Правила безопасной работы в лаборатории
Практикум
Дисциплины: ОДП. 12 Биология Преподаватель: Дьяконова Галина Вячеславовна Министерство образования и науки Краснодарского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»
Практикум
Дисциплины ОДП.12 Биология Специальность Группа В-11, В-12 Преподаватель Дьяконова Галина Вячеславовна
Составлен в соответствии с программой, утвержденной директором ГБПОУ КК ПСХК 2014г
г. Краснодар 2015 год
Введение Настоящее руководство к выполнению лабораторных работ по дисциплине биология предназначено для студентов специальности Ветеринария. Цель лабораторного практикума – ознакомить студентов с основными методами, применяемыми в биохимии, а также с проведением работ, включающих элементы исследования. По окончании курса студент должен знать биологическую роль, пищевое значение, строение и свойства химических соединений, входящих в состав живых организмов и основные процессы обмена, лежащие в основе жизнедеятельности и овладеть основными методами химического анализа биологического материала: качественное обнаружение и количественное определение белков, аминокислот, витаминов и др. соединений. При изучении курса студент должен овладеть навыками обнаружения в биологических объектах белков, углеводов, липидов и витаминов. Знать методы исследования свойств и определения активности ферментов. Указания к выполнению лабораторных работ Перед выполнением работы необходимо внимательно ознакомиться с методикой её проведения и предположить ожидаемый результат. Перед работой излагаются необходимый теоретический минимум. Выполняемую работу обязательно записать в тетрадь с указанием номера, названия, цели работы, оснащения рабочего места и полученных результатов. По результатам работы произвести расчет или оформить полученные данные по предложенной схеме и сделать вывод. Контрольные вопросы, приведенные к каждой лабораторной работе, очерчивают минимум знаний, необходимых для защиты выполненной и оформленной работы.
Правила безопасной работы в лаборатории 1. При попадании кислоты или щелочи на кожу, необходимо быстро смыть водой, а затем соответственно 2 % раствором бикарбоната натрия или 2 % раствором борной кислоты. 2. Категорически запрещается принимать в лаборатории пищу, пользоваться лабораторной посудой для питья. 3. При работе с химическими веществами нельзя пробовать их на вкус. Лабораторная работа № 1. Обнаружение биополимеров в биологических объектах. Необходимый теоретический минимум: В состав биологических объектов входят крупные органические молекулы: белки, углеводы (полисахариды) и липиды. Белки – высокомолекулярные биологические полимеры, структурными (мономерными) звеньями которых служат a-аминокислоты. Аминокислоты в белках соединены друг с другом пептидной связью, образование которой происходит за счет карбоксильной группы, стоящей у a-углеродного атома одной аминокислоты и a-аминной группы другой аминокислоты с выделением молекулы воды. Мономерные звенья белков называют остатками аминокислот. Способы обнаружения и количественного определения белков в биологических объектах и продуктах питания, а также выделения их из тканей и биологических жидкостей основаны на физических и химических свойствах этих соединений. Белки при взаимодействии с некоторыми химическими веществами дают окрашенные соединения. Образование этих соединений происходит при участии радикалов аминокислот, их специфических групп или пептидных связей. Цветные реакции позволяют установить наличие белка в биологическом объекте или растворе и доказать присутствие определенных аминокислот в белковой молекуле. На основе цветных реакций разработаны некоторые методы количественного определения белков и аминокислот. Универсальными считают биуретовую и нингидриновую реакции, так как их дают все белки. Цветные реакции позволяют установить наличие белка в исследуемом материале и присутствие определенных аминокислот в его молекулах. Биуретовая реакция обусловлена наличием в белках, пептидах, полипептидах пептидных связей, которые в щелочной среде образуют с ионами меди (II) комплексные соединения, окрашенные в фиолетовый (с красным или с синим оттенком) цвет. Окраска обусловлена наличием в молекуле не менее двух групп -CO-NH-, связанных непосредственно между собой или при участии атома углерода или азота. Углеводы – основной источник энергии для процессов жизнедеятельности человека, животных, растений и многих микроорганизмов. Кроме этого, метаболиты (промежуточные продукты обмена) углеводов служат материалом для синтеза многочисленных мономеров, а из мономеров – полимеров и других соединений. Липидами называют большую и разнообразную группу веществ тканей животных и растений, которые могут быть экстрагированы из них неполярными растворителями. Липиды можно разделить на две большие группы: нейтральные жиры (ацилглицеролы) и жироподобные вещества, называемые липоидами. К липоидам относят воски, фосфолипиды (фосфатиты), гликолипиды, стероиды, растворимые в жирах пигменты (каротиноиды, хлорофилл) и жирорастворимые витамины. В организме животных и растений липиды находятся в форме запасного жира и входят в состав структурных компонентов клеток. Запасной жир откладывается в определенных частях организма животных и растений, используется в качестве энергетического материала, содержание его зависит от многих факторов. Липиды структурных компонентов клеток (цитоплазматические липиды) выполняют различные биологические функции и содержание их в клетках постоянно.
Вопросы для устного отчета: 1. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. 2. Белки их роль в клетке. 3. Углеводы и их роль в клетке. 4. Липиды и их роль в клетке. 5. Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для выполнения лабораторной работы № 1 по дисциплине «Биология»
Тема: Обнаружение биополимеров в биологических объектах. Цель занятия: Освоить проведение простейших опытов по выявлению органических веществ в растительных тканях и определению их свойств; закрепить умения проводить наблюдения и объяснять полученные результаты. Норма времени: 2 часа Оснащение рабочего места: пшеничная мука, кусочки марли, стакан с водой, 10% раствор NаОН, 1% раствор СuSО4, куриное яйцо; раствор йода или КJ, клубень картофеля; крахмал картофельный, колба с водой, стеклянная палочка; семена подсолнечника, кусочки фильтровальной бумаги, пипетка, пробирка с водой, этиловый спирт. Особые правила техники безопасности на рабочем месте: Правила техники безопасности пользования лабораторным оборудованием, чертежными Литература: Содержание работы и последовательность выполнения операций: 1. Обнаружение углеводов. Пшеничную муку поместить в марлевый мешочек. Затем марлю с водой опустить в стакан с водой. Подержать до тех пор, пока вода в стакане не станет мутной. Капните раствор йода в стакан и на марлю. Что вы наблюдаете? Какое вещество осталось на марле? Какое вещество перешло в воду в стакане? Нанести несколько капель йода на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? 2. Обнаружение белков. В пробирку налить 2-3 мл раствора белка куриного яйца, добавить равный объём 10% раствора NaОН и 4-5 капель 1% раствора СuSО4. Содержимое пробирки хорошо перемешать. Раствор окрашивается в фиолетовый цвет. 3. Обнаружение жиров. Семена подсолнечника раздавить между листками фильтровальной бумаги. На образовавшееся пятно капнуть воду, а затем спирт. Что вы наблюдаете? Объясните полученные результаты. 4. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы:
5. Сделайте выводы о наличии органических веществ в различных биологических объектах.
Лабораторная работа № 2 Наблюдение клеток растений, животных и грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Необходимый теоретический минимум: Таблица. Строение клетки. Структурная система цитоплазмы
Вопросы для устного отчета: 1. Цитоплазма и клеточная мембрана. 2. Органоиды клетки: Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для выполнения лабораторной работы № 2 по дисциплине «Биология»
Тема: Наблюдение клеток растений, животных и грибов под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Цель занятия: закрепить знания о строении, функционировании и значении органоидов эукариотической клетки, ознакомиться с особенностями строения клеток показать принципиальное единство строения клеток растений, животных и грибов. Норма времени: 2 часа Оснащение рабочего места: микроскоп, предметное и покровное стекла, готовые микропрепараты клеток растений, животных и грибов, простой карандаш, учебники «Общая биология 10-11кл». Особые правила техники безопасности на рабочем месте: Правила техники безопасности пользования лабораторным оборудованием, чертежными Литература: Содержание работы и последовательность выполнения операций: 1. Рассмотрите препарат клетки растения при увеличении в 80 раз (объектив х4, окуляр х 20), в 200 раз (объектив х10, окуляр х 20), в 800 раз(объектив х 40, окуляр х 20).Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Найдите: клеточную стенку, наружную цитоплазматическую мембрану, ядро и цитоплазму и вакуоль с клеточным соком. 2. Рассмотрите препарат клетки животного при увеличении в 80 раз (объектив х4, окуляр х 20), в 200 раз (объектив х10, окуляр х 20), в 800 раз(объектив х 40, окуляр х 20). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Найдите органоиды клетки. 3. Рассмотрите препарат клетки гриба при увеличении в 80 раз (объектив х4, окуляр х 20), в 200 раз (объектив х10, окуляр х 20), в 800 раз(объектив х 40, окуляр х 20). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Найдите органоиды клетки. 4. Зарисуйте одну клетку растения и одну клетку животного и подпишите ее части. 5. Зарисуйте митохондрию и подпишите ее части. 6. Сделайте вывод. В выводе укажите, какие сделанные во время работы наблюдения показывают единство строения клеток растений, животных и грибов.
