Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие и специфика источников международного частного права




Источник права – это форма существования норм права (юридически обязательное правило поведения). Как и МЧП в целом, его источники имеют свою специфику, которая обусловлена предметом его регулирования: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Комплексный характер МЧП проявляется в наличие разных по своей природе источников права, формулирующих данную правовую систему. С одной стороны, источники МЧП имеют национально-правовой характер (законодательство РФ, законодательство иностранных государств в сфере МЧП, судебный прецедент); с другой стороны, МЧП регулирует именно международные гражданские правоотношения, следовательно, международное право выступает самостоятельным источником (международные договоры, международно-правовые обычаи, решения международных организаций).

Национальным источником является вся внутренняя правовая система в целом, весь правопорядок данного государства. Такой подход связан с тем, что основополагающей частью МЧП выступают коллизионные нормы, отсылающие не к конкретному закону, а ко всей правовой системе, ко всему правопорядку в целом. На первом месте среди национальных источников МЧП стоят те национальные законы, которые специально предназначены для регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом (специальные законы о МЧП, инвестиционное законодательство, законодательство о налогообложении иностранных лиц), конечно же, только после основного закона любого государства (конституции). В отличие от ряда зарубежных государств (Италия, Турция, Балканские страны и другие), где приняты специальные законы о международном частном праве, в российском праве проведена межотраслевая кодификация МЧП - Гражданский кодекс, Семейный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Основы законодательства о нотариате, Федеральный закон «Об иностранных инвестициях» и другие. Следует отметить, что все перечисленное законодательство в целом не может являться источником российского МЧП, а только содержащиеся в этих актах отдельные нормы, главы, разделы, регулирующих частноправовые отношения, осложненным иностранным элементом. Основные источники российского МЧП: раздел VI части III ГК РФ «Международное частное право», раздел VII СК РФ, глава XXVI КТМ РФ, раздел V ГПК РФ, главы 31-33 АПК РФ.

 

Международный договор – международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собою документах, а также независимо от его конкретного наименования (Венская конвенция о праве международных договоров 1969г.). Международные договоры можно классифицировать:

1) по действию в пространстве:

- универсальные (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.);

- региональные: в свою очередь бывают трех типов: европейских, азиатских и в рамках содружества независимых государств (СНГ).

- двусторонние договоры: главным образом это договоры об оказании правовой помощи по гражданским делам.

2) по предмету регулирования:

- международные договоры, которые направлены на регулирование прежде всего гражданских отношений, осложненных иностранным элементом: они в свою очередь делятся на международные договоры, которые содержат единообразные материально-правовые нормы (Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. и др.), и международные договоры, содержащие комплекс единообразных коллизионных норм (Конвенция СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Конвенция, направленная на разрешение коллизий законов о переводных и простых векселях 1930 г.);

- международные договоры, носящие комплексный характер, т.е. в них на регулирование гражданско-правовых отношений направлена только часть норм, а остальная часть направлена на регулирование иных общественных отношений (Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.п.).

3) по субъектам:

- межгосударственные;

- межправительственные;

- межведомственные.

 

Международный обычай – устойчивое правило, выработанное участниками международных отношений практическим путем, в результате систематически повторяющегося и однообразного поведения в сходных обстоятельствах. В формировании обычая выделяются два элемента: объективный – совпадающая практика государств и субъективный – признание субъектами международного права за правилом, сложившимся в результате такой практики, юридически обязательной силы. В отличие от обычая единообразное устойчивое правило, сложившееся в практике, но не имеющее юридической силы именуют обыкновениями, которые должны приниматься во внимание при толковании юридических сделок (Л.А.Лунц). Обычай считается устной формой источников права. Это не означает отсутствия их письменной фиксации. Обычаи как национально-правовые, так и международные закрепляются в письменной форме, но запись производится в ненормативных актах. Правовой обычай признается как источник права в российском законодательстве в: ч.4 ст.15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права»; статья 5 и пункт 6 статьи 1211 ГК РФ «обычаи делового оборота». Международно-правовые обычаи как источник МЧП незаменимы в качестве правового регулятора и наиболее важную роль играют международные торговые обычаи, обычаи делового оборота и обычаи торгового мореплавания.

 

В МЧП так же, как и в романо-германской системе (в частности в праве РФ) судебная практика не является формально-юридическим источником права: суды не наделены законодательной властью и их решения не создают норм права. В современной российской правовой доктрине неоднократно возникали предложения о признании судебных решений источником права. Однако в действующем законодательстве нормативный характер признается лишь в отношении выносимых Конституционным Судом постановлений в процессе толкования права. Судебные решения играют большую роль в развитии совершенствовании законодательства, в толковании права, восполнении пробелов в праве, в обеспечении единообразного применения права и так далее. Следует отметить, что при установлении содержании иностранного права суд обязан руководствоваться не только текстами иностранных законов, но и «практикой применения» (судебной практикой).

В англосаксонской системе права в качестве источников МЧП признается судебный прецедент. Судебный прецедент - это решение вышестоящего суда, имеющего решающее значение для нижестоящих судов при рассмотрении ими аналогичных дел в дальнейшем. Прецедент становится источника права не автоматически, а в установленном законом порядке. Применение прецедента возможно только в тех случаях, когда наиболее важные фактические составляющие рассматриваемого спора или ситуации не отличаются от соответствующих обстоятельств дела, по которому ранее уже было вынесено решение, обладающее силой прецедента. Более того, указанные факты должны играть ключевую роль в обосновании принятия именно такого решения в прошлом.

 

Под lex merсatoria (международное коммерческое право) принято понимать систему негосударственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это система определяется еще как «мягкое, гибкое» право, характеризующееся рекомендательном характером его норм. Основой lex merсatoria являются резолюции-рекомендации международных организаций (ВТО, ЮНСИТРАЛ и другие) по вопросам внешней торговли: общие условия поставок, типовые контракты и регламенты, договоры присоединения. Доктрина права – это высказывания ученых, признанные на официальном государственном или международном уровне. Доктрина права не является источником права и основная ее функция – восполнение пробелов на уровне научных разработок. Она играет определенную роль в развитии и совершенствовании права и вспомогательную роль в правоприменительном процессе для установления содержания применяемых норм, особенно норм иностранного права.

 

ТЕМА 3. КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

Основное содержание международного частного права сводится к коллизионной проблеме и ее разрешению. Поэтому коллизионные нормы, с помощью которых главным образом разрешается такая проблема, является центральным институтом МЧП. Коллизионная норма – это норма, определяющая, право какого государства должно быть применено к данному частноправовому отношению, осложненному иностранным элементом. Отсюда ее особенности: 1) коллизионная норма не регулирует данные правоотношения, а только указывает компетентный для этого правоотношения правопорядок, определяющий права и обязанности сторон; 2) являясь нормой отсылочной она применяется только вместе с теми материальными частноправовыми нормами, к которым отсылает. Коллизионная норма состоит из двух элементом: объема (указание на вид частного правоотношения) и привязки (указание на право, подлежащего применению к данному правоотношению).

 

Виды коллизионных норм:

1) по форме коллизионной привязки:

- односторонние нормы, привязка которых указывает на применение собственного материального права, т.е. материального права того государства, в правовой системе которого находится и рассматриваемая коллизионная норма (абз.2 п.1 ст. 1224 ГК РФ);

- двусторонние нормы (формулы прикрепления), привязка которых не указывает на конкретную правовую систему, подлежащую применению, а содержит общий принцип, руководствуясь которым мы можем ее выбрать (п.1 ст.1224 ГК РФ).

2) по форме выражения воли законодателя:

- императивные нормы содержат категорические предписания, касающиеся выбора права, и которые не могут быть изменены по усмотрению сторон частного правоотношения (п.1 ст.1224 ГК РФ);

- диспозитивные нормы, устанавливая общее правило о выборе права, оставляют сторонам возможность отказаться от него, заменить другим правилом (п.3 ст.1219 ГК РФ);

- альтернативные нормы предусматривают несколько правил по выбору права для данного частного правоотношения (абз.1 п.1 ст.1209 ГК РФ). Они в зависимости от характера связи между альтернативами подразделяется на простую (в ней все альтернативные привязки равнозначны, любая из них может быть применена) и сложную (в ней альтернативные привязки соподчинены между собой и выделяются основная и дополнительная привязки).

3) по приоритетности применения:

- генеральные нормы (устанавливают «основное право», применимое в первую очередь);

- субсидиарные нормы (устанавливают «дополнительное право», применимое в определенных обстоятельствах).

 

Основные типы коллизионных привязок – наиболее типичные, максимально обобщенные правила, определяющие право какого государства будет применено к данному правоотношению:

1) личный закон физического лица определяет правовой статус физического лица: его гражданскую правоспособность и дееспособность, объем личных прав (право на имя, его использование и защиту), сферу брачно-семейных (опека и попечительство) и наследственных (способность лица к составлению завещания, наследование) правоотношений. Личный закон выступает в двух формах:

- закон гражданства (закон того государства, гражданином которого лицо является),

- закон домицилия (закон того государства, на территории которого лицо имеет постоянное место жительства);

2) личный закон юридического лица определяет правовой статус юридического лица: организационно-правовая форма юридического лица; требования к его наименованию; вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, вопросы правопреемства; содержание правоспособности юридического лица и т.д. Основные варианты его определения:

-теория инкорпорации (право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано),

-оседлости (юридическое лицо принадлежат тому государства, на чьей территории находится его административный центр),

-основного места деятельности (на чьей территории юридическое лицо ведет основную хозяйственную деятельность),

-контроля (юридическое лицо имеет национальность того государства, с территории которого контролируется и управляется его деятельность);

3) автономия воли определяет статут обязательственного правоотношения и предусматривает право того государства, которое выбрали стороны такого правоотношения;

4) закон наиболее тесной связи применяется в случае, если стороны договора не выбрали применимое право. Наиболее тесная связь договора и применимого права определяется целым рядом факторов, специфичных для того или иного договора;

5) закон места совершения акта отсылает к праву того государства, на территории которого совершен частноправовой акт (составлено завещание, выписана доверенность, заключен брак, причинен вред и т.д.). Основными видами данной общей формулы прикрепления являются закон места заключения договора и закон места исполнения обязательства;

6) закон местонахождения вещи определяет правовой статус собственности. Сущность данной формулы прикрепления заключается в том, что правовое положение имущества и вещные права, с ним связанные, определяются по закону того государства, где это имущество находится;

7) закон места работы (применяется право страны, где осуществляется трудовая деятельность);

8) закон флага (применяется право государства, флаг которого несет судно);

9) закон страны суда означает, что конкретное правоотношение регулируется законодательством того государства, суд которого рассматривает связанный с ним спор.

- конфликт квалификаций;

Конфликт квалификаций связан с тем, что в праве разных государств текстуально одинаковые правовые понятия имеют принципиально различное содержание. В результате их применения может быть прямо противоположные решения по одному и тому же делу в судах разных государств. Существует теории разрешения конфликта квалификаций:

1. квалификация по закону суда, по отечественному праву (собственной правовой системы), что прямо предусмотрено в ст. 1187 ГК РФ.

2. квалификация по праву того государства, с которым правоотношение связано в целом, или квалификация lex causae (М. Вольф). Этот способ возник в ответ на основной недостаток квалификации по закону суда, которая может извратить содержание иностранного закона, избранного на основе собственной коллизионной нормы.

3. теория автономной квалификации (Э. Рабель): для того, чтобы выполнять роль связующего звена между правом разных государств, коллизионная норма должна пользоваться некими общими для права разных государств понятиями, которые выводятся путем сравнительного изучения и обобщения однородных цивилистических понятий права разных государств;

- обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства;

Столкновение коллизионных норм принято называть «коллизии коллизий», которые бывают двух видов:

1) положительные, когда два и более государств рассматривают конкретное правоотношение с иностранным элементом предметом регулирования своего собственного права;

2) отрицательные, когда ни одно государство, с которым связано правоотношение, не рассматривает его как «свое», которое должно регулироваться собственным правом.

На отрицательных коллизиях возник институт обратной отсылки. Возникновение обратной отсылки является следствием национальной природы коллизионного права. Различное понимание того вопроса, куда отсылает привязка коллизионной нормы: только к материальному праву или в целом к иностранному праву, в том числе и к его коллизионным нормам порождает проблему обратной отсылки и отсылки к праву третьего государства. Можно выделить следующие варианты решения этой проблемы:

- применять только материальные нормы иностранного права;

- принимать обратную отсылку или отсылку к праву третьего государства;

- создать одинаковое коллизионное право для всех государств – международный коллизионный кодекс.

Относительно российской коллизионной нормы, то она отсылает только к иностранному материальному праву (ст.1190 ГК РФ). Исключение: обратная отсылка принимается в случае отсылки к российскому праву, определяющему правовое положение физических лиц (ст.1190 ГК РФ).

- пределы применения и действия коллизионных норм.

Применение норм иностранного права в некоторых случаях ограничено:

- публичным порядком (оговорка о публичном порядке): норма иностранного права не может быть применена, если противоречит основам отечественного правопорядка (основополагающие принципы права, общепризнанные принципы морали, общепризнанные принципы и нормы международного права).

