Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опрос как средство развития читателя-школьника



2015-12-13 1429 Обсуждений (0)
Опрос как средство развития читателя-школьника 0.00 из 5.00 0 оценок




По сравнению с комбинированными структура этих уроков выглядит проще. Для них характерны следующие этапы: а) организация учащихся к занятиям; б) краткий опрос учащихся (фронтальная беседа) по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным; в) постановка темы и определение основных целей занятий, а также сообщение плана нового материала; г) изложение новой темы; д) краткий опрос учащихся по новому материалу с целью более глубокого уяснения его узловых вопросов; е) задавание урока на дом. Как видим, при проведении этих уроков основное время затрачивается на работу над новым материалом, работа же по его закреплению (запоминанию) ограничивается лишь постановкой двух-трех контрольных вопросов учащимся. Опрос позволяет учителю установить обратную связь с классом, проверить эффективность проделанной работы. При опросе, ориентированном на развивающее обучение, контролируются не только конкретные знания и степень их освоенности, но и способность к их применению, определенные умения и навыки, важные для деятельности читателя в целом. Опрос, как всякое педагогическое действие, включает содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Содержательный аспект – рассмотрение того, что опрашивается, операционный – как методически организуется опрос и мотивационный – с какой целью он проводится. Содержанием опроса являются как знания, так и умения учащихся; это комплексное выявление уровня подготовки учащихся, чаще всего в устной форме (термин говорит о том, что ученик опрашивается), но и в письменном ответе может выявиться то, что усвоил ученик, изучая предмет. Здесь выделяются 2 вида опроса: индивидуальный опрос, когда опрашивается конкретный ученик, докладывающий результаты своей работы (устный пересказ, ответ на вопросы, репродукция учебника, выразительное чтение и т. п.), и фронтальный опрос, когда в освещении вопроса участвуют большое количество учащихся класса. В этом случае ответы учеников менее глубоки и обстоятельны, чем при индивидуальном опросе, однако подобный вид опроса охватывает большое количество учеников и позволяет убедиться в качестве подготовки всего класса. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. Пятибалльная система оценок.

  1. Внеклассное чтение на уроках русской литературы.

Уроки внеклассного чтения вошли в школьную практику преподавания литературы еще в 19 веке. Они предполагают свободный выбор самостоятельно прочитанных произведений для совместного обсуждения, дают возможность обращения к современной литературе. Для уроков внеклассного чтения характерны такие приемы, как игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы. Часто учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами , связывая эти уроки с основными темами программного материала. Однако это не всегда необходимо. Достаточно независимыми могут быть библиотечные уроки, обзоры новинок литературы, уроки посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации. Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Проблемы, изучаемые в программных произведениях получают развитие на уроках внеклассного чтения, так могут связываться класика и современная литература. Возможна «связь по автору», когда на уроке внеклассного чтения обсуждаются произведения автора, не включенные в программу. При планировании уроков внеклассного чтения рекомендуется тематическое разнообразие, сочетание произведений разных жанров, чередование разных видов уроков (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия и пр.) активизация читательской самостоятельности (различного вида групповые и индивидуальные задания)

 

  1. Развитие речи на уроках литературы.

В процессе изучения литературы происходит интенсивное развитие речи. В работе по развитию речи учащихся необходимо учитывать тр подхода: психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности; лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностр языкам; методико-лит, учитывающий возможности худ. л-ры, лит. ведения, критики и теории ораторского искусства. А процессе развития речи должно происходить взаимодействие нравств воспитания, интеллектуального и художественно-эстетического развития речи шк-в в процессе изучения худ.л-ры. Работа по развитию речи должна носить систематический характер, в ней присутствовать должна преемственность, использование самых разнообразных форм и приемов, стимулирующих творческую деятельность уч-ся. Основные направления работы по развитию речи:

· Словарно-фразеологическая работа с текстом худ. произв.

· Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов до индивидуально-творческих высказ-ний.

· Организация речевой деят. В процессе диалогического общения. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.

· Активизация межпредметных взаимодействий на уроках л-ры в аспекте речевой деятельности.

В школьной программе четко сформулированы критерии речевого развития школьников, к-рого они должны достичь в процессе обучения литературе в период с 5 по 12 класс.

  1. Изучение литературно-критических статей на уроках литературы.

В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство обучающихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность.

