Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Применение метода наблюдения в социально-психологических исследованиях



2015-12-15 6973 Обсуждений (0)
Применение метода наблюдения в социально-психологических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Если данные об исследуемом процессе, о деятельности ин­дивидов, группы, коллектива должны быть максимально «очищены» от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбо­ра информации, как наблюдение.

Наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иног­да и участием в них, имеет много общего с тем, как чело­век в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но существуют и глубокие различия. Наблю­дение как метод сбора научной информации — это всегда направленное, систематическое, непосредственное просле­живание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познава­тельным целям и может быть подвергнуто контролю и про­верке.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключа­ется в том, что оно осуществляется одновременно с разви­тием изучаемых явлений, процессов. Открывается возмож­ность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фик­сацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым соз­даются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказываться, ком­ментировать ситуацию.

На качестве информации сказываются установки наб­людаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно ме­нять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наб­людателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благопри­ятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюда­емую им картину и могут вызвать неоправданную поло­жительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) спо­собны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой группы людей, повышенной жесткости в оценке происходящего. Естественно, резуль­таты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно вос­принимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдае­мых.

Основные области применения наб­людения

Метод наблюдения эффективно используется при исследовании поведения индивидов и групп: в труде и общественной жизни, в сфере досуга, при изучении са­мых разнообразных форм общения между людьми. При анализе производственной деятельности объектом наблю­дения может стать то, как члены трудового коллектива реагируют на изменения условий, характера, содержания труда, на нововведения, касающиеся оплаты, норм выра­ботки, на внедрение рационализаторских предложений. Иными словами, наблюдаться должны значимые для участников трудового процесса ситуации, в которых наиболее остро, а иногда и в конфликтной форме, проявляется их отношение к работе, друг к другу.

Эффективен также метод наблюдения при психологическом анализе вопросов улучшения деятельности систе­мы образования. Методическую культуру преподавателя, навыки его общения со слушателями, их ак­тивность в ходе подготовки и проведения занятий, атмос­феру, микроклимат занятий трудно зафиксировать, если всего этого не наблюдать непосредственно. Как ни важны для оценки действенности, результативности системы образования различного рода доку­менты (программы, тексты выступлений, конспекты), они не передают живого духа занятий, характера обсуждений теоретических вопросов, полемики по поводу путей реше­ния производственных и социальных задач, стоящих перед коллективом. Практика контроля качества работы в трудовых коллективах может быть значительно усовершенствована путем внедрения на предприятиях соответствующих методик наблюдения.

К наблюдению как методу сбора психологической ин­формации обращаются при различных обстоятельствах. Во-первых, при получении предварительного материала для уточнения направлений планируемого исследования. Осу­ществляемое в подобных целях наблюдение расширяет видение изучаемого явления, способствует выделению зна­чимых ситуаций, определению «действующих лиц». Более того, непредубежденное, профессионально выполненное наблюдение тем и плодотворно, что открывает перед ис­следователем неизвестные ему ранее пласты, «срезы» со­циальной действительности, дает ему возможность отойти от традиционного понимания стоящей перед ним социаль­ной проблемы.

Во-вторых, к наблюдению обращаются для получения иллюстративных данных. Как правило, они существенно «оживляют», делают зримым несколько суховатый анализ статистики или результатов массового опроса.

В-третьих, наблюдение используют в качестве основного приема по­лучения первичной информации. Преследуя такую цель, необходимо соотнести позитивные и негативные аспекты метода. Если исследователь ставит перед собой задачу не только дать научное описание конкретных событий, опре­деленных форм поведения людей в значимых для них си­туациях, но и выйти на более широкие обобщения и пред­ложения, результаты наблюдения должны быть подкреп­лены данными, полученными при использовании других методов сбора социологической информации. Здесь под­черкнем лишь то, что результаты, полученные при исполь­зовании различных методов, дополняют друг друга, и зачастую трудно однозначно объявить какие-либо из них «эталонными».

Наблюдение планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое конкретное исследование. Уточняются цели, устанавливается объект и предмет наблюдения, формулируются основные гипотезы и задачи, конкретизируется вид (способ) наблю­дения, подготавливается документация и разрабатывается процедура фиксации наблюдений, проводится сбор, обра­ботка и анализ информации. Специфику содержания каж­дого этапа обусловливают характер изучаемой проблемы и особенности, присущие этому методу исследования.

Особенности наблюдения заключаются в том, что оно сопря­жено с изучением динамики отношений, характерных для деятельности индивида или группы людей. Здесь важно прежде всего не то, например, как рабочие относятся к бригадной форме организации труда, как воспринимаются ими изменения норм выработки, а то, каким образом чле­ны отобранных для исследования бригад действуют в кон­кретных производственных условиях в фиксированный промежуток времени, как решают задачу выполнения оп­ределенного производственного задания, каким образом реагируют на изучаемые нововведения в оплате труда и т. д. Все это исследуется не как сложившееся, а как про­исходящее, формирующееся, развивающееся.

В ходе опросов исследователь преимущественно имеет дело с усредненными данными, обобщенно отражающими реальное поведение респондента и выраженными в поло­жениях типа: «обычно я знаю, что мне предстоит делать в течение рабочего дня», «как правило, я ежедневно чи­таю газеты», «я часто выступаю на собраниях», «в бригаде дружеские, хорошие взаимоотношения» и т.д.

Другой вид опросной информации — ответы на прожективные вопросы (в их формулировке содержатся гипотетические ситуации; «если бы мог принимать участие в распределении нарядов на работу», «если бы увеличилась зарплата на 15%», «ес­ли бы я был директором»).

В методе наблюдения на этапе получения исходной ин­формации нет этих «обычно», «как правило», «если бы», но есть «сейчас», «здесь», «именно так». Тем самым цель, задачи, гипотезы при наблюдении хотя и более локальны, частны, но в то же время и более детализированы, чем при опросе. В них полнее представлена «живая ткань» событий, в них явно присутствует такой существенный фактор, как время.

Существует примерный перечень значимых элементов, свойст­венных всем наблюдаемым ситуациям. В опоре на них кон­кретизируются программа и научно-организационный план наблюдения. В этот перечень входят:

а) наблюдаемые — количество человек, участвующих в ситуации, социально-демографическая структура группы, характер взаимоотно­шений в ней, распределение ролей между участниками си­туации;

б) обстановка — место нахождения наблюдаемой ситуации, типичное для этого места социальное поведение, возможные отклонения в поведении участников наблюдае­мой группы;

в) цель деятельности группы — случайно или закономерно наблюдаемая ситуация, наличие определен­ных формальных или неформальных целей, ради которых собралась группа; совместимы или противоположны цели различных участников ситуации;

г) социальное поведе­ние — характер деятельности наблюдаемой группы, стимулы деятельности, на кого (на что) направлена деятель­ность, психологическая атмосфера в группе;

д) частота и продолжительность — время, длительность и повторяемость наблюдаемой ситуации, ее уникальность или типичность.

Разновидности метода наблюдения классифициру­ются по нескольким основаниям: по степени формализованности (структурализованное и неструктурализованное), в зависимости от степени участия наблюдателя в ис­следуемой ситуации (включенное и невключенное), по ме­сту проведения, условиям организации наблюдения (поле­вое и лабораторное), по регулярности проведения (систе­матическое и несистематическое).

Неструктурализованное наблюдение является слабо фор­мализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые об­щие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой груп­пы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктура­лизованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных, поисковых социологических исследова­ниях.

Если исследователь располагает достаточной информа­цией об объекте исследования и заранее способен опреде­лить значимые элементы изучаемой ситуации, а также со­ставить подробный план и инструкции для фиксации ре­зультатов наблюдений, открывается возможность проведе­ния структурализованного наблюдения. Этому типу наблю­дения отвечает высокая степень стандартизации, для фик­сации результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получае­мых различными наблюдателями.

Обращение к структурализованному наблюдению пло­дотворно при исследовании вопросов проведения собраний. В нем могут решаться задачи, связанные с определением состава выступающих и содержания выступлений, с изу­чением реакций аудитории на сообщаемую информацию и анализом процесса принятия решения, с выявлением ор­ганизационных характеристик собрания.

Документация для записи происходящего включает девять различных блан­ков, соответствующих этапам любого собрания:

1) общая характеристика собрания;

2) ситуация непосредственно перед началом собрания;

3) организационный период;

4) карточка докладчика, выступающего;

5) реакции участни­ков собрания на доклад, выступления;

6) общая ситуация во время прений;

7) ситуация во время принятия проекта решения;

8) ситуация во время принятия поправок и до­полнений к проекту решения;

9) ситуация после окончания собрания.

Иногда для удобства некоторые бланки могут быть объединены в единый документ. Далее выделяются значимые элементы поведения участников собрания: по­ложительное отношение к сообщаемой информации (одоб­рительные реплики, аплодисменты и т. п.); отрицательное отношение к сообщаемой информации (неодобрительные реплики, возгласы и т. п.); наличие интереса аудитории (требование дополнительной информации, вопросы к вы­ступающему, разговоры, связанные с обсуждаемым воп­росом); отсутствие интереса к сообщаемой информации (разговоры на посторонние темы, занятие посторонними делами). Наблюдая ту или иную реакцию участников собрания, проявление значимого момента ситуации, наблюдатель фиксирует, от кого эта реакция ис­ходила. Для этого предусматривается выделение следую­щих элементов объекта наблюдения: 1) президиум собра­ния, 2) большинство аудитории, 3) примерно половина аудитории, 4) меньшинство аудитории, 5) несколько чело­век, 6) один-два человека.

Приведем пример того, как могут выглядеть некоторые документы, фиксирующие результаты наблюдения выступ­лений на собрании:



2015-12-15 6973 Обсуждений (0)
Применение метода наблюдения в социально-психологических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Применение метода наблюдения в социально-психологических исследованиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6973)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)