Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий



2015-12-15 2714 Обсуждений (0)
Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий 0.00 из 5.00 0 оценок




В практической уголовно-процессуальной деятельности нередко возникают определенные сложности в применении уголовно-процессуального закона.

Неотложные следственные действия – это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому предварительное следствие обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Из этого следует, что возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий является исключительной компетенцией органов дознания. Его сущность заключается в вынужденной кратковременной передаче полномочий следователя органу дознания по возбуждению уголовного дела и производству первоначальных следственных действий. Если совершено преступление, предварительное следствие по которому не обязательно, то орган дознания не вправе начинать его расследование с производства неотложных следственных действий. По делам, подследственным органам дознания, предварительное расследование по установлению события преступления и совершившего его лица проводится дознавателем в форме дознания.

При обнаружении следователем признаков преступления, подследственного органу дознания, он должен принять меры по установлению события преступления и изобличению лица, его совершившего.

Подследственность органов дознания по производству неотложных следственных действий исчерпывающе установлена в ч. 2 ст. 157 УПК РФ. Этой нормой полномочия по возбуждению уголовных дел, предварительное следствие по которым обязательно, законодателем предоставлены органам внутренних дел как органам дознания. Они вправе возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по всем преступлениям, подследственным следователям СК РФ, следователям органов внутренних дел и следователям органов по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следователь, как субъект производства неотложных следственных действий в ч. 2 ст. 157 УПК РФ не указан и полномочиями возбуждения уголовных дел, подследственных органам предварительного следствия, не наделен.

В ч. 5 ст. 152 УПК РФ право на производство неотложных следственных действий по уголовному делу, подследственному другому органу предварительного расследования, предоставляется следователю. На основании данной нормы по делу, находящемуся в производстве у следователя, допускается при выявлении новых обстоятельств изменение первоначальной уголовно-правовой оценки события преступления, содержащейся в постановлении о возбуждении уголовного дела. Если после изменения квалификации преступления произошло изменение подследственности, то следователь по расследуемому уголовному делу производит неотложные следственные действия и направляет его руководителю следственного органа для решения вопроса о передаче по подследственности.

Завершая исследование компетенции следователя в части его подследственности по производству неотложных следственных действий, можно сделать следующие выводы:

1. законодатель не представляет следователю органов внутренних дел право возбуждать уголовные дела, подследственные органу дознания, проводить по ним дознание или неотложные следственные действия;

2. материалы предварительной проверки по письменному указанию прокурора подлежат направлению в орган дознания или орган предварительного следствия, уполномоченный принимать решение о возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 151 УПК РФ;

3. сведения, содержащиеся в материалах предварительной проверки, подлежат повторной уголовно-правовой оценке компетентным должностным лицом органа предварительного расследования при принятии решения о возбуждении уголовного дела;

4. неотложные следственные действия следователь вправе проводить по расследуемому делу, если изменение квалификации совершенного преступления вызвало изменение подследственности;

5. исходя из принципа назначения уголовного судопроизводства, а также требований об оперативности реагирования на совершенные преступления, следователю необходимо предоставить право при обнаружении преступления, подследственного органу дознания или иному органу предварительного следствия в случае необходимости возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные действия;

 

5. Окончание дознания составлением обвинительного акта Структура и содержание обвинительного акта. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.

По окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт. Это итоговый документ, составление которого означает окончание предварительного расследования в форме дознания. Обвинительный акт представляет собой документ, в котором дознаватель, действуя в пределах своей компетенции, основываясь на имеющихся в материалах уголовного дела доказательствах, делает вывод о необходимости привлечения лица в качестве обвиняемого и последующего привлечения к уголовной ответственности[5].

Обвинительный акт имеет практически такую же форму и содержание, как и обвинительное заключение. Однако обвинительный акт не только завершает дознание, но и придает подозреваемому по уголовному делу статус обвиняемого, что соответственно меняет его права и обязанности.

В соответствии со ст. 225 УПК РФ обвинительный акт должен отвечать определенным законодателем требованиям. В нем обязательно должны быть:

1. дата и место его составления;

2. должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3. данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4. место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5. формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6. перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7. обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8. данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9. список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Данное законодательное положение подвержено критике. С одной стороны, так как начальник органа дознания уполномочивает дознавателя на производство дознания, то вполне закономерно, что именно он утверждает итоговый документ. Однако думается, что нецелесообразно утверждение обвинительного акта лицом, который чаще всего не является специалистом в области предварительного расследования. Более оправдано предоставить право утверждения обвинительного акта непосредственному руководителю подразделения дознания.

После утверждения материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору, который рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему решение.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Прокурорский надзор является одним из средств борьбы с нарушениями законов при производстве дознания. Прокурорский надзор представляет собой непрерывное наблюдение за точным и единообразным применением закона[6]. Прокурорский надзор в данной области необходим.

Наличие прокурора и его правовой статус позволяет участникам производства дознания, избегая сложных судебных процедур, восстанавливать свои права в случае их нарушения. Прокуратура создает возможность оперативного реагирования на нарушение законности и, что более важно, их пресечения.

Статья 29 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 закрепляет предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, в качестве которого выступает соблюдение прав и свобод гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания, не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов[7].

В ходе досудебного производства по уголовному делу в рамках осуществления надзора за деятельностью органов дознания прокурор уполномочен:

1. требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания;

2. давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

3. отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, дознавателя;

4. утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

5. утверждать обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

Необходимо учитывать, что прокурорский надзор не ограничен полномочиями данного субъекта, закрепленными в статье 37 УПК РФ. Здесь следует обратиться к ст. 223 УПК РФ, регулирующей порядок продления срока производства дознания. Установленный срок дознания должен способствовать оперативному рассмотрению уголовных дел, так как данная форма расследования является упрощенной по отношению к предварительному следствию и должна отвечать своему предназначению. Продление предусмотренного срока в определенных случаях может и должно иметь место, хотя эта мера носит исключительный характер и применяется при наличии веских оснований. УПК РФ вопрос продления срока производства дознания оставляет в компетенции прокурора различных уровней, которые в каждом конкретном случае должны оценивать законность и обоснованность донной меры.

Для прокурора в процессе осуществления своих полномочий в части надзора предусмотрены определенные формы реагирования на выявленные нарушения. Это вынесение постановления, направление представления или предостережения о недопустимости нарушения закона[8].

Одним из элементов прокурорского надзора за деятельностью органов дознания является рассмотрение им уголовных дел, поступающих от дознавателей с обвинительным актом. В этом случае прокурор может принять одно из следующих решений:

1. об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;

2. о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями.

3. о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24-28 УПК РФ (в связи с примирением сторон, с деятельным раскаянием, в связи с непричастностью обвиняемого к совершению преступления, отсутствием события преступления и т. д.);

4. о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

В заключении данного вопроса можно сделать следующие выводы:

1) Прокурорский надзор является одним из средств борьбы с нарушениями законов при производстве дознания и представляет собой непрерывное наблюдение за точным и единообразным применением закона.

2) Рассмотрение прокурором уголовных дел, поступающих от дознавателей с обвинительным актом является, одним из элементов прокурорского надзора за деятельностью органов дознания.

3) Прокурор в ходе производства дознания имеет обширный круг полномочий по отношению к дознавателю.

Заключение

В завершении данной курсовой работы следует отметить, что на основании анализа уголовно-процессуального законодательства, научной литературы можно сделать ряд значимых выводов. Прежде всего, следует указать, что дознание выступает одной из форм предварительного расследования и является процессуальной деятельностью. Дознание можно определить как самостоятельную форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателями (следователями) различных ведомств по уголовным делам небольшой или средней тяжести, которая проводится в соответствии с общими условиями производства предварительного расследования с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ. Непосредственное производство дознания осуществляет дознаватель, при этом существенные процессуальные полномочия в данной области предоставлены начальнику подразделения дознания и прокурору. Производство дознания завершается вынесением дознавателем обвинительного акта. Данный процессуальный документ по своей структуре и содержанию практически не отличается от обвинительного заключения, однако в отличии от последнего не только завершает предварительное расследование, но и наделяет подозреваемого статусом обвиняемого.

Также следует отметить, что наряду с производством дознания в функции органов дознания входит производство неотложных следственных действий, которые служат цели закрепления доказательственной информации по уголовному делу.

В процессе осуществления органами дознания своей деятельности за соблюдением законности ими при реализации своих полномочий устанавливается прокурорский надзор, который представляет собой непрерывное наблюдение за точным и единообразным применением закона.

