Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный. Под ред. В.П.Мозолина, М.Н.Малеиной. НОРМА, 2004



2015-12-15 988 Обсуждений (0)
Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный. Под ред. В.П.Мозолина, М.Н.Малеиной. НОРМА, 2004 0.00 из 5.00 0 оценок




 

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ПЕРВОЙ

 

(Постатейный)

 

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 января 2004 года

 

Под редакцией профессора В.П. МОЗОЛИНА

и профессора М.Н. МАЛЕИНОЙ

 

Коллектив авторов:

 

Агафонова Н.Н., кандидат юридических наук - гл. 18;

Артеменков С.В., кандидат юридических наук - ст. 213 (в соавторстве с В.П. Мозолиным), 214 - 215, 217 (в соавторстве с В.П. Мозолиным); гл. 14, 15;

Безбах В.В., доктор юридических наук - гл. 11, 12; ст. 447 - 449;

Богачева Т.В., кандидат юридических наук - ст. 359 - 360, 380 - 381, ст. 408 - 412;

Глушкова Л.И., кандидат юридических наук - гл. 10;

Гришаев С.П., кандидат юридических наук - ст. 334 - 358;

Долинская В.В., кандидат юридических наук - ст. 96 - 106;

Ефимова Л.Г., доктор юридических наук - гл. 7; ст. 361 - 379, 382 - 384, 387 - 391 (гл. 24);

Кардакова З.А., кандидат юридических наук - ст. 385 - 386, 392;

Карпов М.В., кандидат юридических наук - ст. 432 - 446;

Малеина М.Н., доктор юридических наук - гл. 3, 8; ст. 274 - 277, 329 - 333, 393 - 394, 399 - 400, 402 - 404; гл. 27;

Масляев А.И., доктор юридических наук - ст. 216; гл. 19, 21;

Мозолин В.П., доктор юридических наук - гл. 1; ст. 48 - 56; гл. 5; ст. 132, 209 - 212, 213 (в соавторстве с С.В. Артеменковым), 217 (в соавторстве с С.В. Артеменковым); ст. 395 - 398, 401, 405 - 406;

Петровичева Ю.В., кандидат юридических наук - ст. 128 - 131, 133 - 141;

Попова С.М., кандидат юридических наук - ст. 107 - 112;

Рябов А.А., кандидат юридических наук - гл. 16; ст. 260 - 273, 278 - 287; гл. 20;

Свит Ю.П., кандидат юридических наук - ст. 57 - 86, 407, 413 - 419;

Сойфер Т.В., кандидат юридических наук - гл. 2;

Соменков С.А., кандидат юридических наук - гл. 29;

Фролова Н.М., кандидат юридических наук - ст. 87 - 95, 113 - 115;

Чернега О.А., кандидат юридических наук - ст. 116 - 123;

Эрделевский А.М., доктор юридических наук - гл. 9, 22.

 

Список сокращений

 

ВОИС - Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд РФ

ВС РФ - Верховный Суд РФ

ГТК России - Государственный таможенный комитет РФ

Госбанк СССР - Государственный банк СССР

Госкомимущество России - Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом

Госстрой России - Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

ЗАО - закрытое акционерное общество

КС РФ - Конституционный Суд РФ

МАП России - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

МВЭС РФ - Министерство внешних экономических связей и торговли РФ (ныне Министерство экономического развития и торговли РФ)

Мингосимущество России - Министерство государственного имущества РФ

Минздрав России - Министерство здравоохранения РФ

Минимущество России - Министерство имущественных отношений РФ

Минобразование России - Министерство образования РФ

Минфин России - Министерство финансов РФ

МКАС - Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ

МНС России - Министерство РФ по налогам и сборам

МПС России - Министерство путей сообщения РФ

МТП - Международная торговая палата

Роспатент - Российское агентство по патентам и товарным знакам

СНГ - Содружество Независимых Государств

СНК СССР - Совет народных комиссаров СССР

ТПП РФ - Торгово-промышленная палата РФ

УАТ - Устав автомобильного транспорта РСФСР

УЖТ - Устав железнодорожного транспорта РФ

ФАС - Федеральный арбитражный суд

ФКЦБ - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

ФСС - Фонд социального страхования РФ

ЦБ РФ - Центральный банк РФ

ЦИК СССР - Центральный исполнительный комитет СССР

 

Предисловие

 

Со времени введения в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации (с 1 января 1995 г.) прошло девять лет. В течение этого времени шел процесс непрерывного "освоения" содержащихся в Кодексе правовых норм и положений гражданами и организациями (юридическими лицами), государственными и муниципальными образованиями как субъектами гражданского права и, что особенно значительно, судами и иными правоохранительными органами в ходе их правоприменительной деятельности. За это же время было принято множество законов и иных правовых актов, как предусмотренных в ГК, так и прямо не предусмотренных в нем, но имеющих важное значение для развития гражданского законодательства в условиях существования в стране рыночной экономики. Только в 2002 - 2004 гг. вступили в действие такие Федеральные законы, как "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", "О несостоятельности (банкротстве)", "О валютном регулировании и валютном контроле", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации", "Об ипотечных ценных бумагах", "О личном подсобном хозяйстве", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Значительно обогатилась практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов по применению Гражданского кодекса.

Предлагаемый читателю научно-практический комментарий посвящен части первой Гражданского кодекса РФ, в которой инкорпорированы правовые нормы, относящиеся к общим положениям Кодекса, праву собственности и другим вещным правам, общей части обязательственного права, включая общие положения о договоре, т.е. положениям и институтам гражданского права, которые составляют основу всего гражданского законодательства. Без преувеличения можно сказать, что от того, насколько правильно понимаются и применяются правовые нормы, включенные законодателем в первую часть Гражданского кодекса, зависит судьба всего гражданского законодательства, в том числе и норм гражданского права, содержащихся в других законах. Более того, от этого зависит судьба не только гражданского законодательства как такового, но и эффективность всего российского законодательства в целом, регулирующего отношения в области функционирования рыночной экономики. Основу такого регулирования и права в целом, затрагивающего экономические интересы каждого человека, составляет именно гражданское законодательство.

Между тем в законодательной и правоприменительной деятельности государства в последнее время начинает формироваться весьма опасная тенденция придания так называемым публичным отраслям законодательства (административному, налоговому, бюджетному, земельному) доминирующего положения в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социально-экономической жизни общества. Примеров тому вполне достаточно. Так, частокол излишних административных правил установлен при государственной регистрации юридических лиц и отдельных граждан в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Налоговое законодательство деформирует сложившиеся в гражданском законодательстве правовые понятия и категории, например понятие филиала юридического лица. Бюджетное законодательство в нарушение ст. 124, 126 и 214 ГК РФ ограничивает гражданско-правовую ответственность государства лишь денежными средствами, предусмотренными ежегодными бюджетами. Земельный кодекс РФ на будущее ликвидировал право пожизненного наследуемого владения земельным участком, предусмотренное ст. 216 ГК РФ.

В результате подобного рода нововведений резко снижается потенциал воздействия гражданского законодательства на общественные отношения, жизненно важные для общества в целом и каждого его члена в отдельности. Подобного рода новшества, безусловно, требуют повышенного внимания со стороны Конституционного Суда РФ. Да и суды общей юрисдикции и арбитражные суды при отправлении ими правосудия не должны соблюдать нейтралитет при определении судьбы гражданского законодательства.

В комментарии широко использовано все новейшее гражданское законодательство, включая правовые нормы, содержащиеся в законах комплексного характера. Комментирование статей Гражданского кодекса сопровождается аналитическим обзором постановлений Конституционного Суда РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, судебных решений, включенных Высшим Арбитражным Судом РФ в обзоры судебной практики по отдельным категориям гражданских дел или получивших признание судами на автономной основе.

Комментарий имеет научно-практический характер. В тех случаях, когда соответствующие положения Гражданского кодекса требуют доктринального толкования, авторы используют научные методы при определении содержания комментируемых норм права, прежде всего тех, которые нуждаются в изменении или дополнении.

Авторы выражают надежду, что настоящий комментарий будет способствовать укреплению правопорядка в сфере применения гражданского законодательства и развития рыночной экономики в интересах каждого человека и общества в целом.

