Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика совершенствования функционального состояния



2015-12-15 1849 Обсуждений (0)
Методика совершенствования функционального состояния 0.00 из 5.00 0 оценок




организма и развития специальных качеств военнослужащих
в процессе физической подготовки

Основная задача физической подготовки применительно к совершенствованию функционального состояния организма военнослужащих — обеспечить эффективное увеличение его адаптационных возможностей, усилить приспособительные реакции всех функциональных систем и органов к специфическим нагрузкам современной боевой деятельности. В развитии большинства адаптационных реакций организма военнослужащих прослеживаются два этапа: срочной, но не совершенной адаптации и совершенной долговременной адаптации.

На первом этапе применяемые в процессе физической подготовки средства и методы должны наиболее эффективно повышать функциональные возможности физиологических систем первой очереди мобилизации, которые включают сердечно-сосудистую систему, системы дыхания и крови. Названные системы в наибольшей мере совершенствуются при работе большой мощности. К ней относятся такие действия, которые человек способен выполнять от 5—6 до 20—30 минут. Основными методами развития указанных систем являются равномерный и переменный.

На втором этапе средства и методы физической подготовки должны использоваться для приспособления самих тканей к эффективному функционированию при пониженном содержании кислорода во внутренней среде, повышения их устойчивости. Наиболее выражено это происходит при выполнении работы субмаксимальной мощности, продолжительность которой должна составлять от 20—30 с до 3—5 мин, и при использовании повторного и интервального методов.

Стимулируя долговременную адаптацию организма военнослужащих, следует иметь в виду исключительно важную закономерность адаптационных процессов — наличие единого механизма приспособления на клеточном уровне к разнообразным факторам. Это дает возможность использовать в тренировочном процессе не только соответствующие беговые упражнения, но и плавание, греблю, передвижение на лыжах, пешие переходы и т.п.

Таким образом, наилучшие возможности для совершенствования функционального состояния организма военнослужащих создают упражнения на общую и скоростную выносливость, связанные с усиленным и достаточно длительным функционированием систем обеспечения организма кислородом, так как они способствуют эффективному совершенствованию одновременно системного и тканевого механизмов адаптации личного состава. Целесообразно применять и упражнения (преодоление препятствий и т.д.), в ходе которых задействуется большая часть крупных мышечных групп, так как именно они являются основными потребителями кислорода.

Необходимость применения подобных упражнений обусловливается еще и следующим обстоятельством. Функциональное состояние организма в наибольшей мере зависит от функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, лимитирующим звеном которой является само сердце. Активность сердца и способность его к напряжению не безграничны. Поэтому должное внимание следует уделять и тренировке «периферических сердец», в роли которых выступают сосуды скелетных мышц, имеющие присасывающе-нагнетательную функцию. Совершенствование микронасосов скелетных мышц происходит только в процессе активной двигательной деятельности. Развитые путем физических упражнений данные микронасосы в последующем участвуют, в кровообращении даже тогда, когда мышечных сокращений нет.

Наряду с совершенствованием неспецифической резистентности (устойчивости) организма военнослужащих к самым разнообразным воздействиям внешней среды, в процессе физической подготовки происходит и целенаправленное развитие у них так называемых специальных качеств — различных форм устойчивости организма к воздействию конкретных неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности. К основным специальным качествам относятся; устойчивость к укачиванию, перегрузкам, кислородному голоданию, вибрации, гипервентиляции, дыханию под избыточным давлением.

Развитие устойчивости к укачиванию. Явления укачивания характерны для многих видов учебно-боевой и боевой деятельности. Устойчивость к укачиванию — это способность организма стойко переносить воздействие ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности: в полете, на корабле, в боевых машинах. Различают 3 типа качки: бортовую, килевую и вертикальную болтанку.

Возникновение явлений укачивания связано с раздражением вестибулярного аппарата и особенно отолитового прибора. При низкой вестибулярной устойчивости у военнослужащих под воздействием ускорений возникают реакции: вестибулярно-вегетативные (тошнота, рвота, учащение или урежение пульса, пот, побледнение или покраснение кожи и др.); вестибулярно-соматические (потеря равновесия, непроизвольные отклонения тела, тремор и др.); вестибулярно-психические (ухудшение мыслительной деятельности, памяти, внимания, восприятия пространственных признаков и др.). У разных лиц проявляется индивидуальная чувствительность к различным видам ускорений.