- императивными нормами, которые не являются частью публичного порядка, но должны применяться всегда, даже если национальное коллизионного право отсылает к иностранной правовой системе.

Правоприменительный процесс построен на постулате, что судья и другой правоприменительный орган знает свое право и его применяет, а иностранное право судья не знает и не обязан знать. Решение вопроса, кто обязан устанавливать содержание иностранного права, предопределяется общим подходом к пониманию иностранного права. Существуют два подхода к установлению содержания иностранного права:

1) англо-американская правовая система: иностранное право понимается как вопрос факта особого рода, т.е. лицо, ссылающееся на нормы иностранного права, должно доказать факт его существования и определенного содержания. В случае недоказанности, действует презумпция тождественности иностранного права национальному праву суда.

2) установление содержания иностранного права ex officio является обязанностью суда, т.е. иностранное право понимается как право, правовая категория. В РФ по делам, вытекающим из предпринимательских правоотношений, суд может возложить обязанность доказывания содержания иностранного права на стороны процесса.

Иностранное право должно применяться, толковаться судом в соответствии с его официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем государстве.

 

ТЕМА 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

В МЧП определены следующие категории физических лиц: иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы. Личным законом физического лица может выступать принцип гражданства (lex patriae) или принцип постоянного места жительства, домицилия (lex domicilii). Особенностью гражданско-правового положения иностранных граждан заключается в том, то они подчиняются правопорядку места пребывания и правопорядку государства своего гражданства. На территории государства пребывания иностранные граждане пользуются определенными режимами (совокупность прав и обязанностей иностранных лиц, закреп­ленная в национальном праве). Для них установлены следующие виды режимов:

- национальный режим предполагает уравнивание иностранцев в правах и обязанностях с местным населением (ст.62 Конституции РФ);

- режим наибольшего благоприятствования (уравнивание граждан всех иностранных государств в правах и обязанностях друг с другом в какой-то определенной области на территории определенного государства);

- специальный (предполагает наделение иностранцев какими-то правами и установление для них особых обязанностей, отличных от прав и обязанностей местных граждан) и преференциальный (предоставление иностранцам по сравнению с гражданами из других государств, но не по сравнению с собственными).

В праве большинства государств иностранные лица во время своего пребывания на территории другого государства не вправе ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве, т.к. на территории других стран они обладают правоспособностью, определяемой правопорядком государства-пребывания (национальный режим). Вопросы дееспособности подчиняются коллизионному регулированию, определяются по личному закону (закона гражданства и закона местожи­тельства). В Российской Федерации сложилась смешанная система лич­ного закона: личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет, но при наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства. Существует одно исключение: если фи­зическое лицо не обладает гражданской дееспособностью по своему личному закону, то оно не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки.

В вопросах ограничения и лишения дееспособности, а также признания лица безвестно отсутствующим или умершим в РФ установлена односторон­няя коллизионная норма, согласно которой данные вопросы решаются по российскому праву.

Коллизионное регулирование опеки и попечительства предусмотрено в ст.1199 ГК РФ. Установление и отмена опеки и попечительства производится в соответствии с личным законом опекаемого или подопечного. Личный закон опекуна (попечителя) применяется для установления его обязанности принять опеку (попечительство). Закон компетентного учреждения определяет отношения между опекуном (попечителем) и опекаемым (подопечным).

Во всех государствах действующие на их территории компании делятся на «отечественные» и «иностранные». Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства гражданства данного юридического лица и системы национального права государства места деятельности. Для определения «национальности» юридического лица, его правового статуса используют личный закон юридического лица (теория инкорпорации, оседлости, основного места деятельности, контроля). В России традиционно используется критерий инкорпорации, т.е. места учреждения, регистрации юридического лица.

Государство вправе вступать в имущественные и неимущественные гражданские отношения, обладающие особой спецификой, поскольку государство обладает качеством особого субъекта. Особенности правового регулирования частноправовой деятельности государства предопределены его суверенитетом, который предполагает наличие у государства целого комплекса иммунитетов:

1) судебный иммунитет, который подразделяется на иммунитет от предъявления иска, иммунитет от применения предварительных обеспечительных мер, иммунитет от принудительного исполнения судебного решения;

2) иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности собственности, находящейся на территории иностранного государства (запрещение обращения взыскания и принудительного изъятия имущества, принадлежащего государству);

3) иммунитет от применения национального законодательства (в гражданско-правовых отношениях государство подчиняется только собственному законодательству, если оно не согласилось на иное).

