Работа 1. Строение актиноморфного цветка с простым околоцветником
Объект изучения: фиксированные цветки ветреницы алтайской (Anemone altaica). Порядок работы: Рассмотреть цветок в бинокулярную лупу. Отпре- парировать цветок. Обратить внимание на простой венчиковидный около- цветник; ациклическое расположение частей цветка на цветоложе; неопре-
деленность числа тычинок и пестиков, составляющих апокарпный гинецей. Зарисовать все части цветка. Описать цветок по схеме. Схема описания цветка 1.Симметрия цветка (актиноморфный, зигоморфный, асимметрич- ный).
2. Тип околоцветника (простой - Р, двойной - Са, Со). 3. Характерные особенности андроцея - А. 4. Характерные особенности гинецея - G: его тип (простой, апокарп- ный, ценокарпный), положение завязи (верхняя, средняя, нижняя). 5. Расположение частей цветка на цветоложе (ациклическое, геми- циклическое, циклическое). 6.Формула цветка.
Работа 2. Строение цветка с нижней завязью Объект изучения: фиксированные цветки яблони домашней (Malus domestica). Порядок работы: Рассмотреть цветок в бинокулярную лупу. Лезви- ем безопасной бритвы разрезать завязь вдоль. Рассмотреть, найти границы между цветоложем и стенкой завязи. Зарисовать все части цветка. Описать цветок по схеме (см. раб.1). Составить формулу цветка.
Работа 3. Строение цветка с зигоморфным околоцветником и венчи- ком мотылькового типа Объект изучения: фиксированные цветки гороха посевного (Pisum sa- tivum). Порядок работы: Рассмотреть цветок в бинокулярную лупу. Отде- лить все его части от цветоложе. Найти самый большой лепесток - парус (флаг), два парных свободных лепестка - весла и лодочку - из 2-х сросших- ся лепестков. Внутри лодочки найти андроцей, состоящий из 10-ти тычи- нок: 9-ти сросшихся основаниями тычиночных нитей и 1-ой свободной (двубратственное срастание) и простой гинецей. Зарисовать все части цвет- ка, описать по схеме. Составить формулу цветка.
Работа 4. Строение цветка со спайнолепестным венчиком Объект изучения: фиксированные цветки вьюнка полевого (Convolvu- lus arvensis). Порядок работы: Рассмотреть цветок. У венчика найти трубку, от- гиб и зев. Зарисовать. Отпрепарировать цветок, зарисовать все части цвет- ка, описать по схеме. Составить формулу цветка.
II. СОЦВЕТИЯ (Inflorescentia) Соцветие - это группа цветков, собранных на растении в определен- ном порядке. Поскольку соцветие является побегом или системой побегов, несущих цветки, их классификация, подобно классификации побегов, осно- вана на установлении типа ветвления. Различают ботриоидные (неопреде- ленные) и цимоидные (определенные) соцветия. Ботриоидные соцветия имеют моноподиальный тип ветвления, у них главная ось заканчивается не цветком, а конусом нарастания, и поэтому со- цветие продолжает расти неопределенно долгое время. Ботриоидные соцве- тия подразделяются на простые и сложные, у простых главная ось не раз- ветвлена, у сложных - разветвлена, и группы цветков (простые соцветия) находятся на боковых ответвлениях. У основания соцветий часто располо- жены видоизмененные листья - обертки и оберточки (рис. 56). Б Рис. 56. Типы ботриоидных соцветий. А – простые ботриоидные соцветия: 1 – кисть; 2 – колос; 3 – початок; 4 – корзинка; 5 – простой зонтик; 6 – головка; 7 – щиток; Б – сложные ботриоидные соцветия: 1 – метелка; 2 – сложный щиток; 3 – антела. Сложная кисть и ее производные: 4 –двойная кисть; 5 – тройная кисть; 6 –двойной колос; 7 – сложный зонтик
Простые соцветия 1. Колос - на тонком стержне (оси) расположены сидячие цветки (по- дорожник). 2. Початок - на мясистой оси расположены сидячие цветки (бело- крыльник болотный); 3. Сережка - похоже на простой колос, но ось соцветия поникающая (тополь, ольха). 4. Кисть - на оси расположены цветки с выраженными цветоножками (черемуха, сурепица). 5. Щиток - сходен с кистью, но цветоножки у нижних цветков длин- нее, чем у верхних, поэтому цветки расположены в одной плоскости (ряби- на, калина). 6. Простой зонтик - цветки имеют одинаковые, достаточно длинные цветоножки и расположены куполообразно, междоузлия сильно укорочены (лук, вишня). 7. Головка - ось укорочена и утолщена (почти шаровидная), цветки сидячие (виды клевера). 8. Корзинка - ось сильно расширенная, плоская или несколько выпук- лая, цветки сидячие (подсолнечник, василек).
Сложные соцветия У сложных соцветий на главной оси образуются не отдельные цвет- ки, а группы цветков (простые, или парциальные соцветия). 9. Сложный колос - собрание простых колосков, верхние междоузлия главной и боковых осей сильно укорочены (рожь, пшеница, ячмень). 10. Сложный зонтик - собрание простых зонтиков (укроп, морковь). 11. Метелка (сложная кисть) - собрание простых кистей, парциальные соцветия расположены на боковых осях. 1-го, 2-го и т.д. порядков. В агрегатных (рис. 57) сложных соцветиях сочетаются соцветия раз- ных типов: корзинки в щитке (пиретрум), корзинки в метелке (полыни). Рис. 57. Типы агрегатных соцветий: 1 – метелка зонтиков; 2 – метелка корзинок; 3 – щиток корзинок; 4 – кисть корзинок; 5 – колос корзинок
Цимоидные соцветия имеют симподиальный тип ветвления. Главная и боковые оси заканчиваются цветком. После его образования оси завер- шают свой рост, причем последующие оси перерастают предыдущую. Верхний цветок распускается первым, а не последним, как у ботриоидных соцветий (рис. 58).
Рис. 58. Типы цимоидных соцветий (1-8) пример тирса (9). Монохазии: 1 – монохазии; 2 – извилина; 3 – завиток. Дихазии: 4 – простой; 5 – двойной; 6 – тройной. Плейохазии: 7 – простой; 8 – двойной
1. Развилина (дихазий) - под цветком главной оси образуется две су- противно расположенные оси, заканчивающиеся цветками (гвоздики, дрема белая). 2. Извилина (монохазий) - развивается только одна боковая ось, ко- торая перерастает главную и заканчивается цветком; боковые оси отходят попеременно в противоположные стороны (гладиолус, ирис). 3. Завиток (монохазий) - сходен с извилиной, но боковые оси направлены в одну сторону (незабудки, картофель). 4. Ложный зонтик (плейохазий) - главная ось заканчивается цветком, ниже развивается несколько боковых осей, перерастающих главную ось и расположенных мутовкой (молочай). Эволюция соцветий шла в направлении увеличения количества цвет ков в соцветии и уменьшения их размеров.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1354)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |