Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Структура волевого акта



2015-12-13 1041 Обсуждений (0)
Глава 2. Структура волевого акта 0.00 из 5.00 0 оценок




Волевые действия человека характеризуются сложным психологическим содержанием. Общеизвестно, что у человека может возникать напряжение при необходимости осуществить ответственное волевое действие, сомнения, противоборство мотивов. Поэтому, важно раскрыть, что собой представляет в психологическом отношении волевой акт, каковы его звенья, егоструктура. [5]

Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах.

В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на осознанную цель, почти сразу переходит в действие, а сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается с помощью привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только дан импульс.

Для сложного волевого акта существенно, прежде всего, то, что между импульсом и действием вклинивается сознательный процесс. Действию предшествует учет последствий и осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана. Следовательно, волевой акт превращается в сложный процесс, включающий цепь различных моментов и последовательность стадий или фаз, тогда как как в простом волевом акте все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть представлены в сколько-нибудь развернутом виде.

В сложном волевом действии выделяются 4 основные фазы:

1. возникновение побуждения и предварительная постановка цели;

2. стадия обсуждения и борьба мотивов;

3. решение;

4. исполнение и контроль.

Первая фаза.

Основное содержание – возникновение побуждения и осознание цели, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение. Основа волевого действия – целеустремленная, сознательная действенность. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, стремление переходит в желание. Желание – это опредмеченное целенаправленное стремление. А, следовательно, зарождение желания означает возникновение или постановку цели. Но наличие желания, направленного на тот или иной предмет как цель, еще не является законченным волевым актом. Желание переходит в подлинно волевой акт, когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию. Но иногда за побуждением к действию и постановкой цели не сразу следует действие. Случается, что появляется сомнение в данной цели, или появляется несколько конкурирующих целей, или возникает мысль о возможных нежелательных последствиях, и в результате образуется задержка. И тогда между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов.

Вторая фаза.

Основное содержание – обсуждение и борьба мотивов.

Волевое действие обусловлено личностью в целом. Но в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. В результате человек вовлекается в конфликт и разгорается внутренняя борьба мотивов. Тогда в волевой процесс включается процесс интеллектуальный, который превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Волевой акт – это не активность, которая заключает в себе и самоограничение. Сила воли заключается не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавлять некоторые из них, подчиняя одни из них другим и любое из них задачам и целям, которым личные желания должны быть подчинены. Воля на высших своих ступенях – это не простая совокупность желаний, а известная организация их. Поэтому воля требует самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им. Прежде чем действовать, необходимо принять решение. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели совершается в результате решения.

Третья фаза.

Основное содержание – принятие решения.

Собственно, само принятие решения может протекать по-разному.

Иногда оно вовсе не выделяется в сознании как особая фаза, так как волевой акт совершается без особого решения. Те случается, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, – никаких внешних препятствий.

Иногда решение как бы само наступает, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Так случается, когда произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось – и все представляется уже в новом свете: принимается решение не потому, что человек считает нужным его принять, а потому, что никакое другое уже невозможно. Все разрешилось, и надо лишь констатировать решение.

Иногда же случается так, что до самого конца, каждый из мотивов сохраняет свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что другие побуждения утратили свою привлекательность, а потому, что осознана необходимость или целесообразность принести все это в жертву. В результате, само решение, а затем и следующее за ним исполнение сопровождаются ярко выраженным чувством усилия. Такое чувство усилия человек испытывает обычно, если решение не дает подлинного разрешения борьбе мотивов и когда победа одного мотива означает лишь подчинение остальных.

Описанные выше случаи отличаются друг от друга тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом – решение непосредственно слито с принятием цели; во втором – не отделилось еще от борьбы мотивов, являясь лишь естественным ее концом, а в третьем –противостоит как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности.

Но принять решение – еще не значит выполнить его. За решением должно последовать исполнение, без которого волевой акт не может считаться завершенным.

Четвертая фаза.

Основное содержание – исполнение решения и контроль.

Исполнение решения часто превращается в более или менее сложный длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия, которое ставит себе все более сложные, отдаленные и высокие, все труднее достижимые цели. Исполнение решения требует изменения действительности. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, только тогда начинается подлинная борьба – борьба за исполнение решения, за осуществление желания, за изменение действительности, за подчинение ее человеческой воле, за реализацию в ней идей и идеалов человека. Волевое действие заключает в себе реальное и идеальное отношение субъекта к объекту, личности к предмету, который выступает в качестве цели, к действительности, в которой эта цель должна быть осуществлена. Всякое волевое действие предполагает в качестве отправного пункта состояние, которое складывается в результате предшествующей ему длительной и сложной внутренней работы, которое можно было бы охарактеризовать как состояние готовности, внутренней мобилизованности. Само действие как исполнение протекает по-разному, в зависимости от сложности задачи и отношения к ней действующего человека. По мере того как исполнение решения в действии растягивается на какое-то время, от решения отделяется намерение. Намерение является внутренней подготовкой отсроченного или затрудненного действия. В сложном волевом действии для исполнения решения часто недостаточно намерения, даже если оно является самым лучшим и искренним. Прежде чем приступить к осуществлению отдаленной цели, требующей сложного ряда действий, необходимо составить план действий. Волевое действие в своих высших формах должно быть плановым действием. [6]

Говоря о контроле, важно как субъект оценит результат волевого действия, что зависит от сложившегося у личности типа контроля. Он бывает двух видов: интернальный (устойчивое качество личности, выражающееся в принятии человеком ответственности за совершенные им действия и происходящие с ним события, объясняя их своим поведением, ошибками и т.п.); экстернальный (устойчивая склонность личности приписывать ответственность за все происходящее с ней внешним факторам – случайности, обстоятельствам и т.п.) [4]

Поскольку волевой акт является сознательным действием, направленным на осуществление цели, человек оценивает результат, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Он констатирует удачу или неудачу и в некотором смысле напряженно и эмоционально переживает его как свой успех или неуспех. [6]

«Волевое действие – это в итоге сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир.» [6, с. 636]

Поступок
Поступок — сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в кjnjром он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок — основная единица социального поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме.

Локализация контроля или, иначе, локус контроля – это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям.


Первый вид локуса контроля называется экстернальным, т. е. внешним. Второй вид назван интервальным, т. е. внутренним. Понятие локуса контроля предложено американским психологом Д. Роттером. Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации.

 

15. Способности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части «Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам». Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н. А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идёт об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение — это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определённой деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий «темперамент» и «способности» . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определённой деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент — не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врождённые анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня[1].

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть толькозадатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» — проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» — формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[2] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.



2015-12-13 1041 Обсуждений (0)
Глава 2. Структура волевого акта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Структура волевого акта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1041)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)