Субъекты (участники) рынка
- Домохозяйства - собственники средств производства, потребители благ, получатели дохода; -Фирмы (предприятия) – используют факторы производства, производят блага, получают доход; - Государство - имеет политическую и юридическую власть, осуществляет контроль над хозяйствующими субъектами и рынком. Объекты рынка -товары и деньги. Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам. Характер субъектов и объектов рынка, их сочетание определяют конкретно-историческое содержание и особенности рынка. Важнейшими сущностными характеристиками рынка являются: · свобода хозяйственной деятельности, · свобода ценообразования, · личный экономический интерес, · высокая мобильность факторов производства, · полная ответственность за результаты деятельности, · ограниченная роль государства в хозяйственной жизни общества. Рынок выполняет многообразные функции. В них раскрывается его содержание и роль в экономической системе. Рынок выполняет: Информационную функцию -дает продавцам и покупателям информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности. Посредническую функцию - сводит продавцов и покупателей, позволяет товаропроизводителям обмениваться результатами своей деятельности. Ценообразующую функцию. На рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затраченным на них трудом. Здесь происходит согласование цены, т.е. производитель согласен продать товар по цене, которая покрывает затраты и обеспечивает прибыль, а потребитель согласен по данной цене купить товар, если он соответствует его потребности. Регулирующую функцию. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике. Стимулирующую функцию. Он побуждает ускорять научно-технический прогресс, снижать затраты и повышать качество товаров и услуг. Санирующую функцию. Малоэффективные, устаревшие предприятия разоряются, терпят банкротство. Современный рынок характеризуется сложной структурой и развитой инфраструктурой. Под структурой рынка понимается, внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, их удельный вес в общем объеме. Отдельные рынки, выделенные на основе различных признаков, образуют рыночную систему. Рынок можно классифицировать: -по объектам рыночного обмена - товарный (потребительских товаров, услуг, средств производства, рабочей силы, информации) и денежный ( денег, ценных бумаг, валюты); -по организации рыночного обмена - оптовый, розничный; -по формам собственности - частный, кооперативный, государственный; -по отраслям - текстильный, автомобильный, сельскохозяйственный и другие; -по видам конкуренции - рынок совершенной и несовершенной конкуренции; -по правовому положению - легальный, “теневой”, криминальный; -по географическому положению - местный, региональный, национальный, мировой. Для нормального функционирования рынка необходимы организационно-экономические условия, то есть инфраструктура. Она представляет собой комплекс организаций, учреждений, правил, положений действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования. К инфраструктуре рынков относятся биржи, торговые дома, магазины, склады, ярмарки, аукционы, банки, страховые компании, фонды, консалтинговые фирмы, торгово-промышленные палаты, службы занятости, информационные центры, аудиторские фирмы, рекламные агентства и т.д. Какие рычаги приводят рыночный механизм в действие? Основными элементами рынка являются спрос, предложение, конкуренция, свободное ценообразование. Они приводят рыночный механизм в действие, осуществляют координацию деятельности между производителями и потребителями Достоинство рынка в том, что это саморегулирующаяся система. Его отличает гибкость, способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Через него реализуется принцип свободы предпринимательской деятельности. Рыночный механизм позволяет выявлять и удовлетворять разнообразные потребности людей, повышать качество товаров и услуг, эффективно использовать ресурсы и достижения научно-технического прогресса. Рынок решает многие проблемы, но не все. Рыночный механизм саморегулирования не исключает стихийности экономических процессов, кризисов. Рынок не решает социальных проблем, не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, развитию фундаментальных научных исследований. Поэтому в современной экономике механизм рыночного саморегулирования дополняется корпоративным, государственным и межгосударственным регулированием. Сегодня рыночная экономика существует практически во всех странах мира. Но при этом имеется множество ее национальных моделей. Это связано с особенностями исторического развития, размерами территории и географическим положением страны, численностью населения и его национальной психологией, традициями народов, достигнутым уровнем развития экономики, социально-политической сферы, культуры и т.д. Среди национальных моделей наиболее типичными являются американская, шведская, немецкая, китайская, японская. Вопросы для самоконтроля
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (438)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |