться на самой высоком уровне преданного служения. Существуют три класса преданных, и гуру должен находиться на самом .высшем уровне» (ЧЧ., Мадхья 24.330).

«Преданные второго класса заняты проповеднической деятельностью, и они должны широко проповедовать славу Господа. Преданные второго класса могут принимать учеников из разряда преданных третьего класса или непреданных. Иногда преданные первого класса ради проповеди тоже опускаются на уровень преданных второго класса» (ШБ. 2.3.21., комм.).

В «Нектаре наставлений» Шрила Прабхупада добавляет, что если гуру не обладает достаточной духовной силой, он не способен вести ученика должным образом. «Не следует становиться духовным учителем, не достигнув уровня уттама-адхикари. .байш/шеы-неофиты и вайшиавы, стоящие на средней ступени, тоже могут принимать учеников, но только из числа преданных того же уровня, и при этом нужно отдавать себе отчет в том, что последние, действуя под их недостаточно компетентным руководством, не см'огут достичь ощутимого прогресса на пути к высшей цели жизни» (НН, т.5. комм.).

Тогда почему же Шрила Прабхупада не следовал религиозной традиции передачи поста ачарьи от одного лидера к другому? Почему в ИСККОН существуют десятки инициирующих гуру! Во-первых, благодаря очень

 

быстрому росту числа последователей. Во-вторых, мы уже говорили об этом, в любом Матхе учитель может привести ученика только на тот уровень, на котором находится сам. т-[о в ИСККОН есть ячорья-основатель Шрила Прабхупада, который берет абсолютную ответственность за всех последователей: если преданный соблюдает четыре регулирующих принципа и читает 16 кругов мантры без оскорблений, следуя наставлениям Шрилы Прабхупады, то он вернется в духовный мир. Поэтому мы должны знать, что любой духовный учитель ИСККОН приведет ученика к высшему совершенству, если ученик искренен и строг в следовании принципам, потому что все мы, в конечном счете, последователи Шрилы Прабхупады.

В «Чайтанья-Чаритамрите» Шрила Прабхупада, описывая шикша-гуру, сразу же подразделяет их на две категории: освобожденных и не достигших освобождения: «Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами утверждает, что наставляющий духовный учитель является истинным представителем Шри Кришны. Сам Шри Кришна учит нас как наставляющий духовный учитель изнутри и снаружи. Изнутри Он учит нас как Параматма, наш постоянный спутник, а снаружи Он учит нас «Бхагавад-гите» как наставляющий духовный учитель. Существует два вида наставляющих духовных учителей. Один - это освобожденная личность, полностью погруженная в медитацию на преданное служение, а другой - тот, кто пробуждает духовное сознание ученика посредством уместных наставлений. Таким образом, наставления в науке преданности различны в плане объективных и субъективных путей понимания. Ачаръя в истинном значении этого слова тот, кто уполномочен представлять Кришну, обогащая ученика полным духовным знанием и

пробуждая его к деятельности в преданном служении»

., Ади 1.47, комментарий).

 

^шь

 

 

Если мы рассмотрим девять ступеней бхакти, хо вайшнавы, находящиеся н? уровнях от шраддхи д0 ништхи, являются неосвобожденными, а от ништхи д0 премы — освобожденными (ништха - это уровень освобождения).

Неосвобожденный гуру смотрит на все с субъективной точки зрения. Он дает ученику уместные наставления в соответствии с тем уровнем, на котором находится сам. Он может дать очень хороший совет из шастр, но предварительно пропустив его через призму собственного понимания.

Однако освобожденный гуру видит вещи в истинном свете. Поэтому когда он дает наставления, то видит проблему и дает решение с уровня полного духовного понимания, свободного от влияния гуп материальной природы.

В движении ИСККОН на всем протяжении духовного пути нас ведет Шрила Прлбхупада, который является шикша-гуру каждого. Даже если дикша-гуру не освобожденный, то он способен привести искреннего ученика на свой уровень. В то же время ученик, получая шикшу от Шрилы Прабхупады (который является уттама-адхикари и способен привести ученика на уровень премы), возвращается в духовный мир. На самом деле шикша Шрилы Прабхупады существует всегда, но мы понимаем его наставления по-разному, в зависимости от того, на каком уровне находимся сами.

Существуют различные уровни самоосознания среди тех, кто является истинным гуру, и мы должны быть всегда готовы служить всем, кто более продвинут, чем мы, чтобы мы тоже смогли возвыситься. В этой связи проводится аналогия с плодом манго. Каждое отдельное манго - все равно манго, но некоторые плоды могут быть более спелыми и сладкими, чем другие. Если преданный

 

не способен видеть подобных различий, ему следует относиться ко всем вайшнавам с равным почтением. Однако если он способен видеть разницу в духовном уровне вайшнавов, то необходимо вести себя с ними соответствующим образом.

Даже если и есть какие-то недостатки в некоторых преданных, если они более продвинуты в преданном служении, чем мы, то их следует считать нашими гуру и мы должны попытаться увидеть и оценить то, как они заняты в преданном служении. Каждый должен стараться обрести такое видение. Преданные могут находиться в положении гуру по отношению к другим, однако должны всегда помнить, что оми вечно остаются слугами своих собственных гуру.

б) Степень ответственности

Объясняя значение вартма-прадаршака-гуру, Шрила Прабхупада говорит о нем как о том шикша-гуру, который «пробуждает интерес ученика к духовной жизни». Следует отметить, что такой гуру способен на нечто большее, чем пробудить дремлющее стремление человека к духовному или «указать путь». Однако в данном случае степень его обязательств не выходит за пределы того, чтобы вывести ученика на подготовительный уровень. Он побуждает людей начать духовную жизнь, но не ведет их дальше ступени подготовки. Это один уровень ответственности гуру перед учеником.

Есть также шикша-гуру, «святой» или «садху», который дает наставл;ния по философии и практике Духовной жизни, но не берет на себя других обязательств, выходящих за пределы образования.

Также существуют вайшнавы, берущие на себя обязательство сопровождать ученика вплоть до его возвращения обратно к Богу. Шрила Прабхупада

 

описывает их следующим образом: «Инициирующий и наставляющие гуру являются равными и не отличными друг от друга проявлениями Кришны, хотя исполняют различные функции по отношению к ученику. Цель всех учителей заключается в том, чтобы вернуть обусловленные души обратно к Богу» (ЧЧ., Ади, 1.34).



2015-12-15 1198 Обсуждений (0)
Вани (шикша) более важны, чем вапух 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вани (шикша) более важны, чем вапух

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)