Большое значение для выработки устойчивости к укачиванию в процессе физической подготовки имеет общее укрепление организма, особенно нервной системы, а также мышц туловища, способных противостоять смещению и деформации органов.

С целью повышения устойчивости военнослужащих к укачиванию целесообразно проводить специализированную тренировку, которая в зависимости от используемых средств и методов может быть активной, пассивной или смешанной.

Активная тренировка сводится к применению специальных физических упражнений (на батуте, подвижном и стационарном гимнастическом колесе и др.) в процессе всех форм физического совершенствования военнослужащих и в ходе самостоятельных занятий. Наиболее часто при выполнении данных упражнений используется повторный метод.

Суть тренировочного эффекта данных упражнений в том, что при их выполнении моделируются соответствующие движения, которые способствуют адаптации к воздействию ускорений на вестибулярный аппарат, воссоздаются ускорения, воспринимаемые отолитовым прибором (по вертикали — вверх и вниз), полукружными каналами (по горизонтали — при поворотах головы влево вправо или круговых вращениях), обеспечиваются и комбинированные ускорения, одновременно воздействующие как на отолитовый прибор, так и на полукружные каналы. Экспериментальным путем установлено, что 5—8-кратное в течение 10—11 дней применение упражнений, связанных с быстрыми движениями головой, может быть весьма эффективным способом повышения устойчивости к укачиванию в короткие сроки.

Пассивная тренировка проводится с использованием специальной аппаратуры (качелей, центрифуг и др.). Под ее влиянием также происходят определенные положительные изменения в реакции организма на вестибулярные воздействия, что в конечном итоге проявляется в повышении устойчивости организма к укачиванию.

Смешанная тренировка основывается на чередовании физических упражнений с тренировкой на специальной аппаратуре. Этот путь наиболее эффективен, ибо он позволяет всесторонне совершенствовать устойчивость военнослужащих к укачиванию.

Упражнения для повышения устойчивости к укачиванию должны выполняться систематически, так как эффект ихвоздействия сохраняется лишь определенное время (после прекращения тренировки он угасает через 50—60 дней). После достижения требуемого уровня устойчивости к укачиванию его можно поддерживать путем 2—3-разового выполнения в течение недели специальных упражнений продолжительностью 2—3 мин.

Развитие устойчивости к перегрузкам. Под перегрузкой понимается величина, показывающая отношение инерционных сил ускорения, действующих на тело военнослужащего, к его массе. Если масса тела становится больше в 2 раза, значит перегрузка двойная (2q), в 3 раза — тройная (3q) и т.д. При воздействии перегрузок в направлении «голова — таз» они называются положительными, в направлении «таз — голова» — отрицательными, в направлении «грудь — спина» — поперечными. По продолжительности воздействия перегрузки могут быть длительными (свыше 15 с), кратковременными (0,5—1,5 с) и ударными (менее 0,5 с). Устойчивость к перегрузкам — это свойство организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения.

Степень воздействия перегрузок на военнослужащих определяется двумя основными факторами — гемодинамическим и нейрорефлекторным. Гемодинамический фактор связан с перемещением массы крови под влиянием ускорения. Например, при положительных перегрузках кровь «отливает» из сосудов головы, груди, сердца в область живота и лог. Из-за ухудшения кровоснабжения мозга возникает неблагоприятное функциональное состояние («серая или черная пелена в глазах», обмороки, нарушение работы сердца). Суть нейрорефлекторного фактора заключается в том, что из-за воздействия ускорений перемещается не только кровь, но и само сердце, желудок, печень, другие органы, что вызывает усиленную центростремительную иннервацию («афферентную бомбардировку») коркового представительства данных органов. Это (по механизмам отрицательной индукции) обусловливает соответствующее изменение нервной деятельности (ухудшение мышления, памяти, внимания, точности движений и др.).

Устойчивость к перегрузкам зависит от общей и скоростной выносливости военнослужащих, степени совершенства специальных защитных реакций организма на действие инерционных сил ускорения, психической готовности к перенесению неблагоприятных ощущений, уровня развития силы мышц брюшного пресса и нижних конечностей, сформированности навыка сочетания грудного типа дыхания с напряжением мышц живота и ног. Все эти свойства достаточно успешно совершенствуются при выполнении упражнений на лопинге, упражнений, связанных с укреплением мышц живота и ног, прыжков, бега на короткие дистанции. В ходе тренировок наиболее часто используются переменный, повторный и соревновательный методы.

Так, при выполнении упражнений на лопинге и моделировании соответствующих перегрузок у военнослужащих вырабатывается система специальных рефлексов, которые проявляются в передаче возбуждения к гладким мышцам, расположенным у кровеносных сосудов, в результате чего резко сужается просвет сосудов, что препятствует перемещению крови при перегрузках. Многократные произвольные напряжения мышц брюшного пресса в процессе занятий по физической подготовке вырабатывают у военнослужащих способность своевременно напрягать эти мышцы и в ходе перегрузок. Тем самым мышцы живота, сжимая сосуды и препятствуя перемещению крови в организме, выступают в качестве своеобразного противоперегрузочного костюма.

Для повышения устойчивости к перегрузкам целесообразно постоянно применять прыжки на батуте, различные акробатические и гимнастические упражнения, особенно висы вниз головой. Они способствуют укреплению сосудов головы (на случай отрицательных перегрузок, когда поток крови стремится от ног вверх), а также, что не менее важно, а в определенной мере позволяют предотвратить различные гемодинамические расстройства, происходящие у некоторых военнослужащих при чрезмерно интенсивных занятиях на лопинге.

Развитие устойчивости к кислородному голоданию.Недостаток кислорода военнослужащие испытывают в период высотных полетов, действий под водой, работы в различных герметизированных объектах. Устойчивость к кислородному голоданию — это способность человека действовать в условиях недостатка кислорода. Снижение парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе влечет за собой недостаточное снабжение кислородом тканей и органов, вызывает различные степени кислородного голодания. Наиболее чувствительными к недостатку кислорода являются клетки головного мозга. Даже незначительное кислородное голодание может снижать работоспособность военнослужащих и их устойчивость к воздействию ряда других неблагоприятных факторов.

Для развития устойчивости личного состава к кислородному голоданию используются: высотная акклиматизация в горах, барокамерная тренировка в «подъемах» на высоту, тренировка в дыхании при повышенном давлении (в наземных условиях) без применения и с применением средств компенсации, целенаправленная физическая тренировка.

В процессе физической тренировки важно обеспечить достаточно длительные нагрузки на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что предопределяет совершенствование физиологических механизмов, способствующих улучшению кислородного обеспечения органов, тканей и систем организма. В этом отношении особенно эффективны бег на различные дистанции, плавание, ходьба на лыжах, спортивные игры. При выполнении указанных упражнений преимущественно используются равномерный и переменный методы тренировки. Эффективно применение таких упражнений и методов тренировки, которые связаны с длительной задержкой дыхания и возникновением кислородного долга. К ним относятся: ныряние в длину и глубину, бег на короткие дистанции, преодоление препятствий и другие упражнения, выполняемые на фоне выраженной кислородной недостаточности. Наиболее выгодны в данном случае интервальный и соревновательный методы.

Целесообразно также использование различных комплексных упражнений, в ходе которых военнослужащие выполняют различные сложнокоординированные действия на фоне полученного от предшествующей нагрузки кислородного долга (например, выполнение комплексов вольных упражнений сразу же после бега на 100 м или приемов рукопашного боя после преодоления полосы препятствий).

Развитие устойчивости к вибрации.Вибрация является одним из наиболее неблагоприятных факторов отдельных видов военно-профессиональной деятельности. Устойчивость к вибрации это способность человека переносить высокочастотные колебания объектов обитаемости или боевой техники.

В ответ на вибрационное воздействие у военнослужащих, как правило, возникает сильное непроизвольное напряжение мышц туловища, фиксирующих все внутренние органы, что предопределяет более полную передачу на них частотных волн, нарушающих нормальное функционирование организма. В случае длительной кумуляции воздействия вибрации могут возникать различные патологические состояния, Преодоление данных воздействий производится путем произвольного и возможно полного расслабления мышц (релаксации). Умение осуществлять произвольную релаксацию обеспечивает заметное гашение вибрационных воздействий на жизненно важные органы. Ненапряженная мышечная масса служит своего рода «мягкой упаковкой» для них.

Для успешного выполнения таких действий необходимо вырабатывать соответствующие навыки. Их формирование осуществляется путем многократного выполнения специальных упражнений в произвольном напряжении и расслаблении мышц при сосредоточении внимания на достижении наиболее полной релаксации.

Для быстрого совершенствования мышечного чувства целесообразно использовать упражнения: в общем напряжении и последующем расслаблении основных групп мышц; в напряжении одних мышц при одновременном расслаблении других; в последовательном расслаблении и напряжении мышц (с ног до головы и обратно); в выполнении общей релаксации в положении лежа и сидя и др.

Такие упражнения поочередно включаются в содержание подготовительной и заключительной частей занятий по физической подготовке. В подготовительной части они обычно выполняются 2—3 минуты переменным методом, а в заключительной части тренировки повторным, методом доводятся до автоматизма.

Методика совершенствования показателей
физического развития военнослужащих в процессе
физической подготовки

Изменение морфологических признаков военнослужащих под влиянием физических упражнений является отражением основной биологической закономерности — взаимосвязи формы и функции, взаимообусловленности морфологических и функциональных особенностей организма. Невозможно развивать физические и специальные качества, формировать двигательные навыки, не добиваясь положительных изменений в организме на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях. Строго говоря, мы ведь, например, развиваем не силу человека, а те соответствующие его органы и системы, которые и обеспечивают возможность проявления силовых качеств.

Вместе с тем, развитие различных антропометрических показателей военнослужащих в процессе их физического совершенствования является отчасти и самоцелью. Это предусмотрено одной из задач физической подготовки.

Укрепление костно-мышечной системы и улучшение пропорций тела.Методически грамотное выполнение физических упражнений и рациональное использование других средств физической подготовки в значительной мере способствуют укреплению костно-связочного аппарата и мышц военнослужащих, а также улучшению пропорциональности их тела.

Интенсивные физические упражнения, целенаправленно влияя на цикл самообновления костных клеток, позволяют поддерживать этот процесс на определенном уровне, создавая тем самым оптимальные условия для синтеза и преобразования внутриклеточных структур костной ткани.

При систематическом физическом совершенствовании военнослужащих в их костной системе происходит ряд положительных изменений: наблюдается увеличение прочности костей, их упругости и плотности; меняется форма костей; в местах прикрепления сухожилий мышц образуются гребни, бугры, шероховатости, тесно связанные с развитием мышц; утолщается надкостница; увеличиваются компактное и губчатое вещества; несколько уменьшается костномозговая полость. Для укрепления костной системы человека наиболее эффективны динамические упражнения, связанные с большими физическими нагрузками (упражнения с тяжестями, прыжки в длину и высоту, многоскоки и др.). Существенная структурная перестройка костей и связок возможна лишь через 1—1,5 года систематических занятий физической подготовкой и спортом.

В результате выполнения физических упражнений, в особенности силовых, происходит существенное увеличение объема (гипертрофия) мышечной ткани, соответственно изменяется и телесный облик человека. Это связано с тем, что в ходе интенсивной мышечной деятельности силового, а в ряде случаев и скоростно-силового) характера наблюдается снижение количественного состава белков работающих мышц. В период же отдыха осуществляется восстановление и сверхвосстановление (суперкомпенсация) содержания белков, что, в конечном счете, и приводит к росту мышечной массы.

Силовые упражнения, применяемые с целью увеличения мышечной массы, должны, во-первых, вызывать достаточно большое, но не предельное мышечное напряжение; во-вторых, быть настолько кратковременными, чтобы энергетическое обеспечение осуществлялось за счет анаэробных механизмов, и в то же время настолько продолжительными, чтобы обменные процессы активизировались в достаточной степени. Наиболее существенное увеличение объема мышц происходит при использовании повторного метода тренировки. Избирательно воздействуя на различные группы мышц, и изменяя их рельеф, можно существенно улучшить пропорциональность тела и его частей, устранить выраженные недостатки во внешнем облике военнослужащих.

Под пропорциями человеческого тела понимаются соотношения его размеров (продольных, поперечных, переднезадних) и окружностей, а также соразмерность отдельных его частей. Важное значение для соблюдения нормальных пропорций тела военнослужащего имеет величина его собственного веса, соотношение ее с мышечной массой, размерами скелета и толщиной жировой прослойки. Возникновение избыточного веса, т.е. массы тела, превышающей допустимые значения, не только ухудшает телесные характеристики, но и довольно отрицательно сказывается на физической работоспособности военнослужащих.

Избыточный вес чаще всего возникает из-за несоответствия между питанием человека и его энергетическими затратами. Он обусловлен постепенным накапливанием жировой ткани в подкожной области. Для того чтобы нормировать массу тела, необходимо использовать длительные упражнения умеренной интенсивности — ходьбу, бег на длинные дистанции, марш-броски и марши на лыжах, лыжные гонки, греблю, плавание, применяя при этом равномерный или переменный методы тренировки. Под влиянием таких упражнений углеводные запасы в организме постепенно исчерпываются, и организм начинает использовать жиры.

Наряду с упражнениями аэробного характера можно использовать и интенсивные локальные упражнения для отдельных групп мышц (прежде всего для брюшного пресса). Многократное их выполнение (особенно методом «до отказа»), вызывая интенсивное потоотделение и другие реакции организма, также в определенной степени способствует профилактике избыточного веса. Однако энергозапрос в ходе таких упражнений относительно невелик и существенного снижения веса не происходит. Стремясь к нормализации массы тела, надо возможно шире использовать естественные факторы природы, оказывающие стимулирующее влияние на обменные, в частности окислительные, процессы в организме.

Похудение не надо форсировать. Снижение избыточного веса за месяц не должно превышать 3—4 кг. Очень вредно сгонять вес путем кратковременных интенсивных тренировок, особенно если военнослужащие не занимаются систематически физическими упражнениями.

Совершенствование осанки. В осанке находят свое отражение многие антропометрические особенности военнослужащих. Осанка — это комплекс качеств и навыков, обеспечивающих выгодную для жизнедеятельности человека общую позу и положение его тела в пространстве. Внешне она выражается в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. Рациональная осанка характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического или динамического равновесия и создает наиболее благоприятные условия для функционирования организма и различной деятельности. Специфическое требование к осанке военнослужащих — это их молодцеватость и подтянутость. Основными антропометрическими проявлениями осанки являются взаимное расположение частей тела (головы, туловища и ног) в сагиттальной плоскости и профиль позвоночника (величины изгибов в шейном, грудном и поясничном отделах).

Та или иная осанка определяется строением скелета, особенностями связочного аппарата, силами эластического сопротивления тканей, соединяющих кости скелета, активными мышечными силами, способностью ощущать и фиксировать положение звеньев тела в пространстве, сформированностью необходимых тонических установочных рефлексов.

Совершенствование осанки военнослужащих в процессе занятий физическими упражнениями, прежде всего, заключается в формировании и последующем закреплении навыка рациональной «основной стойки». Эта задача решается, как правило, в единстве с освоением различных двигательных навыков и развитием физических качеств. Главным в ней является создание у военнослужащих достаточно ясного представления о наилучшей осанке и многократного практического «прочувствования» ее в ходе занятий по физической подготовке. Наряду со словесными и наглядными методами в этих целях используется повторный метод — несколько раз повторяемое соблюдение рациональной позы, принудительно заданной с помощью различных ограничителей и ориентиров.

Учитывая, что общее распределение тонуса мышц, обеспечивающих сохранение позы, существенно зависит от шейно-тонических установочных рефлексов, важно при выполнении всех физических упражнений особое внимание обращать на правильное положение головы в вертикальной стойке (височная линия практически параллельна горизонтали, шея выпрямлена, но не слишком напряжена, плечи развернуты и т.д.).

Весьма эффективны для формирования и закрепления рациональной осанки строевые приемы, вольные и общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии, значительная часть из которых специально предназначена для этого. Немаловажную роль в данном отношении играют принятые в системе физического совершенствования военнослужащих правила соблюдения исходных и заключительных положений при выполнении ряда гимнастических упражнений, а также оптимальное варьирование нагрузок и чередование их с отдыхом.

Развитие гибкости.Гибкость имеет важное значение для проявления и совершенствования всех двигательных качеств военнослужащих. Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В гибкости проявляется целый ряд морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата, определяющих степень подвижности его звеньев. Различают активную гибкость (проявляемую за счет собственных мышечных усилий) и пассивную (проявляемую путем приложения к движущейся части тела человека внешних сил — силы тяжести, усилий партнера и т.д.). Гибкость в основном зависит от особенностей строения суставов, эластичности мышц и связок. Наибольшее значение для военнослужащих имеет подвижность позвоночника, тазобедренных и плечевых суставов,

Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание). Они делятся на активные и пассивные: в активных увеличение подвижности в каком-либо суставе достигается за счет сокращения мышц, проходящих через этот сустав; в пассивных используются внешние силы.

Активные упражнения могут быть однофазными и пружинистыми (например, сдвоенные и строенные наклоны), маховыми и фиксированными, с отягощениями и без них, а также статическими, при выполнении которых сохраняется неподвижное положение тела или его частей в условиях максимальной амплитуды.

Мышцы человека сравнительно малорастяжимы. Если пытаться увеличить их длину в одном движении (к примеру, сделав максимальный наклон вперед), то эффект будет очень незначителен. Однако от повторения к повторению воздействие упражнения возрастает и, если сделать несколько десятков наклонов, увеличение амплитуды становится вполне заметным. Поэтому упражнения на растягивание выполняются сериями по несколько повторений в каждой, т.е. с преимущественным использованием повторного илиинтервального методов тренировки.

Выполняя упражнения на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно. Темп движений с небольшой амплитудой (махов ногами, рывков руками и т.д.) должен составлять примерно 60 раз в минуту, других движений (например, наклонов туловища) — 40—45 раз в минуту. После упражнений на растягивание целесообразно проделать несколько действий на расслабление мышц.

В каждом занятии упражнения на растягивание следует выполнять до появления легкой болезненности, что является сигналом к прекращению работы. Они дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день. К началу выполнения упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться — до появления пота. Достигнутое за счет этих упражнений увеличение подвижности в суставах (так называемый разминочный эффект) держится относительно недолго: при комнатной температуре — около 10 минут. Увеличить это время можно, уменьшив отдачу тепла (надев тренировочный костюм). Активные упражнения в целом более эффективны, чем пассивные.

Гибкость следует развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений и действий. При этом диапазон гибкости должен несколько превосходить ту максимальную амплитуду, с которой выполняется движение (создание «запаса гибкости»). Гипертрофированное же развитие гибкости у военнослужащих не оправдано, ибо оно нарушает гармонию телесного развития и вступает в противоречие с задачами военно-профессиональной деятельности.

Таким образом, комплексное применение различных методов развития военнослужащих в процессе физической подготовки обеспечивает совершенствование физических и специальных качеств, улучшение функционального состояния их организма и прогрессивное изменение антропометрических показателей.

 

§4. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Решение воспитательных задач в процессе физического совершенствования военнослужащих осуществляется с помощью достаточно большого числа специфических методов. Каждый метод воспитания включает в себя несколько характерных для него приемов, обеспечивающих перестройку сознания и поведения военнослужащих в определенном направлении. Выбор тех или иных методов воспитания обусловливается логикой воспитательного процесса, уровнем подготовленности занимающихся и руководителей занятий, особенностями форм физической подготовки, спецификой: конкретных педагогических ситуаций.

Характеристика методов воспитания военнослужащих
в процессе физической подготовки

К основным методам решения воспитательных задач в процессе физической подготовки относятся: убеждение, пример, упражнение, поощрение, принуждение. При этом широко используются воздействие коллектива, соревнование, а также объективная оценка сдвигов в воспитываемых качествах.

Метод убеждения занимает ведущее место в воспитании военнослужащих. Сущность его заключается в целенаправленном и аргументированном воздействии на сознание, чувства и волю воспитуемых. Главенствующее положение этого метода определяется тем, что он дает возможность формировать у военнослужащих твердые морально-нравственные убеждения, высокие мотивы служебной деятельности и общественной работы; помогает мобилизовать личный состав к действиям в сложных ситуациях, добиваться устойчивых показателей в боевой учебе, дисциплине, в выполнении задач физической подготовки; позволяет влиять на общественное мнение, сплачивать воинский коллектив; может побуждать личный состав к самовоспитанию, сознательному совершенствованию своих качеств и навыков.

Метод примера характеризуется воздействием поступков одних людей на сознание и поведение других. По своей сущности он выражает реализацию естественной склонности человека к подражанию. Задача воспитания — стимулировать военнослужащих к подражанию положительному примеру, оказывать помощь в выборе образца для подражания.

Метод упражнения пронизывает весь процесс физического совершенствования военнослужащих. Его сущность заключается в сознательном и многократном повторении рациональных поступков и действий. Главная цель данного метода — формирование и закрепление привычек цивилизованного и высоконравственного поведения, воспитание способности успешно действовать в условиях, требующих существенного напряжения соответствующих психических функций.

Метод поощрения основывается на моральном и материальном стимулировании положительных усилий и достижений военнослужащих в решении поставленных перед ними общественно значимых задач. Правильное использование данного метода помогает военнослужащим закрепить все то хорошее, что имеется в их характере и поведении, настойчиво бороться со своими недостатками.

