Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




 

1. Психологическая теория деятельности

Основной постулат теории деятельности
Психика наблюдается только в деятельности и в деятельности она развивается.

 

 


Авторы: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Лурия А.Р., Запорожец А. В., Гальперин П. Я.

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах Леонтьева → в книге «Деятельность. Сознание. Личность».

 

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней:

• уровень особых видов деятельности (игра, обучение, труд, общение);

• уровень действий;

• уровень операций;

• уровень психофизиологических функций.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (игра, обучение, труд, общение)
Действие
Цель
Операция
Мотив
Психофизиологические функции
Потребности
осознанно
не всегда осознанно
Операционно-техническая сторона
Мотивационно-личная сторона

 


Организационно-техническая сторона деятельности.

Действие – основная единица анализа деятельности.

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности.

Цель – это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

Имеется в виду сознательный образ результата: удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет смысла: цель всегда сознательна.

 

Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Например, бесцельно бродя по улицам, человек может оказаться в незнакомой части города. Он не отдает себе отчета в том, как и куда попал, а это означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. цели.

В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности:

1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания);

2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения);

3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);

4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

 

Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия.

Например: чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой, но можно попытаться вспомнить номер страницы, или перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. → несколько разных способов достижения одной и той же цели.

 

Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операции. Характер выполняемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

 

Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.

 

Итак, согласно теории деятельности:

1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации;

2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми;

3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.

 

Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др.

Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию.

Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (317)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)