Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация физических упражнений



2015-12-15 1581 Обсуждений (0)
Классификация физических упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок




При проведении различных форм физической подготовки с личным составом армии и флота используется большое количество физических упражнений. Для упорядочения выбора упражнений в практической работе их классифицируют по различным признакам. Классифицировать физические упражнения —• это значит логически представить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В настоящее время существует несколько классификаций по различным признакам, и каждая из них имеет практическое значение (рис. 11).

 
 

 

 


Рис. 11. Основные признаки классификации физических упражнений

 

В зависимости от структурных признаков физические упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные. Циклические упражнения представляют собой цепь периодически повторяющихся движений или действий, при выполнении которых тело человека и его части каждый раз оказываются в одном и том же исходном положении (бег, ходьба, передвижение на лыжах и т.п.). Ациклические упражнения — это такие двигательные действия, при выполнении которых отсутствует смежная повторяемость стандартных циклов движений (упражнения на гимнастических снарядах, приемы рукопашного боя, преодоление препятствий и т.п.). Смешанные упражнения характеризуются сочетанием движений или действий циклического и ациклического типа (спортивные игры, прыжки в длину и высоту, метание гранаты и т.п.).

В зависимости от величины энергетической стоимости различают упражнения, выполняемые в зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Продолжительность работы в зоне максимальной мощности составляет, как правило, не более 20—30 с. Она протекает преимущественно в анаэробных условиях и сопровождается возникновением значительного кислородного долга. Продолжительность работы в зоне субмаксимальной мощности — от 20—30 с до 3—5 мин. При этом интенсивно развертываются не только анаэробные, но и аэробные процессы, что приводит к максимальным физиологическим сдвигам в организме военнослужащих. Работа в зоне большой мощности характеризуется длительностью от 3—5 до 30—50 мин. В ходе ее интенсивность анаэробных процессов обычно превышает интенсивность аэробных реакций. Продолжительность работы в зоне умеренной мощности составляет свыше 30—50 мин. Для нее характерно равенство величин кислородного запроса и потребления кислорода в единицу времени.

В зависимости от решаемых задач физические упражнения подразделяются на общие и специальные. Общие упражнения преимущественно направлены на решение общих задач физической подготовки военнослужащих, специальные— на решение специальных задач. При этом одни и те же упражнения для разных воинских специальностей могут выступать в роли как общих, так и специальных средств их физической подготовки.

В зависимости от преимущественной направленности на развитие и формирование различных качеств и навыков наиболее часто выделяются упражнения, используемые для совершенствования тех или иных физических качеств — выносливости, силы, быстроты и ловкости; специальных качеств — устойчивости к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию, воздействию других неблагоприятных факторов, пространственной ориентировки и др.; морфологических качеств — гибкости, пропорциональности тела и его частей, крепости костно-мышечной системы и т.д.; двигательных навыков — навыков в передвижении на лыжах, плавании, преодолении препятствий и т.д.

В зависимости от воздействия на различные группы мышц выделяют упражнения для развития и совершенствования мышц рук, ног, шеи, туловища и т.д.

В зависимости от характера мышечной работы физические упражнения могут быть динамическими и статическими. При динамических упражнениях соответствующее напряжение и расслабление мышц происходит в ходе перемещения тела или его частей в пространстве. Для статических упражнений характерно то, что напряжение мышц происходит при неподвижном теле и его частях, т.е. сумма моментов действующих на них сил в целом равна нулю.

Физические упражнения могут классифицироваться по ряду других специфических признаков: принадлежности к различным разделам физической подготовки и видам спорта; биомеханическим характеристикам (поступательные, вращательные и др.); степени соответствия основной спортивной деятельности (подготовительные, подводящие, соревновательные) и др.

Указанные классификации дополняют друг друга, помогают офицерам — специалистам по физической подготовке и спорту, командирам подразделений и всему личному составу армии и флота ориентироваться в многогранном содержании физической подготовки, отбирать и систематизировать наиболее эффективные средства физического совершенствования военнослужащих применительно к конкретным условиям их военно-профессиональной деятельности.

В системе физической подготовки личного состава нашей армии и флота чаще других применяются классификация физических упражнений в зависимости от их направленности, во-первых, на развитие и совершенствование различных качеств и навыков военнослужащих и, во-вторых, на решение общих и специальных задач физической подготовки.

 

§ 2. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЕ
ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Основные средства физического совершенствования личного состава армии и флота определяются Наставлением по физической подготовке, а затем детализируются в программах физической подготовки, разрабатываемых в каждом виде Вооруженных Сил. Содержание спортивно-массовой работы военнослужащих, кроме того, регламентируется спортивной классификацией. Это дает возможность командирам подразделений, специалистам по физической подготовке и спорту более точно подбирать содержание физической подготовки в зависимости от конкретного уровня и структуры физической подготовленности военнослужащих, полнее использовать потенциал каждого упражнения и в целом более уверенно управлять физическим совершенствованием личного состава.

В качестве основных средств физического совершенствования военнослужащих Наставлением по физической подготовке определено 60 упражнений.

Большинство из этих физических упражнений преимущественно направлено на развитие и совершенствование физических и специальных качеств военнослужащих. Так, бег на 1 и 3 км, лыжная гонка на 5 км, кросс на 5 км, бег на 400 м, челночный бег 4х100 м являются основными средствами развития общей и скоростной выносливости личного состава армии и флота. Эти упражнения в наибольшей мере определяют способность военнослужащих противостоять утомлению в процессе военно-профессиональной деятельности. При систематическом их выполнении (особенно бега на 400 м или челночного бега 4 X 100 м) в организме военнослужащих вырабатываются механизмы заблаговременной адаптации к различным неблагоприятным факторам боевой обстановки. По результатам выполнения упражнений на общую и скоростную выносливость в наибольшей степени можно судить о готовности различных функциональных систем организма военнослужащих к боевой деятельности. Поэтому именно они составляют основу содержания физической подготовки большинства военных специалистов.

Подтягивание на перекладине, комплексное силовое упражнение, подъем переворотом на перекладине и поднимание гири 24 кг (рывок) относятся к основным средствам развития силы и силовой выносливости военнослужащих. Наряду с развитием силовых качеств военнослужащих, эти упражнения способствуют формированию рельефной мускулатуры, установлению надлежащей осанки, походки, манеры держаться. Систематическое их выполнение позволяет улучшать пропорциональность тела и его частей, исправлять те или иные телесные недостатки. Хорошо развитые мышцы обеспечивают проявление не только силовых, но и других двигательных возможностей военнослужащих, являются резервом поддержания специальной работоспособности личного состава в различных условиях военно-профессиональной деятельности.

Такие упражнения, как бег на 100 м и челночный бег 10х10 м, выступают в качестве наиболее эффективных средств развития быстроты военнослужащих. Они позволяют развивать не только отдельные проявления быстроты (скорость двигательной реакции, скорость отдельных движений, частоту движений), но и скорость двигательных действий. Это особенно важно по той причине, что в практике учебно-боевой и боевой деятельности военнослужащих наибольшее значение имеют не элементарные проявления быстроты, а скорость целостных двигательных актов.

Прыжки ноги врозь через козла и коня в длину, комплексное упражнение на ловкость, сгибание и разгибание рук в размахивании на брусьях, комплексы вольных упражнений, соскок махом назад на перекладине и соскок боком на брусьях принадлежат к основным средствам развития ловкости военнослужащих. Выполнение этих упражнений способствует увеличению запаса новых двигательных навыков, усовершенствованию деятельности зрительного, слухового, вестибулярного, тактильного, кинестетического, анализаторов, развитию способности к точному восприятию и воспроизводству движений, формированию умения быстро перестраивать деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Сальто на батуте, обороты на гимнастических колесах являются основными средствами развития у военнослужащих устойчивости к укачиванию. Эти упражнения обеспечивают развитие мышц туловища, способных противостоять смещению и деформации внутренних органов занимающихся, совершенствование работы вестибулярного аппарата, а также общее укрепление их организма.