Инструктивные указания и технические требования: Рисунки выполнять простым карандашом, только после подробного изучения особенностей строения растительной и животной клетки. Иллюстрации
Рис. 1. Строение клетки животного
Рис. 2. Клетка растений Лабораторная работа № 3 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Изучение плазмолиза и деплазмолиза. Необходимый теоретический минимум: Таблица. Структурная система ядра
Явление плазмолиза есть отделение пристеночного слоя цитоплазмы от твердой оболочки растительной клетки под действием раствора. Раствор должен быть гипертоническим (иметь высокую концентрацию солей) по отношению к клеточному соку. При медленном плазмолизе клетки довольно долго могут оставаться живыми и, будучи перенесенными в чистую воду, быстро восстанавливают состояние тургора (деплазмолиз). Длительный плазмолиз приводит к гибели клетки. Явление плазмолиза и деплазмолиза в живой клетке служит доказательством проницаемости клеточной мембраны. Эта способность клетки служит доказательством возможности восстановления функции клетки после деформации под действием какого – либо внешнего фактора. Вопросы для устного отчета: Органоиды клетки: митохондрии, рибосомы, пластиды, ядро, клеточный центр, цитоскелет, клеточная стенка. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для выполнения лабораторной работы № 3 по дисциплине «Биология»
Тема: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Изучение плазмолиза и деплазмолиза. Цель занятия: научиться готовить микропрепараты клеток растений, находить особенности строения клеток, закрепить знания о строении, функционировании и значении органоидов эукариотической клетки. Норма времени: 2 часа Оснащение рабочего места: микроскоп, предметное и покровное стекла, лук, спиртовой раствор йода, 15 %раствор хлорида натрия. препаровальная игла, вода, скальпель, пипетка, простой карандаш, учебники «Общая биология 10-11кл». Особые правила техники безопасности на рабочем месте: Правила техники безопасности пользования лабораторным оборудованием, чертежными Литература: Содержание работы и последовательность выполнения операций: 1. Приготовьте препарат кожицы чешуи лука: пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло; пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной вогнутой поверхности чешуи луковицы. Положите его в каплю слабого раствора йода, осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом; 2. Рассмотрите препарат в объективе х 4. Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Рассмотрите: клеточную стенку, наружную цитоплазматическую мембрану, ядро и цитоплазму и вакуоль с клеточным соком. 3. Рассмотрите клетки на приготовленном препарате при увеличении в объектив х 10. Найдите клеточную стенку, наружную цитоплазматическую мембрану, ядро и цитоплазму и вакуоль с клеточным соком. 4. Зарисуйте одну клетку и подпишите ее части. 5. Капните раствор хлорида натрия на приготовленный микропрепарат и наблюдайте происходящее в поле зрения микроскопа. Затем удалите жидкость с помощью фильтровальной бумаги и добавьте дистиллированной воды. Что вы наблюдаете? 6. Зарисуйте явление плазмолиза и деплазмолиза. 7. Сделайте вывод. В выводе объясните наблюдаемые явления и ответе на вопрос: доказательством каких свойств клетки может служить явление плазмолиза и деплазмолиза?
Инструктивные указания и технические требования: Рисунки выполнять простым карандашом.
Лабораторная работа № 4 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий по готовым микропрепаратам. Необходимый теоретический минимум: 1. Клетка - это элементарная, функциональная единица строения всего живого. (Кроме вирусов, которые не имеют клеточного строения) 2. Клетка - единая система, она включает множество закономерно связанных между собой элементов, представляющих целостное образование, состоящее из сопряжённых функциональных единиц - органоидов. 3. Клетки всех организмов гомологичны. 4. Клетка происходит только путём деления материнской клетки. 5. Многоклеточный организм представляет собой сложную систему из множества клеток, объединённых и интегрированных в системы тканей и органов, связанных друг с другом. 6. Клетки многоклеточных организмов тотипотентны. 7. Клетка может возникнуть лишь из предшествующей клетки. 8. Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны друг другу. 9. В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации — молекул нуклеиновых кислот («каждая молекула из молекулы»). Положения о генетической непрерывности относится не только к клетке в целом, но и к некоторым из её более мелких компонентов — к митохондриям, хлоропластам, генам и хромосомам. 10. Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединённых и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция). 11. Клетки многоклеточных тотипотентны, то есть обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию — к дифференцировке.
Вопросы для устного отчета: 1. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. 2. Прокариотические и эукариотические клетки. 3. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. 4. Клеточная теория строения организмов. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для выполнения лабораторной работы № 4 по дисциплине «Биология»
Тема: Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий по готовым микропрепаратам. Цель занятия: закрепить знания о строении, функционировании и значении клеток растений, животных, грибов и бактерий, ознакомиться с особенностями строения растительных клеток, показать принципиальное единство строения клеток растений, животных, грибов. Норма времени: 2 часа Оснащение рабочего места: микроскоп; готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор), бактерия (картофельная палочка); иллюстрация строения растительной и животной клеток по данным электронного микроскопа, простые карандаши, линейки, учебники «Общая биология». Особые правила техники безопасности на рабочеем месте: Правила техники безопасности пользования лабораторным оборудованием, чертежными Литература: Содержание работы и последовательность выполнения операций: 1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растений (элодея), животных (инфузория-туфелька), грибов (мукор), бактерия (картофельная палочка). 2. рассмотрите и изучите иллюстрации растительных клеток: паренхимные клетки; клетки из палисадной ткани; клетки сосуда; клетка ситовидной трубки; клетки механической ткани. 3. рассмотрите и изучите клетки животных: яйцеклетка; нервные клетки; клетка косной ткани - остеоцит; мышечная клетка; сперматозоид; лейкоцит; амеба; сувойка; эвглена зеленая. 4. рассмотрите и изучите клетки бактерий. 5. Сравните строение клеток различных групп живых организмов. Результаты оформите в виде таблицы:
Таблица. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Иллюстрации
Лабораторная работа № 5 Каталитическая активность ферментов в живых тканях Необходимый теоретический минимум: Ферментами (энзимами) называют специфические белки, обладающие каталитическим действием. Они входят в состав всех клеток и тканей живых организмов и способны катализировать реакции, как внутри организма, так и при оптимальных условиях вне его (например, свертывание молока пепсином, сычужным ферментом, гидролиз сахарозы и т.п.). Ферменты синтезируются в клетках живых организмов постоянно. Ферменты отличаются от катализаторов небиологической природы высокой специфичностью, что обусловлено индивидуальными особенностями строения активных центров различных ферментов. Пространственная структура активного центра предопределяет не только комплементарность субстрату, но и природу последующих превращений субстрата в фермент- субстратном комплексе, приводящих к образованию соответствующего продукта. Будучи высокоспецифичной, ферментативная реакция протекает в 105-1012 раз быстрее, чем самопроизвольная (спонтанная) реакция. Белковая природа обеспечивает ферментам характерные для белков строение и свойства и, прежде всего, лабильность, т.е. способность изменять активность в зависимости от различных факторов (температуры, рН, концентрации фермента и концентрации субстрата, активаторов и ингибиторов и т.п.). Степень изменения активности от различных факторов можно определить по скорости ферментативной реакции. Мерой скорости ферментативной реакции служит количество субстрата, подвергшегося превращению в единицу времени, или количество образовавшегося продукта. При изучении влияния какого-либо фактора на скорость ферментативной реакции все прочие факторы должны оставаться неизменными и по возможности иметь оптимальные значения. Вопросы для устного отчета: 1. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. 2. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. 3. Репликация ДНК. 4. Ген. Генетический код. 5. Биосинтез белка.
ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для выполнения лабораторной работы № 5 по дисциплине «Биология»
Тема: Каталитическая активность ферментов в живых тканях
Цель занятия: закрепить знания о роли ферментов в клетках; показать наличие пероксидаз и протеиназ в тканях растений, животных и грибов; закрепить умение работать с микроскопом; проводить опыты и объяснять результаты работы. Норма времени: 2 часа Оснащение рабочего места: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и варёного картофеля), грибов (дрожжи) и животных (кусочки сырого и варёного мяса), молоко, раствор протеолитического фермента (панкреатин). Особые правила техники безопасности на рабочем месте: Правила техники безопасности пользования лабораторным оборудованием, чертежными Литература: Содержание работы и последовательность выполнения операций: 1. Приготовить четыре пробирки со свежим 3%-ный раствором пероксида водорода, поместить в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую – кусочек варёного картофеля, в третью – кусочек сырого мяса, в четвёртую – кусочек варёного мяса. Пронаблюдайте, что будет происходить в каждой пробирке. 2. Приготовить две пробирки со свежим молоком (2 – 3 мл), добавить в первую пробирку раствор протеолитического фермента. Во вторую – суспензию дрожжей. 3. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы:
Сделайте вывод о наличии активности ферментов в живых тканях Лабораторная работа № 6 Изучение фаз митоза в клетках корешка лука. Изучение мейоза в пыльниках цветков. Сравнение процессов митоза и мейоза. Необходимый теоретический минимум: Жизненный цикл клетки отражает все закономерные структурно-функциональные изменения, происходящие с клеткой во времени. Жизненный цикл – это время существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки до собственного деления или естественной гибели. Биологическое значение жизненного цикла:обеспечивает преемственность генетического материала в ряду клеток дочерних генераций; приводит к образованию клеток, равноценных как по объему, так и по содержанию генетической информации.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2332)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |