Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Послесоревновательные психические состояния спортсменов



2015-12-13 729 Обсуждений (0)
Послесоревновательные психические состояния спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок




После проведенных соревнований спортсмен пере­живает очень сложные психические состояния, особенности кото­рых зависят от многих факторов:

1) от полученного результата, ус­пеха или неуспеха и их общественной значимости;

2) от результа­та неожиданного или соответствующего запланированному заранее; от согласования результата с уровнем притязаний данного спорт­смена;

3) от напряженности проведенного состязания, трудностей той борьбы, которая обеспечила успех или привела к поражению;

4) от личностных качеств спортсмена, наличия у него перспектив­ных целей, их соответствия с показанными результатами, его воле­вых качеств, моральной и эмоциональной устойчивости и др.

То, как спортсмен переживает результаты своего участия в со­ревновании, как относится к успеху или неуспеху, имеет большое практическое значение, так как это оказывает значительное влия­ние на последующую работу этого спортсмена над собой, на воз­можности его дальнейшего роста при подготовке к последующим соревнованиям. При значимом для спортсмена успехе, естественно, он переживает удовлетворение, положительные эмоции радости, укрепления уверенности в своих силах, желание еще больше трени­роваться. Все это повышает активность спортсмена и благоприят­ствует дальнейшей работе.

Положительные эмоции при успехе иногда переживаются очень ярко и бурно выражаются во внешних реакциях: спортсмен в вос­торге прыгает, обнимает товарищей, он испытывает состояние лико­вания, необыкновенной радости, счастья. Обычно такие сильные и яркие эмоции возникают, когда победа или успех достались в до­стойной и трудной борьбе с сильным или равным противником. Но если напряжение борьбы было чрезмерно сильным, то спортсмен не сразу реагирует на успех положительно и требуется некоторый физический отдых, чтобы он пришел в себя и у него возникли адек­ватные психические реакции.

При спортивном успехе иногда у спортсмена возникают поло­жительные эмоции радости, которые могут иметь и неблагоприят­ное воздействие на его дальнейшую деятельность. Это бывает тогда, когда первые радостные впечатления переходят в самоуспокоение, благодушное настроение, беспечность. Такое состояние может воз­никнуть и как следствие чрезмерного восхваления победителя окру­жающими («гений!», «непревзойденный талант!», «великий спорт­смен!» и т. п.). В результате спортсмен теряет истинную меру само­оценки и оценки соперников, начинает пренебрегать систематиче­скими тренировками, нарушает строгий режим и в конце концов перестает «расти», теряет свои спортивные достижения.

При спортивном успехе после первого периода непосредствен­ных переживаний и эмоциональных реакций необходимо без особо­го промедления приступать к активной работе над дальнейшими планами совершенствования спортивного мастерства. Плохо, если первый период положительных эмоций радости затягивается и не переходит в активную целенаправленную деятельность. Переживая приятное настроение, недостаточно волевой спортсмен может, на­слаждаясь самолюбованием и бездействуя, переоценить свои успе­хи, зазнаться, получить излишнюю самоуверенность, которые под­крепляются эмоцией удовольствия. Так, спортсмен может пренеб­речь необходимостью закрепить свой успех, потерять драгоценное время подготовки к последующим соревнованиям. Поэтому после достигнутого успеха следует вместе с тренером своевременно, по возможности быстрее, переходить к планированию и осуществле­нию дальнейшей работы.

Послесоревновательные состояния разнообразны и оказывают разнородное влияние на последующую деятельность и поведение спортсмена. При неуспехе или поражении типичными являются субъективные отношения спортсменов, характеризующиеся эмоция­ми неудовольствия, огорчения, неудовлетворенности. Однако сле­дует иметь в виду, что проигрыш сопернику еще не означает неуспе­ха: если соперник был сильным, значительно превосходил своей подготовкой и мастерством, то проиграть ему можно и «с честью», и тогда это переживается как спортивный успех с эмоцией удовлет­ворения.

Если же поражение данного спортсмена было обусловлено его оплошностью, неудачными тактическими приемами или недостатка­ми в его подготовленности, то реакции могут возникать двоякого характера: отрицательные эмоции разочарования, обиды, огорче­ния, имеющие пассивный характер угнетения, упадка сил, потери уверенности, подавленности, безразличия. В иных же случаях от­рицательные эмоции огорчения принимают активный характер стенических эмоций -досады, неудовлетворенности с активным стрем­лением взять реванш, исправить в будущем допущенные ошибки или оплошности, еще активнее добиваться победы, работая над повыше­нием своего спортивного мастерства. Подобные реакции на неус­пех — залог благоприятных перспектив для спортсмена. При пло­хих результатах на очень ответственных соревнованиях у некоторых спортсменов, особенно возбудимых и эмоциональных, отрицатель­ные эмоции проявляются в резко аффективной форме, с бурным выражением отчаяния, в рыданиях, судорожных двигательных реак­циях. Они переживают при этом чувство позора, непоправимых утрат, безвыходности, безнадежности своего положения. При про­явлениях подобных ярко выраженных стрессовых состояний и приз­наков нервного срыва спортсмен нуждается во врачебной помощи и в дружеских словах ободрения со стороны товарищей и тренера. Наилучший способ утешения спортсмена при неуспехе - это трез­вый анализ допущенных ошибок или просчетов (после необходи­мого отдыха), активное включение в тренировку и подготовка к будущим выступлениям.



2015-12-13 729 Обсуждений (0)
Послесоревновательные психические состояния спортсменов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Послесоревновательные психические состояния спортсменов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (729)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)