Упражнения на лопинге — обороты с поворотами и обороты в обе стороны, позволяющие создавать нагрузки при центробежных и центростремительных ускорениях, а также многократное выполнение такого упражнения, как угол в упоре на брусьях, способствующего укреплению мышц брюшного пресса, обеспечивают развитие и совершенствование у военнослужащих устойчивости к перегрузкам. После выполнения упражнений на лопинге, как правило, дополнительно используются упражнения на других специальных снарядах, на брусьях и перекладине, упражнения с тяжестями и на тренажерах, различные акробатические упражнения — особенно кувырки и повороты, стойки на плечах, на голове и на руках, висы вниз головой. Наряду с совершенствованием устойчивости организма военнослужащих к перегрузкам, они способствуют оттоку крови из нижних конечностей, что позволяет предотвратить гемодинамические расстройства, могущие возникнуть в результате воздействия перегрузок при многократных вращениях на лопинге.

Ныряние в длину является основным упражнением, предназначенным для совершенствования у военнослужащих устойчивости к кислородному голоданию. При систематическом его выполнении в организме военнослужащих совершенствуются физиологические механизмы, способствующие усилению кислородного обеспечения органов и тканей и сохранению работоспособности в условиях недостатка кислорода.

В действующей системе физического совершенствования личного состава армии и флота особое место также занимают физические упражнения, предназначенные для формирования у военнослужащих различных военно-прикладных двигательных навыков.

Марш на лыжах в составе подразделения на 10 км является основным средствам формирования у военнослужащих навыков в передвижении на лыжах. Это упражнение, оказывая мощное комплексное тренирующее: воздействие на все мышечные группы и функциональные системы организма, способствует развитию выносливости, воспитанию волевых качеств и укреплению здоровья военнослужащих.

При систематическом выполнении такого упражнения, как марш-бросок в составе подразделения на 5 или 10 км, успешно формируются навыки военнослужащих в ускоренном передвижении по пересеченной местности. Данное упражнение является одним из самых трудных. Оно в наибольшей мере способствует обеспечению физической готовности военнослужащих к боевой деятельности.

Общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий, предназначенное для личного состава всех видов ВС, специальные контрольные упражнения на полосах препятствий для личного состава воинских частей Сухопутных войск (кроме танковых, зенитных ракетных, инженерных и самоходных артиллерийских частей, танковых подразделений мотострелковых частей) морской пехоты, для личного состава танковых, зенитных ракетных, инженерных и самоходных артиллерийских частей, танковых подразделений мотострелковых частей, для личного состава Воздушно-десантных войск, для личного состава надводных кораблей и подводных лодок, для личного состава воинских частей и подразделений, предназначенных для действий в горах, а также упражнения, предусматривающие преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения и бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения, являются основными средствами формирования у военнослужащих навыков в преодолении препятствий.

Выполнение упражнений на полосах препятствий дает возможность в значительной мере смоделировать физические нагрузки и психические напряжения, испытываемые большинством военных специалистов в современном бою. Использование упражнений, выполняемых на полосах препятствий в составе подразделений, является эффективным средством не только развития и формирования различных физических качеств и двигательных навыков военнослужащих, но и совершенствования боевой слаженности воинских коллективов.

Плавание в обмундировании с оружием и плавание на 100 м в спортивной форме относятся к основным средствам формирования у военнослужащих навыков в военно-прикладном плавании. В конечном счете, они направлены на обеспечение готовности военнослужащих к преодолению водных преград вплавь. Плавательные упражнения служат также эффективным средством развития физических, и специальных качеств военнослужащих, улучшения функционального состояния их организма.

Общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1) и два специальных комплекса приемов рукопашного боя (РБ-2 и РБ-3) созданы для формирования у военнослужащих навыков в рукопашном бою. Каждый из них содержит определенную совокупность приемов боя с оружием и без оружия. Комплексы составлены с учетом нарастания степени сложности путем последовательного добавления необходимых приемов и действий.

Комплекс РБ-1 предназначен для военнослужащих всех видов ВС и родов войск. При этом приемы боя с оружием (укол штыком или тычок стволом с выпадом, удар прикладом сбоку, защита подставкой автомата или карабина, колющий удар ножом, освобождение от захвата автомата или карабина противником) должны отрабатываться всеми военнослужащими срочной службы уже в период совершенствования начальной военной подготовки. Это необходимо для успешного несения караульной службы.

Перечисленные приемы боя с оружием, а также такие приемы боя без оружия, как удар рукой прямо, удар ногой снизу, защита подставкой рук, удушение сзади, освобождение от захватов противником шеи сзади и спереди, обезоруживание противника при уколе штыком, в целом обеспечивают успешные действия военнослужащих, для боевой деятельности которых нехарактерен непосредственный контакт с противником в рукопашном бою. Они способствуют формированию уверенности личного состава в своих силах.

Комплекс РБ-2 предназначен для личного состава Воздушно-десантных войск (в том числе и десантно-штурмовых подразделений), мотострелковых подразделений и частей, подразделений и частей морской пехоты. Он включает ряд дополнительных приемов боя с оружием и без оружия, необходимых для военных специалистов, боевая деятельность которых связана с большой вероятностью столкновения с противником в рукопашных схватках.

Комплекс РБ-3 предназначен для личного состава разведывательных подразделений. Наряду с приемами, входящими в первые два комплекса, он содержит несколько более сложных приемов, позволяющих воинам успешно действовать при ведении разведки в тылу противника и выполнении различных специальных мероприятий. Эти приемы обеспечивают формирование готовности разведчиков к действиям в рукопашных схватках с численно превосходящим противником.

В зависимости от принадлежности личного состава к тому или иному виду ВС или роду войск суммарное количество общих и специальных упражнений, включаемых в программы физической подготовки, неодинаково. Количество упражнений изменяется также и с учетом возрастных групп военнослужащих (первая группа — до 30 лет, вторая — от 30 до 35, третья — от 35 до 40, четвертая — от 40 до 45, пятая — от 45 до 50 и шестая — 50 лет и старше).

Среди всех военнослужащих Вооруженных Сил наибольшее количество упражнений изучает личный состав разведывательных подразделений, а наименьшее — офицеры третьей — шестой возрастных групп.

В соответствии с Наставлением по физической подготовке, кроме вышеперечисленных основных средств физического совершенствования военнослужащих, в программы физической подготовки могут включаться упражнения на тренажерах, прыжки в воду, баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол, регби и другие спортивные и подвижные игры, элементы горнолыжной техники и др.

Военнослужащие всех категорий ВДВ, наряду с приемами комплекса РБ-2, а личный состав разведывательных подразделений, наряду с приемами комплекса РБ-3, дополнительно изучают приемы рукопашного боя по специальной программе. В содержание занятий по физической подготовке в разведывательных частях включаются упражнения на «тропе разведчика» и на специальном тренажере. Военнослужащие-женщины в ходе занятий могут выполнять элементы спортивной, художественной и ритмической гимнастики.

Таким образом, в руководящих документах по физической подготовке достаточно жестко регламентируются только основные средства физического совершенствования военнослужащих. Поэтому офицеры — специалисты по физической подготовке и спорту и командиры подразделений могут, проявляя инициативу и творчество, дополнительно использовать любые другие физические упражнения, способствующие формированию и поддержанию физической готовности личного состава к боевой деятельности.

 

§ 3. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

Применение в процессе физической подготовки таких неспецифических средств физического совершенствования военнослужащих, как оздоровительные силы природы, гигиенические факторы, военно-профессиональные приемы и действия, предусмотрено Уставом внутренней службы Вооруженных Сил, Наставлением по физической подготовке и другими руководящими документами.



2015-12-15 1581 Обсуждений (0)
Классификация физических упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация физических упражнений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1581)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)