Однако нельзя говорить об отсутствии при производстве дознания проблем законодательного и практического характера. Необходима совместная работа законодателя, правоприменителя, ученых в области уголовно-процессуального права, чтобы добиться создания максимально эффективной системы расследования преступлений в российском уголовном судопроизводстве, которая будет предоставлять правоохранительным органам возможность оперативного расследования несложных уголовных дел в упрощенном порядке.

 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ (принят ГД 22 ноября 2001 г.) // «Собрание законодательства РФ».- 2001.- № 52

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) // «Собрание законодательства РФ».- 1996. -№ 25. - Ст. 2954

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996) // «Собрание законодательства РФ».- 1997.- № 2.- Ст. 198.

5. Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 25.11.2013) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19.08.1993, N 33, Ст. 1316.

6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 05.10.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ».- 1995.- № 47.- Ст. 4472.

7. Федеральный закон от 12.081995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // «Собрание законодательства РФ».- 1995.- № 33.- Ст. 3349.

8. Приказ Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250 (ред. от 07.11.2013) «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях» // «Российская газета».- 2006.- № 171.

9. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» // «Законность».- 2008.- № 2.

10. Приказ Генпрокуратуры РФ от 06 сентября 2007 г. № 137 (ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // «Законность».- 2007.- № 11.

11. Уголовный процесс: учебник для бакалавров / под ред. В.П.Божьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. – 514 с. – Серия: Бакалавр.

12. Уголовно-процессуальное право: Учебник / Под общей редакцией профессора, заслуженного деятеля науки РФ П.А. Лупинской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 591 с.

13. Крымов А.А., Гришин Д.А., Сулейманов Т.А. Осуществление уголовно-процессуальной деятельности органами и учреждениями ФСИН России : практ. рек. – Рязань : Академия ФСИН России, 2013. – Кн. 85. – 44 с.

14. Гришин Д.А. Дознание: Лекция. – Рязань: Академия ФСИН России, 2008.

15. Минеев И. Дознание в ИУ: Российская юстиция. – 2001.- № 8.- с. 60-61.

16. Рыжова Ю. Некоторые вопросы производства дознания в учреждениях УИС МЮ: Ведомости УИС.- 2003.- № 8.- с. 46.

17. Малышева О.А. Особенности производства дознания по уголовным делам о преступлениях совершенных в ИУ: Человек: преступление и наказание.- 2012.- № 3.- с. 84-88.

18. Сулейманов Т.А. Структура и содержание уголовно-процессуальной деятельности в УИС: Человек: преступление и наказание.- 2014.- № 2.- с. 125-128.

19. Барабанов Н.П. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия: Человек: преступление и наказание.- 2005.- № 1.- с. 63-69.

20. Лодкин А.Е. Дознание: история развития, проблемы, перспективы: Закон и право.- 2007.- № 6.- с. 73-76.

21. Кожевников А.Б. Задачи прокуратуры по надзору за исполнением законов при осуществлении дознания: Уголовное право.- 2009.- № 2.- с. 109-114.

 

 

 


[1] См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. Т6. Документы крестьянской реформы.- М.: Юрид. Лит., 1989. С. 435.

[2] См.: Колоколов Н.А. Не ограничится ли реформа предварительного следствия очередной сменой руководства // Уголовное судопроизводство. – 2007. - № 4. С. 5.

[3] См.: Уголовный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. – М.: Спарк, 2002. – С. 409.

[4] См.: Малышева О.А. О проблеме осуществления уголовно-процессуальной деятельности в исправительных учреждениях: сб. науч. тр. Псков. 2007.

[5] См.: Уголовный процесс. Досудебное производство: Учебник / Под ред. д. ю. н., проф. А. В. Гриненко и д. ю. н. А. В. Ендольцевой. – М.: ЦОКР МВД России, 2006. – С. 342.

[6] См.: Лопаткина Н.А. Институт судебного контроля на досудебных стадиях уголовного процесса России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар 2002. С. 15.

[7] См.: Винокуров Ю.Е. и др. Прокурорский надзор: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – С. 213.

[8] См.: Григорьев В.Н. и др. Прокурорский надзор: Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство«Элит», 2007.-С. 280.



2015-12-15 2714 Обсуждений (0)
Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Передача дела по подследственности после производства неотложных следственных действий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2714)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)