Государство вправе отказаться от иммунитета как в целом, так и от какого-либо его элемента. При этом, отказ должен быть явно выражен в письменной форме; отказ не может быть подразумеваемым, он не может следовать из конклюдентных действий; отказ от иммунитета не может толковаться расширительно.

Существуют доктрины государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и доктрина функционального (ограниченного) иммунитета. Современное российское законодательство содержит противоречивые положения о государственном иммунитете: ГПК РФ 2002 г. по прежнему трактует иммунитет иностранного государства как абсолютный, АПК РФ 2002 г. предоставляет иностранному государству судебный иммунитет только в случае, когда такое государство выступает «носителем власти», т.е. выполняет публичные, властные функции. Европейская конвенция об иммунитетах государств 1972г. предоставляет государствам ограниченный иммунитет.

Международные межправительственные организации (ММПО) – особый субъект права, созданный для развития сотрудничества в определенной сфере международных отношений. Для участия в гражданских правоотношениях ММПО предоставляется статус юридического лица особого рода, важнейшим признаком которого является наличие функционального иммунитета ММПО для возможности беспрепятственного осуществления своей деятельности. Иммунитет ММПО устанавливается международным договором (учредительным международным договором, соглашением с государством места нахождения штаб-квартиры и др.)

 

ТЕМА 5. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

 

Права собственности является базовым институтом любой правовой системы, которые признают существование вещных прав, среди которых на первом месте стоит право собственности. Вещно-правовой статус решает вопросы классификации вещей: их деление на движимые и недвижимые, способность выступать в качестве объекта права собственности и других вещных прав, их содержание, порядок и способы возникновения, перехода вещных прав, момент такого перехода. Однако различные правовые системы по-разному подходят к их правовому регулированию. Например, имущество рассматривается одной системой права как движимость, а другой – как недвижимость. Отсюда возникает вопрос: право какого государства применять в данной ситуации? В институте права собственности практически не возможна международная унификация гражданских материально-правовых норм. Таким образом, преимущественным способом правового регулирования отношений собственности в МЧП является коллизионно-правовой.

Основными коллизионными привязками в отношении собственности является закон места нахождения вещи и личный закон собственника вещи. Причем последняя привязка характерна для стран общего права, в то время как страны континентальной правовой системы, в т.ч. РФ, исходят из единой привязки – закона местонахождения вещи. Круг вопросов, на которые распространяется коллизионная привязка закон места нахождения вещи, называется вещным статутом, которым регулируется содержание вещных прав, юридическая квалификация вещей (движимая и недвижимая вещь; момент возникновения вещных прав, делимая и неделимая вещь и т.д.).

Отдельно регулируется вопрос коллизионного регулирования вещи, находящейся в пути. В данном случае применяется право государства, из которого вещь отправлена (в праве РФ). Причем на основе этой привязки решается только один круг вопросов: возникновение и прекращение права собственности и других вещных прав на основании сделки, и единственным правовым основанием такого перехода права собственности и других вещных прав является сделка между сторонами.

Возникновение права собственности и иных вещных прав на имущество в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Что касается перехода риска случайной гибели или порчи имущества, то момент такого перехода решается по-разному:

1) используется принцип римского гражданского права, согласно которому риск переходит с продавца на покупателя в момент заключения договора, независимо от того, приобретает ли покупатель в этот момент право собственности на товар (Швейцария, Голландия, Япония и другие);

2) связывается переход риска с моментом перехода права собственности (риск несет собственник), т.е. в момент передачи вещи (РФ, ФРГ, Франция и другие).

- понятие, виды иностранных инвестиций;

Само понятие «инвестиция» (англ. –investment) означает капиталовложение. Под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Классификация иностранных инвестиций:

1) в зависимости от источника финансирования:

- государственные, которые осуществляются в виде кредитов и займов, предоставляемых государствами и международными организациями (МВФ и т.п.),

- частные, осуществляемые иностранными юридическими и физическими лицами. Объектом правового регулирования МЧП являются правовые отношения, возникающие в связи с частным иностранным инвестированием;

2) по форме:

- реальные,

- финансовые;

3) в зависимости от характера иностранных инвестиций:

- неимущественные (интеллектуальная собственность),

- имущественные, характерным признаком которых является материальное выражение (финансы, материальные ценности);

4) в зависимости от участия инвестора в управлении объектом инвестирования:

- прямые (осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий на 100% принадлежащих иностранному инвестору),

- косвенные (портфельные) инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (комапией), а предполагает получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме;

5) по сроку окупаемости:

- долгосрочные (вложения более чем на 15 лет),

- среднесрочные,

- краткосрочные.

