Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия



2015-12-15 4090 Обсуждений (0)
Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обуче­ния. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии.

Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач.

При обучении детей младшего дошкольного возраста чисто словесные указания применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Толь­ко в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать объяснение наглядным по­казом.

В сознании детей 5—6 лет слово вызывает воспоминание о нужном приеме и о том, какое действие при его употреблении на­до произвести.

Указания воспитателя могут быть обращены как ко всей груп­пе, так и к отдельным детям.

Для всех детей указания обычно даются в начале занятия. Их цель — объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Такие указания должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как ребята поняли объяснение, воспитатель в сред­ней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о по­следовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми сво­их действий. В младшей группе после объяснения и показа воспи­тателю следует напомнить, с чего надо начинать работу. В стар­ших группах предложить подумать, что будут рисовать или ле­пить, что самое главное, как расположить предметы.

После того как все ребята приступили к работе, воспитателю не следует спешить с индивидуальными указаниями и помощью. Надо определить, кто в данный момент нуждается в помощи, кто не начал работу или начал ее неправильно. С этими детьми вос­питатель выясняет причины непонимания задания и повторяет свое объяснение, показывает некоторые приемы работы.

Не всем детям нужны индивидуальные указания. Некоторые самостоятельно обдумывают, намечают изображение карандашом на листе, поэтому в дополнительных пояснениях не нуждаются. Указания в начале занятия нужны нерешительным, застенчивым детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится.

Однако не следует всегда предупреждать трудности встающие перед детьми. Некоторым из них можно отказать в дополнитель­ных разъяснениях, если педагог уверен, что они самостоятельно могут решить задачу, им только не хватает терпения и настойчи­вости. Кроме того, для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодо­левать.

Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Од­ним необходим поощряющий тон, вызывающий интерес к работе и уверенность в своих силах. Другим, самоуверенным детям сле­дует, предъявлять больше требовательности.

Указания педагога не должны быть прямой диктовкой, как изображать предмет в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. При указании на ошибку надо обращать внимание ребенка на нарушение смысла, логики в изображении: «Платье на девочке словно рваное» (плохо заштриховано), «Деревья падают» (неумело расположены), «Человек такой боль­шой, что не сможет войти в домик». При этом не следует разъяснить как исправить ошибку, пусть ребенок сам подумает над этим. Замечания должны делаться в доброжелательном тоне, чтобы дети чувствовали интерес воспитателя к их работе.

Индивидуальные указания не должны привлекать внимание - всех детей, поэтому их следует делать негромким голосом. Указа­ния всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие сшибаются. Тогда воспитатель предлагает всем прервать работу и выслушать его объяснение. К таким перерывам следует прибегать только в, случае крайней необходимости, так как это нарушает творческий процесс

 

Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

Поощрение - методический прием, который, по мнению Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, следует чаще применять в рабо­те с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнить работу хорошо, ощущение успеха. Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает ак­тивность детей, а ощущение неуспеха оказывает обратное влия­ние. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обосно­ванным должно быть переживание успеха.

Художественное слово широко применяется на занятиях изо­бразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование худо­жественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

Выразительное чтение художественных произведений способ­ствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть ис­пользовано не только на занятиях по иллюстрированию произве­дений литературы, но и при изображении предметов после их вос­приятия.

Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета, напри­мер: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» В загадке отмечают­ся некоторые детали формы — красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц.

С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых обра­зов предметов можно использовать короткие стихотворения и от­рывки из художественных произведений. В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изоб­ражения.

В начале занятия рисованием, лепкой на темы литературных произведений нецелесообразно применять другие приемы обуче­ния, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной фор­мой, словесный образ потускнеет.

Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художест­венных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Например, при иллюстри­ровании стихотворения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» почти у всех ребят получились хорошие работы, так как в этом произведении автор ярко описал внешний вид зверьков, их позы. Такие зримые образы помогают ребенку конкретно передать их. Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.

Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое.



2015-12-15 4090 Обсуждений (0)
Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Указания и пояснения воспитателя в процессе занятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4090)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)