Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания



2015-12-15 1357 Обсуждений (0)
Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

 

Курсовая работа

по дисциплине «Уголовно-процессуальное право»

на тему: «Дознание. Начальник ИУ как орган дознания»

Подготовил:

___________

 

Проверил:

__________
________________________

 

 

Рязань 2015


План

1. Введение

2. Дознание как одна из форм предварительного расследования. Общие условия производства дознания. Органы дознания, дознаватель: понятие и процессуальные полномочия. Начальник ИУ как орган дознания.

3. Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания.

4. Производство дознания в исправительных учреждениях. Особенности избрания в качестве меры пресечения заключение под стражу.

5. Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий

6. Окончание дознания составлением обвинительного акта. Структура и содержание обвинительного акта. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом

7. Заключение

8. Список литературы

 

Введение

Предварительное расследование является важным этапом уголовного судопроизводства, в рамках которого устанавливаются обстоятельства совершенного преступления, лицо, причастное к его совершению, формируется совокупность доказательств, используемая впоследствии в суде сторонами защиты и обвинения, а также судом при вынесении своего решения. Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования выполняют единую цель – расследование преступлений. В то же время дознание является самостоятельной формой расследования преступлений с присущими ей признаками.

Дознание имеет длительную историю своего формирования и становления как процессуальной формы осуществления расследования. С 1860 г. с момента издания «Наказа полиции о производстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступление или проступок» можно говорить о дознании как самостоятельном правовом институте. Дознание отличалось тем, что «делалось оно для предварительного удостоверения, есть ли основания приступить к следствию, посему строгий порядок последнего не соблюдается при дознании, а делаются одни расспросы без присяги»[1].

Дознание проводилось для установления признаков преступления и обстоятельств дела.

До советского периода развития отечественного уголовного процесса дознание рассматривалось исключительно как административная деятельность полицейских органов, а ее акты в качестве источников доказательств не признавались. Речь идет о том, что дознание в этот период российской истории располагалось вообще за рамками уголовного судопроизводства, это был аналог современным оперативно-розыскным действиям.

В советском уголовно-процессуальном законодательстве институт дознания подвергся существенным изменениям. Подход к решению проблемы доказательственного значения собранных материалов при производстве дознания, который существовал ранее, посчитали расточительством, результаты дознания отнесли к доказательствам, а его само превратили в разновидность предварительного следствия. Поскольку от термина «дознание» решили все же не отказываться, то сначала в теории, а затем и в законодательстве появилось понятие «предварительное расследование»[2].

Дознание стало рассматриваться как уголовно-процессуальная деятельность, строго регламентированная законом.

В период существования советского государства отмечается постепенное расширение компетенции органа дознания с введением определенных гарантий законности (стал допускаться защитник при производстве дознания). Кроме того, в период 70-х годов была введена протокольная форма, применяемая для процессуального оформления достаточно широкого преступлений небольшой тяжести, совершенных в условиях очевидности с целью обеспечения быстрого их раскрытия и расследования.

С принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) институт дознания обрел окончательное закрепление, получив законодательное определение.

Цель данной курсовой работы – проанализировать уголовно-процессуальное законодательство, регулирующее производство дознания, дать характеристику дознания как формы предварительного расследования, определить круг органов дознания, узнав их полномочия, охарактеризовать правовой статус должностных лиц подразделений дознания, ознакомиться с порядком производства данной формы предварительного расследования, раскрыть сущность прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и рассмотреть специфику производства дознания в условиях УИС.

 

Дознание как одна из форм предварительного расследования. Общие условия производства дознания. Органы дознания, дознаватель: понятие и процессуальные полномочия. Начальник ИУ как орган дознания.

С момента возбуждения уголовного дела проводится предварительное расследование, предназначением которого согласно ст. 73 УПК РФ является установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу. УПК РФ предусматривает две формы предварительного расследования преступлений – предварительное следствие и дознание (ч. 1 ст. 150 УПК РФ). Формы предварительного расследования различаются между собой по категориям тяжести расследуемых преступлений, по органам и должностным лицам, осуществляющим такую деятельность по процессуальным правилам и срокам производства по уголовным делам[3], итоговым процессуальным документам. Исходя из смысла Уголовно-процессуального закона, данные формы предварительного расследования должны существовать самостоятельно, взаимодополняя друг друга, выполняя при этом задачу расследования преступлений.