 

Отечественная методика преподавания литературы уделяла значительное внимание работе с литературно-критическими материалами в системе уроков по изучению литературного произведения. Сложности современного периода вызывают необходимость проявить усиленную заботу о совершенствовании данного направления в методике преподавания литературы при бережном сохранении положительных и оправдавших себя традиций. Требования к усилению работы по развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности ученика, уважение к его внутреннему миру, происходящие изменения в содержании литературного образования-все это заставляет по-новому осмыслить задачи изучения материалов критики в старших классах современной школы, вносить в эту работу определенные коррективы.

 

Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего - это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного произведения. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее конспект, ребята осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и вне текстовым материалом. Все это помогает создать ученику свое представление об анализе изучаемого произведения, выработать свою методику с художественной и учебной книгой.

 

Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. У обучающихся в процессе работы над критикой складывается представление, что «не столько материал, сколько сам подход, продиктованный современными общественными задачами и живым восприятием читателя, отличает литературную критику даже в тех случаях, когда речь идет о классическом наследии прошлого, входящем в культурный обиход современности» (Краткая литературная энциклопедия. Т.4.-М., 1967.- с.254). Это очень важно знать и понимать старшеклассникам в связи с тем, что в работе над произведением используется не только современная писателю критика, но и статьи, которые были написаны критиками значительно позднего времени, содержащие те или иные интересные и часто продиктованные временем, в которое жил критик, оценки произведения, элементов его поэтики, главных образов.

 

В каждой литературно-критической статье анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отраженные в произведении, но и явления самой действительности тех лет, споры, дискуссии, шедшие в интеллектуальных кругах и имевшие большое влияние на развитие русской литературы. Знакомство с этими явлениями, проблемами реальной жизни и дискуссионными позициями расширяют представление школьников об эпохе, воссоздают в их сознании картины духовной жизни общества.

 

Наша литературоведческая и методическая наука осмыслила художественные достижения прошлого и астоящего. Но результаты этого осмысления не становятся автоматически достоянием вступающего в жизнь каждого нового поколения. Решить эту задачу-почетная миссия учителя-словесника.

 

 

  1. Развитие письменной речи на уроках литературы. Виды письменных работ.

Развитие устной и письменной речи на уроках литературы тесно взаимосвязаны. Обучение устному ответу, сообщению, докладу часто требует предварительного составления плана, тезисов, конспектов, записи отдельных положений будущего высказывания. В то же время подготовка письменного изложения, сочинения, киносценария, работы-миниатюры включает в себя устные ответы на вопросы, пересказы художественного текста, устные сочинения, диалоги. Учитывая эту взаимосвязь, необходимо помнить о главных особенностях письменной речи, таких как монологичность, логическая упорядоченность, строгость построения фраз, наличие нетолько сочинительных. Но и подчинительных конструкций. С этим связаны трудности освоения письменной речи школьниками. В трудах методистов особое место уделено теории и практике школьного сочинения ()Рыбникова, Колокольцев, Айзерман, Ильин и др.)

Работа по развитию письменной речи многообразна, зависит от возрастных особенностей уч-ся, уровня их литературного и речевого развития, от рода и жанра изучаемого произведения, от поставленных учителем познавательных и коммуникативных задач.

Упражнения по развитию письменной речи:

· Репродуктивные: изложения подробное, сжатое. Выборочное, с заменой лица рассказчика, осложненное грамматическими заданиями.

· Репродуктивно-оценочные: изложения с элементами сочинения, включающ в себя собственные аналитические размышления над текстом типа небольших комментариев.

· Сочинения разных жанров: сочинение-миниатюра, сочинение по пословице, загадке, по личным наблюдением, сочинение по картине и т.д.

· Сочинения и изложния с элементами художественного творчества: рассказ о герое произведения, сочинение сказки, афоризма, загадки, расказа (по образцу изученных), домысливание неоконченных историй в соответствии с логикой развития сюжета и характера героев, художественные зарисовки, сценки, написание сценариев для постановки произведений в кино и театре. Различаются сочинения на литературные темы и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и личном опыте учащихся.

Сочинения на литературные темы:

· Соч. о литературных героях (индивидуальная, групповая, , сравнительная хар-ка образов-персонажей)

· Соч., основанные на анализе произведения в целом.

· Разборы отдельных эпизодов и частей пр-я.