Метод принуждения выражается в применении таких мер воздействия на военнослужащих, в создании им таких условий, при которых они помимо своего желания будут обязаны подчиняться предъявляемым к их поведению требованиям. Он реализуется путем отдачи соответствующих приказов, приказаний, указаний, доведения сведений о неблаговидных поступках военнослужащих до воинского коллектива и общественности, лишения присвоенных ранее спортивных званий и разрядов, применения дисциплинарных мер воздействия и др.

Воздействие коллектива на воспитание у военнослужащих морально-политических и психических качеств осуществляется в основном через общественное мнение, которое формируется в ходе военно-профессиональной деятельности. Чтобы коллектив мог выполнять воспитательные функции, решать воспитательные задачи, необходимы: во-первых, положительное отношение большинства военнослужащих к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, постоянная требовательность коллектива к каждому отдельному его члену; в-третьих, широкое развитие в подразделении критики и самокритики, направленной на искоренение недостатков; в-четвертых, наличие ситуаций, способствующих возникновению необходимости воздействия коллектива на отдельных воинов.

Соревнование является одним из наиболее мощных способов активизации воспитательного потенциала занятий по физической подготовке. Умелое его использование, существенно интенсифицирует процесс физического совершенствования военнослужащих, в то же время служит и своеобразным катализатором усиления воспитательных воздействий на личный состав.

Объективная оценка сдвигов в воспитываемых качествах занимает особое место в целенаправленном воспитании военнослужащих в процессе физической подготовки. Такая оценка, являясь критерием успешности воспитательного процесса, в то же время дает возможность всем воинам сделать вывод о том, что их напряженный ратный труд приносит свои плоды, материализуясь в улучшении соответствующих качеств и навыков. Своевременная оценка тех или иных успехов воинов способствует дальнейшему повышению их активности на занятиях по физической подготовке и спорту.

Воспитательное воздействие на военнослужащих занятий по физической подготовке может быть общим и специфическим. Общее заключается в совершенствовании у личного состава армии и флота различных морально-политических и психических качеств, специфическое — в формировании у военнослужащих твердой убежденности в важном значении физической подготовки для повышения боеспособности войск, в привитии им потребности в систематическом выполнении физических упражнений. Каждое из этих направлений основывается на использовании соответствующих методов воспитания.

Методика воспитания морально-политических и психических

качеств военнослужащих в процессе физической подготовки

Для совершенствования морально-политических и психических качеств личного состава армии и флота в ходе физической подготовки успешно используются все основные методы воспитания.

Конкретными путями использования метода убеждения при проведении практических занятий и тренировок по физической подготовке и спорту являются: постановка учебных задач занятия с подчеркиванием их значимости для формирования нравственных и других черт личности; постановка конкретных воспитательных задач перед отдельными частями занятия и перед выполнением соответствующих упражнений, подчеркивание воспитательного значения упражнений; создание конкретных воспитывающих ситуаций с последующим разъяснением личному составу их воспитательного значения; разъяснение норм поведения в связи с особенностями выполнения тех или иных физических упражнений; экспресс-информации о спортивной жизни и спортивных событиях, имеющих воспитательное значение; микрорассказы о нравственных и волевых поступках воинов-спортсменов; экспресс-беседы по вопросам морально-политической и психологической подготовки военнослужащих; постоянная оценка поведения занимающихся; индивидуальные указания по соблюдению норм поведения, в том числе спортивной этики; использование воспитывающих ситуаций при подведении итогов занятия.

Успешность применения метода убеждения обусловливается: конкретностью воспитательных воздействий (не вообще убеждать во всех нравственных ценностях, а выбирать главное звено с учетом конкретной ситуации); аргументированностью суждений (подбирать неоспоримые факты, связанные с реальной жизнью, вскрывать противоречия в противостоящих позициях, избегать бездоказательного декларирования); эмоциональной окраской восприятия (до тех пор, пока информация не затронет эмоциональную сферу, не будет связана с личными переживаниями, она не сможет стать надежной базой формирования прочных убеждений); индивидуализированностью способов общения (все внешние воспитательные воздействия преломляются через индивидуальные внутренние особенности сознания во



2015-12-15 1849 Обсуждений (0)
Методика совершенствования функционального состояния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика совершенствования функционального состояния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)