Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Это первичная ссылка на учебное пособие (монографию) четырех и более авторов




Методические рекомендации по написанию курсовой работы

Одной из составных частей учебного процесса является курсовая работа, написание которой связано с самостоятельным изучением и изложением студентом определенной конкретной темы. При написании курсовой работы студент:

-овладевает навыками работы с источниками, специальной литературой;

- учится приемам самостоятельного творческого исследования;

- развивает юридическое мировоззрение и правовую культуру.

Написание курсовой работы по «Основам теории национальной безопасности» предусмотрено учебным планом и выполняется на первом курсе.

Курсовая работа является для студента первым примером углубленного изучения определенной проблемы. Алгоритм написания курсовой работы выглядит следующим образом:

Шаг первый – выбор темы.

Планы курсовых работ и основная литература по каждой теме представлены в данных методических рекомендациях. Менять план работы без согласования с преподавателем не рекомендуется!

Тема курсовой работы выбирается студентом по своему желанию из предлагаемой тематики курсовых работ. При выборе темы учитывается интерес студента к данной теме. Студент может предложить свою собственную тему, отсутствующую в предложенном перечне, но должен обосновать свое желание научному руководителю, т.е. предоставить план предполагаемой самостоятельной курсовой, список литературы и доказать актуальность именно этого исследования. Написание одной и той же темы студентами одной группы не разрешается.

Определив тему, ее необходимо зарегистрировать у лаборанта кафедры в специальном журнале. Изменение темы после ее регистрации возможно только с согласия преподавателя. Тема должна быть зарегистрирована до 15 октября.

Шаг второй – знакомство с литературой. Основа курсовой работы – анализ нормативно-правовой базы (если работа не носит чисто теоретический характер). Поэтому, в первую очередь, студент изучает нормативный материал, характерный для избранной темы. Общеобязательные базовые акты уже предложены преподавателем в списке литературы. Студент не должен ограничиваться только ими, а может самостоятельно дополнить их список.

Далее, задача студента – внимательно прочитать соответствующие теме разделы учебников, специальные монографии, научные статьи. Рекомендуем начать именно с учебника (или лекции, если она была по вашей теме прочитана преподавателем), так как это поможет получить первичное, общее представление о проблеме. Читая учебник, монографическую литературу и статьи, соотносите их материал с планом вашей курсовой работы, и, по мере чтения, делайте соответствующие закладки, «разбивая» информацию по разделам плана.

Обратите внимание, что собранная в процессе подготовки курсовой работы научная информация должна отражать различные взгляды на рассматриваемую проблему (особенно, если курсовая носит чисто теоретический характер), т.е. необходимо представить элементы научной дискуссии. Сопоставление различных су­ждений – важное условие выполнения курсовой ра­боты.

Еще раз следует подчеркнуть значение нормативно-правового материа­ла. Студент должен продемонстрировать умение работать с конкретными нормативны­ми актами, обращение и ссылки на которые необходимо использовать для аргу­ментации научно-теоретических положений.

Шаг третий – распределение материала по разделам (главам, параграфам) курсовой работы. План курсовой работы предусматривает следующие разделы:

Введение.

Эта часть курсовой работы имеет свою структуру, где студент обязательно должен рассмотреть следующие аспекты:

- обоснование выбора темы (аргументация личной заинтересованности автора), т.е. изложение моти­вов избрания именно данной темы;

- актуальность темы. Здесь следует показать ее значимость для науки и практической деятельности вообще, и четко выделить причины, почему выбранная проблема особенно важна в настоящий момент развития нашего государства. Если ваша тема вплотную связана с нормативно-правовым регулированием, обратите особое внимание на состояние нормативно-правовой базы, определив, какие пробелы имеются в указанном законодательстве и каковы пути их ликвидации;

- цель и задачи исследования. Целью исследования является тот конечный результат, ­который нужно достигнуть в процессе выполнения курсовой работы. Цель должна формулироваться кратко и максимально четко, выражать то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель – это идеальное видение результата, который направляет деятельность студента. Для достижения поставленной цели автор выделяет конкретные задачи исследования. Именно содержание цели определяет перечень задач, которые уточняют направления исследовательской работы, по которым студент раскрывает тему курсовой. Цель курсовой работы должна соответствовать ее теме, а задачи, призванные раскрыть цель, – содержанию разделов. Соответственно, формулировка цели курсовой работы должна быть созвучна собственно ее теме, а задач – наименованию разделов плана рассматриваемой темы.

Существуют определенные словесные обороты, которые рекомендуется использовать при формулировке цели исследования, например: целью данного исследования является анализ (далее – конкретно, чего именно), или глаголы, с которых начинается изложение цели, например, разработать, установить, обосновать, выявить.

Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели. Фактически, задача исследования – это выбор путей и средств, используемых для достижения цели, т.е. это конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной проблемы. Задачи лучше всего выражать в форме утверждения того, что необходимо сделать для достижения конечного результата. Практически, постановка задач основывается на разделении цели исследования на «подцели». Таким образом, задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели. В курсовой работе задач не должно быть много, примерно 3 – 4 задачи.