- международно-правовой и внутригосударственный уровни правового регулирования;

Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно не применяет коллизионный способ регулирования и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров, основной целью которых является создание единого механизма, направленного на защиту иностранных инвестиций. К международным договорам универсального характера относятся: Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.) и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 1965 г.). Обе эти конвенции предусматривают создание специализированных в области международного инвестиционного сотрудничества международных организаций и определяют их порядок деятельности. Такими организациями являются Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Созданные на основе конвенций международные организации осуществляют защиту инвесторов путем оказания конкретных услуг. В рамках регионального уровня регулирование осуществляется следующими соглашениями: Соглашение стран СНГ “О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности” от 24 декабря 1993 г., в развитие которой принята Конвенция о защите прав инвестора от 28 марта 1997 г. В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях.

В РФ основным нормативным актом, регулирующем отношения по иностранному инвестированию, является ФЗ «Об иностранных инвестициях» от 1999 г. Гарантии, закрепленные в данном законе, широко распространены также и в международных договорах (как правило, двусторонних договорах о защите капиталовложений), и являются общепризнанными в большинстве государств. Существуют также такие федеральные законы как «Соглашение о разделе продукции», «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений»; отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство.

Основные гарантий по защите прав иностранных инвесторов:

1) гарантия в случае национализации и реквизиции. Право принимающего государства на национализацию и экспроприацию подтверждено в ряде документов ООН. Однако к проведению национализации применяются определенные требования: во-первых, она допускается только в тех случаях, когда этого требуют общественные или государственные интересы; во-вторых, она должна проводиться без какой-либо дискриминации по отношению к иностранным инвесторам какого-либо государства; в-третьих, обязательна выплата компенсации, которая должна быть быстрой (выплата без неоправданных задержек и промедлений), адекватной (должна определяться в соответствии с рыночной стоимостью национализированных капиталовложений, рассчитанной на дату, когда стало официально известно о проводимой национализации) и эффективной (выплата компенсации в свободно конвертируемой валюте со свободным переводом за пределы территории принимающего государства).

2) стабилизационная оговорка - гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Особенностью данной гарантии является то, что она действует в течение определенного времени и распространяется только на тех иностранных инвесторов, которые отвечают определенным требованиям. Согласно положениям ФЗ «Об иностранных инвестициях» данная гарантия распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации составляют свыше 25 процентов, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли иностранных инвесторов в уставном капитале такой организации. Данная гарантия действует в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций;

3) гарантия на случай нанесения ущерба в результате войны, вооруженных конфликтов, гражданских беспорядков;

4) гарантия перевода платежей в связи с капиталовложениями;

5) гарантия на случай суброгации, т.е. принимающее государство обязуется признавать переход прав от иностранного инвестора к договаривающемуся государству или иному уполномоченному органу, которые произвели платеж данному инвестору на основе гарантии защиты от некоммерческих рисков в связи с капиталовложением на территории принимающего государства;

6) гарантии в отношении процедуры разрешения спора между принимающим государством и иностранным инвестором. По правилам судебной юрисдикции спор должен рассматриваться в суде принимающего государства, но т.к. инвестору это невыгодно, то за ним остается право выбора: суд или арбитраж принимающего государства или международный арбитраж.

 

- правовые режимы иностранных инвестиций.

В принимающих государствах иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим (в частности, в РФ), режим наибольшего благоприятствования (как правило в международных договорах) и привилегированный режим. Привилегированный режим (режим преференций) заключается в предоставлении некоторых льгот при ввозе сырья и оборудования, освобождении от таможенных пошлин и налогов и т.д. для иностранных инвесторов, осуществляющих свою деятельность в слаборазвитых отраслях экономики, труднодоступных регионах, географических центрах со слаборазвитой инфраструктурой и требующих крупных вложений капитала. Однако для предоставления национального режима для многих стран характерно наличие изъятий:

1) ограничительного характера (разрешительный порядок создания юридических лиц с участием иностранного капитала; установление максимально возможного размера участия иностранных лиц в уставном капитале национальных юридических лиц; запрет на занятие определенными видами деятельности; включение в состав органов




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)