ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Психологическая теория деятельности
Авторы: Выготский Л. С., Рубинштейн С. Л., Леонтьев А. Н., Лурия А.Р., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах Леонтьева → в книге «Деятельность. Сознание. Личность».
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев, или уровней: • уровень особых видов деятельности (игра, обучение, труд, общение); • уровень действий; • уровень операций; • уровень психофизиологических функций.
Организационно-техническая сторона деятельности. Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели деятельности. Цель – это образ желаемого результата, т. е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Имеется в виду сознательный образ результата: удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие, поэтому говорить о «сознательной цели» не имеет смысла: цель всегда сознательна.
Можно ли что-то делать, не представляя себе конечного результата? Конечно, можно. Например, бесцельно бродя по улицам, человек может оказаться в незнакомой части города. Он не отдает себе отчета в том, как и куда попал, а это означает, что в его представлении не было конечного пункта движения, т. е. цели. В понятии действия отражены основные исходные положения, или принципы, теории деятельности: 1) сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта («размыкание» круга сознания); 2) поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения); 3) деятельность – это активный, целенаправленный процесс (принцип активности); 4) действия человека предметны; они реализуют социальные – производственные и культурные – цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).
Следующим, нижележащим уровнем по отношению к действию являются операции. Операцией называется способ выполнения действия. Например: чтобы найти определенное место в книге, обычно пользуются закладкой, но можно попытаться вспомнить номер страницы, или перелистывая книгу, пробегать глазами каждую страницу и т. п. → несколько разных способов достижения одной и той же цели.
Операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется «техникой», ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операции. Характер выполняемых операций зависит от условий, в которых совершается действие. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.
Говоря о психологической характеристике операций, следует отметить, что главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или не осознаются совсем. Этим операции принципиально отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель, и сознательный контроль за их протеканием. По существу уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками.
Итак, согласно теории деятельности: 1) операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания; другие – из действий путем их автоматизации; 2) операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознании даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания и легко могут стать актуально сознаваемыми; 3) всякое сложное действие состоит из действий и операций.
Последний, самый низкий уровень в структуре деятельности составляют психофизиологические функции. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относится ряд способностей организма человека: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна, однако, несмотря на это, последние выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту деятельности от природы; он ничего не должен делать, чтобы их иметь, и находит их в себе готовыми к использованию. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (352)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |