Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Зависимость обследования от способа изображения



2015-12-15 2342 Обсуждений (0)
Зависимость обследования от способа изображения 0.00 из 5.00 0 оценок




(с натуры, по представлению)

При изображении с натуры предмет рассматривают в том ра­курсе, в котором будет выполняться изображение.

При этом нужно фиксировать внимание дошкольников на ви­димых частях (при сохранении в целом структуры обследования).

При изображении по представлению важно, чтобы дети могли «увидеть» не только основные формы предмета, строения, но и возможные их варианты. Для этого можно подобрать и обследо­вать с дошкольниками не один, а несколько предметов, фиксируя внимание на вариативности (разные яблоки, разные виды грузо­вых машин и т.д.). Н.П.Сакулина обращает внимание педагогов на необходимость подбора для обследования натуральных пред­метов (овощи, фрукты, цветы, веточки и т.п.).

Обследование игрушек, скульптур, изображающих животных, птиц, нужно проводить только после наблюдения их в живой природе, если это возможно. Важно, чтобы дети представляли образ «живым», выразительным, не статичным. По мере овладе­ния детьми изобразительной деятельностью обогащается запас усвоенных ими способов изображения. Возможность применить их нередко приводит детей к пассивности в отношении даль­нейшего наблюдения жизненных явлений и использования их при создании изображения. Ребенок обходится имеющимся за­пасом графических образов. Связь изображения с предвари­тельным наблюдением нарушается. Одной из задач руководства изобразительной деятельностью является развитие у детей потребности постоянно привлекать сенсорный опыт, обогащая его путем наблюдений. Это возможно, если предъявляются тре­бования к качеству изображения, последнее достигается при­влечением детей к оценке изображений.

Овладение способами изображения и способами восприятия по­степенно рождает у детей специфические черты художественного восприятия, когда ребенок, разглядывая какой-то предмет, начина­ет представлять способы его изображения, формы, краски и т. п.

Что бы ребенок не рисовал (лепил) «наизусть», важно, чтобы новое восприятие и представление было ярким, «живым», эмо­циональным, обогащающим знакомые, часто применяемые спо­собы изображения.

 

Итак, мы детально рассмотрели метод обследования, один из ведущих в обучении детей изобразительной деятельности и в раз­витии ребенка. Данный метод может быть представлен в структу­ре любого общедидактического метода. Если обследование ведет в основном педагог (что чаще всего бывает в младшей группе), который дает детям готовую информацию, этот метод можно отнести к информационно-рецептивным. Однако обследование чаще всего выглядит как репродуктивный метод, так как активи­зируется опыт детей, их знания, которые они применяют при рас­смотрении того или иного предмета (например, знание сенсорных эталонов форм, цвета и т.п.). Если в процессе обследования детей ставят в ситуацию сравнения нового предмета с подобным, под­водят к переносу знаний и умений на восприятие этого нового предмета, то можно говорить об обследовании как о репродуктивно-вариативном методе. Наконец, педагог может предложить детям самостоятельно рассмотреть какой-либо предмет. Напри­мер, в группе дошкольники все вместе рассматривали кошку, бе­резу и т.п. Им предлагают рассмотреть кошку дома, а потом рас­сказать, чем она отличается от той, которую видели в группе. Это обследование по характеру познавательной деятельности близко к эвристическому (частично поисковому). Самым старшим детям можно предложить (в течение какого-то времени) самостоятельно рассматривать машины (или дома, деревья), с тем чтобы на пред­стоящем занятии по рисованию нарисовать новую марку машины (необыкновенный дом, чудо-дерево и т.п.). Такой метод обследования можно отнести к исследовательским методам, где познавательная задача решается самостоятельно, а результат ее решения в процессе переработки впечатлений будет представлен в виде нового образа.

 

Таким образом, метод обследования не статичен. Развивающий эффект этого метода зависит от характера познавательной дея­тельности, которую он организует, а также от сочетания его с другими методами.

Обследование по возможности следует проводить после наблю­дений или «вкрапливать» в наблюдения. Тогда любая «неживая» натура (игрушки, овощи, фрукты и т.п.) «оживает». Как мы уже отмечали, обследование можно сочетать с художественным сло­вом, если оно обостряет восприятие и чувства. Иногда музыка, служащая эмоциональным фоном обследования (например, цве­тущей ветки вишни, сирени), обостряет восприятие и чувство. Педагог должен подойти к этому творчески.

 

Рассматривание предметов в начале занятия

В младших и средней группах часто в начале занятия проводят показ отдельных предметов. Рассматривание детьми мяча, ленточек, лопатки и т. п. проводят с целью привлечения внимания детей к за­данию и оживления их представлений. В течение остального време­ни занятия дети рисуют по представлению и к восприятию пред­метов не возвращаются, так как они не могут сравнивать свой рисунок с видимым предметом.

В старшей группе также создается необходимость внесения не­которых предметов для рассматривания. Например, перед рисова­нием или лепкой на тему сказки «Три медведя» воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изме­нение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает медведя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка.