· Рассуждения уч-ся об отношениях литературы и жизни.

Приемы работы в подготовке сочинения:составление плана, обсуждение самостоятельно составленных планов, выбор жанра письменной работы, обсуждение и выбор удачных эпиграфов, подбор текстового м-ла, формулировка отдельных положений. Уроки развития речи могут включать в себя специальные уроки обучающего сочинения.

 

  1. Обучение выразительному чтению на уроках русской литературы.

 

Выразительное чтение выступает как аналитико-синтетический прием усвоения текста и играет важную роль в литературном образовании школьников. Обучая выразит. чтению, учитель прививает навыки чтения сознательного, вдумчивого, прочувствованного и осмысленного. Звуковая наглядность - выразительное чтение, декламация – это использование образцов исполнения художественных произведений артистами, но чаще всего в качестве образцового выступает выразительное чтение учителя, к которому предъявляются высокие требования :чистота и литературная грамотность речи (культура дикции и орфоэпии), ясность и четкость логического рисунка, эмоциональная насыщенность.

Обучение выразительному чтению неотделимо от анализа изучаемого произведения. М.А.. Рыбникова указывала на то, что оно происходит не до, не после, а непосредственно в процессе анализа. Например, расстановка логических ударений в каждой из строчек анализируемого лирического стихотворения обосновывается, аргументируется учащимися. Таким образом. При обучении выразительному чтению необходимы

  • Тщательный текстуальный анализ. В процессе которого уясняется смысл читаемого;
  • Расчленение текста на речевые периоды и звенья;
  • Разметку необходимых трудных мест знаками партитуры(если в этом есть необходимость); (фразовые паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона, перелом интонации, замедление или убыстрение темпа);
  • Прослушивание и анализ исполнения.

Прививая навыки декламационного анализа, учитель развивает творческое воображение учащихся, воспитывает художественный вкус, обогащает речь.

 

  1. Методика изучения систематического курса литературы в старших классах. Монографическое и обзорное изучение тем.

Литература в старших классах (9-12) изучается на историко- литературной основе. Предполагается использование теоретико-литературных понятий, постановка серьезных вопросов познавательного и нравственно-эстетического порядка. Формируются нравственные и эстетические критерии оценки литературных произведений. В системе изучения курса на историко- литературной основе выделяются монографические и обзорныетемы. В центре монографической темы – писатель и его произведения. Одно или несколько произведений изучаются текстуально. В средних классах изучаются отдельные факты биографии писателя. В старших классах при изучении моногр. темы работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературного процесса, художественного мира писателя. Здесь важен отбор и расположение м-ла, использование мемуарной литературы, наглядности. Форма проведения уроков по биографии писателя разнообразна: урок-лекция, самостоятельные доклады уч-ся, работа по учебнику, заочные экскурсии, уроки-концерты и пр. это должно помочь понять своеобразие и сложность личности писателя

Основным видом работы при изучении монографической темы является чтение и изучение художественного текста. строя систему уроков учитель выбирает свой путь анализа (см. пути. методы и приемы).

Обзорные темывключают водные и обобщающие характеристики определенного периода общественно-литературного процесса, краткие обзоры. В обзорных темах присутствует краткий анализ художественных текстов, сведения о развитии культуры, критики, об отдельных писателях. Чаще всего обзорная тема раскрывается в ходе урока-лекции с элементами беседы, диалога, выразительного чтения, самостоятельных выступлений.

 

  1. Анализ государственной школьной программы по литературе. Цели, задачи, концепция, структура.

 

+----

Программа - документ, на основе которого осуществляется процесс литературного образования в школе. В школьной практике используются программы с грифом (рекомендовано, допущено) министерства образования. Это программы: Курдюмовой (1 и 2 варианты), Коровиной, Беленького, Маранцмана, Меркина - для общеобразовательных школ. Кутузова, Княжицкого - для общеобразовательных и инновационных школ. Ладыгина - для инновационных. У нас работают: Курдюмова 1, Кутузов, Коровина. Содержание программ базируется на основе стандарта по литературе, который содержит обязательный образовательный минимум. Структура и содержание программ: 1) Пояснительная записка, где определены цели, задачи, принципы преподавания, принцип построения программы и охарактеризован этап литературного образования. 2) Программа для конкретного класса. Внутри программы: разделы - темы - аннотации. 3) Внутри каждого раздела - рубрика теория литературы. 4) В каждом разделе - произведения для самостоятельного чтения.

Принципы построения программы: 1) хронологический, 2) жанровый, 3) тематический. Общий принцип построения курса литературы в 5-8 классах по традиционной программе - концентрический. В инновационных иные: родо-жанровый, проблематический. Для старших классов курс построен на историко-литературной основе, включает обзорные и монографические темы. Цель - дать представление об эпохе. Появляется новая рубрика - критика. Построен на основе линейного принципа. Программы для 9 классов: с середины 90-х годов существует 2 программы - это вызвано отменой закона об обязательном среднем образовании: 1) концентрационная, 2) линейная.

Курдюмова-2. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формировать ее нравственную позицию, эстетический вкус, совершенному владению речи - более воспитывать, развивать. Принцип построения - хронологический в сочетании с жанровым и тематическим (средние классы), историзма (старшие классы). 5 класс - фольклор, русская народная сказка: сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей 19 века., сказки русских писателей 20 века; содержание соответствует образовательному минимуму. Но вариативная часть представлена в основном русской литературой: 7 класс - УНТ: объем теоретико-литературных понятий - в соответствии с образовательным минимумом.

I.Пояснительная записка, II. Общая характеристика учебного предмета, курса, III. Место учебного предмета «Литература» в учебном плане, IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, V. Основное содержание, Произведения для заучивания наизусть, Произведения для самостоятельного чтения, VI. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН, VII. Календарно-тематическое планирование по литературе, КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ, Критерии оценивания знаний обучающихся с помощью тестов, Основные критерии оценки за изложение и сочинение, VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ

 

  1. Методика изучения систематического курса литературы в 5-8 классах средней школы.

 

  1. Основные этапы изучения литературного произведения в школе.

 

Изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными/ Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения (Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.-М.,1972). Различают два основных пути к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений (достаточно вспомнить экскурсии, проводимые М.А. Рыбниковой перед изучением стихотворений Пушкина и Фета). В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С.А.Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя, подготовительная беседа учителя с классом, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, рассматривание иллюстраций, экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения (Смирнов С.А. Преподавание литературы в V-VIII классах. М.. 1962. — С. 43). В качестве примера приведен рассказ учителя о быте Москвы ХVI века (перед изучением «Песни про царя Ивана Васильсвича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю.Лермонтова). Рассказ о быте Москвы, об опричнине, о торговле и кулачных боях-с умелым введением новых слов-подготовил учащихся к чтению и восприятию этого произведения. Основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ учителя или лекция; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; киноурок; экскурсия. Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов-свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица расскачика, с заменой диалога повествованием. В методической литературе приведено много примеров проведения вступительных занятий с учетом рода и жанра изучаемого произведения: рассказ об устном народном творчестве и видах сказок-перед чтением и изучением сказок (V класс); беседа о жанре сказке-были перед чтением «Кладовой солнца» М.М. Пришвина (VI класс); беседа о своеобразии драматического произведения перед чтением «Ревизора» Н.В.Гоголя (VIII класс) и многое другое. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения. Анализ произведения- наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В.Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. В качестве ведущей или отправной линии анализа также выбираются определенные компоненты. Так, раздумья над романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» можно начать с обсуждения его композиции; анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»-с рассмотрения художественного времени в нем. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литеатурного текста. Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету («вслед за автором»,целостный), «по образам» и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с пороизведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все большие места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для Х1 класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. Целесообразно использование заданий на карточках по тексту в сочетании с заданиями, ориентированными на целостное восприятие произведения, на интерес к его поэтике. Так, после краткого вступительного слова учителя перед изучением рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (сборник «Темные аллеи») одиннадцатиклассники, прочитавшие текст, выполняют предложенную работу по тексту. Во вступительном слове, учитывая знания основных биографических сведений о писателе, преподаватель расскажет, что сборник «Темные аллеи» был создан в 1937-1945 г. В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина не случайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни. В статье Ф.А.Степуна, напечатанной в первом томе восьмитомного собрания сочинений И.А.Бунина (М.,1993), отмечено: «Настаиваю, что сущность «Темных аллей» не в описании мимолетных встреч, а в раскрытии неизбывной трагедии человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви». «Темные аллеи» были написаны в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Бунин писал самозабвенно, сосредоточенно, он весь отдался написанию книги, о чем свидетельстует его дневниковые записи. В письмах Бунин вспоминал, что перечитывая Н.П.Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Он писал Н.А. Теффи, что «все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях» (Бунин И.А. Сочинения: В 3-х т. Т.3.-М., 1892.-С.522). Любовь в «Темных аллеях» чаще всего не просто кратковременна, она на мгновение озаряет жизнь человека и уходит, но навсегда остается в его памяти. На этом построено большинство сюжетов сборника.

 

  1. Словарная работа на уроках литературы в школе.

Словарная работа проводится систематически каждый урок как обязательный элемент образовательной системы.

Фрагмент словарной работы по тексту Пушкина «Руслан и Людмила»:

Дела давно минувших дней –

Преданья –

Соперники -

Угрюмы –

Пир не в пир–

Убрались домой–

Юная чета –

Лампада –

Безвестный -

Приемы работы:

n подбор однокоренных слов;

n подбор антонимов и синонимов;

n анализ состава слова и его этимологии.

Результаты такой словарной работы:

n Обогащение активного словаря;

n Сокращение речевых ошибок;

n Полноценное восприятие смысла; читаемого;

n Развитие стилеразличительных навыков.

n Словарная работа способствует формированию представлений об исторической эпохе

n Восстанавливает межпредметные связи, реализует культурологическую линию, намеченную в Государственной программе.

Пример проверочного словарного диктанта:

n Противники – соперники

n Супружеская пара- чета

n Судьба – рок

n Шлем с перьями- пернатый

n Густой лес – дремучий

n Правая рука - десница

 

  1. Технические средства обучения на уроках литературы в школе.

Художественная литература воспроизводит действительность в живых картинах, образах, и по существу, сама является наглядным изображением действительности. Однако, бывают случаи, когда усвоению литературного текста могут помочь изобразительное искусство, музыка, кино, телевидение и т.д., смежные виды искусства на уроке литературы, а так же разнообразные графические материалы принято называть наглядными средствами обучения. Применение наглядности на уроке и во внеклассной работе носит принципиально разный характер и преследует разные цели. На уроке наглядность полезна лишь тогда и в той мере, в какой она помогает углубить восприятие учащимися литературного произведения. Функции наглядности на уроке литературы.Главная, основная функция наглядности на уроке литературы - помочь учащимся в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи учащихся - одним словом, в решении всех тех задач, которые стоят перед учителем литературы. В распоряжении современного учителя имеются самые разнообразные средства наглядности: иллюстративно-художественные и графические материалы, грамзаписи и радиопередачи т.д. каждое из этих средств принадлежит к определенному виду наглядности: зрительной, слуховой и синтетической. Зрительная наглядностьимеет большое значение в преподавании литературы. Роль зрительной, наглядной опоры при изучении литературы могут выполнять репродукции портретов писателей, иллюстрации к произведениям, картины жанрового характера, фотографии мест, связанных с жизнью писателя, скульптурные фигурки героев книг, макеты и т.д. Хорошо, конечно, если весь арсенал имеющихся изобразительных средств становится привычным на уроке литературы, но снимки, помещенные в хрестоматии, как справедливо заметил еще давно В.В. Голубков, - это минимум того, с чем следует ознакомиться учащимся. Наборы открыток называют обычно раздаточным материалом. В этом названии достаточно точно передано их назначение: учитель может раздать ученикам разные открытки, а следовательно и учесть интересы и возможности каждого. Вместе с тем результаты труда отдельных учеников могут влиться в общую работу, так как каждая отдельная открытка является частью общей серии. В альбомах же приводится не только изобразительный, но и документальный материал - отзывы и высказывания как самого писателя, таки его современников и последователей, фрагменты писем и т.д. такое сочетание изобразительного и документального материала позволяет использовать альбомы как на уроке, в коллективной работе, так и для самостоятельных индивидуальных заданий. По своему педагогическому назначению к иллюстративно-художественной наглядности близки статичные экранные пособия - диафильмы и диапозитивы. Диафильмы носят обзорно-биографический характер либо посвящены отдельным произведениям. Первые включают портреты писателя и близких ему людей, документальные материалы, картины историко-бытового плана, а так же иллюстрации к его главнейшим произведениям. Слуховая наглядность.Умение почувствовать и оценить звуковой образ, созданный писателем, - необходимое условие полноценного восприятия произведения, особенно поэтического. И здесь на помощь учителя может прийти слуховая наглядность. Музыка и художественное чтение открывают широкие возможностидля активизации процесса преподавания литературы. Бывают даже случаи когда пластинки просто необходимы на уроке литературы. Нужно, например, не просто прочитать, но и услышать в исполнении сказителей сказку, былину. Одновременно нельзя забывать, что пластинка и магнитофонная запись все же «вторичная» наглядность и, наряду с целым рядом преимуществ (прежде всего - профессионализм исполнения), технические средства уступают живому учительскому чтения в плане установления контакта с аудиторией. Актерское чтение может многое открыть ученику, но если оно начинает вытеснять чтение учителя и ученика, то может, по видимому, одна из причин, почему некоторые учителя вообще оказываются от актерского чтения, что, конечно, тоже не разумно. Слуховая наглядность, как впрочем, и любая, требует от учителя меры и такта. Синтетические средства наглядности.Кино и телевидение соединяют в себе зрительную и слуховую наглядность, передают события во времени и пространстве и воссоздают действительность во внешне схожих с ней образах. Богатые возможности телевидения и кино делают их особенно перспективными в учебных целях. Однако их сложность, особенно телевставок, содержание и длительность которых не может регулировать учитель, подчас увеличивает те трудности, которые возникают перед учителем на уроках с применением технических средств. Современный учитель располагает рядом учебных фильмов. Прежде всего это фильмы биографического и обзорного характера, содержащие достаточно богатый иллюстративный материал - портреты писателей и их современников, фрагменты писем, хроникальные кадры, запечатлевшие писателей (например, Л. Толстого, В. Маяковского, А. Фадеева и др.) эти фильмы не без основания критикуют за иллюстративность, разно плановость и растянутость (некоторые из них имеют 4 и даже 6 частей). Поэтому их нецелесообразно использовать не целиком, а лишь фрагментально, например, хроникальные кадры или редкие портреты писателей и т.д. Другой вид учебных фильмов - киноэкскурсии по памятным местам. Экран как бы переносит учеников в Михайловское, Ясную поляну, Спасское-Лутовиново и т.д. конечно, кинофильм не заменяет экскурсии, но в какой-то мере создает эффект присутствия. Кроме того, в распоряжении учителя находится целая серия постоянно обновляемых телевизионных учебных передач. Таким образом, можно утверждать, что современный словесник располагает достаточно разнообразным наглядным фондом. Определение синтаксической функции.Планируя урок с применением наглядности, учитель, прежде всего, должен определить ее дидактическую функцию в системе уроков в целом и на каждом уроке в частности. На заключительном этапе изучения произведения наиболее распространены задания сопоставительного характера, которые помогают ученикам вновь воспринять литературное произведение целостно, оценивая его одновременного с нового для них угла зрения. Слушая, например, «Смерть поэта» в исполнении В. Яхонтова, ученики ощущают ораторский пафос поэзии Лермонтова, а исполнение того же стихотворения А. Остужевым заставляет их собственно почувствовать глубину трагического звучания поэзии Лермонтова. Если дидактическая функция наглядности не продумана, то эффективность урока бывает значительно ослаблена, а в отдельных случаях такой урок может оказать даже отрицательное воздействие на преподавание литературы. В соответствии с поставленной на уроке задачей учитель отбирает необходимый наглядный материал. При этом он должен учесть его качество и точно выверить его дозировку, а так же прояснить для себя концепцию авторов произведений смежных искусств, которые предполагает демонстрировать на уроке. Во всей системе уроков по теме и даже иногда на одном уроке целесообразно использовать разные виды наглядности комплексно. Например, на вступительном уроке по теме «Творчество В.В. Маяковского» вполне уместно показать кинокадры, запечатлевшего поэта, и послушать пластинку с записью воспоминаний современников о нем, а на уроке о жизни А.А. Фадеева - рассмотреть его портрет и послушать голос писателя. Эпизодические, как впрочем, и чрезмерно обильное, введение в урок наглядности педагогически не оправдано. Нецелесообразно, например, включать в урок всего один -два диапозитива или несколько кинокадров. Однако и перенасыщение урока наглядностью не только не приносит пользы, но даже оказаться вредны



2015-12-13 1429 Обсуждений (0)
Опрос как средство развития читателя-школьника 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опрос как средство развития читателя-школьника

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)