Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Регион как объект хозяйствования и управления



2015-12-15 765 Обсуждений (0)
Регион как объект хозяйствования и управления 0.00 из 5.00 0 оценок




На современном этапе в условиях перехода развития экономии на интенсивный путь развития, особую важность приобретают социально-экономические процессы регионального (территориального) управления во взаимосвязи с централизованным и отраслевым управлением.

Регион представляет собой административно-территориальное образование с однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил, являющееся подсистемой соответствующего крупного экономического района страны.

Например, государство РФ – Дальневосточный экономический округ – Приморский край (регион). В экономической и географической литературе регионами зачастую называют самые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами.

Деление страны на регионы предполагает не только административно-территориальное, но и социально-экономическое устройство со своими органами власти и управления. В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ таковыми являются республики, края, области и другие территории, представляющие субъекты Российской Федерации. Региональная организация управления для своего функционирования (жизнеобеспечения) требует определенных экономических условий и механизмов, которые в совокупности характеризуют регион как объект хозяйствования. Соединение экономики и регионального управления, а также требований вышестоящих органов управления государства на основе рыночных отношений реализуется в рамках системного подхода.

С системной точки зрения региональное хозяйство рассматривается функциональной и структурной организации производства.

Функционирование региона определяется целями и задачами региональной экономической политики региона, адаптацией к изменяющим условиям внешней среды и сохранения целостности системы.

Структура производства региона направлена на реализацию вышеперечисленных функций. Она зависит от производственной структуры отдельных элементов региона (предприятий, фирм, отраслей, рынков, муниципальных образований) и взаимосвязей между ними. В совокупности производственная структура региона обеспечивают жизнедеятельность и воспроизводство природной среды, населения и экономики [5].

Природная среда – это региональный блок, который описывается показателями, характеризующими природно-ресурсный потенциал региона. К основным характеристикам земельных ресурсов государства и региона в частности относятся, помимо его общей площади (земли), наличие природно-минеральных ресурсов, водные, морские ресурсы, плотность населения на единицу площади и др.

Анализ этих показателей за прошлый период показывает:

· с одной стороны, какое влияние природно-ресурсный потенциал оказывал на развитие производительных сил региона и его межотраслевого распределение, и дается оценка состояния окружающей среды, степени ее использования;

· с другой стороны, такой анализ дает возможность прогноза использования природно-ресурсного потенциала региона в развитии производительных сил на будущий период и разработки мероприятий по охране окружающей среды, оценки возобновления биологических ресурсов – сельскохозяйственных, лесных, рыбных и др.

Земли, находящиеся в пределах региона, составляют земельный фонд региона (Приморского края в частности). Выгодное положение и большой природно-ресурсный потенциал Приморского края являются основными условиями развития хозяйства края: горно - добывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, морского транспорта, рыбной, лесной промышленности и др.

Требования блока "Природная среда", предъявляемые к управлению, достаточно однозначны – это охрана и мероприятия по восстановлению первоначального состояния окружающей среды.

Население - этот региональный блок характеризуется показателями определяющими:

численность и структуру населения, его смертность, рождаемость;

трудовые ресурсы, как потенциальную величину рабочей силы, его занятость, безработица, образовательный уровень, творческие способности;

рост уровня жизни, благосостояние, в т. ч.: валовой региональный продукт, объемы дохода и расхода (бюджета) на душу населения и пр.;

среднюю заработную плату.

Требования блока "Население", предъявляемые к управлению состоят в повышении жизненного уровня всего населения региона, т. е. в росте перечисленных выше показателей.

Экономика – этот региональный блок зависит от организации региональной экономической системы и может быть представлена:

· производством, включающим все предприятия с их производственными мощностями, оборудованием, разделенных по отраслям, видам экономической деятельности, и в совокупности определяющих производственный потенциал региона;

· финансами, представленные финансовыми организациями, и предоставляющие предприятиям и населению финансовые услуги (перевод денежных средств, кредиты и пр.), в ответ предприятие оплачивает услуги в виде процентов;

· домашними хозяйствами, потребляющими продукцию, произведенную в регионе;

· государственными учреждениями, направленных на реализацию «социальной направленности государства», согласно Конституции РФ .