Значение дознания как одной из форм предварительного расследования заключается в том, что относительно предварительного следствия оно выступает упрощенной формой расследования преступлений в российском уголовном судопроизводстве. В то же время это нисколько не умаляет значения производства дознания. Так действия и решения дознавателей в ходе производства по уголовному делу обладают той же юридической силой, что и на предварительном следствии.

Дознание проводится по уголовным делам о преступлениях, совокупность которых предусмотрена в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ в качестве общих условий производства дознания закрепляет:

1) определение подследственности;

2) определение места производства дознания;

3) соединение уголовных дел, выделение уголовного дела и материалов уголовного дела в отдельное производство;

4) начало и окончание производства дознания;

5) недопустимость разглашения данных дознания;

6) меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества;

7) производство неотложных следственных действий;

8) общие правила производства следственных действий;

9) судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия;

10) восстановление уголовных дел;

11) обязательность рассмотрения ходатайств;

12) участие специалиста, переводчика и понятых;

Органом дознания является государственный орган, выполняющий, как правило, большой комплекс разнообразных полномочий. Одной из функций, осуществляемых данными органами является производство дознания. УПК РФ содержит исчерпывающий перечень органов дознания. Ст. 40 УПК РФ закрепляет, что к ним относятся:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

УПК РФ не только устанавливает перечень органов дознания, но и определяет в ч. 2 ст. 40 УПК РФ их функции:

1) производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно – в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно – в порядке, установленном статьей 157 УПК РФ;

Непосредственно производство дознания возлагается на должностных лиц подразделений дознания. Ими являются дознаватели. Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания или прокурора, или судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ;

В Уголовно-исполнительной системе начальники ИУ являются органом дознания по делам о преступлениях, совершенных как в расположении указанных учреждений, так и сотрудниками ИУ в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

По сложившейся практике начальник ИУ поручает производство дознания наиболее подготовленному сотруднику из числа оперативных работников. Это решение выражается в форме приказа (распоряжения) либо в должностной инструкции оперативного работника указывается, что он является дознавателем по уголовным делам. Инструкция утверждается начальником учреждения. В дальнейшем все решения по уголовному делу сотрудник-дознаватель обязан согласовывать с начальником ИУ.

Осмотр места происшествия как неотложное следственное действие в условиях ИУ необходимо провести как можно быстрее, ибо со стороны осужденных, обладающих преступным опытом, не исключена возможность уничтожения следов преступления. В процессе выполнения неотложных следственных действий может возникнуть необходимость производство обыска. Здесь ситуация упрощается, т.к. в соответствии с ч. 5 ст. 82 УИК РФ администрация вправе подвергать осужденных и помещения, в которых они проживают, обыску без санкции прокурора.

Анализ правоприменительной практики показывает крайне редкие случаи производства органами дознания ФСИН России неотложных следственных действий, обусловленные рядом объективных и субъективных причин. Производство неотложных следственных действий по делам компетенции следователя, как правило, осуществляют следователи ОМВД или СК России.

В заключении данного вопроса можно сделать следующие выводы:

1) Дознание выступает одной из форм предварительного расследования, являясь сугубо процессуальной деятельностью.

2) Дознание – это самостоятельная форма предварительного расследования, осуществляема дознавателями различных ведомств по уголовным делам небольшой или средней тяжести в порядке, предусмотренном УПК РФ.

3) Дознание проводится в соответствии с общими условиями производства предварительного расследования с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

4) В условиях УИС органом дознания является начальник ИУ, поручая производство дознания сотруднику оперативного отдела.

 

 

Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания.

Глава 32 УПК РФ непосредственно регулирует производство дознания. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ.

На сегодняшний день дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще на 30 суток. В определенных случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В случае исполнения запроса о правовой помощи срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

УПК РФ относительно порядка производства дознания предусматривается процедура – уведомление о подозрении в совершении преступления. Если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления, и в ходе дознания получены достаточные знания, позволяющие подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления. В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого.

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

1. дата и место его составления;

2. фамилия, инициалы лица, его составившего;

3. фамилия, имя и отчество подозреваемого;

4. число, месяц, год и место его рождения;

5. описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию;

6. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление;

При наличии данных, позволяющих подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК РФ, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм Уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. После этого копия данного уведомления направляется прокурору.

В заключении данного вопроса можно сделать следующие выводы:

1.Особенности производства дознания предусмотрены главой 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

2.Первоначальный срок производства дознания составляет 30 суток и может быть продлен до 12 месяцев.

 



2015-12-15 1357 Обсуждений (0)
Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Порядок и сроки производства дознания. Производство неотложных следственных действий органами дознания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)