Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму



2015-12-13 528 Обсуждений (0)
Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму 0.00 из 5.00 0 оценок




Болезнь табу или страдание навязчивостью.

Люди, создавшие себе индивидуальное запрещение табу и также строго их соблюдающие, как дикари соблюдают общие у всего их племени или общества запреты, - «страдающие навязчивостью».

Самые близкое и бросающееся в глаза сходство навязчивых запретов (у нервнобольных) табу состоит в том , что эти запрещения также немотивированные и происхождение их загадочно. Внешняя угроза наказанием излишня, потому, что имеется внутренняя уверенность (совесть) , что нарушение приведет к невыносимому бедствию.

Главным и основным запрещением невроза является, как и при табу, прикосновение.

Часть запрещений сама собой понятна по своим целям, но с другая ,напротив, кажется непонятной, нелепой, бессмысленной. Также запрещения мы называем церемониалом и находим, что такие же различия проявляют и обычаи табу.

Навязчивые запрещения, словно зараза, распространяются какими угодно путями с одного объекта на другой. И с ним также никому не следует приходить в соприкосновение.

Отличие навязчивых людей от табу в возможности преодоления их. Например распространённый обряд - омовение водой.

Сходства табу и навязчивости:

· Немотивированность запретов

· Утверждение, благодаря внутреннему убеждению

· Заразность

· Они становятся причиной церемониальных действий

 

История болезни в типичном случае страха прикосновения гласит: в самом раннем детстве проявляется сильно чувство наслаждения от прикосновения. На него был поставлен запрет, но он не уничтожил влечение, которое перешло в бессознательное. И запрещение, и влечение сохранились. Имело место незаконченное положение, создалась психическая фиксация, и из-за постоянного конфликта между запрещением и влечением вытекает все остальное. Это можно назвать амбивалентным отношением индивида к объекту, в данном случае действию. Противоположность обоих течений невозможно примирить прямым путем, потому что они не могут перейти в непосредственное соприкосновение. Удовлетворение влечения постоянно переносится с одного объекта на другой , чтобы избегнуть изоляции , в которой находиться, и старается вместо запрещенного найти суррогаты, замещающие объекты и действия.

Табу наложено извне . Направлено табу на сильнейшие вожделения человека. Мотивировка табу бессознательна . Присутствует амбивалентная направленность по отношению к табу. Но страх у них сильнее наслаждения.

Опасное свойство табу это способность раздразнить амбивалентность человека и искушение нарушить запрет. А всякий пример заражает желанием подражать. Опасность нарушения табу в том, что ы заменим сознательные душевные движения бессознательными желаниями.

Приписываемая табу чародейственная сила сводиться к способности, вводить в искушение Искупление посредством воздержания за нарушение табу доказывает, что в основе соблюдения табу лежит воздержание.

Обращение с врагами.

Предписания после убийства:

· Примирение с убитым

· Самоограничение

· Покаяние и очищение убийцы

· Совершение церемониала

Дикие племена находятся во власти суеверного страха перед духом убитых, страха не чуждого классической древности. Мы видим в них выражение раскаяния, высокой оценки врага и угрызение совести за лишение жизни. Аскетический образ жизни в течении некоторого времени после прихода в деревню нередкое явление в качестве самоограничения. Он включает в себя временные проживание в отдельной хижине, избегание семьи и друзей и запрещение прикасаться еде, в следствии чего убийцу кормит другой специальный человек, также имеющий особые ограничения. Самый распространенный способ очищения – омовение водой. Также обязательно ношение траура.

Табу властителей.

Властитель, как обладатель огромной силы , становится табу, как и все его вещи. Так как подданные не смогут удержать такую силу. Властителей чрезвычайно оберегают и представляют всевозможные блага. За это властитель должен защищать свой народ. Ежели он этого не выполняет, то его могут изгнать, предать наказанию или убить. Такой король живет ограниченный системой церемониалов и этикетов, запутанный в сеть обычаев и запрещений, цель которых не в том, чтобы возвысить его достоинства, или увеличить его благополучие, во всем этом сказывается намерение удержать его от шагов, которые могли бы нарушить равновесие в природе и вместе с тем погубить себя, народ, вселенную. Эти предписания уничтожают его свободу и делают его жизнь тягостной и мучительной.

Другой образ отношения народов к своим властелинам – наделения власти и значимости человека, чтобы тем легче возложить на него ответственность за все неприятное, что случается с подданными. Прообразам того, что параноик конструирует в бреде преследования являются отношения ребенка к отцу. Подобного рода всемогущество всегда приписывается отцу в представлении сына, и оказывается что недоверие к отцу тесно связано с его высокой оценкой.

Церемониал табу кажется нам настоящей параллелью навязчивых действий невроза , в которых подавленное влечение и подавляющая его сила в одновременном и обще удовлетворении. Таким образом церемониалом табу королей, являющейся выражением их высшего почета и защиты, представляет в сущности наказание за их возвышение, акт мести, который совершают над ними подданные.

Табу мертвецов.

Мертвец это и могучий властелин и враг. Тот кто прикасается к трупу временно становится табу. Эти руки ни к чему не должны прикасаться. Вдовы и вдовцы также становятся табу , так как возле них витает дух умершего, а также они могут вызвать искушение как свободные люди, что может разгневать духа. Нельзя произносить имя умершего. Можно сразу после смерти поменять его имя, ведь табу было связано с прежним. В племени имя меняется у тесок с умершими , а кое-где не только у тесок : меняется также название всего, с чем как-то было связано имя покойника. Такой церемониал очень утруднил изучение истории этих народов. Но и есть обычай возрождать имена , давая их новорожденным, в лице которых видят возрождение мертвых. Племя боится возвращение духа, потому воспринимают имя как заклинание . В следствии семья переодевается , что бы дух их не узнал, а также меняют имя не только покойнику но и себе.

Есть у племен поверье, что души после смерти становятся демонами. Мертвецы хотят заманить людей за собой. Люди чувствуют себя спокойней, если их с мертвецами разделяет вода, поэтому хоронили трупы на другом берегу реки. Так появилось выражение «по ту сторону». С течением времени враждебность мертвецов ограничивается только категорией, которой приписывают особое право на озлобление.:

· У битым, преследующим своих убийц

· Умершим в тоске по кому-нибудь

Вестермарк объяснил столь разительную перемену в чувствах умерших тем, что жизнь прекращается только при убийстве(магией или рукоприкладством) и душа гневается на свою долю, тоскует по близким и по своей жизни., потому и пытается их умертвить, чтобы соединиться с ними.

У невротиков при потере любимого человека возникают навязчивые упреки , особенно если в глубине души было желание, удовлетворенное смертью , они бы и причинили смерть, если бы обладал для этого достаточной силой. Классический пример амбивалентности чувств.

Если предположить, что у дикарей присуща в той же мере, что и у невротиков амбивалентность, вполне понятно, что после тяжелой потери становится неизбежной такая же реакция скрытой бессознательной враждебности. Тогда человек проектирует скрытую ненависть к живому в открытую ненависть к его духу.

Дикари не видят разницы между насильственной и естественной смертью. Создается конфликт чувств ненависти к покойнику.

До того примитивные люди посредство проекции внутренних восприятий во вне создали картину внешнего мира .

В душевных движениях примитивных народов приходиться вообще допустить большую степень амбивалентности, чем ту, которую мы можем найти у современного культурного человека. По мере уменьшения этой амбивалентности постепенно исчезает также табу , являющегося компромиссным симптомом амбивалентного конфликта .

Табу : святой и нечистый , само по себе служит для обозначения определенной амбивалентности . Запрет табу есть результата амбивалентности чувств.

Понимание табу проливает свет на природу и возникновение совести. Совесть табу представляет собой вероятно самую древнюю его форму. «Совесть» - то, что известно. Она представляет собой внутреннее восприятие недопустимых известных имеющихся у нас желаний и она и она не нуждается ни в каких доказательствах. Табу есть веление совести , нарушение его ведет за собой ужасное чувство вины. Итак одно составляющее внутренне противоречивой пары бессознательно вытеснено , благодаря насильственному господству другого.

«Совестливый страх» от бессознательного источника . Если желание подвергается вытеснению, их либидо превращается в страх. В этом чувстве неизвестным и бессознательным остаются мотивы осуждения.

Этому неизвестному соответствует признание страха в чувстве вины. Табу это только запрет. Запрещение становится излишним как табу, но совесть необъяснима, а зависимость между табу и неврозами отпадает.

Искушение убивать сильнее и встречается чаще и если открыть в навязчивости невротиков меры предосторожности и самонаказание против импульса убивать , то там, где имеется запрещение должно скрываться желание. Значит желание убивать бессознательно и табу не излишне, они объясняются и оправдываются амбивалентной направленностью импульса убивать. Табу не невроз ,а социальное явление.

 

Признаки невроза:

· Невротик альтруист(боится не за себя, а за самого дорогого человека). Но в основе запрещение всегда лежит злобное душевное движение – желание смерти - по отношению этому лицу. Со временем желание смерти сменяется его страхом.

· Боязнь прикосновений (преобладающее участие сексуальных влечений над социальными) При неврозе дело всегда идет о запрещении сексуального прикосновения, а психоанализ показал, что что влечения, которые при неврозе отклоняются о первичной своей цели и переносятся другие , имеют сексуальное происхождение.

 

 

4. Анимизм, магия и всемогущество мысли.

 

Анимизм – учение о представлениях о душе в широком смысле – о духовных существах вообще.

Аниматизм – учение об одушевленности неодушевленного.

Одинаковые анимистические представления одинаково появились у самых различных народов и в разные времена. Вундт полагает, что эти представления являются необходимым психологическим продуктом мифотворческого сознания и примитивный анимизм может считаться духовным выражением естественного состояния человека. Всеобщей тенденцией человеческого рода является стремление понимать всякое существо как себе подобное и переносить на каждый объект такие качества , с которыми он сам хорошо знаком и что о знает лучше всего.

Анимизм - философская система. Человечество создало три философских системы, три великих мировоззрения: анимистическая, религиозная и научная. Первым из них явилось анимистическое , может быть самое последовательное и исчерпывающее, полностью объясняющее сущность мира.

Из-за необходимости овладеть миром рука об руку с анимистической системой идет и указание , как поступать , чтобы получить власть над людьми, животными, предметами и их душами – магия и колдовство.

Если пренебречь неточностями языка, колдовство – это искусство влиять на души, а магия – это нечто другое, она в сущности игнорирует духов и пользуется особыми средствами влиять на все.

Принцип магии – ошибочное выдвигание идеального перед реальным.

Принцип на примерах:

1.Магическая группа – Вуду, заклинание дождя и плодородия. Главное в этой групп имитативность и гомеопативность. Потому это имитативная магия.

2. магическая группа - магия на единицу человеческого организма (в том числе и каннибализм) и имя. Сходство в этом примере очевидно заменяется принадлежностью к одному и тому же - субъекту. Это контагиозная магия. В ней действует уже не сходство, а связь в пространстве, соприкосновение.

Объяснение безумства магических предписаний заключается во власти ассоциации идей. Мотивы, заставляющие прибегать к магии, - это желание человека. Принцип, господствующий в магии, в технике анимистического образа мысли, состоит во «всемогуществе мыслей»Во всемогуществе мыслей имеется ввиду ощущения человека, будь то он обладает могуществом с помощью мысли влиять на окружающих.

Истерик повторяет в своих припадках и фиксирует в симптомах переживания имевшие место лишь в его фантазии, хотя в конечном итоге эти фантазии сводятся к реальным событиям или построены на них.

История человеческих миросозерцаний :

· Анимистическая фаза

· Религиозная

· Научная

В анимистической фазе человек сам себе приписывает это всемогущество; на религиозной он уступил его богам, но не совсем серьезно отказался от него, потому что сохранил за собой возможность управлять богами по своему желанию разнообразными способами воздействия. В научном миросозерцании нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и в самоотречении подчинился смерти.

При ретроспективном исследовании либидиозных стремлений выяснилось различие между стадией аутоэротизма (в которой компонент сексуальности стремится каждый в отдельности к наслаждению и находит удовлетворение на собственном теле) и стадией выбора объекта .При дальнейшем исследовании образовалась промежуточная стадия – стадия нарциссизма (где влечения уже слились на объект не внешний, а собственный)

У примитивного человека мысли сексуализированы, а отсюда вера во всемогущество мысли. И если проводить параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидиозного развития, то : анимистическая фаза за ней нарциссизм потом религиозная фаза затем ступень любви к объекту (привязанность к родителям).

В одной только области всемогущество мысли сохранилось – в области искусства.

Первое теоретическое произведение человека – создание духов – возникло из того же источника, что и первые нравственные ограничения, которым он подчиняется из предписаний табу. Существенная часть нашей психической структуры находит свое отражение и возрождение в создании путем проекции духов. Она рассматривает лицо или вещь, как нечто дуалистическое. Он идентичен тому дуализму который является в обычном для нас разделении на дух и тело. Во внешнюю реальность проецируются одновременно бессознательные и сознательные душевные процессы.

 

 

5. Инфантильное возвращение тотема

 

Тотемизм, как система занимающая у некоторых примитивных народов религию и образующую социальной организации. Тотем отличается от фетиша тем, что никогда не состоит из единственной вещи, а из целого рода вещей, животных, птиц, растений.

Виды тотема:

· Тотем племени

· Половой тотем

· Индивидуальный тотем

Понятие тотема оказывается решающим для расчленения племени и его организации. Предмет тотема это имя племени и родоначальник семьи. Самая важная социальная сторона тотема это отношения групп между собой, м , ярко выраженная экзогамия .

 

Теории происхождения тотемизма:

 

a. Номиналистическая

b. Социалистическая

c. Психологическая

 

 

а. Номиналистическая теория

Тотемы произошли из обозначения гербов, посредством которых семьи и племена стремились отличится друг от друга. Ядро тотемизма наименование является следствием примитивной техники письма. Характер тотема соответствует легко изображаемым письменным знакам. Но раз дикари носили имя животного, то они пришли к мысли о родстве с ним.

 

b. Социалистическая

Тотем является представителем социальной религии этих народов. Он олицетворяет общественность, являющуюся настоящим предметом почитания. Тотемизм пошел от того вида, что ели дикари. Церемониал увеличения популяции тех животных которых они едят со временем трансформировался в поклонение определенному зверю. Так как ни один зверь не поедает себе подобных появилось табу об употреблении в пищу зверя тотема, то есть себе подобного.

 

с. Психологическая

Вера во внешнюю душу. То есть тотем должен был представлять собой верное убежище для души, куда она переместится во избежание опасности. Если примитивный человек прятал свою душу в тотем, и вполне логично, что он не стал уничтожать носителя своей души. А так как он не знает в каком представителе животного тотема находиться его душа, то он щадит весь род зверя.

 

Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму

В последствии размышлений появляется мысль, что экзогамия и тотемизм совершенно различны по происхождению и природе , хотя и смешиваются между собой в некоторых случаях.

Нам не известно происхождение боязни инцеста и мы даже не знаем , что об этом предполагать.

 

Зачатки тотемизма можно увидеть у маленьких детей которые видят животных как себе равных. Чувствуя страх перед отцом ребенок сопоставляет его с животным. Часто эти чувства амбивалентны, так как уже существует нежность и уважение к отцу, но и обиду за наказания. Если заменить слово тотем-животное на мужчину-отца то увидим два главных запрета тотемизма: не убивать тотема и не иметь половых связей с женщиной твоего тотема – на лицо действия Эдипа, убившего своего отца и взявшего в жены свою мать. В этом случае нам удается доказать, что тотемическая система произошла из условного комплекса Эдипа.

Если отождествлять тотемизм с каннибализмом, то обуславливаясь с амбивалентностью чувств , убивая животное тотема то есть отца , дикари утоляют свои желания но и оплакивает родственника. Такой себе «синдром позднего послушания». Также из осознания вины сына создает два основных табу тотемизма отказавшись от плодов тотема и от его женьщин.



2015-12-13 528 Обсуждений (0)
Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Происхождение экзогамии и ее отношение к тотемизму

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)