Все эти подсистемы экономики взаимосвязаны между собой посредством производства и реализации товаров населению как внутри региона, так и на межрегиональном рынке товаров. Их взаимосвязь представим их на рис. 1.1.

 

Межрегиональный рынок ресурсов   Государство Законодательство   Межрегиональный рынок товаров
1. Материальные ресурсы   Цели Трансферты политические   Потребители, фирмы
2. Рынок труда   РЕГИОН Экономика Ресурсы®Производство®Население Воспроизводство Основные фонды Финансы    
3. Рынок производственных мощностей. Затраты       Товары, Услуги  
Межрегиональные финансовые ресурсы     Стоимость
       
Финансовые организации (проценты)   Государство (налоги)   Учредители (Дивиденды)
         

Рис. 1.1. Материальные, финансовые, инвестиционные и информационные связи в процессе производства в регионе

 

Производство и потребление определяется движение материальных, финансовых, инвестиционных и информационных потоков между основными подсистемами экономики региона.

· Движение материальных потоков представляет собой движение товаров, услуг в последовательности: Межрегиональные материальные потоки - рынок материальных ресурсов - производство товаров, услуг в регионе - реализация рынке товаров и услуг – их потребление. В процессе производства товаров, услуг формируется предложение, а в процессе их реализация рынке формируется спрос на все товары и услуги, потребляемые в регионе. При производстве и реализации отдельных товаров и услуг формируются региональные рынки: материальных и трудовых ресурсов, мощностей, которые характеризуют конкурентоспособность региона.

· Движение финансовых потоков проходящих через регион представляет собой движение финансов по схеме: Межрегиональные финансовые потоки - рынок товаров и услуг - финансы региона (накопление) - оплата за материальные и трудовые ресурсы, налоги государству, проценты за финансовые услуги, дивиденды учредителям - получение прибыли. В совокупности это движение формирует финансовые рынки.

· Инвестиционные процессы, протекающие в рамках финансовых потоков, направлены на воспроизводство основных фондов производственных и не производственных предприятий, в совокупности определяющие функционирование всех отраслевых рынков региона. Именно инвестиционные потоки определяют отраслевые сдвиги и закладывают темпы и пропорции дальнейшего экономического развития региона.

Каждая операция в процессе движения товаров и услуг, финансов сопровождается соответствующим документом, которые в совокупности представляют собой движение информационных потоков, проходящих через регион.

Цели развития региона вытекают из общенациональной политики государства, в соответствии с которыми формируются региональная политика, включающая экономические и финансовые взаимоотношения между государством и регионом, а также регионов между собой.

Реализация целей развития региона осуществляется в блоке "Экономика", представленного всеми отраслевыми предприятиями (фирмами), цели которых состоят в получении как можно высоких прибылей (и, как следствие, желании уменьшить налоговые отчисления, снизить затраты на теоретические исследования и прочее). А ведь этим определяется социальный, научный и экономический потенциал государства и региона, как его части. Поэтому государство (и регион в частности), наряду с решением социальных вопросов в бюджете должен:

разрабатывать различные целевые программы, оказывающие определенное влияние на развитие экономики региона;

содействовать созданию территориально-производственных комплексов (кластеров) [56], выпускающих продукцию высокого качества (мирового уровня), и, которые дают основу для доходной части бюджета.

Поэтому в связи с возросшей хозяйственной самостоятельностью и экономической ответственностью регионального и муниципального управления требуется решение вопросов, связанных с прогнозированием экономики региона, и как следствие необходимость моделирования ее развития, в рамках которой отражается в выполнении народнохозяйственных целей и функций их реализующих.



2015-12-15 765 Обсуждений (0)
Регион как объект хозяйствования и управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Регион как объект хозяйствования и управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)