 


11. Перечислите требования, предъявляемые к книжным иллюстрациям и картинам, которые применяются при обучении дошкольников изобразительной деятельности. Раскройте значение метода «рассматривание картин и книжных иллюстраций» в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности. Охарактеризуйте специфику применения данного метода в обучении рисованию и лепке. Предложите не менее 3-х вариантов тематических наборов книжных иллюстраций или картин, направленных на обогащение изобразительного опыта детей доступными способами изображения сюжетного содержания. Дайте письменное обоснование своего выбора, указав задачи обучения и способ применения.

 

 

Требования к картинам, книжным иллюстрациям, которые применяются при обучении дошкольников изобразительной деятельности:

- ясное, четкое изображение, лучше на «чистом» локального цвета фоне;

- композиционная простота и доступность содержания (проще, чем для специального рассматривания как произведения искусства);

- реалистичность изображения.

 

 

Метод рассматривание картин и книжных иллюстраций- широко ис­пользуется в обучении детей изобразительной деятельно­сти с целью – предварительного формирования представлений и замыслов в случаях, когда невозможно познакомить с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, а также после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения пред­ставлений.

Метод позволяет формиро­вать представление об изображаемом предмете, явлении, обога­щает изобразительный опыт дошкольников некоторыми доступ­ными способами изображения.

Например, наблюдение за рыбками в аквариуме мож­но дополнить рассматриванием их в атласе по биологии или в иллюстрированных энциклопедиях для детей и т.п. Фиксирован­ный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете.

Педагогу необходимо иметь тематические наборы предметных или сюжетных картин, на которых можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т.п. Целесообразно продемонстрировать колорит осени, зимы в картинах разных художников, чтобы дети лучше по­няли это средство выразительности. Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. Есть картины, иллюстра­ции, на которых можно увидеть достаточно простые способы изо­бражения движения, легко понимаемые и перенимаемые детьми. Это обогащает их изобразительный опыт новыми графическими образами. На картине можно показать доступный способ изобра­жения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше - наверху).

Применение при обучении рисованию

как предварительная работа:

· после наблюдений как дополнительный прием, помогающий пе­ревести наглядные образы в графические, сложившиеся при непосредственном восприятии;

· как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны.

Картины применяются главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально отражает образ. Средства художественной выразительности, с помощью которых художник создает произведение искусства, дают зрительно - воспринимаемый образ. Исследования психологов и педагогов показывают, что уже детям двухлетнего возраста доступно понимание картины как изображения предмета. Связь между персонажами картины, т.е. понимание действия, осознается несколько позднее, в возрасте 4—5 лет. Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, харак­терное для последующего изображения.

Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех слу­чаях, когда нет нужного предмета, а также может служить сред­ством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости.

Например, педагог показывает картину, чтобы объ­яснить изображение отдаленных предметов, которые в жизни ре­бенок воспринимал расположенными на ровной земле. С этой целью картина может быть использована в работе с детьми 6 лет, им уже доступно понимание такого способа изображения. Рассмат­ривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие — ниже, к краю листа.

Чтобы дети могли осознать использованный художником при­ем, нужно разъяснить его, так как на картине они воспринимают лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ кар­тины целесообразнее проводить до занятия или в начале его.

на занятии:

Если картины, иллюстрации принести на занятие, то самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более све­жим восприятием готового образа и дети невольно будут копировать их, подражать.

Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред — тормозит развитие изо­бразительных умений. Дошкольники не могут осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому они будут срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.

Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию. Этот прием следует использовать с осторожностью.

Ни в коем случае ни картину, ни иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

 

Применение при обучении лепке картина может быть использована и непо­средственно на занятии. Плоскостное изображение не дает прямо­го образца и потому не будет приемом механического обучения, ребенок сам должен найти приемы объемного изображения. Хо­рошо, если картина демонстрирует один и тот же предмет в раз­ных положениях.

 

Не следует путать рассматривание картины, иллюстрации как метода обучения с рассматриванием произведений искусства на специальных занятиях. Смысл этих занятий - развитие эстетиче­ских чувств, художественного познания мира, в развитии эмоцио­нальной, интеллектуальной, нравственно-волевой сфер личности. Дети с помощью взрослых познают искусство. Этот опыт, безусловно, сказывается на собственной художествен­ной деятельности детей. Воспринимая содержание художествен­ного образа через художественную форму в картине, дети лучше понимают колорит, композицию, линию и прочие способы выра­жения художником состояния природы, человека и самого худож­ника. По собственной инициативе ребята начинают заимствовать какие-то приемы, и это всячески надо поддерживать. Но ни в коем случае нельзя превращать такие занятия в специальный тренаж - «натаскивание» детей на подражание. Этим можно убить интерес дошкольников к искусству. От общения с искусством должно остаться чувство радости, востор­га, «очищения» души - это должны переживать и дети.

 

В каждом детском саду подбирается наглядный материал - создает­ся своеобразный фонд, в который входят репродукции картин худож­ников, иллюстрации, отражающие времена года, натюрморты, иллюстрации художников-графиков на темы, которые могут найти отражение в рисунке, лепке, аппликации детей. Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные сред­ства, используемые художниками. Иллюстративный материал лучше оформлять на паспарту. Подбираются открытки, фото, видео и др.



2015-12-15 2342 Обсуждений (0)
Зависимость обследования от способа изображения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Зависимость обследования от способа изображения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2342)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)