Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Права, полномочия и структура налоговых органов РФ



2015-12-15 638 Обсуждений (0)
Права, полномочия и структура налоговых органов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Налоговая система РФ представлена совокуп­ностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физиче­ских лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. форми­руют денежные доходы государства. Государству собираемые средст­ва нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборон­ной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР платежи государственных предприятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России при­вело к созданию налоговых органов, которые являются государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

Государственные органы, деятельность которых непосредственно связана с налоговой системой в России, созданы в 1991 г. Деятель­ность государственных налоговых органов регулируется Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федера­ции» от 21 марта 1991 г. № 943-1 и другими нормативными актами. В соответствии с Законом налоговые органы Российской Федера­ции являются единой системой контроля за соблюдением налогово­го законодательства, правильностью исчисления, полнотой исвое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Россий­ской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного зако­нодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Указом Президента Российской Федерации «О системе и струк­туре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу. Функции по при­нятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения, а также ведение разъяснительной работы по законодательству Рос­сийской Федерации о налогах и сборах переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с Постановлени­ем Правительства Российской Федерации «О Министерстве финан­сов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329 Министерство финансов Российской Федерации должно осуществлять координа­цию и контроль деятельности находящейся в его ведении Феде­ральной налоговой службы. Постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 утверждено По­ложение о Федеральной налоговой службе, которая является правопреемником Министерства Российской Федерации по нало­гам и сборам, а также Федеральной службы России по финансово­му оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связан­ным с представлением интересов Российской Федерации в проце­дурах банкротства.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обя­зательных платежей, а также за производством и оборотом этилово­го спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федера­ции в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным фе­деральным органом исполнительной власти, обеспечивающим пред­ставление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требова­ний об уплате обязательных платежей и требований Российской Фе­дерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

В ряде случаев, регламентированных Налоговым кодек­сом РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. При этом налоговые органы, органы государственных внебюджетных фон­дов и таможенные органы действуют в пределах своей компетен­ции и в соответствии с законодательством РФ, осуществляют свои функции посредством реализации полномочий и исполнения обя­занностей, установленных федеральными законами, определяющи­ми порядок организации и деятельности налоговых органов.

Деятельность этих органов регламентируется Налоговым и Та­моженным кодексами РФ. Все силовые структуры, так или иначе связанные в своей деятельности с контролем за соблюдением на­логового законодательства, к налоговым органам не относятся.

Налоговые органы наделены следующими правами и полно­мочиями.

Требовать от налогоплательщика (налогового агента) докумен­ты по формам, установленным государственными органами и орга­нами местного самоуправления, подтверждающие основания для ис­числения и уплаты (удержания и исчисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность налоговых расчетов и соблюдение сроков уплаты налогов. Налоговый кодекс РФ снял ограничение, ранее установленное Законом РФ «Об основах на­логовой системы в РФ» в виде запрета на получение сведений, составляющих коммерческую тайну. В связи с этим НК РФ опреде­лил режим конфиденциальности всех сведений, полученных налого­выми органами, а также порядок и случаи, при которых информация, имеющаяся у налоговых органов, может стать достоянием третьих лиц.

Проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ. С принятием Налогового кодекса РФ впервые определены правила проведения налоговых проверок, тогда как ранее регламентирова­лись только сроки и периодичность проверок для всех организа­ций (не реже одного раза в два года), а вопросы процедуры налого­вых проверок определялись налоговыми органами в своих внутренних инструкциях. В результате такого подхода организа­ция налогового контроля, прописанная в Налоговом кодексе РФ, основана не на принципе его тотальности и всеобщности, а на ос­нове выборки субъектов налогового контроля в зависимости от тех или иных критериев, определяемых налоговыми органами.

Производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетель­ствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы бу­дут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

Вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и пере­числением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а так­же в иных случаях, связанных с исполнением ими законодатель­ства о налогах и сборах.

Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налого­вых агентов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Осматривать (обследовать) любые используемые налогопла­тельщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и тер­ритории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогопла­тельщику имущества. Порядок проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ.

Определять суммы налогов, подлежащие внесению налогопла­тельщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным пу­тем на основании имеющейся у них информации о налогоплатель­щике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используе­мых им для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов до­кументов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленно­го порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение требований налогового законодательства.

Взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыски­вать пени в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Требовать от банков документы, подтверждающие исполне­ние платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сбо­ров и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, пла­тельщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени.

Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для про­ведения налогового контроля.

Создавать налоговые посты в порядке, установленном Нало­говым кодексом РФ.

Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски различного характера по вопросам применения налогового законодательства.

Налоговые органы осуществляют также другие права, преду­смотренные ст. 31 Налогового кодекса РФ.

Обязанности налоговых органов определены законодатель­ством, исходя из присущих им функций и необходимости соблю­дения правил, установленных в законодательных и нормативно-правовых документах. В частности, налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять конт­роль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению законодательства о нало­гах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы уста­новленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмот­ренном Налоговым кодексом РФ, соблюдать налоговую тайну, на­правлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта на­логовой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, — налоговое уведом­ление и требование об уплате налога и сбора.

За свои неправомерные действия налоговые органы несут от­ветственность в соответствии со ст. 35 НК РФ. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств феде­рального бюджета. Помимо этого вида ответственности, за свои неправомерные действия или бездействия должностные лица и ра­ботники налоговых органов несут и другие виды ответственности: административную, уголовную, имущественную.

Структура налоговых органов РФпредставляет собой еди­ную централизованную многоуровневую систему, организованную по вертикальному иерархическому принципу: инспекции федераль­ного, межрегионального, республиканского, областного (краевого) и районного (межрайонного) уровней. Каждому уровню налого­вых органов присущи свои специфические функции.

Высшим органом управления налогообложением в РФ является Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ).

Ко второму уровню относятся межрегиональные налоговые ин­спекции, созданные в каждом из семи федеральных округов России. В их обязанности вменено проведение проверок налогоплательщи­ков окружного уровня, перепроверок крупных налогоплательщиков и контроль за нижестоящими инспекциями в федеральном округе.

К третьему уровню относятся управления ФНС России (УФНС) по определенному региону: республике, краю, области, городам республиканского подчинения, входящих в состав РФ (Москве и Санкт-Петербургу).

К четвертому — государственные налоговые инспекции (Ин­спекции УФНС) городов областного, краевого подчинения, сельс­ких районов, районов в городах. Именно инспекции этого уровня занимаются в основном с налогоплательщиками по вопросам кон­троля за соблюдением налогового законодательства.

 



2015-12-15 638 Обсуждений (0)
Права, полномочия и структура налоговых органов РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Права, полномочия и структура налоговых органов РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (638)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)