 

30 ноября 1994 года N 51-ФЗ


 

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

(в ред. Федеральных законов от 20.02.1996 N 18-ФЗ,

от 12.08.1996 N 111-ФЗ, от 08.07.1999 N 138-ФЗ,

от 16.04.2001 N 45-ФЗ, от 15.05.2001 N 54-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 14.11.2002 N 161-ФЗ,

от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,

от 23.12.2003 N 182-ФЗ)

 

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3301.

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Подраздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Статья 1. Основные начала гражданского законодательства

 

Комментарий к статье 1

 

1. В комментируемой статье формулируются основные начала (принципы) гражданского законодательства, основанные на свободе в приобретении и осуществлении субъективных гражданских прав граждан (физических лиц) и юридических лиц, воспроизводятся конституционные гарантии единства экономического пространства в Российской Федерации.

Излагаемые в статье основные начала (принципы) и гарантии придают гражданскому законодательству новые качественные характеристики, позволяющие считать Гражданский кодекс РФ 1994 г. кодексом российского общества эпохи перехода к социально ориентированной рыночной экономике.

2. В п. 1 комментируемой статьи приводится перечень основных начал (принципов) гражданского законодательства:

1) под равенством участников гражданских правоотношений следует понимать их юридическое (но не экономическое) равенство по отношению друг к другу, символизирующее наличие горизонтальных отношений между участниками, не находящимися в служебном и ином юридическом соподчинении;

2) неприкосновенность собственности означает обеспечение возможности собственнику спокойно осуществлять все имеющиеся у него правомочия в отношении принадлежащего ему имущества с одновременным устранением какого-либо вмешательства в его деятельность и всех других лиц от неправомерного доступа к имуществу;

3) понятие свободы договора раскрывается в п. 2 комментируемой статьи как право граждан и юридических лиц свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Дополнительная характеристика свободы договора дается в ст. 421 ГК. С понятием свободы договора связано понятие диспозитивных норм, широко применяемых в гражданском законодательстве (п. 4 ст. 421). К сожалению, понятие свободы договора, содержащееся в указанных статьях, нельзя считать исчерпывающим. В частности, в них ничего не говорится о свободе лица выбирать себе контрагента по договору. В отличие от других основных начал, относящихся ко всему гражданскому законодательству, принцип свободы договора, каким бы важным он ни был, имеет более локальное значение - он применим лишь в договорном праве. Поэтому было бы логичным заменить его более широким понятием, применимым ко всему гражданскому законодательству, - принципом свободы граждан и юридических лиц на совершение правомерных юридических действий;

4) в содержании принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела ключевым является понятие частного дела как деятельности гражданина или юридического лица (как частного лица), основанной на частном интересе в сфере применения частного, а не публичного права. Это может быть и частнопредпринимательская деятельность, и частная жизнь гражданина в его политической и иной публичной деятельности, преследующей общественные интересы. Частное дело гражданина или юридического лица должно быть защищено законом от произвольного вмешательства в него со стороны любого лица и государства. Степень закрытости предполагается различной в зависимости от характера частного дела. Одна степень защиты будет, например, применяться при сохранении неприкосновенности частной жизни, другая - при занятии, например, розничной торговлей на улице города;

5) необходимость беспрепятственного осуществления гражданами и юридическими лицами гражданских прав является краеугольным камнем и условием функционирования гражданского законодательства. В конечном счете это вопрос о существовании в стране общего режима законности и правового государства;

6) прямым продолжением принципа, изложенного в п. 5, является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Ни одно из вышеперечисленных начал гражданского законодательства не имеет абсолютного характера. Все они подвластны каким-то исключениям юридического, а чаще всего фактического порядка. Главная ценность данных принципов состоит в том, что в своей совокупности они формируют гражданское законодательство как целостное системное образование демократического типа, способное наиболее эффективным образом регулировать имущественные и неимущественные отношения во вновь создаваемом в России обществе. Впрочем, в ряде случаев основные начала гражданского законодательства могут служить и непосредственным источником при определении прав и обязанностей сторон в конкретных правонарушениях, например при использовании аналогии права (п. 2 ст. 6 ГК).

3. В п. 2 закрепляется принцип свободы граждан (физических лиц) и юридических лиц в приобретении и осуществлении гражданских прав, предусмотренных законодательством. При этом понятия "своя воля", "автономия воли" и "в своем интересе" определяют общее направление в действии данного принципа на стадии применения гражданского законодательства. Разумеется, их нельзя толковать буквально, поскольку возможны случаи, когда гражданские права приобретаются и осуществляются "не своей волей" (например, действиями опекунов в отношении несовершеннолетних) и "не в своем интересе", а в интересах других лиц, общества и государства.

В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи говорится о возможности ограничения гражданских прав на основании федерального закона в указанных в нем случаях. При этом дословно воспроизводится содержание ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.

4. В п. 3 воспроизводится положение ст. 8 Конституции РФ о свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации как необходимом атрибуте единства экономического пространства страны. Положение о возможности введения ограничений на перемещение товаров и услуг может быть реализовано лишь в порядке осуществления государством властных полномочий путем принятия федерального закона. Что касается гражданско-правовых последствий, связанных с введением подобного рода ограничений, то они определяются в соответствии с общими правилами, закрепленными в ст. 401 ГК.

 

Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

 

Комментарий к статье 2

 

1. В комментируемой статье определяются виды общественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. С учетом особенностей объектов данных отношений и правового положения участников гражданского оборота дается правовая характеристика отдельных видов отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства.

2. Различаются три вида отношений, регулируемых гражданским законодательством: 1) имущественные отношения; 2) связанные с ними личные неимущественные отношения и 3) отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права и свободы человека, а также другие нематериальные блага.

Среди указанных отношений доминирующее положение занимают имущественные отношения, функционирующие в сфере экономики (абз. 1 п. 1 комментируемой статьи). Их основным объектом является имущество, выступающее или могущее выступать в качестве товара в товарно-денежном обороте. В связи с переходом к рыночной экономике происходит постоянное распространение имущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством, на новые категории имуществ. В их число уже сегодня входят, в частности, земля, другие природные ресурсы, многоэтажные жилые дома, иные жилые помещения, ставшие товаром.

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями (абз. 1 п. 1), чаще всего возникают по поводу права авторства, права на имя и других личных неимущественных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, личных неимущественных прав исполнителей произведений литературы и искусства. Объектами данных отношений являются права, не имеющие экономического содержания и не поддающиеся прямой денежной оценке. Обладатели этих прав в то же время имеют имущественные права, прежде всего право на пользование результатами интеллектуальной деятельности. В связи с этим они могут извлекать материальные выгоды и получать доходы на основе параллельно создаваемых имущественных отношений.

Отдельную разновидность составляют отношения по защите неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ (п. 2 комментируемой статьи). Данные отношения непосредственно не связаны с имущественными отношениями, хотя при нарушении соответствующих прав и свобод наряду с другими мерами может применяться денежная компенсация причиненного их обладателям морального вреда. ГК стоит на позициях открытого перечня прав, свобод и других нематериальных благ, защищаемых гражданским законодательством, что значительно расширяет сферу его применения.

3. В структуре отношений, регулируемых гражданским законодательством, особо выделяются отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, когда один из участников отношения является предпринимателем (абз. 3 п. 1 комментируемой статьи). При определении предпринимательской деятельности законодатель пользуется двумя критериями, имеющими конститутивное значение. Во-первых, такая деятельность должна осуществляться на риск предпринимателя и иметь своей целью систематическое получение прибыли. Во-вторых, она должна проводиться только физическими или юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателя в установленном законом порядке. Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, наряду с общими нормами регулируются специальными правовыми нормами, содержащимися в ГК (ст. 5, 23, 25, 401 и др.) и изданными в развитие ГК законами.

4. В абз. 1 п. 1 комментируемой статьи содержатся признаки имущественных и неимущественных отношений, регулируемых гражданским законодательством. Данные признаки позволяют индивидуализировать и соответственно отграничить указанные отношения от имущественных и неимущественных отношений, подпадающих под действие законодательства других отраслей права: трудового, семейного, административного, земельного, природоресурсного и т.п. К таким признакам относятся равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность участников отношений, регулируемых гражданским законодательством (о "равенстве" и "автономии воли" ("своей воли") см. комментарий к ст. 1 ГК). Под "имущественной самостоятельностью участников" необходимо понимать определенную степень обособленности имеющегося у них имущества, позволяющую в допустимых законом пределах распоряжаться им и нести самостоятельную имущественную ответственность. Чаще всего имущественная обособленность выражается в наличии у участников отношений права собственности или иного вещного права на имущество (право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения). Сказанное позволяет сделать общий вывод о том, что гражданское законодательство в принципе регулирует лишь так называемые внешние отношения между участниками (субъектами) гражданского права. Имущественные и иные отношения, возникающие между членами организаций внутри юридических лиц, как правило, регулируются законодательством других отраслей права, при условии, что в законе или учредительном договоре не содержится прямой отсылки к гражданскому законодательству. Так, отношения между работодателями и работниками по использованию наемного труда в организациях регулируются нормами трудового, а не гражданского законодательства. Внутренние же отношения, связанные с участием предпринимателей (акционеров, партнеров, членов) в деятельности коммерческих организаций, также подпадают в соответствии с нормами ГК под действие гражданского законодательства. Распространение действия гражданского законодательства на отношения, складывающиеся внутри коммерческих организаций, придает гражданскому праву РФ новые черты.

5. Помимо определения видов отношений, регулируемых гражданским законодательством, в тексте комментируемой статьи содержатся положения, относящиеся к правовому статусу участников гражданского оборота и общей характеристике основных категорий гражданских правоотношений.

Понятие гражданского оборота, употребляемое в п. 1 комментируемой статьи, включает в себя сделки и иные действия, направленные на возмездную и безвозмездную передачу имущества и иных объектов в рамках возникающих между участниками гражданских правоотношений. За пределами гражданского оборота находятся отношения, объектами которых являются неотчуждаемые права, свободы и другие нематериальные блага. Что касается участников (субъектов) гражданских правоотношений, то ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (абз. 2 п. 1). Допускается также участие в гражданских правоотношениях на началах предоставления национального режима иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1).

В п. 1 комментируемой статьи достаточно четко просматриваются три категории гражданских правоотношений, выделяемых законодателем: 1) правоотношения, касающиеся права собственности и других вещных прав; 2) правоотношения, связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (сюда же следует отнести правоотношения о неотчуждаемых правах, свободах и других нематериальных благах); 3) обязательственные правоотношения.

Все большее значение в настоящее время приобретает еще одна категория гражданских правоотношений - 4) информационные правоотношения. Выделение информационных правоотношений в отдельную категорию объясняется специфическими чертами их объекта и особенностями правового режима, применяемого при осуществлении субъективных прав и обязанностей участниками данных правоотношений (см. комментарий к ст. 139 ГК).

6. В п. 3 комментируемой статьи говорится об имущественных отношениях, не подпадающих под действие гражданского законодательства. Речь идет об отношениях, основанных на административном или ином подчинении одной стороны другой, т.е. об отношениях, в которых отсутствуют признаки, характерные для отношений, регулируемых гражданским законодательством (равенство, автономия воли и имущественная самостоятельность их участников). К таким отношениям относятся имущественные отношения, регулируемые административным, налоговым и иным законодательством публично-правового характера.

 

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

 

Комментарий к статье 3

 

1. В системе источников гражданского права положения комментируемой статьи имеют ключевое значение. Они определяют юридическую природу и иерархию нормативных актов, регулирующих отношения, указанные в п. 1, 2 ст. 2 ГК.

2. В п. 1 воспроизводится норма п. "о" ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция РФ не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. К таковым относятся: 1) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. "в" ст. 72) и 2) жилищное законодательство (п. "к" ст. 72). Так, в Законе РФ "О недрах" в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ <*> компетенция органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях включает принятие и совершенствование законов и иных нормативных актов субъектов РФ о недрах (п. 1 ст. 4 Закона).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.