Задачи исследования, как правило, начинаются со слов: изучить, рассмотреть, охарактеризовать, рассмотреть, проанализировать, исследовать, описать, сформулировать и т.п

Таким образом, если тема курсовой «Теоретико-методологические основы безопасности», то формулировка ее целей и задач будет выглядеть следующим образом: «Целью данного исследования является анализ эволюции теоретико-методологических основ безопасности в России и мире и выявление особенностей данного процесса». Естественно, возможны и другие варианты. «Поставленная цель может быть раскрыта с помощью следующих задач: 1. Изучить основные подходы к пониманию термина «безопасность» в научной литературе 2. Проследить развитие понятия «опасность» в европейской и российской теоретической мысли 3. Рассмотреть соотношение научных категорий «угроза», «вызов» и «риск» и их роль в развитии основ понятия «безопасность».

- обзор литературы, используемой студентом при написании курсовой работы. Это должно быть не простое перечисление фамилий и названий учебников, монографий, статей, а указание конкретных аспектов проблемы, рассматриваемых в той или иной научной работе, выявление дискуссионных моментов в изложении материала, пояснение того, какой конкретно материал из этих работ и как помог в написании курсовой.

Введение должно занять 2-3листа курсовой работы.

2. Основная часть.Разумеется, Основная часть – это условное название описания всего исследования, поэтому оно не вносится ни в один из заголовков плана.

Задачей основной части является представление существующего положения дел в соответствующей предмету исследования каждого раздела области.

В основной части работы раскрывается содержание тех пунктов, которые отвечают поставленным задачам:

- излагается четко и конкретно предмет исследования для каждого раздела;

- показываются этапы исследования проблемы отечественными и зарубежными учеными;

- выясняются спорные подходы ученых по данному вопросу, приводится их оценка, и, самое главное, высказывается собственная позиция автора курсовой работы;

- анализируется действующее законодательство, выявляются его пробелы;

- обосновывается понятийный материал, которым автор будет оперировать в работе;

- дает­ся формулировка того или иного теоретического постулата в виде развер­нутого определения;

- раскрывает роль и значение изучаемого в разделе вопроса, его место в общей проблеме исследования;

- положения основной части курсовой работы подкрепляются фактами практиче­ской деятельности, политической реальности, примерами из юридической практики.

Следовательно, в основной части рассматривается исторический, теоретический и практический аспекты проблемы исследования.

Изложение темы раздела должно проводиться в определенных рамках.

Каждый раздел должен включать вводную, описательную и заключительную части. Вводная часть начинается с обоснования проблемы, обозначения вопросов, которые будут освещены в данном разделе, представления позиций ученых, исследующих данное направление, нормативно-правовых актов. В описательной части материал излагается более подробно. В конце каждого раздела делается краткий вывод частного характера, связанный с обобщением изложенного материала. Главное требование к выводам: логичность, соответствие содержанию раздела и новизна. Из выводов по разделам, по существу, формируется Заключение.

Основная часть работы – это 20 – 25 листов.

3. Заключение – это краткий обзор выполненного курсового исследования, общий отчет и оценка результатов работы по каждому разделу текста.

В заключении:

- приводятся основные результаты исследования;

- отмечается степень достижения цели и задач исследования;

- обобщаются выводы, к которым пришел студент в процессе работы;

- намечаются пути и цели дальнейшего изучения проблемы или аргументируется целесообразность дальнейшего исследования темы.

Заключение должно быть кратким, содержать четкие формулировки и выводы, вытекающие из рассматриваемого конкретного материала и логически связанные с основным содержанием курсовой работы. В заключении не нужны повторения того, о чем шла речь в основной части. Выводы обязательно должны быть соотнесены с целями и задачами, которые ставились во введении курсовой работы.

Объем заключения – 1,5-3 листа.

Шаг четвертый – написание курсовой работы.

Написание курсовой работы носит творческий характер. Недопустимодословное переписывание текста из книг, журналов и т.п., или вообще написание работы только на основании одного источника! Творче­ская самостоятельность студента проявляется в умении на­ходить различные точки зрения, разбираться в имеющихся спорных мнениях, в способности изложить собственную оценку конкретной научной дискуссии и найти аргументы в пользу своей точки зрения. В этом автору курсовой может помочь цитата. Цитата – это выдержка из текста какого-либо автора (или группа авторов) или чьи-либо слова, приводимые без каких-либо изменений.

В юридической латыни это слово переводится как «доказываю правоту». Цитата позволяет, опираясь на чужое авторитетное мнение, отстоять собственную научную позицию или привести аргументы в защиту определенного утверждения. Если студент решил использовать в тексте цитату, ему следует помнить, что при этом важна уместность и точность, то есть, цитаты нужны только там, где без них невозможно передать точный смысл, соответственно, в остальных случаях информацию источника лучше пересказать. Не рекомендуется прибегать к объёмному цитированию (цитирование больших фрагментов текста одного произведения), или, на протяжении всей работы, цитировать позицию только одного автора.

Цитирование требует соблюдения определенных правил:

- цитата обязательно должна быть выделена в тексте кавычками и оформлена именно как цитата – ссылкой (об этом подробно смотрите далее);

- цитировать следует логически законченный фрагмент текста, что гарантирует его содержательную точность;

- сокращать цитату, отбрасывая лишние для целей цитирования слова, возможно, если это не изменит её смысл (на месте исключенных слов ставится многоточие), то есть, категорически недопустимо «вырывать» отдельные фразы из контекста источника, если подобное действие исказит первоначальную сущность цитируемого текста.

Ни в коем случае нельзя использовать в своей работе чьи-то слова, идеи, выводы, не ссылаясь на их автора! Данное действие является нарушением закона об авторских правах, и за него предусматривается уголовная и гражданская ответственность. Подобный плагиат (от лат. plagioпохищаю, то естьумышленное присвоение авторства (полное или частичное) на чужое произведение литературы, науки, искусства,… ) особо недопустим для будущих специалистов юридической сферы.

Нельзя делать «ссылку на ссылку». Первоисточник, например, может быть дореволюционным или на иностранном языке, и недоступен студенту. Студент использует его материал, опираясь на работу более современного автора. В данном случае ссылаться следует на последнего.

Библиографическая ссылка (сноска). Библиографическая ссылка – это составная часть научной работы, совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте научной работы документе или его составной части. Проще говоря, ссылка – это указание на источник приводимой информации.

Использование библиографических ссылок в любой научной работе, в том числе и курсовой, обязательно и употребляется в следующих случаях:

- при цитировании фрагментов текста, таблиц, схем;

- при упоминании и (или) цитировании нормативно-правовых актов;

- при анализе в тексте содержания других публикаций;

- при перефразированном (пересказанном), недословном воспроизведении фрагмента чужого текста.

Неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.

По месту расположения относительно текста курсовой работы библиографические ссылки могут быть разных видов, но мы рекомендуем использовать подстрочные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы ссылки.От основного текста подобная ссылка отделяется сплошной чертой и пробелом в 1,5 интервала. Связь подстрочной ссылки с текстом осуществляют с помощью знака сноски, который набирают на верхнюю линию шрифта. Для оформления подстрочных ссылок используется меню «Вставка, ссылка, сноска» текстового редактора Microsoft Word. Нумерация ссылок может быть сплошная, или устанавливаться на каждой странице. Размер шрифта, которым набирается ссылка – 10 Times New Roman.

Различают ссылки первичные и повторные. Оформляются они по-разному. Вообще, для библиографической ссылки характерна краткость, где приводятся только обязательные элементы: автор, название работы, место и год издания, и, ОБЯЗАТЕЛЬНО, номер страницы, которой пользовались при цитировании или пересказе материала. Страница не указывается только в одном случае – если студент использовал интернет-ресурс не имеющегося в свободном доступе источника.

Например:

Ссылка на нормативные акты:

О безопасности: Федеральный закон Рос. Федерации от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // Рос. Газ. – 2010. – 29 декабря. – С.4 – 5.

О противопожарном режиме : постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (ред. от 06.03.2015 г.)// Собр. законодательства РФ. – 2012. – №19. – Ст. 2415.

Если документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, то можно ссылаться на него

Примеры первичных ссылок:

Пример 1. В тексте курсовой записано: По мнению А.Б. Логунова «безопасность – это…» 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________
1 Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность. – М., 2014. – С. 457.

Это первичная ссылка на учебное пособие (монографию) одного автора.

Пример 2. В тексте курсовой записано: По мнению новосибирских авторов одного из известных учебных пособий «безопасность – это…» 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________
1 Петров C. В. Основы национальной безопасности / С. В. Петров, Ю. В. Пушкарёв, Е. А. Пушкарёва. – Новосибирск, 2011. – С. 10.

Это первичная ссылка на учебное пособие (монографию) нескольких (до 4-х авторов).В заголовке указывается фамилия только первого автора.

Пример 3.В тексте курсовой записано: Свое видение того, что такое «национальная безопасность» представляют авторы одной из монографий, где «национальная безопасность – это…» 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________
1 Национальная безопасность / И. И.Иванов [и др.] ; под общ. ред . П. П. Петрова. – М., – 2014. – С.53.

Это первичная ссылка на учебное пособие (монографию) четырех и более авторов

Пример 4.В тексте курсовой записано: Свое видение того, что такое «национальная безопасность» представляют авторы одного из сборников научных статей 1.

В подстрочной ссылке:

_________________________
1 Проблемы национальной безопасности: сб. науч. статей / отв. ред. И.И. Иванов. – М., 2013. – С.75; С.126; С.171.




Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)