Оценка точности обсервованного места по данным РЛС
Радиальная (круговая) СКП определения места судна по двум радиолокационным расстояниям может быть рассчитана по формуле: (21.14) где mD1, mD2 – СКП измерения расстояния с помощью РЛС, мили. Если точность измерения обоих расстояний одинакова (что так и есть), то mD1 = mD2 и формула (21.14) примет вид: (21.15) При определении места судна по трем радиолокационным расстояниям погрешность обсервованного места может быть рассчитана по формуле: (21.16) Радиальная (круговая) СКП в определении места судна по радиолокационному пеленгу и расстоянию до одного ориентира вычисляется по формуле: (21.17) Если РЛП и DР до одного ориентира, то (рис. 21.7) и (21.18)
Рис. 21.7. Оценка точности обсервованного места по данным РЛС
Так как расстояние до ориентира измеряется с помощью РЛС с высокой точностью, то погрешности в определении места судна этим способом зависят главным образом от погрешностей измерения РЛП. Для повышения точности обсервованного с помощью судовой РЛС места нужно стремиться получить не менее 3-х линий положения (3DP, 2DP и РЛП, 2DP и визуальный пеленг и др.). При наличии 3-х линий положения большой треугольник погрешностей укажет на погрешность или в опознавании ориентиров, или на промахи в наблюдениях. В практике иногда встречается сложность определения угла пересечения линий положения (q). Точно угол пересечения линий положения (q) можно определить двояко:
Рис. 21.8. Оценка точности обсервованного места судна
1) Соединив обсервованное место с ориентирами (рис. 21.8а), снять значения этих направлений (П1, П2) и рассчитать значение острого угла, то есть q = П1 – П2. 2) К дугам окружностей с радиусами, соответствующими измеренным и исправленным расстояниям, в точке их пересечения (обсервованное место) провести касательные (рис. 21.8б) и измерить значение острого угла q.
Использование средств автоматической радиолокационной Прокладки в навигации Средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) предназначаются в основном для предупреждения столкновений судов и облегчения выбора маневра судна в сложной навигационной обстановке. В САРП с помощью ЭВМ происходит автоматическая (или по выбору) обработка радиолокационной информации, и данные о ней в векторной форме показываются на РИС (изображение может быть ориентировано «по курсу» или «по норду»). С помощью САРП можно решать и ряд навигационных задач: 1) определять место судна по пеленгам и расстояниям неподвижных объектов, получая почти мгновенно необходимые данные; 2) определять кратчайшее расстояние (DКР) до неподвижных объектов около которых проложен путь судна. Непрерывно контролируя DКР, можно заблаговременно изменить курс судна и пройти на безопасном расстоянии (DБЕЗ) от объекта; 3) определять свой путь и действительную скорость судна, наблюдая неподвижные ориентиры; 4) плавать по изолинии; 5) контролировать поворот на новый курс. При сопряжении САРП с автопрокладчиком реализуется графическое обсервационное счисление, что позволяет непрерывно контролировать движение судна относительно линии заданного пути. С помощью САРП «Бриз-Е» неизвестное течение (суммарный снос судна) был получен с СКП = ±0,15 узла. Так как САРП используют данные от судовой РЛС, то все ограничения РЛС действуют и в САРП. (Если РЛС не обнаруживает объекты, то и САРП не решает по ним конкретную задачу). Умелое использование САРП для расхождения со встречными судами и решения навигационных задач способствуют снижению навигационной аварийности в целом.
Выводы 1. Судовая РЛС предназначена для обнаружения надводных объектов и берега в условиях плохой видимости, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столкновения судов в море. 2. Основными эксплуатационными данными РЛС являются дальность, разрешающая способность и точность. 3. Исправно работающая и умело используемая судовая РЛС позволяет уверенно плавать в условиях полного отсутствия видимости. 4. При использовании судовой РЛС следует учитывать влияние на ее работу волнения моря и метеорологических условий; наличие теневых секторов и мертвой зоны; появление ложных эхо-сигналов. 5. Опознавание береговой черты с помощью судовой РЛС производится или способом веера пеленгов и расстояний или способом траверзных расстояний. 6. Более надежно (с помощью судовой РЛС) обсервованное место по расстояниям до точечных (3-х) ориентиров; менее надежно – по радиолокационным пеленгам. 7. САРП предназначены в основном для облегчения выбора безопасного маневра судна в сложной навигационной обстановке, но с ее помощью можно решать и ряд навигационных задач (определять место, плавать по изолинии, контролировать поворот и др.). Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1708)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |