Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДРАМАТУРГИЯ «ЗРИМОЙ» ПЕСНИ



2015-12-15 2406 Обсуждений (0)
ДРАМАТУРГИЯ «ЗРИМОЙ» ПЕСНИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из драматургических элементов театрализованного действа может быть так называемая «Зримая» песня. Что это такое? На этот вопрос можно ответить так: «зримая» песня – это субъективная трактовка той или иной песни, решенная через эмоционально-образное сценическое действие. Здесь трактовать – значит понимать, истолковывать и воплощать что-либо определенным образом.

Процесс подобного истолкования, а значит, преобразования песни в драматургическую форму, необходимую для дальнейшего воплощения в сценическое действие, можно представить в виде следующей схемы.

 

 
 

 


В данном случае песня является своеобразным документальным объектом внимания сценариста. Драматургическому анализу подвергается текст песни как носитель логической и образной информации, поскольку он представляет собой стилевую литературную категорию, содержанием которой является стих. Подобный анализ включает в себя определение и формулирование ситуации, конфликта и события, заключенных в текстовом материале песни.

Но прежде чем начать работу над драматургизацией песни как документального объекта внимания, нужно и должно провести идейно-тематический анализ будущего сценария. Сценарий по форме представляет собой не что иное, как либретто, т.е. изложение того, что будет происходить на сценической площадке. Через последовательность сценических действий, предусмотренных сценарием, осуществится развитие конфликта. И все это при отсутствии всякого словесного диалога между исполнителями.

В этом случае, то, о чем поется в конкретной песне, т.е. тема песни, будет также темой ее драматургического аналога, т.е. песни «зримой». Что касается определения и формулирования идеи сценариста, его отношения к той или иной песне, то здесь могут иметь место три варианта.

Первый. То, что хотели сказать авторы песни, воплотившие свои мысли и чувства в эмоционально-образное музыкальное произведение, рождает в сценаристе адекватное восприятие, и он осознает и чувствует песню созвучно и согласно с авторами. При этом драматургизация песни, обогащение ее зримой составляющей лишь углубит и усилит воздействие песни на слушателя и зрителя. Жанр такой «зримой» песни не противоречит жанру песни, избранной для драматургизации.

Второй. Неприятие текста песни, как ее информационно-образного содержания в силу каких-либо причин литературного или мировоззренческого характера, диктует сценаристу негативное и критическое отношение к песне, к тому, что и как говорят ее авторы. Возникает пародийная драматургическая тональность, рассогласованная, а порой и не имеющая ничего общего с жанром песни, с устремлениями ее авторов.

И, наконец, третий вариант. Не выдерживают никакой критики творческие способности солистов - манера исполнения, голосовые данные, дурной вкус и пр. В этом случае вектор пародии будет направлен на пародируемый объект, то есть на исполнителя песни. Такая трактовка документального объекта внимания обусловливает драматургизацию, цель которой - подражание образцу, связанное с преувеличенным подчеркиванием его недостатков и осмеянием последних.

Процесс драматургизация песни может идти тремя путями: иллюстративным, негативным и ассоциативным. Иллюстрация – это наглядное и буквальное отображение ситуации, развития конфликта и события, заключенных в песне. Негативным путем явится сопоставление противоположных по смыслу и содержанию составляющих самой песни и ее зримого воплощения. Ассоциация явит связь между информационно-образной составляющей песни и зримой составляющей ее сценического воплощения, основанную на сходстве по какому-либо одному признаку, присущему обеим сопоставляемым сторонам. Инструментом для ассоциативной драматургизации песни служит метафора. Каждая из сторон, определяющих ситуацию и взаимодействующих между собой в песне, в процессе драматургизации подлежит замене найденной метафорой. В драматургии «зримой» песни происходит уже взаимодействие метафор в зависимости от развития конфликта, содержащегося в песне, как непосредственном объекте внимания сценариста.

В качестве примера рассмотрим сценарий «зримой» песни «Невезуха». Исп. Азиза. Муз. О.Бескровного. Сл. Г.Белкина

 

«Невезуха»

 

Текст песни Зримая составляющая
  Звучит фонограмма музыкального вступления. На сцене – исполнительница в образе девушки, преследуемой злой судьбой. Пластика девушки характерна, динамична и соответствует ритму и темпу музыки. Похоже, девушка в некоторой растерянности и не знает, куда и в какую сторону уйти от сопутствующей ей напасти.
То в окно стучало зло, То беда брала на пушку. Но уж если мне везло, то на полную катушку. Все осталось позади. Ни пера мне и ни пуха. Отойди, отстань, уйди, невезуха, невезуха! Вот она решительно направляется во внезапно выбранном направлении. Но путь ей преграждает обруч, обтянутый бумагой с изображением пиковой дамы. Отшатнувшись, девушка направляется в другую сторону. Но и здесь ее подстерегает обруч с изображением черной кошки. Девушка избирает новый путь, но его преграждает изображение пустого ведра. Направление девушки вновь меняется. Но теперь ей угрожает изображение листка календаря с надписью «13, понедельник».  
  Круг недобрых предзнаменований сужается. Кажется, что нашей героине уже не вырваться из этого рокового плена. Но вот что-то свершается в девушке. В ней просыпается отчаянная решимость, желание устранить преграды, заступающие путь к радости.  
Прочь, подруга сладкой фальши. Прочь и прочь как можно дальше! Прочь, бальзам чужого слуха. Невезуха! Невезуха! Ударом кулака девушка разрывает бумагу, которой обтянут первый обруч. Конец даме пик! Наша героиня проходит сквозь обруч, чтобы продолжать борьбу до победного конца.
Это райских женщин путь. То смеюсь, то горько плачу. Но тебе не отвернуть от меня мою удачу. Первая попытка удалась. Теперь можно свести счеты и со второй угрозой.
Ты мне воду не мути, у тебя не хватит духа. Нами давно не по пути, невезуха, невезуха! Под натиском нашей героини терпит фиаско черная кошка. Пройден еще один рубеж! Отброшен прочь еще один знак беды.  
Прочь, как с губ моих помада! Прочь, шутить со мной не надо! С треском разрывается бумажный круг с изображением пустого ведра, которым обтянут третий обруч. Долой и эту примету несчастья!  
Прочь, сварливая старуха! Невезуха! Невезуха! Но себе я не лгала, стала самой терпеливой. Даже если не могла, все равно была счастливой. И, наконец, девушка лихо проходит сквозь четвертый обруч, знаменующий несчастливые число и день недели. И тут обнаруживается тот, к которому так стремилась наша героиня, в образе юноши, по всем параметрам подходящего на роль единственного и любимого избранника.  
Прочь, подруга сладкой фальши! Прочь и прочь, как можно дальше! Прочь, бальзам чужого слуха! Невезуха! Невезуха! Прочь, как с губ моих помада! Прочь! Шутить со мной не надо! Прочь, сварливая старуха! Невезуха! Невезуха! Прочь!     И на последнее «Прочь!» все четыре обруча обессилено падают на площадку. А уста молодых людей сливаются в поцелуе.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое «зримая» песня?

2. Как выглядит схема преобразования песни в драматургическую форму?

3. Что представляет собой сценарий «зримой» песни?

4. Каковы возможные варианты прочтения песни сценаристом?

5. Каковы особенности процесса драматургизации песни?

6. Что является художественным инструментом для сценариста при создании «зримой» песни?

 



2015-12-15 2406 Обсуждений (0)
ДРАМАТУРГИЯ «ЗРИМОЙ» ПЕСНИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДРАМАТУРГИЯ «ЗРИМОЙ» ПЕСНИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)