Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Что такое маржинализм и «маржинальная революция»




В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значитель­ной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и эко­номике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования.

Основная идея маржинализма— исследование предельных эко­номических величин как взаимосвязанных явлений экономичес­кой системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также всего народного хозяйства (макроэкономика). В данном контексте современный маржинализм включает в себя ныне и неоклас­сическую и кейнсианскую экономические концепции, а «экономика впервые стала наукой, которая изучает взаимосвязь между данны­ми целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования»1. При этом следует иметь в виду, что альтернативная возможность предполагает ис­пользование ресурсов и затрату времени только для достижения какой-либо одной цели2.

Переоценку устоявшихся почти за двухсотлетнюю историю ценностей «классической школы», произошедшую в последней трети ХIХ столетия, в экономической литературе нередко харак­теризуют как некую «маржинальную революцию».

Поясняя суть произошедшей «революции», отметим, что маржинализм (от слова «маржиналь», которое в англо-французском переводе означает предел) базируется действительно на принци­пиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важных отличий от клас­сической политической экономии, авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величи­не. Так, например, по классической концепции в основе определе­ния цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке — издержками производства). А по концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продук­те при добавлении единицы этого продукта (блага)3.

Еще одно «революционное» отличие методологии маржинализма состоит в том, что, если «классики» подразделяли экономичес­кие явления тенденциозно, считая, в частности, сферу производ­ства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость — исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т.е. материальными, финансовым и трудовыми ресурсами. Поэтому именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа ре­зультатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом.

Далее, в сравнении с классической маржинальная теория ши­роко применяет математические методы, в том числе дифференци­альные уравнения (исчисления). Причем математика для маржинали­стов необходима не только для анализа предельных экономичес­ких показателей, но и для обоснования принятия оптимальных ре­шений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состо­яний и гипотез4.

«Революционные», можно сказать, подвижки обусловил маржинализм и в области количественной теории денег, так как «мар­жинальная революция» дала «новые доказательства» для постепен­ного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо—Милля5. В результате «пришло время» неформального при­знания главных функций денег, как-то: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления, или средства сохранения стоимости. Но главное — отпала необхо­димость поиска среди разнообразных функций денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб другим, и стало возможным признать: «Деньги— это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги»6.

Первыми авторами указанных «подвижек» явились И.Фишер и А.Пигу. Так, развивая традиции «американской школы» маржинализма, И.Фишер (1867—1947) вывел свое знаменитое уравнение обмена7. В свою очередь Д.Пигу (1877—1959) внес, по сути коррек­тиву в методологию исследования денег по Фишеру, предложив учитывать мотивы хозяйствующих субъектов на микроуровне (фир­мы, компании, частные лица), обусловливающие их «склонность к ликвидности» — стремление откладывать часть денег в запас в виде банковских вкладов или ценных бумаг и т.п. Отсюда, по Пигу, в той мере, в какой будет иметь место ликвидность денег, будет происходить и адекватная корректировка цен.

Наконец, «революционным», пожалуй, можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о первичности и вторичности экономических категорий, считавшийся столь важным у «клас­сиков». Это произошло, прежде всего, благодаря предпочтению ка­узальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономи­ческой теории в точную науку.

Необходимо подчеркнуть, что факт начала «маржинальной революции» едва ли кем был замечен, А о том, что она уже свер­шилась, впервые провозгласил в 1886 г. Л.Вальрас. Он исходил из выдвинутых им идей анализа предельных экономических величин и имел претензии на первенство в этой «революции». Но посколь­ку в пределах трех лет, т.е. 1871 — 1874 гг., работы подобной направ­ленности были опубликованы также У.Джевонсом и К.Менгером, между этими тремя экономистами началась неразрешимая, каза­лось бы, тяжба о научном приоритете. Однако в 1878 г. ее неожи­данно прервал английский профессор Адамсон, случайно обна­руживший в Британском музее книгу тогда никому неизвестного немецкого автора Г.Госсена, изданную гораздо раньше (1854) и содержавшую изложение принципов маржинального анализа.

Между тем выяснилось, что и среди предшественников маржинализма — первооткрывателей категории «предельная полезность», используемой для анализа поведения потребителей, и пионеров математического анализа функциональных зависимостей для выявления равновесия в хозяйственной системе было сразу несколь­ко авторов. Ими оказались наряду с Г.Госсеном еще один немец­кий ученый и практик И.-Г. фон Тюнен, два французских иссле­дователя — Ж.Дюпюи и О.Курно8. В частности, П.Самуэльсон и своей лекции, прочитанной 11 декабря 1970 г. в Стокгольме на церемонии вручения ему Нобелевской премии по экономике, высоко оценивая их вклад в современную экономическую науку, говорил: «Но задолго до Маршалла, в 1838 г., О.Курно в своем классическом труде «Исследования математических принципов и теории богатства» применил аппарат дифференциального исчис­ления, обеспечивающего максимум прибыли. Вопрос о миними­зации затрат также был поставлен более ста лет тому назад. По крайней мере, им занимался фон Тюнен при рассмотрении понятия предельной производительности»9.

В современной экономической литературе главные теоретические принципы предшественников маржинализма (соответственно и «маржинальной революции») характеризуют обычно как первый и второй «законы Госсена». Согласно первому «закону» с увеличе­нием наличия данного блага предельная полезность блага умень­шается, а в соответствии со вторым «законом» оптимальная струк­тура потребления (спроса) достигается при равенстве предельных полезностей всех потребляемых благ.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)