 

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, жилищном, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. "к" ст. 72 Конституции РФ). Важно, чтобы законы и иные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по вопросам совместного ведения, находились в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). В случае их противоречия федеральным законам будет действовать федеральный закон.

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ. Так, вряд ли целесообразно на федеральном уровне принимать законы и иные нормативные правовые акты, касающиеся специфики местных услуг или товаров национального характера, оказываемых или производимых на территории отдельного национального округа.

3. В п. 2 комментируемой статьи содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия настоящего Кодекса термин "законодательство" использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время ГК под гражданским законодательством понимает лишь сам ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Данное нововведение прямо вытекает из ст. 10 Конституции РФ, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В абз. 2 п. 2 комментируемой статьи в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство ГК по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Положения комментируемого абзаца исходят из того, что система гражданского законодательства не ограничивается нормами ГК. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства ГК занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. В тех же случаях, когда указанные нормы не отвечают этому требованию, а их принятие диктуется интересами общества и государства, необходимо одновременно с принятием таких норм вносить соответствующие изменения в ГК.

4. В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после федеральных законов занимают указы Президента РФ.

Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, указанных в п. 1, 2 ст. 2 ГК, при условии их непротиворечия ГК и иным федеральным законам.

В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Первая категория конкретизирует нормы гражданского права РФ и иных действующих федеральных законов. Таким, например, является Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1194.

 

Вторая категория норм регулирует отношения, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция РФ и настоящий Кодекс позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ. Это нормы оперативного характера, которые впоследствии могут быть инкорпорированы в заменяющие их федеральные законы, если таковые должны приниматься Федеральным Собранием РФ. Примерами таких норм являются нормы, содержавшиеся в Указах Президента РФ от 22 июля 1994 г. N 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" <*>, от 4 ноября 1994 г. N 2063 "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" <**>, которые в последующие годы в большинстве своем были включены в федеральные законы.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1478.

<**> СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2972.

 

5. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в п. 4 комментируемой статьи, они принимаются на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента РФ. Так, в п. 4 ст. 426 ГК содержится норма, уполномочивающая Правительство РФ издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

ГК не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительного назначения. В этом их отличие от норм, могущих содержаться в указах Президента РФ. И в этом же их позитивное значение, поскольку наряду с нормами ГК и других федеральных законов они предназначаются для длительного использования. Иными словами, гражданско-правовые нормы, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ, предполагаются нормами стабильного действия.

6. В п. 5 комментируемой статьи говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться ГК или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание.

Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах. Первый вариант предполагает прямое нарушение ГК, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона. Так, согласно п. 1 ст. 22 ГК ограничение в правоспособности и дееспособности граждан может быть произведено в случаях и в порядке, установленных только законом. Второй вариант, касающийся противоречий указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ ГК и иным федеральным законам, может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается, когда непосредственно ГК не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право (ст. 216 ГК). В этом случае следует руководствоваться в конкретной правовой норме общими положениями, закрепленными в п. 1 ст. 2 ГК, в соответствии с которыми определяется предмет регулирования общественных отношений гражданским законодательством, в том числе об основаниях возникновения и порядке осуществления права собственности и других вещных прав.

7. К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (п. 6 комментируемой статьи), применяются общие правила гл. 1 ГК, касающиеся их действия во времени и в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии что они официально опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете". Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

Согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" <*> акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в названных выше изданиях, акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если при принятии указанных актов не установлен другой срок введения их в действие.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

 

В п. 6 комментируемой статьи указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием "иные правовые акты". По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством.

8. Нормы гражданского права содержатся также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (государственными комитетами, инспекциями, иными государственными органами). Это так называемые ведомственные нормативные акты, продолжающие сохранять устойчивые позиции в общей системе источников гражданского права и в связи с действием ГК.

Органы исполнительной власти могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими федеральными законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

В соответствии с Указом Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 г. - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Сис<



2015-12-15 988 Обсуждений (0)
Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный. Под ред. В.П.Мозолина, М.Н.Малеиной. НОРМА, 2004 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный. Под ред. В.П.Мозолина, М.Н.Малеиной. НОРМА, 2004

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (988)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)