Психические состояния спортсменов на актуальных отрезках спортивной деятельности
психическое состояние - это специфическое, характерное для определенного актуального отрезка деятельности соотношение и взаимодействие этих компонентов на определенный период времени. Оно выступает как временно возникающая система, направленная на достижение определенного результата. В сознании, как в высшей форме психики человека, представлены всегда два аспекта - переживание и знание. Переживаниеявляется ключевым понятием в понимании психического состояния, так как это реакция субъекта на какие то объективные обстоятельства, она может быть связана и ситуацией жизнедеятельности, и с эмоциями, и с потребностями, и с волевым усилием, а следовательно и с произвольным вниманием и произвольной памятью. Под влиянием состояния перестраивается структура индивидуального сознания, меняется субъективный вес тех или иных событий в тренировке или соревновании, нарушается логика, трансформируется смысл явлений. Чем интенсивней аффективное содержание состояния, тем отчётливее меняется направленность сознания, приобретая характер аффективно-персеверативного реагирования на ключевой раздражитель. В спортивной деятельности объективными обстоятельствами являются особенности конкретного вида спорта, этапы подготовки, уровни обученности и тренированности, особенности соревновательной деятельности, степень одаренности спортсмена. Системно реагируя на них, спортсмен переживает различные психические состояния. Жизнь спортсмена - это непрерывная череда разнообразных психических состояний. Однако все они имеют одну ярко выраженную индивидуальную особенность - являются текущей модификацией психики данной личности. Пути предотвращения и средства регуляции неблагоприятных психических состояний спортсмена.
Приведём практические рекомендации тренерам и спортсменам по предотвращению неблагоприятных психических состояний в тренировочных условиях и в соревновательной деятельности. Тревожность Для предотвращения состояния тревожности у спортсменов рекомендуется: • развитие волевых качеств (решительности, уверенности, самообладания); • обеспечение спортсмена перед соревнованием необходимой информацией для принятия решений; • формирование у спортсменов адекватной самооценки; • развитие у спортсменов эмоциональной устойчивости; • сбалансирование уровня притязаний с возможностями спортсмена; • обеспечение страховки при выполнении упражнений и эмоциональной поддержки перед стартом. Фрустрация Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании спортсменом успеха в деятельности, если достигнуть его не удаётся, то для предотвращения этого состояния необходимо; • предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой; • предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой; • сбалансирование уровня притязаний у спортсмена с его возможностями на данный момент; • избегание повторных неудовлетворений спортсмена при разучивании сложных упражнений, при выступлении на соревнованиях; • снижение эмоциональной возбудимости спортсмена; • развитие волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости). Монотония Для предотвращения этого состояния рекомендуется: • разнообразие содержания тренировочных занятий; • включение элементов новизны в тренировочные занятия; • проведение тренировочных занятий в меняющихся условиях, на различных спортивных базах; • проведение тренировочных занятий самостоятельно, без контроля со стороны тренера; • усиление мотивации занимающихся; • установление поэтапных целей, разбивая тренировочное задание на серии; • увеличение темпа работы на занятиях; • чередование выполняемой работы на тренировочном занятии. Психическое пресыщение Состояние пресыщения может возникать вслед за монотонней и развиваться самостоятельно. Основной путь предотвращения психического пресыщения – правильно организованный тренировочный процесс при использовании различных форм переменности: волнообразной, ударной, маятникообразной. Тренер должен контролировать ответную реакцию организма на тренировочную нагрузку и при первых появлениях признаков монотонии и психического пресыщения пересмотреть содержание занятия. Страх В качестве основных мер для предотвращения состояния страха рекомендуется: • обязательное соблюдение в тренировочном процессе принципов доступности, последовательности, алгоритмизации обучения; • учёт степени готовности (физической, координационной, психической) перед разучиванием сложных новых упражнений; • развитие волевых качеств у спортсменов (смелости, решительности, уверенности); • предупреждение травматизма на занятиях и соревнованиях; • использование внушения и самовнушения перед выполнением опасных упражнений, перед встречей с сильным соперником. Стресс Для предотвращения возникновения у спортсмена стрессового состояния рекомендуется: • исключение чрезвычайных внешних раздражителей, внешних грубых воздействий, высоких физических и психических нагрузок перед стартом; • сбалансирование притязаний спортсмена с его возможностями; • развитие волевых качеств у спортсменов (уверенности, решительности, самообладания); • исключение чрезмерного внешнего стимулирования спортсменов перед соревнованиями; повышение у спортсменов устойчивости к стрессу.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (644)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |